ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-25985/2021 от 23.11.2021 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. № 33а-25985/2021

78RS0023-01-2021-008465-36

Судья: Зубанов К.В.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г.Санкт-Петербург 23 ноября 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:

председательствующего

Носковой Н.В.

Судей

С участием прокурора

Есениной Т.В., Чуфистова И.В.

Скибенко С.А.

при секретаре

Витвицкой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело №2а-7537/2021 по апелляционной жалобе Дубравы А. И. на решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 19 сентября 2021 года по административному исковому заявлению Участковой избирательной комиссии №2172 Санкт-Петербурга к Дубраве А. И. о немедленном отстранении от участия в работе избирательной комиссии №2172 Санкт-Петербурга члена избирательной комиссии

Заслушав доклад судьи Носковой Н.В., выслушав объяснения представителя административного истца Жилинской Г.Л., административного ответчика Дубравы А.И., представителя административного ответчика Гусельникова В.И., заключение прокурора, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Участковая Избирательная комиссия №2172 (далее – УИК №2172) обратилась во Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском к Дубрава А.И., в котором просит немедленно отстранить от участия в работе участковой избирательной комиссии № 2172 Санкт-Петербургу Дубрава А.И. - члена избирательной комиссии № 2172 Санкт-Петербурга с правом совещательного голоса.

В обоснование требований административный истец указал, что в нарушение порядка работы избирательной комиссии административный ответчик, будучи членом избирательной комиссии №2172 с правом совещательного голоса неоднократно нарушал требования Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а именно производил фото и видео съемку возле мест выдачи бюллетеней и мест тайного голосования, нарушая тем самым тайну голосования, перемещался по избирательному участку с камерой, в том числе им фиксировалась конфиденциальная информация из книг со списками избирателей, а также пытался вести работу с избирателями, проводил агитацию.

Решением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 19 сентября 2021 года административные исковые требования удовлетворены.

Дубрава А. И. - член избирательной комиссии №2172 Санкт-Петербурга с правом совещательного голоса немедленно отстранен от участия в работе участковой избирательной комиссии №2172 Санкт-Петербурга.

Исполнение решения о немедленном отстранении от участия в работе участковой избирательной комиссии №2172 Санкт-Петербурга Дубрава А. И. - члена избирательной комиссии №2172 Санкт-Петербурга с правом совещательного голоса, возложено на УМВД России по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга.

В апелляционной жалобе административный ответчик просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное при неправильном применении норм материального и процессуального права и неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.

В обоснование доводов апелляционной жалобы административный ответчик указал, что собрания по поводу подачи иска в суд не проводилось, данный вопрос не обсуждался, решение не содержит номера, а также перечня лиц, которые голосовали за или против обращения в суд. В материалы дела не представлено доказательств о нарушении административным ответчиком норм избирательного законодательства РФ. Не представлены доказательства фото и (или) видео фиксации нарушений. Свидетель и административный истец не представили сведений о времени совершения фото и (или) видео фиксации. Замечания по поводу поведения административного ответчика административным истцом не зафиксированы. Не подтвержден факт агитации. Кроме того, о дате и времени судебного разбирательства ответчик не был извещен надлежащим образом.

Административный ответчик Дубрава А.И., представитель административного ответчика Гусельников В.И. в заседание суда апелляционной инстанции явились, доводы апелляционной жалобы поддержали.

Представитель административного истца Участковой избирательной комиссии № 2172 Санкт-Петербурга Жилинская Г.Л. в заседание суда апелляционной инстанции явилась, возражала против доводов апелляционной жалобы.

Выслушав объяснения административного ответчика, его представителя, представителя административного истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела и исследовав доказательства, заслушав заключение прокурора, полагавшего оставить решение суда без изменения, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Согласно части 5 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации избирательная комиссия, комиссия референдума вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об отстранении члена участковой избирательной комиссии, комиссии референдума от участия в работе комиссии, об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах.

В силу части 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) избирательной комиссией, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, части 1 и 2); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов верховенства права, равенства всех перед законом и судом и равноправия (статья 1, часть 1; статья 2; статья 15, части 1 и 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2).

Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления Санкт-Петербурга, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №67-ФЗ).

Как установлено судом и следует из материалов дела, на 17, 18 и 19 сентября 2021 года были назначены выборы депутатов Государственной Думы Российской Федерации, депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга и ряда муниципальных советов внутригородских муниципальных образований.

Дубрава А.И. является членом Участковой избирательной комиссии №2172 с правом совещательного голоса.

19.09.2021 года членами УИК был составлен акт о том, что административный ответчик нарушал требования Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» производил фото и видео съемку возле мест выдачи бюллетеней и мест тайного голосования, нарушая тем самым тайну голосования, перемещался по избирательному участку с камерой, в том числе им фиксировалась конфиденциальная информация из книг со списками избирателей, а также пытался вести работу с избирателями, которые ждали выдачи бюллетеня, проводил агитацию в пользу политической партии «Партия Роста» (л.д. 7).

19.09.2021 года Участковой избирательной комиссией №2172 на основании части 12 статьи 64 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ принято решение об обращении в суд с административным исковым заявлением об отстранении Дубравы А.И. от участия в работе Участковой избирательной комиссии №2172.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Частью 7 статьи 3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что выборы и референдумы организуют и проводят комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.

В силу статьи 7 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» голосование на выборах и референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.

В ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» разъяснено, что агитация предвыборная (предвыборная агитация) - деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).

Пунктом 3 ст. 49 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума в день голосования и в предшествующий ему день запрещается.

Конституция Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени; сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (статья 23 часть 1; статья 24 часть 1).

В силу норм Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" персональными данными является любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Обработка персональных данных осуществляется с согласия на это субъекта.

Как указано в пункте 8.2 Методических рекомендаций по организации голосования отдельных категорий избирателей при проведении выборов на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Центральной избирательной комиссии России от 8 августа 2018 года N 174/1414-7 при проведении фото- и (или) видеосъемки в помещении для голосования лицам, присутствующим при проведении голосования и подсчете голосов избирателей, необходимо руководствоваться постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 3 октября 2012 года N 143/1085-6 "О Разъяснении порядка ведения наблюдателями фото- и (или) видеосъемки в помещении для голосования". Лица, присутствующие при проведении голосования и подсчете голосов избирателей, вправе проводить фото- и (или) видеосъемку в помещении для голосования при соблюдении следующих условий:

проведение фото- и (или) видеосъемки только с места, определенного председателем участковой комиссии,

Проведение фото- и (или) видеосъемки не должно препятствовать работе членов УИК и создавать препятствия избирателям при голосовании. При проведении фото- и (или) видеосъемки работы членов УИК со списком избирателей, реестром избирателей, подавших заявления о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" должна обеспечиваться конфиденциальность персональных данных, которые содержатся в списке избирателей, реестре избирателей.

Статус членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса установлен Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" N 67-ФЗ.

Пунктом 23 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ предусмотрено, что член комиссии с правом решающего голоса и член комиссии с правом совещательного голоса: а) заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей комиссии; б) вправе выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующей комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования; в) вправе задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу; г) вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, сведениями об избирателях, подавших заявления о включении в список избирателей по месту своего нахождения, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий; д) вправе удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки бюллетеней по кандидатам, избирательным объединениям, вариантам ответа на вопрос референдума; е) обжаловать действия (бездействие) комиссии в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд.

Из системного толкования действующего законодательства в вышеуказанной части усматривается, что получение членами избирательной комиссии копий списков избирателей, в том числе путем фотофиксации запрещено.

Таким образом не допускается осуществление действий, нарушающих действующее избирательное законодательство и препятствующих работе избирательной комиссии.

Согласно части 11.1 статьи 64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Распоряжения председателя участковой комиссии, отданные в пределах его компетенции, обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В отсутствие председателя участковой комиссии его полномочия исполняет заместитель председателя участковой комиссии, а в отсутствие заместителя председателя участковой комиссии - секретарь или иной член участковой комиссии с правом решающего голоса, уполномоченный ею.

В соответствии с частью 12 статьи 64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» член участковой комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах. Решение об отстранении члена участковой комиссии от участия в работе данной комиссии, об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования принимается судом по месту нахождения участковой комиссии. Исполнение соответствующего судебного решения обеспечивают правоохранительные органы.

Факт нарушений избирательного законодательства административным ответчиком в виде фото, видеосъемки, в том числе возле мест выдачи бюллетеней и мест тайного голосования, фото- (видео) фиксации конфиденциальной информации из книг со списками избирателей зафиксированы актом от 19 сентября 2021 года, составленным членами Участковой избирательной комиссии №2172.

Как усматривается из доводов административного ответчика и его представителя, он не оспаривал, что знакомился со списками избирателей, содержащих в себе персональные данные, производил видеосъемку на участке. Опрошенная в судебном заседании свидетель Осиева О.А. полностью подтвердила события, указанные в акте, который был подписан последней и иными членами УИК 2172, в том числе указала, что лично видела, как административный ответчик производил фотофиксацию, а председатель слышала, как он агитировал избирателей, о чем ему делались неоднократно замечания.

Административным ответчиком относимых и допустимых доказательств обратного не представлено. Сам факт того, что свидетель Мартынова К.А. указанные обстоятельства не видела, не свидетельствуют об обратном, поскольку она постоянно за административным ответчиком не наблюдала и рядом не находилась.

При этом судебная коллегия учитывает, что действующим законодательством предъявление замечаний по поводу вышеуказанных нарушений в письменном виде не предусмотрено.

В связи с чем судебная коллегия считает доказанным факт нарушения Дубравой А.И. Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ в вышеуказанной части, а доводы административного ответчика об обратном судебная коллегия находит несостоятельными.

Учитывая, что поведение членов избирательной комиссии не должно нарушать права и свободы других лиц, в том числе избирателей, и препятствовать реализации избирательной комиссией возложенных на нее законодательством полномочий, то суд первой инстанции пришел к правильному выводу о немедленном отстранении Дубравы А.И, от участия в работе Участковой избирательной комиссии N 293, что является соотносимой мерой воздействия на допущенные нарушения в соответствии с частью 12 статьи 64 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

В нарушение части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Дубрава А.И. не представил доказательств опровергающих вменяемые ему нарушения на избирательном участке.

Доводы административного ответчика, что нарушений избирательного законодательства он не совершал, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку они полностью опровергается вышеуказанной совокупностью доказательств, из которых усматривается, что Дубрава А.И. намеренно производил фото и видео съемку возле мест выдачи бюллетеней и мест тайного голосования, нарушая тем самым тайну голосования, перемещался по избирательному участку с камерой, в том числе им фиксировалась конфиденциальная информация из книг со списками избирателей, проводил агитацию в пользу политической партии «Партия Роста», на замечания не реагировал.

Сам факт отсутствия видео-фиксации, указания времени нарушений не свидетельствует об обратном, поскольку факт совершения административным ответчиком незаконных действий подтвержден совокупностью вышеперечисленных доказательств, в том числе пояснениями свидетелей и лиц, участвующих в деле, которым судом дана надлежащая оценка и оснований сомневаться в которых установлено не было.

При этом из решения Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 2172 об обращения в суд, пояснений свидетеля Осиевой О.А. также усматривается, что процедура обращения в суд нарушена не была, члены избирательной комиссии приняли вышеуказанное решение, которое в установленном порядке оспорено не было.

Кроме того в материалах дела содержится акт от 19.09.2021 года, согласно которому административный ответчик отказался от получения данного административного иска, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом.

Также из материалов дела усматривается, что административный ответчик реализовал свои права в полном объеме, в том числе участвовал в судебном заседании суда первой инстанции лично, при этом его интересы представлял его представитель, была допрошена по его ходатайству свидетель Мартынова К.А., исследованы доказательства, представленные стороной ответчика, в связи с чем указание на нарушение права административного ответчика на защиту и предоставление доказательств не нашло своего подтверждения, являются надуманными и ничем не подтвержденными.

Иные доводы апелляционной жалобы, как не основанные на положениях статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не являются основаниями для отмены решения суда.

Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы районного суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального и процессуального права судом применены верно.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного истца с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 19 сентября 2021 года по административному делу №... оставить без изменения, апелляционную жалобу Дубравы А. И. – без удовлетворения.

На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Фрунзенский районный суд г. Санкт-Петербурга в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий:

Судьи: