ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-25899/2016 от 19.12.2016 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. № 33а-25899/2016

Судья: Чекрий Л.М.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

председательствующего

Ильичевой Е.В.

Судей

ФИО1, ФИО2

при секретаре

Г.К.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 19 декабря 2016 года административное дело № 2а-4156/16 по апелляционной жалобе Местной общественной организации «Гражданское Объединение города Пушкина» на решение Василеостровского районного суда Санкт – Петербурга от 19 сентября 2016 года по административному исковому заявлению Местной общественной организации «Гражданское Объединение города Пушкина» к Невско-Ладожскому бассейновому водному управлению об оспаривании решения.

Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В., выслушав объяснения представителей административного истца Местной общественной организации «Гражданское Объединение города Пушкина» – Б.Е.А., С.П.А., представителя административного ответчика Невско-Ладожского бассейнового водного управления – Б.Н.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Местная общественная организация "Гражданское Объединение города Пушкина'' (далее также – общественная организация) обратилась в Василеостровский районный суд Санкт – Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным отказ Невско-Ладожского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов во включении предоставленных Департаментом Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Северо-Западному федеральному округу (далее – Департамент Росгидромета по СЗФО) сведений о Кондакопшинском болотном массиве в государственный водный реестр.

В качестве мер по восстановлению нарушенного права, административный истец просил обязать административного ответчика включить предоставленные Департаментом Росгидромета по СЗФО сведения о Кондакопшинском болотном массиве в государственный водный реестр.

Решением Василеостровского районного суда Санкт – Петербурга от 19 сентября 2016 года отказано в удовлетворении заявленных требований.

В апелляционной жалобе административный истец ставит вопрос об отмене состоявшегося решения суда и принятии нового, полагает решение постановленным при неправильном применении норм права и оценке доказательств.

В заседание суда апелляционной инстанции представители заинтересованных лиц – Департамента Росгидромета по СЗФО, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (далее – Росгидромет), Федерального агентства водных ресурсов Российской Федерации (далее – Росводресурсы) не явились, извещены судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, о причинах своей неявки в судебное заседание не известили, в связи с чем судебная коллегия, в порядке части 2 статьи 150 и статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, <дата> Местная общественная организация "Гражданское Объединение города Пушкина" обратилась в Департамент Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Северо-Западному федеральному округу (далее - Департамент Росгидромета по СЗФО) с заявлением, в котором ставила вопрос о проведении работ по включению сведений о Кондакопшинском болотном массиве в государственный водный реестр в соответствии с отчетом о характеристиках указанного водного объекта и просила в кратчайшие сроки передать сведения по данному водному объекту в Федеральное агентство водных ресурсов (далее - Росводресурсы).

В качестве приложения к заявлению общественной организацией при обращении был представлен отчет ФГБУ ГГИ (Федеральное государственное бюджетное учреждение Государственный гидрологический институт) по результатам инженерно-гидрографических работ для определения (уточнения) характеристик Кондакопшинского болотного массива.

<дата> Департаментом Росгидромета по СЗФО названное обращение общественной организации с приложением отчета ФГБУ ГГИ направлено в Невско-Ладожское бассейновое водной управление, являющееся территориальным органом Росводресурсов, с указанием на просьбу руководителя общественной организации о включении сведений о водном объекте в государственный водный реестр.

<дата> Невско-Ладожским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов (далее – Невско-Ладожское БВУ) направленные документы возвращены Департамент Росгидромета по СЗФО без рассмотрения. В сопроводительной сообщено, что внесением данных в государственный водный реестр о поверхностных водных объектах занимается Росгидромет.

Письмом от <дата> внесены корректировки в письмо от <дата>. Руководителю Департамента Росгидромета по СЗФО сообщено, что внесение сведений в государственный водный реестр в соответствии с водным законодательством и законодательством об информационных технологиях и защите информации осуществляет Федеральное агентство водных ресурсов, на основании сведений, представляемых, в том числе Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, в соответствии с порядком ведения государственного водного реестра, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата>№....

Письмом от <дата> департамент Росгидромета по СЗФО сообщил общественной организации о направлении их письма с приложением названного отчета в территориальный орган Росводресурсов (Невско-Ладожское БВУ), представил копии полученных ответов от 13 января и <дата>.

Обосновывая заявленные требования, общественная организация ссылалась на то, что в соответствии с действующим законодательством ведение государственного водного реестра осуществляется Федеральным государственным агентством водных ресурсов. Сведения о водных объектах, расположенных в границах речных бассейнов, об особенностях режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностях предоставляются Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Департаментом по Северо-Западному федеральному округу). Следовательно, Невско-Ладожское бассейновое водное управление, как территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов, было обязано включить предоставленные сведения о Кондакопшинском болотном массиве в государственный водный реестр.

Разрешая заявленные требования, суд установив, что ответственность за полноту и достоверность сведений о поверхностных водных объектах и особенностях их водного режима несут органы Росгидромета, относительно водных объектов, находящихся в федеральной собственности - непосредственно Федеральная служба, пришел к выводу, что действия административного ответчика по возвращению документов без рассмотрения в территориальный орган Росгидромета не противоречат закону, поскольку рассмотрение обращения общественной организации должно быть организовано с учетом установленной компетенции органами Росгидромета с разрешением вопроса о последующем направлении сведений в Федеральное агентство водных ресурсов для их внесения в государственный водный реестр.

Судебная коллегия полагает, что данные выводы суда основаны на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям положений частей 1, 2 статьи 8, статьи 31 Водного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", подпункта «в» пункта 12, пункта 26 Порядка ведения государственного водного реестра, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007 года N 253, пунктов 1, 5.4.1, 6 Положения о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденного Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 года N 372, пунктов 2, 3, 4 Порядка представления и состава сведений, представляемых Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, для внесения в государственный водный реестр, утвержденного Приказом Минприродресурсов Российской Федерации от 02 ноября 2007 года N 284, что подтверждается представленными при рассмотрении спора доказательствами, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка в соответствии со статьями 59, 62, 63 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверяя законность постановленного решения, судебная коллегия учитывает, что действия Департамента Росгидромета по СЗФО по направлению полученного обращения в территориальный орган Росводресурсов, а не в само Федеральное агентство водных ресурсов, общественная организация не оспаривает, об обязании направить поданные документы в Федеральное агентство, требований также не заявлено.

Статьей 1 Водного кодекса Российской Федерации от 03 июня 2006 года N 74-ФЗ определено понятие водного объекта, как природного или искусственного водоема, водотока либо иного объекта, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации болота отнесены к поверхностным водным объектам.

В силу статьи 6 указанного Кодекса поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено названным Кодексом.

Согласно части 1 статьи 8 названного Кодекса, водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи, в соответствии с которой пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

В силу пунктов 1, 2, 3 и 5 статьи 24 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений относятся: владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности; разработка, утверждение и реализация схем комплексного использования и охраны водных объектов и внесение изменений в эти схемы; осуществление федерального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов; установление порядка ведения государственного водного реестра и его ведение.

Частями 1, 4, 10 статьи 31 этого же Кодекса предусмотрено ведение государственного водного реестра представляющего собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах (часть 1).

В государственный водный реестр включаются документированные сведения, в том числе о водных объектах, расположенных в границах речных бассейнов, об особенностях режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностях (часть 4).

Ведение государственного водного реестра осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 10).

28 апреля 2007 года постановлением Правительства Российской Федерации N 253 утверждено Положение о ведении государственного водного реестра, пунктом 5 которого установлено, что ведение данного реестра осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов.

Согласно пункту 6, подпункту "в" пункта 7 и пункту 12 приведенного Положения реестр содержит, в том числе раздел "Водные объекты и водные ресурсы", в который включаются сведения о водных объектах, расположенных в границах речных бассейнов, об особенностях режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностях. Указанные сведения предоставляются Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - о поверхностных водных объектах и особенностях их водного режима и вносятся в реестр Федеральным агентством водных ресурсов.

Из изложенного выше следует, что поверхностный водный объект - болото, подлежит выявлению и признанию таковым уполномоченным органом в порядке, установленном законом. Документированные сведения о водном объекте включаются в государственный водный реестр.

Согласно пункту 2 Положения о ведении государственного водного реестра, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 253 от 28 апреля 2007 года, Реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, об использовании водных объектов, о речных бассейнах и бассейновых округах.

При этом законодатель ввел четкое разграничение полномочий предоставляемых государственным органам, исполняющим функции по ведению государственного водного реестра, в том числе и включение в него новых водных объектов на принятие решения о регистрации какого-либо объекта или права и решения о внесении записей в реестр как правоприменительную функцию, а также на процедуру регистрации с одновременным внесением записей в соответствующие перечни как форму государственного контроля.

Так, согласно пункту 5.4.1 Положения о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 года N 372, Росгидромет в пределах своей компетенции осуществляет государственный учет поверхностных вод и ведение государственного водного кадастра в части поверхностных водных объектов.

В соответствии с пунктом 4.6.3 Положения о территориальном органе Федерального агентства водных ресурсов, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 11 октября 2007 года N 264, территориальный орган Росводресурсов осуществляет государственный мониторинг водных объектов и организацию его проведения.

Пунктом 5.5.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 года N 282 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов" на Федеральное агентство водных ресурсов возложены полномочия по ведению государственного водного реестра, включая государственную регистрацию договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договору водопользования, а также прекращения договора водопользования.

Аналогичные положения, по распределению функций ведения государственного реестра водных ресурсов содержит и Постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007 года N 253 "О порядке ведения государственного водного реестра", которым разграничены полномочия предоставленные, указанным в нем органам.

Так, в силу положений подпунктов «в», «н» пункта 12 указанного Постановления Федеральным агентством водных ресурсов вносятся в реестр сведения, предоставляемые на безвозмездной основе:

в) Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - о поверхностных водных объектах и особенностях их водного режима;

н) органами местного самоуправления - о режимах особой охраны для водных объектов, расположенных в границах зон санитарной охраны водных объектов, установленных в соответствии с требованиями санитарных норм, о договорах водопользования, о переходе прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращении договоров водопользования, сторонами которых они являются, принятых решениях о предоставлении в пользование водных объектов, о прекращении права пользования водными объектами, предоставленными на основании этих решений, водных объектах и расположенных на них гидротехнических и иных сооружениях, находящихся в собственности муниципальных образований.

При этом подпунктом «б» пункта 13 Постановление N 253 "О порядке ведения государственного водного реестра" установлено, что порядок представления и состав сведений, указанных в пункте 12 настоящего Положения, определяются в случаях, предусмотренных в подпунктах "м" - "о" - Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Таким образом, исходя из анализа изложенных правовых норм, судебная коллегия приходит к выводу, что административный ответчик, являющийся территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов, не наделен полномочиями по исполнению функций внесения новых сведений о водных объектах в соответствующий государственный реестр, в связи с чем оспариваемый отказ Невско-Ладожского бассейнового водного управления, является законным и обоснованным, требования административного истца не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, полностью повторяют позицию истца, изложенную в суде первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 19 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: