ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2594/2018 от 16.05.2018 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Верещак М.Ю. Дело № 33а-2594/2018

Строка 015а

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе

председательствующего Латышенко Н.Ф.,

судей областного суда Усовой Е.И., Ланцовой М.В.,

при секретаре Матюхиной К.В.,

рассмотрела в судебном заседании 16 мая 2018 года дело по апелляционной жалобе представителя Управления Министерства юстиции России по Омской области Вяткина А.А. на решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 09 февраля 2018 года, которым признано незаконным решение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Омской об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы негосударственного образовательного частного учреждения «Авторская экспериментальная школа», в части отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы негосударственного образовательного частного учреждения «Авторская экспериментальная школа» в связи с выходом Ходжер Т.Н. из состава учредителей.

Заслушав доклад судьи областного суда Латышенко Н.Ф., судебная коллегия

установила:

Ходжер Т.Н. обратилась с административным иском в суд к Управлению Министерства юстиции России по Омской области об оспаривании решения об отказе во внесении изменений сведений о юридическом лице, обязании внести такие изменения.

В обоснование требований указала, что обратилась в Управление Министерства юстиции России по Омской области с заявлением о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц (далее ЕГРЮЛ), в связи с выходом из состава учредителей негосударственного образовательного частного учреждения «Авторская экспериментальная школа» (далее НОЧУ «Авторская экспериментальная школа»).

<...> года во внесении изменений было отказано, что и послужило основанием для обращения с настоящим административным иском в суд.

Административный истец Ходжер Т.Н. в рассмотрении дела участия не принимала.

Ее представитель Никифоров А.В. заявленные требования поддержал.

Представитель Управления Министерства юстиции России по Омской области <...> просила в удовлетворении требований отказать.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Управления Министерства юстиции России по Омской области Вяткин А.А. просит решение суда отменить, принять новое. Указывает, что резолютивная часть решения не соответствует его мотивировочной части, сути исковых требований, поскольку административным истцом оспаривалось распоряжение об отказе во внесении изменений в сведения об учреждении, содержащихся в ЕГРЮЛ, а не отказ в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы учреждения. Отмечает, что с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, Ходжер Т.Н. не обращалась. Действующим законодательством допускается изменение состава учредителей путем выхода из состава учредителей (участников) в некоммерческих корпорациях, в фондах и автономных некоммерческих организациях. Выход из состава учредителей учреждений законодательством не предусмотрен, а выход лица из состава учреждения или его вход осуществляется посредством изменения собственника имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления.

Представителем Ходжер Т.Н. – Никифоровым А.В. относительно доводов апелляционной жалобы принесены возражения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений на неё, заслушав представителя Управления Минюста России по Омской области <...> Ходжер Т.Н., её представителя Никифорова А.В., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда исходя из следующего.

Как следует из материалов дела и установлено судом, <...> года Ходжер Т.Н. председателю совета учредителей НОЧУ «Авторская экспериментальная школа» было подано заявление о выходе из состава учредителей с <...> года (л.д. <...>).

Решением совета учредителей от <...> года Ходжер Т.Н. выведена из его состава (л.д. <...>).

<...> года НОЧУ «Авторская экспериментальная школа» в Управление Минюста России по Омской области представлено заявление о внесении изменений сведений о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, относительно изменений сведений об учредителях (л.д. <...>).

<...> года Управлением Минюста России по Омской области вынесено распоряжение об отказе во внесении изменений в сведения о НОЧУ «Авторская экспериментальная школа», содержащиеся в ЕГРЮЛ, на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 23.1 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее Закон о некоммерческих организациях) (л.д. <...>).

В этот же день в адрес НОЧУ «Авторская экспериментальная школа» было направлено уведомление об отказе во внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, с указанием на то, что возможность выхода из состава учредителей учреждения и внесение соответствующих сведений в ЕГРЮЛ в отношении учредителей учреждения федеральным законодательством не предусмотрена со ссылками на положения ст. 50.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 13, пункта 3 статьи 15 Закона о некоммерческих организациях (л.д. <...>).

Не согласившись с решением Управления Минюста России по Омской области об отказе во внесении изменений в сведения о НОЧУ «Авторская экспериментальная школа», содержащиеся в ЕГРЮЛ, Ходжер Т.Н. обратилась в суд с иском о возложении обязанности на административного ответчика по внесению изменений посредством её исключения из числа учредителей юридического лица.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23.1 Закона о некоммерческих организациях в государственной регистрации некоммерческой организации может быть отказано, если учредительные документы некоммерческой организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации.

В качестве правового обоснования невозможности изменений в сведения о НОЧУ «Авторская экспериментальная школа», содержащиеся в ЕГРЮЛ, Управление Минюста России по Омской области указало на положения статьи 50.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 13 пункта 3 статьи 15 Закона о некоммерческих организациях.

По правилам пункта 2 статьи 13 Закона о некоммерческих организациях, а также пункта 2 статьи 50.1 Гражданского кодекса Российской Федерации решение о создании некоммерческой организации в результате ее учреждения принимается ее учредителями (учредителем).

Согласно пункту 3 статьи 15 Закона о некоммерческих организациях если иное не предусмотрено федеральным законом, учредители (участники) некоммерческих корпораций, учредители фондов и автономных некоммерческих организаций вправе выйти из состава учредителей и (или) участников указанных юридических лиц в любое время без согласия остальных учредителей и (или) участников, направив в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» сведения о своем выходе в регистрирующий орган. В случае выхода из состава учредителей и (или) участников последнего либо единственного учредителя и (или) участника он обязан до направления сведений о своем выходе передать свои права учредителя и (или) участника другому лицу в соответствии с федеральным законом и уставом юридического лица.

В данной связи Управление Минюста России по Омской области пришло к выводу о том, что право выхода из состава учредителей и направление сведений о своем выходе в регистрирующий орган предоставлено учредителям некоммерческих корпораций, фондов и автономных некоммерческих организаций. Возможность выхода из состава учредителей и внесение соответствующих сведений в ЕГРЮЛ в отношении учредителей учреждения федеральным законодательством не предусмотрена.

Относительно доводов истца о ранее состоявшемся выходе из состава учредителей учреждения других участников представитель Управления Минюста России по Омской области пояснил, что до изменения правового регулирования это являлось возможным.

Вместе с тем, судебная коллегия отмечает следующее.

В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Следовательно, запрет на совершение определенных действий, в частности по выходу учредителя из состава учредителей некоммерческой организации, прямо должен быть предусмотрен федеральным законом.

Кроме того, в отличие от принципа диспозитивности, лежащего в основе частно-правовых отношений, определение полномочий государственных, муниципальных органов в сфере публичного права не допускает их собственного усмотрения и должно регулироваться на основе принципа разрешено только то, на что имеется указание в законе.

Пункт 3 статьи 15 Закона о некоммерческих организациях введен в действие Федеральным законом от 31.01.2016 года № 7-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и предусматривает особенности выхода из состава учредителей и (или) участников некоммерческих корпораций, фондов и автономных некоммерческих организаций без согласия остальных учредителей и (или) участников, направив в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» сведения о своем выходе в регистрирующий орган, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Анализируя положения Закона о некоммерческих организациях до внесения в него изменений вышеуказанным Законом, так и после внесения таковых, судебная коллегия приходит к выводу о том, что пункт 3 статьи 15 Закона о некоммерческих организациях содержит исключительно особенности выхода из состава учредителей и (или) участников некоммерческих корпораций, фондов и автономных некоммерческих организаций, и никаких запретов для выхода учредителей иных некоммерческих организаций, в частности частных учреждений, при том положении, что его учредителями являются два лица, не содержит.

Как установлено судебной коллегией, выход Ходжер Т.Н. из состава учредителей учреждения осуществлен с переходом права собственности на имущество частного учреждения второму учредителю.

Применительно к изложенному доводы апелляционной жалобы о невозможности выхода из состава учредителей и внесение соответствующих сведений в ЕГРЮЛ в отношении учредителей учреждения, в том числе и с переходом права собственности на его имущество, подлежат отклонению.

Судебная коллегия соглашается с доводами представителя Управления Минюста России по Омской области о том, что Ходжер Т.Н. оспаривался не отказ в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы НОЧУ «Авторская экспериментальная школа», а отказ по внесению изменений в сведения об учреждении, содержащиеся в ЕГРЮЛ, относительно сведений об учредителях, однако это к неправильному рассмотрению спора не привело.

Допущенная судом ошибка подлежит исправлению посредством изложения резолютивной части решения в иной редакции, посредством указания о признании незаконным распоряжения Управления Минюста России по Омской области от <...> года № <...> об отказе во внесении изменений в сведения о НОЧУ «Авторская экспериментальная школа», содержащиеся в ЕГРЮЛ, в связи с выходом Ходжер Т.Н. из состава учредителей.

Вместе с тем, учитывая, что основанием для принятия вышеуказанного распоряжения также послужило невыполнение НОЧУ «Авторская экспериментальная школа» требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных приказом ФНС России от 25.01.2012 года № ММВ-7-6/25@, относительно которого Ходжер Т.Н. исковые требования заявлены не были, судебная коллегия не находит оснований для возложения на ответчика обязанности по принятию нового распоряжения.

Доводы представителя ответчика о том, что Управление Минюста России по Омской области не является компетентным органом по принятию решения о внесении изменений в сведения о частном учреждении, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в связи с выходом Ходжер Т.Н. из состава учредителей, решение данного вопроса отнесено к ведению налоговых органов, состоятельными не признаются.

В соответствии с пунктом 3 статьи 13.1 Закона о некоммерческих организациях внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган) на основании принимаемого уполномоченным органом или его территориальным органом решения о государственной регистрации.

В силу пункта 7 статьи 32 некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации. При этом перечень и формы документов, которые необходимы для внесения таких изменений, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Как предусмотрено пунктом 34 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утв. приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455, (далее Административный регламент) в соответствии с пунктом 1 статьи 23 и пунктом 7 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»" государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, и внесение изменений в сведения о некоммерческой организации, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, осуществляется в том же порядке, что и государственная регистрация некоммерческой организации.

Для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения, не связанные с внесением изменений в учредительные документы некоммерческой организации, представляются: заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о некоммерческой организации, не связанных с внесением изменений в учредительные документы; решение (протокол, выписка из протокола) руководящего органа некоммерческой организации, подтверждающее в установленных законодательством Российской Федерации случаях сведения о некоммерческой организации, подлежащие изменению в Едином государственном реестре юридических лиц (пункт 36 Административного регламента).

Таким образом, Федеральная налоговая служба как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляет внесение в ЕГРЮЛ сведений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы некоммерческой организации – частного учреждения, на основании принятого территориальным органом Министерства юстиции России решения.

Таким решением в соответствии с пунктом 4 Порядка взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 12.11.2010 года N 343, является распоряжение Минюста России (территориальных органов Минюста России).

Правило установленное пунктами 2 и 2.2 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» по порядку обращения в налоговые органы лица, выходящего из состава учредителей о внесении изменений в ЕГРЮЛ, касающихся сведений об учредителях (участниках), имеет отношение исключительно к учредителям (участникам) некоммерческих корпораций, фондов и автономных некоммерческих организаций.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 статьи 23 вышеуказанного Закона отказ в государственной регистрации допускается в случае представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Решением межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Омской области от <...> года НОЧУ «Авторская экспериментальная школа» согласно вышеприведенной норме отказано во внесении изменений сведений о юридическом лице, содержащимся в ЕГРЮЛ, в связи с выходом Ходжер Т.Н. из состава учредителей, поскольку инспекция не является регистрирующим органом для учреждения, для которого регистрирующим органом является Управление Минюста России по Омской области.

В данной связи доводы представителя ответчика относительно того, что оспариваемое истцом распоряжение от <...> года № <...> было принято ввиду того, что пункт 47 Административного регламента не предусмотрена возможность отказа в принятии документов, и переадресация по обращению в налоговый орган во всяком случае исключалась в связи с тем, что возможность выхода из состава учредителей и внесение соответствующих сведений в ЕГРЮЛ в отношении учредителей учреждения федеральным законодательством не предусмотрена, состоятельными не признаются.

Учитывая вышеприведенное судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 09 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Резолютивную часть решения изложить в следующей редакции:

признать незаконным распоряжение Управления Министерства юстиции России по Омской области от 28 ноября 2017 года № 1031-р об отказе во внесении изменений в сведения о негосударственном образовательном учреждении «Авторская экспериментальная школа», содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, в связи с выходом из состава учредителей Ходжер Татьяны Николаевны.

Председательствующий

Судьи