ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2592/2022 от 29.06.2022 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Докладчик Кудряшова Р.Г. Дело №33а-2592/2022

Судья Архипова Н.В. УИД 21RS0023-01-2021-005340-69

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 июня 2022 года г. Чебоксары

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:

председательствующего Савелькиной Г.А.,

судей Кудряшовой Р.Г., Лушниковой Е.В.,

при секретаре судебного заседания Андреевой О.В.,

с участием: прокурора Михайловой Я.С.,

представителей административных истцов акционерного общества «Российский Сельскохозяйственный банк» Арсентьевой Ю.В., акционерного общества «Эверест» Викторовой О.Л., административного ответчика администрации города Чебоксары Шернюкова Д.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному иску акционерного общества «Российский сельскохозяйственный банк», акционерного общества «Эверест» об оспаривании постановления главы администрации г.Чебоксары Чувашской республики, поступившее по апелляционной жалобе администрации г.Чебоксары на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 30 марта 2022 года.

Заслушав доклад судьи Кудряшовой Р.Г., судебная коллегия

установила:

Акционерное общество «Российский Сельскохозяйственный банк» (далее АО «Россельхозбанк», Банк), акционерное общество «ЭВЕРЕСТ» (далее АО «ЭВЕРЕСТ», общество) обратились в суд с административными исковыми заявлениями о признании недействительным постановления главы администрации г.Чебоксары от 15 мая 2019 года № 1038 «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории для размещения линейного объекта «Улично-дорожная сеть территории, ограниченной территорией жилого района «Новый город», Марпосадским шоссе, ул.Калинина, ул.Декабристов, территорией микрорайона «Мега Сити», территорией микрорайона «Алые паруса», набережной р.Волга г.Чебоксары» в части, касающейся прохождения (установления) красных линий по принадлежащим им земельным участкам и объектам недвижимости.

Требования мотивированы тем, что АО «Россельхозбанк» является собственником ряда земельных участков и расположенных на них нежилых помещений по ул. Якимовская, Текстильщиков г.Чебоксары. АО «ЭВЕРЕСТ» является собственником земельных участков, на которых расположен Торговый центр «...» и прилегающая к нему территория по ул.Калинина г.Чебоксары, общей площадью более 70 000 кв.м, кадастровые номера земельных участков: .... Также на праве собственности обществу принадлежит ряд объектов недвижимости – здание торгового центра «...», производственные здания, здание насосной станции, водонапорная башня, расположенные на указанных земельных участках.

12 февраля 2021 года в Банк поступил ответ Управления Архитектуры и градостроительства администрации г. Чебоксары о том, что на основании протоколов публичных слушаний постановлением администрации г. Чебоксары от 15 мая 2019 года № 1038 был утвержден проект планировки и проект межевания территории для размещения линейного объекта «Улично-дорожная сеть территории, ограниченной территорией жилого района «Новый город», Марпосадским шоссе, ул.Калинина, ул.Декабристов, территорией микрорайона «Мега Сити», территорией микрорайона «Алые Паруса», набережной р.Волга г.Чебоксары». АО «Эверест» же в связи с планированием эксплуатации данных земельных участков и определения возможности строительства в соответствии с разрешенными видами использования, градостроительные планы на земельные участки были получены в администрации г.Чебоксары в июне 2021 года.

Изучив указанный документ, стало известно, что оспариваемым постановлением установлены красные линии, которые проведены непосредственно через принадлежащие Банку земельные участки и здания, что лишает Банк, как собственника имущества, права владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом по своему усмотрению, поскольку этим имуществом вправе беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц.

АО «Эверест» из сведений, имеющихся в полученных в администрации г.Чебоксары градостроительных планов, стало известно о наличии на территории земельных участков с кадастровыми номерами ... красных линий, информация о которых ранее отсутствовала. 28 июля 2021 года общество на свое обращение получило ответ Управления Архитектуры и градостроительства администрации г. Чебоксары о том, что на основании протоколов публичных слушаний постановлением администрации г. Чебоксары от 15 мая 2019 года № 1038 был утвержден проект планировки и проект межевания территории для размещения линейного объекта «Улично-дорожная сеть территории, ограниченной территорией жилого района «Новый город», Марпосадским шоссе, ул.Калинина, ул.Декабристов, территорией микрорайона «Мега Сити», территорией микрорайона «Алые Паруса», набережной р.Волга г.Чебоксары». Вместе с тем, установление красных линий с их наложением на здания и земельные участки делает невозможным получение разрешения на строительство новых объектов и реконструкцию существующих, в том числе Торгового центра «...». Следовательно, оспариваемым постановлением нарушено право истца на эксплуатацию и использование по назначению принадлежащих ему на праве собственности зданий и земельных участков.

В судебном заседании суда первой инстанции представители административных истцов АО «Россельхозбанк» и АО «Эверест» Арсентьева Ю.В., Викторова О.П., соответственно, заявленные требования поддержали и просили удовлетворить, представитель административного ответчика администрации г.Чебоксары Шернюков Д.Н. в удовлетворении заявленных требований просил отказать, прокурор Столярова И.Н. в своем заключении требования полагала подлежащими удовлетворению.

Представители заинтересованных лиц Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Чувашской Республике – Чувашии, Муниципального бюджетного учреждения «Управление территориального планирования» муниципального образования г.Чебоксары, Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Чебоксары, Муниципального казенного учреждения «Земельное управление», Чебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики, общества с ограниченной ответственностью «Джи Динамика», Индивидуального предпринимателя Васильев А.П., Банка ВТБ (Публичное акционерное общество), общества с ограниченной ответственностью «Архитектурная мастерская «Мой город», в судебном заседании не присутствовали.

В направленных в адрес суда отзывах Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Чебоксары полагало требования не подлежащими удовлетворению, Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Чувашской Республике – Чувашии удовлетворение исковых требований оставил на усмотрение суда.

Решением Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 30 марта 2022 года признано недействующим постановление администрации г.Чебоксары от 15 мая 2019 года № 1038 «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории для размещения линейного объекта «Улично-дорожная сеть территории, ограниченной территорией жилого района «Новый город», Марпосадским шоссе, ул.Калинина, ул.Декабристов, территорией микрорайона «Мега Сити», территорией микрорайона «Алые паруса», набережной р.Волга г.Чебоксары», в части, касающейся прохождения (установления) красных линий по земельным участкам с кадастровыми номерами ..., и объектам недвижимости с кадастровыми номерами ..., принадлежащим АО «Россельхозбанк» на праве собственности; а также в части, касающейся прохождения (установления) красных линий по земельным участкам с кадастровыми номерами ..., и объектам недвижимости: торговый центр «...», с кадастровым номером ... объект незавершенного строительства, степень готовности 80%, с кадастровым номером ...; автоматическая насосная станция водяного пожаротушения с резервуарами, с кадастровым номером ...; кирпичное здание переменной этажности, с кадастровым номером ..., по адресу: ...; кирпичное здание – склад материалов, с кадастровым номером ..., по адресу: ...; водонапорная башня, с кадастровым номером ..., со дня вступления решения в законную силу.

Этим же решением суда возложена обязанность устранить допущенные нарушения путем внесения изменений в оспариваемый акт посредством уточнения координат красных линий.

Не согласившись с данным решением, администрация г.Чебоксары подала апелляционную жалобу на предмет его отмены и принятия по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исков.

В суде апелляционной инстанции представитель администрации г.Чебоксары Шернюков Д.Н.на удовлетворении апелляционной жалобы настаивал по приведенным в жалобе основаниям.

Представители административных истцов АО «Россельхозбанк» и АО «Эверест» Арсентьева Ю.В., Викторова О.Л. соответственно, поддержали доводы отзывов, просили решение суда оставить без изменения, а жалобу ответчика – без удовлетворения.

Прокурором Михайловой Я.С. дано заключение об отсутствии оснований для отмены решения суда в силу его законности и обоснованности.

Остальные лица, участвующие в деле, в заседании судебной коллегии не присутствовали.

В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, неявка лица в суд является его волеизъявлением, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации); регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции (часть 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Проект планировки территории и проект межевания территории являются документами по планировке территории (часть 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п.12.6 ст.45 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки территории, предусматривающий размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, на земельных участках, принадлежащих либо предоставленных физическим или юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, не действует в части определения границ зон планируемого размещения таких объектов в случае, если в течение шести лет со дня утверждения данного проекта планировки территории не принято решение об изъятии таких земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

В силу ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится утверждение документации по планировке территории.

Согласно п.26 ч.1 ст.16, ч.1 ст.7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (ч.4 ст.7 Закона № 131-ФЗ).

Согласно статье 6 Устава муниципального образования города Чебоксары – столицы Чувашской Республики, принятого решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 30 ноября 2005 г. № 40, систему муниципальных правовых актов города Чебоксары образуют, в том числе постановления и распоряжения главы города Чебоксары, постановления и распоряжения главы администрации города Чебоксары (в случае назначения главы администрации города Чебоксары по контракту) и постановления и распоряжения администрации города Чебоксары.

Как следует из материалов дела, 27 ноября 2018 года на заседании градостроительного совета управления архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары была рассмотрена концепция улично-дорожной сети территории, ограниченной территорией жилого района «Новый город», Марпосадским шоссе, ул.Калинина, ул.Декабристов, территорией микрорайона «Мега Сити», территорией микрорайона «Алые паруса» набережной р.Волга г.Чебоксары». На рассмотрение были представлены два варианта уличной-дорожной сети указанной территории, предложенных ООО «АМ «Мой город» и ООО «Джи Динамика». По результатам рассмотрения, для дальнейшего проектирования был рекомендован вариант, с учетом дальнейшей доработки по поступившим замечаниям, предложенный ООО «Джи Динамика», как наиболее оптимальный вариант развития улично-дорожной сети указанной территории, о чем составлен протокол № 8.

Постановлением главы города Чебоксары от 25 февраля 2019 года № 280 опубликованном в газете «...» от 26 февраля 2019 года № 20, назначены публичные слушания по проекту планировки и проекту межевания территории для размещения линейного объекта «Улично-дорожная сеть территории, ограниченной территорией жилого района «Новый город», Марпосадским шоссе, ул.Калинина, ул.Декабристов, территорией микрорайона «Мега Сити», территорией микрорайона «Алые паруса», набережной р.Волга г.Чебоксары»; заключение о результатах публичных слушаний было опубликовано в газете «Чебоксарские новости» от 25 марта 2019 года № 32.

Постановлением администрации города Чебоксары от 15 мая 2019 г. № 1038 утвержден Проект планировки и проект межевания территории для размещения линейного объекта «Улично-дорожная сеть территории, ограниченной территорией жилого района «Новый город», Марпосадским шоссе, ул.Калинина, ул.Декабристов, территорией микрорайона «Мега Сити», территорией микрорайона «Алые паруса», набережной р.Волга г.Чебоксары».

Из постановления следует, что Проект утвержден в соответствии со ст.45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального образования города Чебоксары – столицы Чувашской Республики, принятым решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 30 ноября 2005 г. № 40, решениями Чебоксарского городского Собрания депутатов от 23 декабря 2014 г. № 1787 «Об утверждении генерального плана Чебоксарского городского округа, разработанного ОАО «РосНИПИУрбанистики» в 2014 году, и об установлении границ населенных пунктов: п.Северный, п.Сосновка, п.Новые Лапсары, д.Чандрово, г.Чебоксары», от 03 марта 2016 г. № 187 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, разработанных АО «РосНИПИУрбанистики» в 2015 году», постановлением администрации города Чебоксары от 11 мая 2017 г. № 1171 «О подготовке проекта планировки и проекта межевания территории для размещения линейного объекта «Улично-дорожная сеть территории, ограниченной территорией жилого района «Новый город», Марпосадским шоссе, ул.Калинина, ул.Декабристов, территорией микрорайона «Мега Сити», территорией микрорайона «Алые паруса», набережной р.Волга г.Чебоксары», на основании протокола от 21 марта 2019 г. № 11 и заключения № 11 о результатах публичных слушаний от 25 марта 2019 г., опубликованного в газете «...» от 28 марта 2019 г. № 32.

Постановление администрации города Чебоксары от 15 мая 2019 г. № 1038 размещено на официальном сайте Управления архитектуры и градостроительства города Чебоксары в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (http://arch.cap.ru/sitemap.aspx?id=2813611), где размещены графические изображения по установлению красных линий.

Факт издания оспариваемого постановления компетентным органом местного самоуправления, по предмету, отнесенному к его ведению, с соблюдением предоставленных полномочий, формы и вида его принятия, опубликования в установленном порядке подателем жалобы либо административными истцами не оспаривается.

Также судом установлено, что АО «Россельхозбанк» на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости:

...

...

...

...

...

Право собственности на указанное имущество возникло у АО «Россельхозбанк» на основании заключенного 7 декабря 2018 года с ООО «... Соглашения об оставлении имущества за залоговым кредитором.

АО «Эверест» на праве собственности принадлежат земельные участки, на которых расположен Торговый центр «...» и прилегающая к нему территория по ул.Калинина г.Чебоксары, общей площадью более 70 000 кв.м, а именно:

...

...

...

...

...

Также АО «Эверест» является собственником следующих объектов недвижимости:

...

...

...

...

...

...

... (находится в залоге у Банка ...

Согласно Проекту планировки и проекту межевания территории, утвержденному постановлением администрации г.Чебоксары от 15 мая 2019 г. № 1038, красные линии проведены (установлены) непосредственно через принадлежащие административным истцам АО «Россельхозбанк» и АО «Эверест» земельные участки и здания, что не оспаривалось в судебном заседании административным ответчиком.

Принимая решение об удовлетворении административных исковых заявлений, суд первой инстанции исходил из того, что при принятии постановления администрации г. Чебоксары от 15 мая 2019 года № 1038 «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории для размещения линейного объекта «Улично-дорожная сеть территории, ограниченной территорией жилого района «Новый город», Марпосадское шоссе, ул. Калинина, ул. Декабристов, территорией микрорайона «Мега Сити», территорией микрорайона «Алые паруса», набережной р. Волга г. Чебоксары в части, касающейся прохождения (установления) красных линий по земельным участкам и объектам недвижимости, принадлежащим истцам, не были учтены сложившаяся застройка территории, существующее землепользование, ни права и законные интересы административных ответчиков.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они обоснованы, соответствуют материалам дела, сделаны с учетом оценки представленных доказательств и основаны на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

Из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Пленума от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» следует, что при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, заявителя.

Если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Согласно части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и должен выяснять обстоятельства, указанные в части 8 данной статьи, в полном объеме. Оспариваемый акт или его часть подлежат проверке на предмет соответствия не только нормативным правовым актам, указанным в административном исковом заявлении, заявлении, но и другим нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с частями 8, 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 изложенной статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Красные линии обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Красные линии утверждаются в составе проекта планировки территории (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также проекта межевания территории (пункты 2 и 3 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Проект планировки территории и проект межевания территории относятся к документации по планировке территории, которая подготавливается в целях реализации положений документов территориального планирования (пункт 1 части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и утверждается главой местной администрации поселения или главой местной администрации городского округа (часть 13 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 года N 18-30 "РДС 30-201-98" (далее - Инструкция), проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается в составе градостроительной документации либо в виде отдельного документа. При этом вне зависимости от способа его утверждения проект красных линий выполняется в виде отдельного чертежа, после утверждения которого красные линии переносятся органами архитектуры и градостроительства на планшеты топоподосновы в масштабе 1:2000, охватывающие территорию всего поселения, и закрепляются на ней как сводный план красных линий. В том случае, если красные линии установлены до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий, чертеж и акт установления (изменения) красных линий сопровождаются указанием на необходимость последующей детальной разработки (пункты 3.8, 4.1, 4.2, 4.3, 4.7 и 4.8 Инструкции).

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25 февраля 2016 года N 242-О, разъяснил, что порядок установления красных линий с учетом их правовых и технических характеристик требует разработки специального проекта на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территорий.

Данный проект подлежит утверждению органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления. По общему правилу согласование красных линий осуществляется проектной организацией одновременно с согласованием соответствующей градостроительной документации (пункт 4.4 Инструкции).

Таким образом, данное правовое регулирование не предполагает произвольного установления красных линий уполномоченными органами, а лицо, права которого могут быть нарушены в результате установления данных линий, не лишено возможности оспорить в судебном порядке соответствующий административный акт либо заявить о компенсации причиненного ему ущерба в результате таких действий.

Из материалов дела усматривается, что красные линии в оспариваемой части утверждены без учета существующих объектов недвижимости, принадлежащих административному истцу АО «Россельхозбанк».

Так, материалами дела установлено и не оспаривается сторонами, что оспариваемым административным истцом проектом планировки и проектом межевания территории, утвержденным постановлением администрации г. Чебоксары от 15 мая 2019 года № 1038, отображены красные линии, проходящие непосредственно по земельным участкам с кадастровыми номерами ... и по объектам недвижимости с кадастровыми номерами ..., принадлежащие на праве собственности АО «Россельхозбанк».

При этом, из дела следует, что красные линии установлены после того, как АО «Россельхозбанк» зарегистрировал право собственности на вышеперечисленное имущество.

Принимая решение об удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции правильно исходил из того, что проект планировки и проект межевания в оспариваемой части утвержден без учета границ земельных участков и расположенных на них зданий, собственником которых является АО «Россельхозбанк», в связи с чем несомненно имеет место нарушение прав административного истца на распоряжение, владение и пользование земельными участками и расположенными на них объектами недвижимости.

Этот вывод мотивирован, соответствует требованиям закона и оснований для признания его неправильным не установлено.

Довод апелляционной жалобы о том, что судами не установлено нарушение прав АО «Россельхозбанк» оспариваемым правовым актом, основан на субъективном мнении и переоценке имеющихся в деле доказательств, свидетельствующих о нарушении прав собственника земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости.

Из дела видно, что для осуществления реализации принадлежащего Банку имущества, 9 марта 2021 года Банк обратился в ООО «...» с Заданием на проведение торговой процедуры – аукциона «на понижение» в отношении земельных участков с кадастровыми номерами ... и объектов недвижимости с кадастровыми номерами ....

Начальная цена реализации – ... руб.

Цена отсечения – ... руб. Срок окончания приема заявок – 19 апреля 2021 г.

Срок проведения торговой процедуры: 10 марта 2021 г. до 21 апреля 2021 г. (первоначально).

Организатором торгов объявлен аукцион BNKOA00004969, что подтверждается информацией с официального сайта http://...

16 апреля 2021 г. для участия в аукционе поступила заявка физического лица ...., 15 апреля 2021 г. внесен задаток для участия в аукционе.

В последующем срок проведения торговой процедуры продлен до 22 апреля 2021 г., срок окончания приема заявок – до 21 апреля 2021 г.

22 апреля 2021 г. на сайте http://... опубликован протокол рассмотрения заявок вх. № 10325 по извещению № BNKOA00004969.

Как следует из опубликованного протокола от 21 апреля 2021 г. заявка ... отозвана с комментарием «красная линия на объекте».

В соответствии с п.1 главы 1 Устава АО «Россельхозбанк», утвержденного Распоряжением Росимущества № 2379-р от 18 декабря 2008 г., АО «Россельхозбанк» является кредитной организацией, созданной в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» и Федеральным законом «Об акционерных обществах» в целях реализации кредитно-финансовой политики Российской Федерации в агропромышленном комплексе и формирования эффективной системы кредитно-финансового обслуживания агропромышленного комплекса. Банк создан без ограничения срока деятельности и осуществляет свою деятельность на основании лицензии Банка России.

В соответствии с положениями ст.5 Закона «О банках и банковской деятельности» от 02 декабря 1990 г. № 395-1, кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью. Указанные ограничения не распространяются на продажу имущества, реализуемого кредитной организацией в случае обращения взыскания на предмет залога в связи с неисполнением должником обязательства, обеспеченного залогом имущества, либо полученного кредитной организацией по договору в качестве отступного.

Таким образом, недвижимое имущество, в частности земельные участки и объекты недвижимости, принятые Банком на баланс на основании Соглашения об оставлении имущества за залоговым кредитором от 07 декабря 2018 г., не являются активами Банка, участвующими в осуществлении Банком основного вида деятельности.

Работа с непрофильными активами Банка регламентируется Положением № 558-П, которым установлено, что способ реализации НПА утверждается Наблюдательным Советом Банка. Продажа является приоритетной формой реализации НПА. Продажа НПА должна основываться на принципах публичности, открытости, прозрачности, конгруэнтности и возмездности. Приоритетной формной продажи НПА является проведение открытых торгов в форме аукциона. Расходы на сопровождение и реализацию НПА предусмотрены сметной Банка на 2022 г., которой расходы на изменение «красных линий» путем инициирования внесения изменений в проект планирования и межевания территории не предусмотрены.

Следовательно, АО «Россельхозбанк» не имеет возможности инициировать внесение изменений в проект планировки и межевания территории, утвержденной Постановлением администрации г.Чебоксары от 15 мая 2019 г. № 1038.

Названные обстоятельства свидетельствуют о нарушении оспариваемым постановлением администрации города Чебоксары от 15 мая 2019 года № 1038 прав АО «Россельхозбанак» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что выразилось не только в неправомерном ограничении возможности свободной реализации в качестве хозяйствующего субъекта права собственности Банка, но и в значительной потере инвестиционной привлекательности имущества.

Как было указано выше, АО «Россельхозбанк» является собственником объектов по адресу: ...

Исходя из общих принципов градостроительного законодательства, требующих обязательного учета мнения населения при принятии градостроительных решений, Градостроительный кодекс Российской Федерации предусматривает проведение публичных слушаний по ряду вопросов градостроительной деятельности с участием заинтересованных лиц, чьи законные интересы могут быть нарушены в связи с реализацией на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта, того или иного градостроительного решения (статьи 2, 5.1 и 45).

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что АО «Россельхозбанк» не могло предполагать, что 21 марта 2019 года публичные слушания проводятся, в том числе, и в отношении имущества, правообладателем которого он является.

Так, 11 мая 2017 года вынесено постановление № 1171 «О подготовке документации по планировке территории (проект планировки и проект межевания территории) для размещения линейного объекта «Улично-дорожная сеть территории, ограниченной территорией жилого района «Новый город», Марпосадским шоссе, ул.Калинина, ул.Декабристов, территорией микрорайона «Мега Сити», территорией микрорайона «Алые паруса» набережной р.Волга г.Чебоксары», приложением к которому являлась Схема размещения.

Между тем, согласно Схеме размещения улично-дорожной сети территории, граница территории в отношении которой готовились проект планировки и проект межевании, не затрагивала земельные участки и объекты недвижимости, принадлежащие Банку. Проведенные 21 марта 2019 года публичные слушания по проекту планировки и проекту межевания территории для размещения линейного объекта «Улично-дорожная сеть территории, ограниченной территорией жилого района «Новый город», Марпосадское шоссе, ул. Калинина, ул. Декабристов, территорией микрорайона «Мега Сити», территорией микрорайона «Алые паруса», набережной р. Волга г. Чебоксары не содержали информации онаименовании улиц .... Вместе с тем, оспариваемым постановлением утверждены проекты планировки и межевания территории, согласно которым красные линии проходят через земельные участки АО «Россельхозбанк». То есть, проведение публичных слушаний с формулировкой, исключающей возможность участия в них заинтересованных лиц, повлекло принятие постановления, нарушающего охраняемые законом права собственника имущества, расположенных по улицам ....

Сведений о причинах изменения красных линий по результатам публичных слушаний в отношении данных объектов – земельных участков, административным ответчиком в материалы дела не представлено.

Исходя из смысла п. п. 11, 12 ст. 1 ГрК РФ, красные линии не могут проходить через уже существующие объекты недвижимости, поскольку красные линии - это границы территорий.

Прохождение красной линии через объекты недвижимости АО «Россельхозбанк» возлагает на АО «Россельхозбанк» обязанность обеспечить неограниченному кругу лиц право пользования соответствующей территорией, на которой находится объект недвижимости, принадлежащий АО «Россельхозбанк» на праве собственности, что создает угрозу ограничения в любое время прав АО «Россельхозбанк» на осуществление экономической деятельности.

При принятии решения суд первой инстанции применил положения Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в частности, в соответствии с п. п. 1, 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В силу положений ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранений всякого нарушения его права, в том числе не соединенных с лишением владения.

Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Проанализировав вышеприведенные положения законодательства, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае нарушаются права АО «Россельхозбанк» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку, если утвержденная красная линия проходит по земельным участкам и объектам недвижимости, принадлежащему истцу на зарегистрированном праве собственности, и эти объекты существовали до принятия соответствующего постановления об установлении красных линий, то этот факт является нарушением законных прав собственника объекта недвижимости, гарантированных ст. 209 ГК РФ, и не соответствует ст. 15 Конституции Российской Федерации.

Материалами настоящего дела также подтверждается, что в соответствии с оспариваемым постановлением установлены красные линии, которые проведены через принадлежащие АО «Эверест» земельные участки и здания, а именно:

- торговый центр «...», общая площадь 72545,40 кв.м., кадастровый номер ...

-автоматическая насосная станция водяного пожаротушения с резервуарами, площадью 369,5 кв.м., литра – 10, 10А, кадастровый номер ...

- кирпичное здание переменной этажности, общей площадью 1474,4 кв.м., литра – 10, литра 10А, кадастровый номер ...

- кирпичное одноэтажное здание – склад материалов, общей площадью 453,7 кв.м., литра 12, кадастровый номер ...

- водонапорная башня, площадью 5389 кв.м., кадастровый номер ...

Согласно отчета об оценке от 29 сентября 2021 г. № 21-100, составленный ООО «...», в соответствии с которым по состоянию на 06 мая 2021 г. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ...... руб., а рыночная – ...; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ...... руб., а рыночная – ... (л.д.138-208 том 3); отчет об оценке от 19 октября 2021 г. № 21-108, составленный ООО «...», в соответствии с которым по состоянию на 11 апреля 2019 г. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ...... руб., а рыночная – ....

Удовлетворяя заявленные требования АО «Эверест», суд правомерно исходил из следующего.

Из оспариваемого постановления усматривается, что дорога и красные линии в связи с ее размещением проходят непосредственно по указанным выше зданиям, принадлежащего АО «Эверест».

Вопреки утверждению ответчика о том, что улично-дорожная сеть конкретизирована и спланирована с учетом сложившейся, запланированной застройкой, из имеющихся в материалах административного дела следует, что существующая застройка не отражена в надлежащем виде на Чертеже красных линий графической части оспариваемого постановления, а именно водонапорная башня, площадью 5389 кв.м., с кадастровым номером ..., принадлежащая истцу АО «Эверест» не отражена в проекте планировки территории, утвержденном данным постановлением. Также кирпичное одноэтажное здание – склад материалов, общей площадью 453,7 кв.м., литера 12, кадастровый номер ... согласно документации по планировке расположены «под дорогой».

Кроме того, при планировании территории и красных линий не учтено расположение вдоль северных границ земельных участков с кадастровыми номерами ... магистральных сетей. Согласно дежурного плана г. Чебоксары от 24 августа 2020 года № 2190 МБУ «Управление территориального планирования» следует, что вдоль северных границ земельных участков с кадастровыми номерами ... проходят городские сети водоснабжения, городская кабельная линия электроснабжения, а также магистраль хозяйственно-федеральной канализации и ливневая канализация, пожарный водопровод. При сравнении схемы оспариваемых красных линий и дежурного плана города Чебоксары усматривается, что в зоне утвержденных красных линий полностью находится тепловой пункт ТП-1, распределительная станция подстанция РП -6кВ и все вышеуказанные сети.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что при установлении красных линий не было учтено расположение существующих городских инженерных коммуникаций. Сведений о том, что планируется перенос инженерных коммуникаций, ответчиком не представлено.

В апелляционной жалобе ответчиком отмечено, что по участкам АО «Эверест» за основу был взят эскизный проект застройки микрорайона «Мега-Сити», ограниченного улицами Калинина, Текстильщиков, З. Яковлевой в г. Чебоксары, заказчиком которого являлось ООО «...». В соответствии со схемой транспортных связей данного эскизного проекта предусматривалась магистраль районного значения. Вместе с тем, данный довод подлежит отклонению, поскольку из данного эскизного проекта следует, что прохождение красных линий по объектам АО «Эверест» не планировалось.

Земельным законодательством Российской Федерации допускается изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, или объектов местного значения, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (п. 1 ст. 56.3 Земельного Кодекса РФ).

В соответствии с п. 3 ст. 56.3 Земельного кодекса РФ решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения может быть принято не позднее чем в течение шести лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов.

Вместе с тем, с момента принятия постановления администрации г. Чебоксары от 15 мая 2019 года № 1038 по настоящее время решение объятии земельных участков с объектами недвижимости на них, принадлежащих АО «Россельхозбанк» и АО «Эверест» администрацией г. Чебоксары не принято.

В соответствии со ст.65 Бюджетного кодекса Российской Федерации формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

Согласно ст.86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления.

В силу ст.169 Бюджетного кодекса Российской Федерации проект бюджета городского округа составляются и утверждаются сроком на один год (на очередной финансовый год) или сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период) в соответствии с муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Согласно принципу полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах (ст.32 Бюджетного кодекса РФ).

Вместе с тем, решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 23 декабря 2021 года № 580 «О бюджете муниципального образования города Чебоксары – столица Чувашской Республики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» соответствующие расходы на изъятие земельных участков в рамках реализации постановления администрации г. Чебоксары от 15 мая 2019 года № 1038 не предусмотрены, мероприятия по реализации данного проекта планировки муниципальными программами не утверждены.

Кроме того, в судебном заседании представитель административного ответчика пояснил, что в ближайшее время изъятие земельных участков истцов не планируется.

Следовательно, как правильно было указано судом, ссылка представителя административного ответчика на возможность применения мер компенсационного характера в связи с изъятием земельных участков истцов, несостоятельна.

При отсутствии сведений об изъятии земельных участков административных истцов, при наличии красных линий, которые проходят через земельные участки административных истцов, создается правовая неопределенность судьбы данных участков.

Следует также учесть, что здание торгового центра «...», а также земельные участки с кадастровыми номерами ..., принадлежащие АО «Эверест», находятся в залоге Банка ... (ПАО), что подтверждается выписками из ЕГРН.

Ссылка администрации г. Чебоксары о том, что установленные красные линии ограничивают застройку в границах зоны размещения линейного объекта в целях недопущения возникновения новых объектов капитального строительства и обеспечения возможности выкупа в последующем земельных участков и объектов капитального строительства на них, основан на неправильном толковании закона, противоречат цели установления красных линий и утверждения проекта планировки территории в целом, вследствие чего не может быть принята в качестве основания для отмены решения суда.

Таким образом, оспариваемые истцами положения муниципального нормативного правового акта противоречат требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации и нарушают права административных истцов, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно признал эти положения не действующими.

При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.

С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке, в том числе по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 30 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г.Чебоксары Чувашской Республики – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в соответствии с гл. 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.

Председательствующий Г.О. Савелькина

Судьи: Р.Г. Кудряшова

Е.В. Лушникова

Определение08.07.2022