ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2592/2016 от 15.09.2016 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)

КОПИЯ

СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

дело № 33а-2592/2016

судья Русина Л.Г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Салехард 15 сентября 2016 г.

Судебная коллегия по административным делам суда Ямало-Ненецкого АО в составе:

председательствующего судьи Мосиявич С.И.,

судей коллегии: Домрачева И.Г. и Мочаловой Н.В.,

при секретаре Умниковой Е.Ю.,

рассмотрела в судебном заседании дело апелляционной жалобе представителя административного истца ФИО1 - ФИО2 на решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого АО от 29 июня 2016 г., которым отказано в удовлетворении иска ФИО1 к Межрайонной ИФНС России № 5 по Ямало-Ненецкому АО об оспаривании действий (бездействия) налоговой инспекции.

Заслушав доклад судьи Домрачева И.Г., судебная коллегия,

установила:

Представитель ФИО3 в интересах ФИО1 предъявила административный иск к МИФНС России № 5 по Ямало-Ненецкому АО (далее - налоговый орган, административный ответчик) об оспаривании действий (бездействия) налоговой инспекции, указав в его обоснование на то, что ФИО1 в рамках программы «Переселение жителей Ямало-Ненецкого АО из районов Крайнего Севера» Некоммерческой организацией «Фонд жилищного строительства Ямало-Ненецкого АО» (далее - Фонд) была предоставлена квартира, расположенная по адресу: <адрес>, общей площадью 42,8 кв.м. 31.12.2015 г. ФИО1 получила от Фонда уведомление о необходимости подачи налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в связи с приобретением жилья, уплате налога в сумме <данные изъяты> не позднее 15.07.2016 г. Полагая, что она должна быть освобождена от уплаты НДФЛ на основании п. 3 ст. 217 НК РФ, поскольку денежные средства, направленные на приобретение жилья, получены Фондом из бюджета округа и представляют собой социальные (компенсационные) выплаты, связанные с реализацией права участника программы на бесплатное обеспечение жилой площадью, ФИО4 письменно обратилась в налоговый орган с заявлением об освобождении НДФЛ, на которое получила письменный ответ об отсутствии оснований для удовлетворения заявления.

ФИО4 в суде участия не принимала, представитель ФИО3 просили иск удовлетворить.

ФИО1 в суде участия не принимала.

Представитель административного ответчика ФИО5 иск не признала с приведением доводов об отсутствии оснований для его удовлетворения и обоснованности отказа в освобождении от НДФЛ.

Рассмотрев дело, суд вынес решение об отказе в удовлетворении административного иска.

В апелляционной жалобе представитель административного истца ФИО2 просит об отмене решения суда первой инстанции с приведением доводов о том, что по условиям Положения по переселению жителей Ямало-Ненецкого АО из районов Крайнего Севера (утв. решением Совета Фонда №5 от 27.04.2014 г.), истец получила жилое помещение на безвозмездной основе; пункт Положения, предусматривающий обязанность участника программы по переселению нести все расходы, связанные с уплатой налогов, не может быть принят во внимание, поскольку указанное Положение не является нормативным правовым актом; денежная выплата, указанная в договоре о предоставлении жилья для переселения за пределы Ямало-Ненецкого АО, заключенном между истцом и Фондом, является социальной (компенсационной) выплатой, её реализация не влечет возникновения обязанности у участника программы уплаты НДФЛ.

В возражениях на апелляционную жалобу:

представитель МИФНС №5 ФИО6 указала, что жилое помещение было представлено не из государственной или муниципальной собственности, к возникшим правоотношениям положения п. 41 ст. 217 НК РФ не применим;

представитель Фонда ФИО7 указал, что деятельность Фонда регламентирована нормам Гражданского кодекса РФ, переданное ему имущество является собственность Фонда (ст. 123.18 ГК), Фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей; переданный истцу объект недвижимости не является государственной собственностью; на основании п.2 ст. 211 НК РФ безвозмездная передача жилого помещения и мебели физическому лицу является доходом налогоплательщика, полученным в натуральной форме в виде товаров, налоговая база определяется как стоимость этих товаров; обстоятельство, за счёт каких средств в собственность Фонда переданы жилые помещения, не имеет правового значения.

Проверив материалы дела, заслушав в суде апелляционной инстанции доводы Фонда ФИО8, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

При рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено нарушений закона, которые согласно статья 310 Кодекса административного судопроизводства РФ являются основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.

В статье 1 Федерального закона РФ от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" закреплено право на получение жилищных субсидий гражданами, прибывшими в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющими общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющими других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающимися в улучшении жилищных условий и не получавшими субсидий на эти цели.

В целях обеспечения эффективности реализации мероприятий по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в населенные пункты юга Тюменской области, в рамках областной целевой программы по реализации Договора между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского АО - Югры и Ямало-Ненецкого АО от 16 августа 2004 г. № 150 "Сотрудничество", утвержденной постановлением Администрации Тюменской области от 25 октября 2004 года № 136-пк, постановлением Правительства ЯНАО от 27 июня 2011 г. № 437-П утверждено Положение о реализации мероприятий программы "Сотрудничество" по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого АО в населенные пункты юга Тюменской области (далее - Положение).

Согласно пункту 1.2. Положения право на получение социальных выплат для приобретения жилого помещения имеют граждане, постоянно проживающие в ЯНАО, выезжающие из автономного округа в населенные пункты юга Тюменской области, не имеющие жилых помещений в других регионах РФ, не получавшие социальные выплаты (субсидии) и иные выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения либо готовое жилое помещение за счет бюджетных средств либо средств организаций. Требование об отсутствии жилья распространяется также на членов семьи гражданина-получателя социальной выплаты.

В соответствии с п.1.3. Положения по переселению жителей ЯНАО из районов Крайнего Севера, утвержденного решением Совета некоммерческой организации "Фонд жилищного строительства ЯНАО" №5 от 27 февраля 2014 г., право на получение жилья имеют граждане, постоянно проживающие в ЯНАО, желающие переехать на постоянное место жительства в населенные пункты Тюменской области, не имеющие жилья в других регионах РФ, не получившие социальные выплаты на эти цели и относящиеся к следующим категориям: пенсионеры, являющиеся инвалидами I и II группы, состоящие на учете в ОПФ РФ по ЯНАО по состоянию на 01.01.2011 г., как получатели пенсии по инвалидности имеющие стаж работы в районах Крайнего Севера более 30 лет; пенсионеры, имеющие стаж работы в районах Крайнего Севера не менее 25 лет, состоящие на учете в связи с переселением из районов Крайнего Севера по программе "Сотрудничество" по состоянию на 01.01.2012 г.; пенсионеры, являющиеся инвалидами I, II и 111 группы, состоящие на учете в ОПФ РФ по ЯНАО по состоянию на 01.01.2011 г., как получатели пенсии по инвалидности.

Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Программой деятельности некоммерческой организации «Фонд жилищного строительства Ямало-Ненецкого автономного округа на 2014-2017 годы, утвержденной решением Совета Фонда № 33 от 23.12.2015 (далее - Программа деятельности). Одним измероприятий, Программы деятельности Фонда, утверждённой Советом Фонда, является: переселение жителей автономного округа из районов Крайнего Севера. Для реализации первого этапа программного мероприятия было разработано Положение по жителей автономного округа из районов Крайнего Севера (I этап), в соответствии с которым Фондом реализовалась и в настоящее время окончена реализация мероприятий по переселению жителей автономного округа из районов Крайнего Севера. Для реализации второго этапа программного мероприятия было разработано Положение по переселению жителей Ямало-Ненецкого автономного округа из районов Крайнего Севера, утвержденным решением Совета Фонда от 27.02.2014 № 5.

Пунктом 5.1 Положения предусмотрено, что участник самостоятельно несет все расходы, связанные с оформлением документов, необходимых для предоставления жилого помещения для переселения за пределы Ямало-Ненецкого автономного округа, и уплатой налогов, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, в связи с предоставлением жилого помещения для переселения за пределыавтономного округа, в том числе расходы, связанные с уплатой налога на доходы физических лиц (НДФЛ).

После начала заявочной кампании, объявленной Фондом, ФИО1 24.04.2014 подала заявление с соответствующим комплектом документов, в котором отнесла себя ко второй категории граждан, предусмотренной Положением.

При подаче заявления в Фонд с условиями Программы по переселению жителей ЯНАО из районов Крайнего Севера была ознакомлена и приняла на себя обязанности по их выполнению, о чем имеются её подпись в заявлениях.

Из заявления следует, что ФИО1 была предупреждена о возникновении при предоставлении жилого помещения по Программе обязательства по уплате НДФЛ со стоимости полученного жилого помещения и стоимости полученной совместно с ним мебели.

20.07.2015 между Фондом и ФИО1 был заключен Договор о предоставлении жилья для переселения за пределы ЯНАО, по условиям которого в её собственность была предоставлена квартира по адресу: <...>. Согласно пункту 3.3 Договора с момента государственной регистрации перехода права собственности на квартиру, участник осуществляет права владения, пользования и распоряжения квартирой в соответствии с её назначением и требованиями жилищного законодательства РФ, самостоятельно несет расходы, связанные, с уплатой налогов, включая налог на доходы физических лиц и других обязательных платежей. В тот же день сторонами составлен акт приёма -передачи (Приложение к договору № 1).

Уведомлением Фонда от 31.12.2015 ФИО1 была извещена о необходимости подачи налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за предоставление жилья в рамках вышеназванной Программы. Не согласившись с требованиями Фонда,

05.05.2016 ФИО1 обратилась в налоговый орган с заявлением об освобождении её от уплаты налога на доходы физических лиц в сумме <данные изъяты> по основаниям ст. 217 НК РФ, а 23.05.2016 письмом налогового органа за подписью заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 5 со ссылкой на нормы Налогового кодекса РФ было разъяснено то, что основания для удовлетворения заявления отсутствуют, заявитель обязана предоставить налоговую декларацию и оплатить НДФЛ до 15 июля текущего года.

14.06. 2016 представитель ФИО1 предъявил в суд административный иск.

В соответствии с ч.9 со ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, в том числе выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Предметом доказывания по настоящему делу является законность отказа заявителю налоговым органом в освобождении от уплаты НДФЛ по названным выше критериям.

Доводы административного иска и апелляционной жалобы не могут быть признаны обоснованными, вывод суда первой инстанции о том, что отказ налоговым органом налогоплательщику соответствует нормам законодательства.

В силу п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектом РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплаты (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ) связанных с бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, топлива или соответствующего денежного возмещения.

Согласно пункту 36 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению суммы выплат на приобретение и (или) строительство жилого помещения, предоставленные за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Пунктом 41 ст. 217 НК РФ предусмотрено, что освобождается от налогообложения доход, полученный по безвозмездной сделке в случае предоставления бесплатного жилого помещения из государственной или муниципальной собственности.

Названные нормы не применимы по настоящему делу.

В силу статьи 10 Бюджетного кодекса РФ к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты.

В соответствии с пунктом 3.4 Устава Фонда источниками формирования имущества Фонда являются: регулярные и единовременные поступления от Учредителя; добровольные взносы и пожертвования юридических и физических лиц; доходы, получаемые от предпринимательской деятельности, а также доходы, получаемые от собственности Фонда, в том числе путем размещения денежных средств на депозитных счетах; другие, не запрещенные законом поступления.

Согласно пункту 3.6 Устава Фонда источниками финансирования расходов на содержание Фонда и проведение мероприятий, определенных целями деятельности Фонда, реализацию программ могут служить как регулярные и единовременные поступления от Учредителя, так и доходы от предпринимательской деятельности.

Согласно статье 69.1 БК РФ к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на предоставление субсидий коммерческим организациям.

Пунктом 1.3 Порядка определения объема и предоставления субсидии некоммерческой организации «Фонд жилищного строительства Ямало-Ненецкого АО », утв. Постановлением Правительства ЯНАО от 20 марта 2015 г. № 226-П (далее - Порядок) установлено, что целевая субсидия на финансирование расходов Фонда, связанных с реализацией мероприятий по переселению граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, предоставляется в соответствии с мероприятиями государственной программы на объекты и мероприятия программы Фонда, утвержденной решением Совета Фонда.

Пунктом 3.1 Устава Фонда предусмотрено, что имущество, переданное Фонду его учредителем и иными лицами, является собственностью Фонда. Учредитель не отвечает по обязательствам созданного им Фонда, а Фонд не отвечает по обязательствам своего Учредителя. На основании пункта 3.2 Устава Фонд использует имущество для целей, определенных Уставом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Согласно статье 123.18 Гражданского кодекса РФ имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители фонда не имеют имущественных прав в отношении созданного ими фонда и не отвечают по его обязательствам, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей. Фонд использует имущество для целей, определенных в его Уставе.

Согласно пункту 36 статьи 217 Налогового Кодекса РФ от налогообложения НДФЛ освобождаются суммы выплат на приобретение и (или) строительство жилого помещения, предоставленные за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Согласно пункта 5.1 договора о передаче квартиры ФИО1 в собственность, квартира не предоставляется как дополнительная финансовая поддержка к полученным (получаемым) участником для строительства или приобретения жилых помещений субсидий и социальных выплат за счет бюджета ЯНАО, направленных для улучшения жилищных условий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 210 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло.

Полученное административным истцом жилое помещение при установленных по делу обстоятельствах является доходом, полученным в натуральной форме, который согласно ст. 217 НК РФ не входит в перечень, не подлежащих налогообложению НДФЛ.

Доводы стороны административного истца относительно природы полученного дохода проверены судом первой инстанции и нашли правильную оценку в решении.

Руководствуясь ст. ст. 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого АО от 29 июня 2016 г.оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФИО2 без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: /подписи/