Советский районный суд г. Махачкалы
судья ФИО2
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу №
г. Махачкала <дата>
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе
председательствующего судьи ФИО10,
судей ФИО9 и Хаваева А.Г.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ГБУ РД «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в муниципальном образовании «город Махачкала» к Государственной инспекции труда в Республике Дагестан о признании предписания об устранении выявленных нарушений незаконным и его отмене, по апелляционной жалобе ГБУ РД «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в муниципальном образовании «город Махачкала» на решение Советского районного суда г. Махачкалы от <дата>.
Заслушав доклад судьи ФИО9, объяснения представителей административного истца ФИО6 и административного ответчика ФИО7, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан
у с т а н о в и л а :
ГБУ РД «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в муниципальном образовании «город Махачкала» (далее – Центр социального обслуживания или Центр) обратилось в суд с административным иском к Государственной инспекции труда в Республике Дагестан о признании незаконным и отмене предписания об устранении выявленных нарушений №-И от <дата>.
В обоснование иска указано, что по результатам проверки, проведенной в Центре государственным инспектором труда ФИО7, последним было вынесено предписание №-И об устранении выявленных нарушений, которым Центру предписывалось выполнить следующие действия: устранить нарушение, а именно, в соответствии с Перечнем видов выплат стимулирующего характера в государственных учреждениях Республики Дагестан, утвержденным постановлением Правительства Республики Дагестан от <дата>№, установить работникам Цента выплату стимулирующего характера за стаж непрерывной работы, выслугу лет. Указанную надбавку установить в размере 20 процентов оклада (должностного оклада), ставки заработной платы за первые три года и 10 процентов за последующие два года непрерывной работы, но не выше 30 процентов тарифной ставки (оклада) всем работникам учреждения социального обслуживания населения (директорам, специалистам, служащим, рабочим). В стаж работы социальных работников засчитать, в том числе, время работы в АНО «Путь к сердцу». Срок выполнения требования установлен до <дата>.
Указанное предписание №-И от <дата>, согласно доводов административного иска, является незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
Во исполнение приказа Министерства труда и социального развития Республики Дагестан от <дата>№ «О пилотном проекте по организации социального обслуживания населения на дому некоммерческими организациями, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями, в целях реализации проекта по организации социального обслуживания населения на дому некоммерческими организациями и в соответствии с рекомендациями Министерства труда и социального развития Республики Дагестан и поручениями, выданными работниками министерства, после обсуждения вопросов передачи функций по организации социального обслуживания населения на дому из Центра в некоммерческие организации работники занятые социальным обслуживанием населения на дому (заведующие отделениями, специалисты по социальной работе и социальные работники) в количестве 251 человек по собственному желанию уволились из Центра. В связи с прекращением ФИО11 своей деятельности как поставщика социальных услуг и расторжением трудовых договоров с работниками по инициативе работодателя, многие работники, уволенные из ФИО12 были приняты на работу в Центр с <дата> Для рассмотрения возможности сохранения указанным лицам стимулирующих выплат за выслугу лет и беспрерывный стаж работы в сфере социального обслуживания, было направлено письмо в Министерство труда и социального развития Республики Дагестан <.>. и получен ответ (письмо №).
Заработная плата работников в Центре социального обслуживания установлена согласно нормам Положения об оплате труда работникам государственных бюджетных и казенных учреждений социального обслуживания населения, находящихся в ведении Министерства труда и социального развития Республики Дагестан, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от <дата>№, и состоит из фиксированных размеров окладов за исполнение трудовых обязанностей за календарный месяц по занимаемой работником должности, а также выплат компенсационного и стимулирующего характера, в том числе, надбавки за стаж непрерывной работы.
Согласно пункту 5.4.8. Положения в стаж работы не засчитывается и прерывает его время работы в учреждениях, организациях и на предприятиях, не предусмотренных номенклатурой учреждений социального обслуживания населения и здравоохранения.
Приказом Министерства труда и социального развития Республики Дагестан от 11.08.2014г. № утверждена номенклатура организаций социального обслуживания в Республике Дагестан, в которую АНО «Путь к сердцу» не входит.
Решением Советского районного суда г. Махачкалы от <дата> постановлено:
«Восстановить ГБУ РД «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в МО «город Махачкала» срок обращения в суд с административным исковым заявлением.
В удовлетворении административного искового заявления ГБУ РД «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в МО «город Махачкала» к Государственной инспекции труда в РД о признании незаконным и отмене предписания Государственной инспекции труда в РД №-И от <дата> – отказать».
В апелляционной жалобе директор Центра социального обслуживания ФИО5 просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных административных требований.
В обосновании жалобы указывается, что, принимая решение об отказе в удовлетворении административного иска, суд не учел положения Федерального закона от <дата> № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», которым к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания относится утверждение номенклатуры организаций социального обслуживания в субъекте Российской Федерации. Приказом Министерства труда и социального развития Республики Дагестан от <дата>№ утверждена номенклатура организаций социального обслуживания в Республике Дагестан, в которую АНО «Путь к сердцу» не входит.
Судом не принято во внимание, что, согласно п. 4.1 Постановления Правительства Республики Дагестан от <дата>№, которым, по доводам административного ответчика Центр был обязан руководствоваться при установлении выплат стимулирующего характера своим работникам, должностные оклады работникам учреждений, относящихся по своим функциональным обязанностям к работникам здравоохранения, образования, культуры и социального обслуживания населения, определяются согласно положениям об оплате труда работников учреждений соответствующих видов экономической деятельности. В отношении работников учреждений социального обслуживания населения, находящихся в ведении Министерства труда и социального развития Республики Дагестан, такое положение утверждено Постановлением Правительства Республики Дагестан от <дата>№, пунктом 5.4.8 которого прямо установлено, что в стаж работы не засчитывается и прерывает его время работы в учреждениях, организациях и на предприятиях, не предусмотренных номенклатурой учреждений социального обслуживания населения и здравоохранения.
Приказ Министерства труда и социального развития Республики Дагестан от <дата>№, которым утверждена номенклатура организаций социального обслуживания в Республике Дагестан, не только не противоречит нормам Положения об оплате труда работников государственных бюджетных и казенных учреждений социального обслуживания населения, находящихся в ведении Министерства труда и социального развития Республики Дагестан, утвержденного Постановлением Правительства Республики Дагестан от <дата>№, а подпадает под его прямое регулирование, обозначая перечень организаций, работа в которых дает право на оплату труда, выплат стимулирующего характера за стаж непрерывной работы, выслугу лет.
Представитель административного истца – Центра социального обслуживания по доверенности ФИО1 Г.А. в судебном заседании просил апелляционную жалобу удовлетворить по изложенным в ней основаниям, отменив решение суда первой инстанции с принятием нового решения об удовлетворении административного иска.
Представитель административного ответчика – Государственной инспекции труда в Республике Дагестан по доверенности ФИО7 в судебном заседании просил апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, полагая принятое по делу решение законным и обоснованным.
Проверив материалы дела согласно ст. 308 КАС РФ, заслушав доклад судьи, объяснения представителей сторон по делу, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке предусмотрены ст. 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены принятого по делу решения не имеется.
Как установлено судом при рассмотрении дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, приказом Министра труда и социального развития Республики Дагестан ФИО8 от <дата>№ было принято решение о реализации в муниципальных образованиях ГОсВД «город Махачкала» и ГО «<адрес>» пилотного проекта по организации социального обслуживания населения на дому некоммерческими организациями, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями.
Во исполнение данного приказа, в целях реализации пилотного проекта, в соответствии с рекомендациями Министерства труда и социального развития Республики Дагестан работники Центра, занятые социальным обслуживанием населения на дому (заведующие отделениями, специалисты по социальной работе и социальные работники) в количестве 251 человек по собственному желанию уволились из Центра с последующим трудоустройством в Автономную некоммерческую организацию социального обслуживания населения РД «<.>» (далее – <.> В связи с прекращением <.> в 2018 году своей деятельности как поставщика социальных услуг, трудовые договоры с работниками по инициативе работодателя были расторгнуты, после чего часть уволенных из <.> работников была принята на работу в Центр с <дата> При этом указанным работникам время работы в <.> в стаж работы зачтен не был, надбавки к окладу (должностному окладу), ставке заработной платы за стаж непрерывной работы, выслугу лет не начислялись и не выплачивались, что было расценено государственным инспектором труда ФИО7 как нарушение требований законодательства и явилось основаниям для выдачи Центру оспариваемого по делу предписания.
По итогам рассмотрения административного дела суд пришел к выводу о законности требований предписания и отсутствии оснований для признания его недействительным, с чем судебная коллегия соглашается.
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 апреля 2009 года № 117 «О введении новых систем оплаты труда работников государственных бюджетных, автономных и казенных учреждений Республики Дагестан», введены новые системы оплаты труда работников государственных бюджетных учреждений Республики Дагестан и работников государственных органов Республики Дагестан, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Республики Дагестан, включающие в себя размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера.
В соответствии с пунктом 3 Перечня видов выплат стимулирующего характера в государственных бюджетных, автономных и казенных учреждениях Республики Дагестан, одним из таких видов выплат стимулирующего характера является выплата за стаж непрерывной работы, выслугу лет (приложение № к постановлению Правительства Республики Дагестан от <дата>№).
Пунктом 4.1 вышеприведенного Постановления Правительства Республики Дагестан от <дата>№ установлено, что должностные оклады работников учреждений, относящихся по своим функциональным обязанностям к работникам здравоохранения, образования, культуры и социального обслуживания населения, определяются согласно положениям об оплате труда работников учреждений соответствующих видов экономической деятельности, а выплаты компенсационного и стимулирующего характера производятся в соответствии с положениями об оплате труда работников учреждений, в которых они работают.
Этим же постановлением органам исполнительной власти Республики Дагестан было предписано представить в установленном порядке в Правительство Республики Дагестан по мере готовности проекты положений об оплате труда работников подведомственных учреждений и подразделений по видам экономической деятельности, разработанные исходя из положений настоящего постановления и с учетом мнения соответствующих республиканских организаций профсоюзов (пункт 5).
Во исполнение данного предписания было разработано и Постановлением Правительства Республики Дагестан от <дата>№ утверждено Положение об оплате труда работников государственных бюджетных и казенных учреждений социального обслуживания населения, находящихся в ведении Министерства труда и социального развития Республики Дагестан (далее – Положение об оплате труда), которым, в том числе, регулируются вопросы, связанные о осуществлением выплат стимулирующего характера за стаж непрерывной работы.
Пунктом 5.4 Положения об оплате труда установлено, что выплата стимулирующего характера за стаж непрерывной работы устанавливается в виде надбавки к окладу (должностному окладу), ставке заработной платы работникам учреждения за продолжительность непрерывной работы в учреждениях социального обслуживания населения и здравоохранения.
Указанная надбавка устанавливается в следующих размере 20 процентов оклада (должностного оклада), ставки заработной платы за первые три года и 10 процентов за последующие два года непрерывной работы, но не выше 30 процентов тарифной ставки (оклада) - всем работникам учреждений социального обслуживания населения (директорам, специалистам, служащим, рабочим).
В силу п. 5.4.1. Положения об оплате труда в стаж непрерывной работы, дающий право на установление надбавки, засчитывается, в том числе, время непрерывной работы как по основной работе, так и работе по совместительству на любых должностях в учреждениях социального обслуживания населения.
Как усматривается из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от <дата> основным видом деятельности <.> является предоставление социальных услуг без обеспечения проживания престарелым и инвалидам (код 88.10 ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС. Ред 2).
С учетом вышеприведенного нормативного регулирования, учитывая, что основным видом деятельности АНО «Путь к сердцу» является социальное обслуживание населения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости зачета работникам Центра времени их работы в АНО «Путь к сердцу» в стаж работы, дающий право на назначение выплат стимулирующего характера за стаж непрерывной работы, выслугу лет.
Довод апелляционной жалобы о том, что время работы в <.> не подлежит зачету в стаж работы в силу п. 5.4.8. Положения об оплате труда, поскольку <.> не включено в номенклатуру организаций социального обслуживания в Республике Дагестан, утвержденную Приказом Министерства труда и социального развития Республики Дагестан от <дата>№ судебная коллегия находит необоснованным.
Принимая во внимание изложенное, учитывая, что судом нормы материального права применены правильно, существенных нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 308, 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан
о п р е д е л и л а :
решение Советского районного суда г. Махачкалы от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу ГБУ РД «<.>» - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи