Дело № 33а-2587 судья Осипова А.А. 2019 год
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 июня 2019 года город Тверь
Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Сергуненко П.А.,
судей Сиротиной Е.С. и Яшиной И.В.,
рассмотрела в порядке упрощенного (письменного) производства
по докладу судьи Сергуненко П.А.
материал по частной жалобе Правительства Тверской области на определение Калязинского районного суда Тверской области от 22 апреля 2019 года, которым постановлено:
«Заявление Правительства Тверской области о предоставлении рассрочки исполнения решения Калязинского районного суда Тверской области от 03 апреля 15 года по гражданскому делу № 2-164/2015 г. - оставить без удовлетворения».
Судебная коллегия
установила:
Правительство Тверской области обратилось в Калязинский районный суд Тверской области с заявлением о предоставлении рассрочки исполнения решения суда.
В обоснование заявления указано, что решением Калязинского районного суда Тверской области от 03 апреля 2015 года на Правительство Тверской области и Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области возложена обязанность установить и описать границы особо охраняемой природной территории регионального значения - памятника природы Лесопарковая зона дома отдыха «Фонвизино» площадью 393 га, расположенного вблизи деревни Ново-Окатово Калязинского района Тверской области, с указанием координат и отображением указанных границ на картографических материалах;
- возложена обязанность на Правительство Тверской области и Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области после установления и описания границ особо охраняемой природной территории регионального значения - памятника роды «Лесопарковая зона дома отдыха «Фонвизино» незамедлительно доставить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию отдельных участков, входящих в охраняемую природную территорию зонального значения - памятника природы «Лесопарковая зона дома отдыха Фонвизино», расположенного вблизи деревни Ново-Окатово Калязинского она Тверской области, для постановки на государственный кадастровый учет границ особо охраняемой природной территории регионального значения – памятника природы «Лесопарковая зона дома отдыха «Фонвизино».
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 29 июля 2015 года решение Калязинского районного суда Тверской области от 03 апреля 2015 года изменено, дополнен абзац второй резолютивной части решения районного суда указанием на срок исполнения решения суда - в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части решение Калязинского районного суда от 03 апреля 2015 года оставлено без изменения, апелляционные жалобы Правительства Тверской области и Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области оставлены без удовлетворения.
Вышеуказанное решение Калязинского районного суда Тверской области от 03 апреля 2015 года вступило в законную в силу 29 июля 2015 года.
23 марта 2016 года судебным приставом-исполнителем межрайонного отдела судебных приставов по особо важным производствам УФССП по тверской области в отношении должника - Правительства Тверской области возбуждено исполнительное производство № <данные изъяты>
28 марта 2019 года Правительство Тверской области обратилось в Калязинский районный суд Тверской области с заявлением, в котором просило предоставить рассрочку исполнения решения суда на срок до 19 августа 2019 года. В обоснование заявителем указано, что уполномоченными органами совершены действия, направленные на исполнение решения суда, которые подтверждают добросовестность действий Правительства Тверской области и обоснованность предоставления Правительству Тверской области отсрочки исполнения решения суда Правительством Тверской области в установленный срок.
В целях ускорения выполнения работ по установлению и описанию границ территорий Правительством Тверской области проведена работа по совершенствованию регионального законодательства, направленная на упрощение и ускорение процедуры установления и описания границ территорий. Указывают, что Министерством и Правительством Тверской области был подготовлен проект закона Тверской области о внесении изменений в закон «Тверской области от 08 декабря 2010 года № 108 - ЗО «Об особо охраняемых природных территориях в Тверской области», согласно которому в закон введена статья 5.1.
Вступление в силу названных изменений в установленных случаях повлекло утрату силы постановлением Правительства Тверской области от 10 февраля 2015 года № 64-пп. 09 октября 2018 года на заседании Правительства Тверской области вышеуказанный законопроект одобрен. 12 октября 2018 года распоряжением Губернатора Тверской области № 481 - рг законопроект внесен в Законодательное Собрание Тверской области в порядке законодательной инициативы. 25 октября 2018 года в двух чтениях депутаты Законодательного Собрания Тверской области одобрили внесение предложенных изменений в закон «Об особо охраняемых природных территориях в Тверской области».
Закон Тверской области от 09 ноября 2018 года № 50-ЗО «О внесении изменений в Закон Тверской области «Об особо охраняемых природных территориях в Тверской области» вступил в силу 12 ноября 2018 года. Согласно общедоступным сведениям, размещенным на сайте Законодательного Собрания Тверской области, Председатель Законодательного Собрания Тверской области сообщает, что Законодательное Собрание Тверской области вместе с Правительством Тверской области почти год активно работали над «этим законом», поэтому депутатский корпус практически без возражений единогласно принял его.
29 декабря 2018 года Правительством Тверской области принято постановление «О порядке создания, реорганизации, утверждения описания границ и упразднения особо охраняемых природных территорий регионального значения». Согласно данному постановлению также признаны утратившими силу постановления Правительства Тверской области, на которые суд ссылался при вынесении решения суда, в рамках исполнения которого запрашивалась отсрочка.
Принятием указанного постановления Правительство Тверской области также подтвердило свою добросовестность и намерения на скорейшее исполнение решения суда, в рамках исполнения которого запрашивалась отсрочка. 25 января 2019 года Правительством Тверской области принято постановление о внесении изменений в постановление Правительства Тверской области от 22 мая 2012 года № 263-пп «О комиссии при Правительстве Тверской области по вопросам организации и функционирования особо охраняемых природных территорий». В силу вышеперечисленных норм основания для рассрочки исполнения решения суда должны носить исключительный характер, сохраняя при этом соразмерность и обеспечение баланса прав и законных интересов всех участников исполнительного производства. С учётом приведенных обстоятельств, подтверждающих добросовестность Правительства Тверской области, заявитель предлагает рассрочить исполнение решения таким образом, что фактически позволит взыскателю и суду контролировать все промежуточные этапы дальнейшего исполнения судебного акта. Запрашиваемая рассрочка не приведет к нарушению прав взыскателя и неопределенного круга лиц на исполнение судебного решения в разумный срок.
Судом постановлено определение, резолютивная часть которого приведена выше.
В частной жалобе Правительства Тверской области ставится вопрос об отмене определения суда. В обоснование жалобы указано, что суд не применил положения подлежащих применению нормативных правовых актов, на которые ссылалось Правительство Тверской области, и не дал им оценки. И по существу руководствовался лишь интересами взыскателя Тверского межрайонного природоохранного прокурора.
Вместе с тем, обращаясь с заявлением о рассрочке исполнения решения суда, Правительство Тверской области привело доказательства: 1) совершенных в рамках компетенции действий, направленных на скорейшее исполнение решения суда; 2) невозможности исполнения решения суда Правительством Тверской области в ранее установленный судом срок в рамках имеющихся полномочий; 3) соблюдения прав и интересов неопределенного круга лица и возможности для взыскателя контролировать поэтапный ход исполнения судебного акта.
В целях ускорения выполнения работ по установлению и описанию границ территорий Правительством Тверской области проведена работа по совершенствования регионального законодательства, направленная на упрощение и ускорение процедуры установления и описания границ территорий.
Необходимость совершенствования регионального законодательства была выявлена уже в процессе исполнения решения суда (в период с 01 августа 2017 года по 11 января 2018 года).
Министерством был заключен государственный контракт на выполнение кадастровых работ на земельных участках, отнесённых к особо охраняемым природным территориям регионального значения с организацией ООО «ТрансИнжПроект», которой проведены работы согласно техническому заданию к государственному контракту. Акт сдачи-приемки выполненных работ между ООО «ТрансИнжПроект» и Министерством подписан 31 июля 2017 года.
Министерство 26 декабря 2017 года направило в Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области электронную версию карты (плана) территории памятника природы Лесопарковая зона дома отдыха «Фонвизине» для внесения сведений о территории особо охраняемого природного объекта в единый государственный реестр недвижимости.
Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области 11 января 2018 года сообщил о невозможности внесения в ЕГРН сведений о границах памятника природы и указал, что в соответствии с письмом Росреестра от 22 мая 2017 года направляемая в орган регистрации прав карта (план) объекта землеустройства должна содержать информацию о ее передаче в составе землеустроительного дела, сформированного в отношении соответствующего объекта землеустройства, в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.
Министерство не смогло в установленные сроки внести в ЕГРН сведения о границах памятника природы Лесопарковая зона дома отдыха «Фонвизино». Для установления и описания границ особо охраняемой природной территории было необходимо выполнить следующие мероприятия: оформить проект постановления Правительства Тверской области «Об установлении границы ООПТ»; провести общественные обсуждения проекта постановления Правительства Тверской области «Об установлении границ ООПТ» с приложением землеустроительного дела (организуется органом местного самоуправления, срок исполнения около 1 месяца); провести государственную экологическую экспертизу проекта постановления Правительства Тверской области об ООПТ (срок исполнения от 2 до 3 месяцев). Необходимость проведения данных мероприятий указана в постановлении Правительства Тверской области от 12.04.2012 года № 163-пп «О порядке рассмотрения документов и материалов, обосновывающих необходимость создания особо охраняемой природной территории регионального значения».
Таким образом, длительность исполнения решения суда была обусловлена в частности, требованиями пункта 2 постановления Правительства Тверской области от 10 февраля 2015 года № 64-пп «О внесении изменений в Постановление Правительства Тверской области от 12 апреля 2012 года № 163-пп «О порядке рассмотрения документов и материалов, обосновывающих необходимость создания особо охраняемой природной территории регионального значения, и принятия решения о создании особо охраняемой природной территории регионального значения», согласно которым:
установление и описание границ особо охраняемых природных территорий регионального значения (далее - территории), созданных (признанных таковыми) до дня вступления в силу Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», осуществляется нормативным правовым актом Правительства Тверской области на основании материалов комплексного экологического обследования территории с положительным заключением государственной экологической экспертизы проекта постановления Правительства Тверской области, устанавливающего и описывающего границы территории, с учетом заключения комиссии при Правительстве Тверской области по вопросам организации и функционирования особо охраняемых природных территорий в Тверской области и решения Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области о возможности установления и описания границ территории.
Федеральное законодательство подобных требований к установлению и описанию границ территорий не предъявляет.
В этой связи в целях ускорения выполнения работ по установлению и описанию границ территорий Правительством Тверской области проведена работа по совершенствования регионального законодательства, направленная на упрощение и ускорение процедуры установления и описания границ территорий.
Изучив представленные материалы, проверив доводы частной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены определения суда.
В соответствии с частью 2 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации частная жалоба рассмотрена в порядке упрощенного (письменного) производства без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения частной жалобы, без проведения устного разбирательства, а также без ведения аудиопротоколирования и протокола.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления Правительству Тверской области, пришел к выводу, что заявителем не представлено достаточных доказательств наличия исключительных обстоятельств, являющихся основанием для предоставления рассрочки исполнения решения суда.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия полагает возможным согласиться в связи со следующим.
Гарантированное ст. 46 Конституции Российской Федерации право на судебную защиту предполагает как неотъемлемый элемент обязательность исполнения судебных решений.
Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» устанавливает, что вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом (части 1 и 2 статьи 6).
В соответствии с частью 1 статьи 189 КАС РФ суд, рассмотревший административное дело, в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Частью 1 статьи 358 КАС РФ установлено, что при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ в п. 25 постановления от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» по смыслу положений ст. 37 Закона об исполнительном производстве, ст. 434 ГПК РФ, ст. 358 КАС РФ и ст. 324 АПК РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», при осуществлении судопроизводства суды должны принимать во внимание, что в силу пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки. По смыслу статьи 6 Конвенции исполнение судебного решения рассматривается как составляющая «судебного разбирательства». С учетом этого при рассмотрении вопросов об отсрочке, рассрочке, изменении способа и порядка исполнения судебных решений суды должны принимать во внимание необходимость соблюдения требований Конвенции об исполнении судебных решений в разумные сроки.
В силу вышеперечисленных норм основания для рассрочки и отсрочки исполнения решения суда должны носить исключительный характер, сохраняя при этом соразмерность и обеспечение баланса прав и законных интересов всех участников исполнительного производства.
Проанализировав вышеуказанные правовые нормы и оценив представленные в материалы дела доказательства, учитывая, что Правительству Тверской области неоднократно предоставлялась отсрочка исполнения решения, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления Правительства Тверской области о предоставлении рассрочки исполнения решения суда.
При вынесении судебного акта нарушений норм процессуального права не допущено.
С учетом изложенного приведенное выше оспариваемое судебное постановление сомнений в законности с учетом доводов частной жалобы не вызывает, а предусмотренные КАС РФ основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьей 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
определение Калязинского районного суда Тверской области от 22 апреля 2019 года оставить без изменения, частную жалобу Правительства Тверской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи