Судья Уенкова О.Г. Дело № 33а-258
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
8 февраля 2018 года г. Иваново
Судебная коллегия по административным делам Ивановского областного суда в составе:
председательствующего судьи Холчевой О.П.,
судей Степановой Л.А., Луковкина Е.О.,
при секретаре судебного заседания Солдатенковой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 8 февраля 2018 года
по докладу судьи Холчевой О.П. административное дело по частной жалобе Регионального союза «Ивановское областное объединение организаций профсоюзов», представлению Прокуратуры Ивановской области на определение Ленинского районного суда г.Иваново от 22 ноября 2017 года о прекращении производства по административному делу по административному исковому заявлению заместителя прокурора Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области о признании незаконными п.2.3, 6 приложения № 1 и приложения № 2 к приказу Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области № 174 от 21 ноября 2016 года «О проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ивановской области»,
установила:
Заместитель прокурора Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд 13 октября 2017 года с административным исковым заявлением к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области (далее – Департамент), в котором просит признать незаконными: п.2.3 приложения № 1 «Документация (извещение) о проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ивановской области» к приказу Департамента № 174 от 21 ноября 2016 года «О проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ивановской области»; п.6 указанного приложения № 1 - в части установления максимального значения приведенной стоимости услуги регионального оператора на территории Ивановской области на период 2017-2031 годы в размере 10929611340 рублей; приложение № 2 к приказу Департамента № 174 от 21 ноября 2016 года «О проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ивановской области», в котором приведен расчет максимальной приведенной стоимости услуг регионального оператора.
Административные исковые требования мотивированы следующим. Департаментом проведен конкурсный отбор регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО). Приказом Департамента от 21 ноября 2016 года № 174 (далее – Приказ) утверждена документация о проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с ТКО на территории Ивановской области, при этом в п.2.3 приложения № 1 к Приказу содержатся сведения о количестве и источниках образования ТКО, в п.6 приложения № 1 к Приказу указано максимальное значение приведенной стоимости услуги регионального оператора на территории Ивановской области на период 2017 – 2031 годы - 10929611340 рублей, а в приложении № 2 к Приказу – расчет максимального значения приведенной стоимости услуги регионального оператора. На основании протокола о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора по обращению с ТКО на территории Ивановской области от 30 декабря 2016 года победителем конкурсного отбора признано ООО «Чистое поле-Центр». 17 января 2017 года между Департаментом и ООО «Чистое поле-Центр» заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Ивановской области, ООО «Чистое поле – Центр» присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО на период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2031 года. Прокуратурой Ивановской области проведена проверка исполнения Департаментом законодательства об утверждении конкурсной документации по отбору регионального оператора по обращению с ТКО на территории Ивановской области, в ходе которой установлено нарушение Департаментом требований нормативных правовых актов в сфере обращения с отходами производства и потребления, повлекшие неправильное определение приведенной стоимости услуги регионального оператора, а именно ее завышение на 891817450 рублей. В нарушение ст.16 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами», собственные расходы регионального оператора экономически необоснованны и ничем не подтверждены. Кроме того, при расчете максимального значения приведенной стоимости услуги регионального оператора Департаментом использованы недостоверные данные об объемах ТКО из раздела 3 территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с ТКО Ивановской области на период 2016-2031 годы, утвержденной приказом Департамента от 22 сентября 2016 года № 140. Судебным постановлением Верховного Суда Российской Федерации от 13 сентября 2017 года указанная территориальная схема обращения с отходами признана недействующей в части раздела 3 «Количество образующихся отходов». Использование ненадлежащих сведений об объемах ТКО привело к неправильному определению стоимости услуги регионального оператора, которая в соответствии с п.20 Правил проведения конкурсного отбора является одним из критериев оценки и сопоставления заявок для проведения конкурсного отбора. Применение Приказа нарушает права неопределенного круга лиц – жителей Ивановской области, на получение услуги по обращению с ТКО по экономически обоснованной цене.
Определением Ленинского районного суда г.Иваново от 22 ноября 2017 года производство по указанному административному делу прекращено.
На указанное судебное постановление поданы частная жалоба Регионального союза «Ивановское областное объединение организаций профсоюзов» и представление Прокуратуры Ивановской области с просьбой об отмене определения Ленинского районного суда Ивановской области от 22 ноября 2017 года.
Выслушав представителя административного истца Прокуратуры Ивановской области ФИО1, поддержавшую представление по изложенным в нем доводам, согласную с частной жалобой, представителя заинтересованного лица Регионального союза «Ивановское областное объединение организаций профсоюзов» ФИО2, поддержавшего частную жалобу по изложенным в ней доводам, согласного с представлением, возражения представителя Департамента ФИО3 и представителя заинтересованного лица ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» ФИО4, изучив материалы дела и обсудив доводы жалобы и представления, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены определения суда, полагая его законным и обоснованным.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд прекращает производство по административному делу в случае, если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным п.1 ч.1 ст.128 КАС РФ.
В силу положений п.1 ч.1 ст.128 КАС РФ судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.
Из материалов дела следует, что Приказом Департамента определено провести в срок до 31 декабря 2016 года конкурсный отбор регионального оператора по обращению с ТКО на территории Ивановской области.
Пунктом 3 Приказа Департамента утверждена Документация о проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с ТКО на территории Ивановской области в соответствии с Приложением № 1 к Приказу.
В пункте 2.3 указанного Приложения № 1 к Приказу изложены сведения о количестве и источниках образования ТКО в поселениях и городских округах, в п.6 Приложения № 1 к Приказу указано максимальное значение приведенной стоимости услуги Регионального оператора на территории Ивановской области на период 2017 – 2031 годы – 10929611340 рублей.
В Приложении № 2 к указанной Документации приведен расчет максимальной приведенной стоимости услуг Регионального оператора.
По результатам проведенного на основании Приказа Департамента конкурсного отбора регионального оператора по обращению с ТКО на территории Ивановской области победителем конкурсного отбора признано ООО «Чистое поле-Центр».
17 января 2017 года между Департаментом и ООО «Чистое поле-Центр» заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Ивановской области.
Наименование ООО «Чистое поле-Центр» изменено на ООО «Региональный оператор по обращению с ТКО».
Прекращая производство по административному делу, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с действующим законодательством (Правилами проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2016 года № 881) участниками правоотношений по проведению конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами выступают уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и юридические лица, подавшие заявку на участие в конкурсном отборе; спорные правоотношения не попадают под предмет регулирования КАС РФ и оспаривание конкурсной документации (её части) само по себе не образует самостоятельного предмета обжалования в порядке норм КАС РФ; оспариваемые действия Департамента по проведению конкурсного отбора регионального оператора по обращению с ТКО на территории Ивановской области не нарушают прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и не создают препятствий к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов неопределенного круга лиц.
Судебная коллегия полагает, что указанные выводы суда являются правильными и обоснованными.
Доводы частной жалобы и представления об отсутствии правовых оснований для прекращения производства по административному делу являются несостоятельными, поскольку основаны на ошибочном понимании норм процессуального права и характера спорных правоотношений.
Согласно материалам дела Департамент является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Ивановской области в сфере обращения с отходами на территории Ивановской области.
Из содержания указанного Приказа следует, что Приказ Департамента является ненормативным правовым актом, издан в целях организации проведения конкурсного отбора регионального оператора по обращению с ТКО на территории Ивановской области и затрагивает права и интересы субъекта Российской Федерации (Ивановской области) и юридических лиц в сфере экономической деятельности по обращению с отходами на территории Ивановской области; Приказ не нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, не налагает на последних каких-либо обязанностей и непосредственно не затрагивает права и обязанности неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч.2 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом изложенного, исходя из положений глав 1, 2, 22 КАС РФ, заявленные требования подлежат рассмотрению и разрешению арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.
Доводы частной жалобы и представления о том, что Приказ в оспариваемой части нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку был использован при установлении тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, являются несостоятельными, поскольку применение ненормативного правового акта, непосредственно не затрагивающего права и законные интересы неопределенного круга лиц, при издании нормативного правового акта само по себе не свидетельствует о нарушении таким ненормативным правовым актом прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Кроме того, из материалов дела и информации, содержащейся в открытых источниках, следует, что заместитель прокурора Ивановской области в интересах публично-правового образования Ивановская область обратился в Арбитражный суд Ивановской области с иском к Департаменту, ООО «Региональный оператор по обращению с ТКО» о признании недействительными конкурсного отбора регионального оператора по обращению с ТКО на территории Ивановской области и соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми отходами на территории Ивановской области, заключенного 17 января 2017 года между Департаментом и ООО «Региональный оператор по обращению с ТКО»; указанный иск принят к производству Арбитражного суда Ивановской области 27 марта 2017 года и до настоящего времени не разрешен; исковые требования мотивированы, в том числе несоответствием требованиям действующего законодательства Документации о проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с ТКО на территории Ивановской области, утвержденной Приказом Департамента, недостоверностью объемов ТКО, указанных в п.2.3 Приложения № 1 к Приказу, неправильным определением максимального значения приведенной стоимости услуги регионального оператора, указанного в п.6 Приложения № 1 к Приказу.
Доводы частной жалобы о не рассмотрении ходатайства Регионального союза «Ивановское областное объединение организаций профсоюзов» о вступлении в административное дело в качестве административного соистца не имеют правового значения с учетом установленных обстоятельств, не влияют на законность обжалуемого определения и не являются основанием для его отмены.
В целом все доводы частной жалобы и представления не свидетельствуют о нарушениях действующего законодательства, влекущих отмену обжалуемого судебного постановления.
Руководствуясь ст.316 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Определение Ленинского районного суда г.Иваново от 22 ноября 2017 года оставить без изменения, частную жалобу Регионального союза «Ивановское областное объединение организаций профсоюзов», представление Прокуратуры Ивановской области - без удовлетворения.
Председательствующий: Холчева О.П.
Судьи: Степанова Л.А.
Луковкина Е.О.