ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2600/19 от 10.06.2019 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 33а-2600/2019


АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург 10 июня 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:

Председательствующего Морозковой Е.Е.

судей Астапенко С.А. и Морозовой С.Г.

при секретаре Гринь Н.В.

рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО10 - представителя от Губернатора Ленинградской <адрес> на решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 13 февраля 2019 года о досрочном прекращении полномочий депутата.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Астапенко С.А., объяснения ФИО14 - представителя от административного истца по первоначальному административному иску (административного ответчика по встречному административному иску) Губернатора Ленинградской области ФИО11, ФИО12 – представителя от Губернатора Ленинградской области ФИО11 и представителя от административного ответчика по встречному административному иску вице-губернатора Ленинградской области ФИО15, возражения ФИО17 – представителя от административного ответчика совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда,

установила:

Губернатор Ленинградской области ФИО11 обратился в суд с административным иском к совету депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области о досрочном прекращении полномочий депутата совета депутатов Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области ФИО3 в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.

Основанием для обращения с заявлением явились результаты проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проведенной аппаратом Губернатора и Правительства Ленинградской области в соответствии со статьёй 2 областного закона от 15.12.2017 года №80-оз «О порядке предоставления гражданами, претендующими на замещение должности главы местной администрации по контракту, муниципальной должности, и лицами, замещающими такие должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о порядке проверки достоверности и полноты указанных сведений».

По результатам проверки установлены следующие факты:

1) Несоблюдение ФИО3 ограничений, предусмотренных частью 2 статьи 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в части одновременного замещения в период с 18.09.2017 по 23.05.2018 должности военной службы и исполнения полномочий депутата совета депутатов муниципального образования.

Согласно письму ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» от 23.07.2018 ФИО3 проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации с 31.08.2011 по 23.05.2018. В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 27.05.2003 года №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» военная служба включена в систему государственной службы. Таким образом, в ходе проверки установлен факт несоблюдения ФИО3 ограничений, установленных в целях противодействия коррупции, в части одновременного замещения должности военной службы и исполнения полномочий депутата совета депутатов муниципального образования.

2) Нарушение ФИО3 требований части 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 года N 273-ФЗ и части 2 статьи 1 областного закона от 15.12.2017 года №80-оз, в части предоставления недостоверных сведений о счетах в банках и иных кредитных организациях в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год.

ФИО3 в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год предоставил недостоверные сведения о виде счёта, открытого на его имя в «Газпромбанке» (Акционерном обществе), дате его открытия и остатке на счёте, о размере обязательства финансового характера по состоянию на отчётную дату (31.12.2017). Данные обстоятельства, в соответствии с частью 7.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» являются основанием для досрочного прекращения полномочий депутата.

3) Нарушение ФИО3 требований части 1 статьи 11 и части 4.1 статьи 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 года N 273-ФЗ, в части непринятия мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является при осуществлении полномочий председателя конкурсной комиссии при проведении конкурса на замещение должности главы администрации.

В ходе проведения проверки получены материалы, свидетельствующие о наличии в действиях ФИО3 конфликта интересов. Установлено, что ФИО3 и ФИО13 состоят на регистрационном учёте по одному месту жительства (Санкт-Петербург, <адрес>). Собственником данной квартиры является ФИО3 Кроме того, с сентября 2012 года по декабрь 2017 года ФИО13 был зарегистрирован в квартире, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, собственником которой на момент постановки на регистрационный учёт являлся ФИО3 Таким образом, ФИО3 на протяжении длительного времени предоставляет ФИО13 объекты недвижимого имущества, собственником которых он являлся (является), и, следовательно, их связывают иные близкие отношения.

Согласно решению совета депутатов МО Тельмановское сельское поселение от 26.01.2018 №30 ФИО3 являлся председателем конкурсной комиссии, голос которого являлся решающим в случае равного числа голосов членов комиссии (пункт 12 Положения о порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования). 19.02.2018 конкурсной комиссией принято решение о допуске двух претендентов (одним из которых являлся ФИО13) к конкурсу для замещения должности главы администрации муниципального образования Тельмановское сельское поселение. 21.02.2018 по результатам проведения конкурса конкурсной комиссией оба кандидата признаны соответствующими квалификационным требованиям. Решением совета депутатов МО Тельмановское сельское поселение от 21.02.2018 №31 ФИО13 назначен на должность главы администрации МО Тельмановское сельское поселение. Таким образом, ФИО3 непосредственно участвовал в принятии кадровых решений в отношении ФИО13, с которым его связывают близкие отношения, то есть совершил действия (бездействие) для реализации личной заинтересованности в назначении ФИО13 на должность главы администрации муниципального образования. В ходе проверки выявлена ситуация, при которой личная заинтересованность депутата совета депутатов МО Тельмановское сельское поселение ФИО3 повлияла на осуществление его полномочий как председателя конкурсной комиссии.

ФИО3 не совершил действий, направленных на выход из состава конкурсной комиссии в связи с личной заинтересованностью. Обращения на рассмотрение главы МО Тельмановское сельское поселение или совета депутатов МО Тельмановское сельское поселение с изложенными фактами не направил, что подтверждается его пояснениями. Документы, подтверждающие, что ФИО3 при проведении конкурса сообщал о личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов, принимал меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, в ходе проверки им не предоставлены.

С 10.07.2018 ФИО3 является директором муниципального унитарного предприятия МО «Зеленый город». Учредителем данного унитарного предприятия является администрация МО Тельмановское сельское поселение, с долей участия 100%. Полномочия собственника имущества и учредителя МУП «Зеленый город» осуществляет администрация МО (пункт 1.4 Устава). Контроль за деятельностью МУП «Зеленый город» осуществляется учредителем и другими уполномоченными органами (пункт 5.2 Устава). В соответствии с подпунктом 4.6.1 пункта 4.1 Устава учредитель - администрация МО назначает на должность директора МУП «Зеленый город», заключает с ним трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами. В соответствии с пунктом 8.1 Устава МУП «Зеленый город» возглавляет директор, который назначается и освобождается от должности распоряжением администрации МО. ФИО13, являясь главой администрации МО Тельмановское сельское поселение, принимал непосредственное участие в назначении ФИО3 директором МУП «Зеленый город».

ФИО3 предъявил встречный иск к Губернатору Ленинградской области ФИО11 о признании незаконными распоряжения Губернатора Ленинградской области от 14 июня 2018 года №363-рг «О проведении проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении ФИО3», результатов проверки, проведенной по указанному распоряжению.

В обоснование встречного административного иска указал, что распоряжение Губернатора Ленинградской области не подписано им, на нём имеется только печать Управления делопроизводства аппарата Губернатора и Правительства Ленинградской области, что противоречит п.11.1 абз.10 Инструкции по делопроизводству в органах исполнительной власти Ленинградской области, утвержденной постановлением Губернатора Ленинградской области от 13 февраля 2018 г. №4-пг. Отсутствие подписи на распоряжении о проведении проверки позволяет признать отсутствие ненормативного акта, уполномочившего должностных лиц проводить проверку.

При создании органа Ленинградской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений были нарушены требования Указа Президента Российской Федерации от 15.07.2015 №364, поскольку аппарат Губернатора и Правительства Ленинградской области создан не высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации – Губернатором Ленинградской области, а учрежден на основании Постановления Правительства Ленинградской области. Функции органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений возложены на аппарат Губернатора и Правительства Ленинградской области не на основании решения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, а на основании Постановления Правительства Ленинградской области.

В числе подразделений аппарата Губернатора и Правительства Ленинградской области находится самостоятельное подразделение – Управление профилактики коррупционных и иных правонарушений аппарата Губернатора и Правительства Ленинградской области, которое подчиняется непосредственно первому заместителю руководителя аппарата Губернатора и Правительства, а он в свою очередь – вице-губернатору Ленинградской области – руководителю аппарата Губернатора и Правительства Ленинградской области. Данное управление создано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.07.2015 №364.

Следовательно, проведение проверки было поручено не надлежащим должностным лицам, не имеющим полномочий на проведение проверки.

ФИО14 - представитель административного истца Губернатора Ленинградской области требования Губернатора Ленинградской области поддержала, встречные требования ФИО3 не признала.

К участию в деле в качестве административного соответчика по встречному административному иску ФИО3 привлечен вице-губернатор Ленинградской области – руководитель аппарата Губернатора и Правительства Ленинградской области ФИО15, его представитель ФИО16 административный иск ФИО3 не признала, подтвердила позицию Губернатора Ленинградской области. В своём объяснении изложила обстоятельства, содержащиеся в административном исковом заявлении Губернатора.

Полагала, что признаками близких отношений могут являться, в том числе наличие регистрационного учета по одному месту жительства (пп.4 п.4.2 раздела 4 Методических рекомендаций по вопросам привлечения к ответственности должностных лиц за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, содержащихся в письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26.07.2018 №18-0/10-П-5146). ФИО3 и ФИО13 состоят на регистрационном учете по одному месту жительства в квартире, собственником которой является ФИО3

ФИО3 принимал решения в отношении ФИО13, в частности, 19.02.2018 о допуске ФИО13 к конкурсу для замещения должности главы администрации муниципального образования, 21.02.2018 о соответствии ФИО13 квалификационным требованиям, 21.02.2018 о назначении ФИО13 на должность главы администрации муниципального образования.

ФИО3 поспособствовал ФИО13 в назначении на должность, тем самым ФИО3 создал себе преимущество, и в дальнейшем ФИО13 назначил ФИО3 на должность МУП «Зеленый город». В соответствии с уставом МУП «Зеленый город» функции и полномочия учредителя осуществляет администрация муниципального образования. Контроль за деятельностью ФИО3, как директора МУП, осуществляет ФИО13, который является главой администрации.

Согласно реестру почтовых отправлений 15.05.2018 №13 ФИО3 в Правительство Ленинградской области направлены уточненные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Тогда как такие сведения подаются в государственный орган Ленинградской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений (ч.3 ст.1 областного закона от 15.12.2017 №80-оз). Таким образом, ФИО3 уточненные сведения адресованы в ненадлежащий орган. Более того, по информации управления делопроизводствам Ленинградской области, осуществляющего функции по организации и обеспечению функционирования единой системы делопроизводства, в том числе по оформлению служебной корреспонденции, поступающей как в Администрацию Губернатора Ленинградской области, так и в Правительство Ленинградской области, письмо с вложением уточненных сведений ФИО3 не поступало.

В ходе проверки ФИО3 05.09.2018 вручен перечень вопросов, содержащий, в том числе, вопросы о том, представлял ли он уточненные сведения и по возможности возникновения у него конфликта интересов при проведении конкурса на замещение должности главы администрации МО. В письменном ответе от 10.09.2018, представленном ФИО3 в ходе проверки, сообщалось, что уточненные сведения им не представлялись, возможность возникновения конфликта интересов, по его мнению, отсутствует.

Обращение председателя конкурной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации МО ФИО3 о возможности возникновения конфликта интересов в его работе рассмотрено 20.02.2018 (протокол заседания временной Комиссии по координации работы по противодействию коррупции №1). При этом ФИО3 19.02.2018 принимал решение о допуске ФИО13 к конкурсу для замещения должности главы администрации МО, то есть принимал решение в отношении ФИО13 до рассмотрения его обращения о конфликте интересов соответствующей комиссией.

В судебном заседании административный истец ФИО3 поддержал встречный административный иск.

Представитель административного ответчика совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области ФИО17 административный иск не признал, поддержал встречный административный иск, пояснил, что при применении к ФИО3 мер ответственности, установленных частью 7.3 статьи 40 Федерального закона от 6.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» необходимо соблюдение общих правил ответственности, в частности, соразмерности совершенного проступка назначаемому наказанию за его совершение и отношение к его нарушению со стороны самого лица, его допустившего. Вопреки доводам представителя Губернатора Ленинградской области, ФИО3 не допускал таких грубых нарушений действующего законодательства, которые могут повлечь применение к нему исключительной меры ответственности в виде досрочного прекращения полномочий депутата представительного органа. Применение к ФИО3 исключительной меры ответственности в виде досрочного прекращения полномочий нарушит конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности.

ФИО3 не были нарушены требования, содержащиеся в части 2 статьи 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», выразившиеся в совмещении военной службы и муниципальной службы.

Регистрация по месту жительства ФИО3 и ФИО13 в одной квартире, принадлежащей ФИО3, не свидетельствует о возникновении конфликта интересов, поскольку не имеет причинно-следственной связи между описываемыми в административном исковом заявлении обстоятельствами, связанными с выборами на конкурсной основе ФИО13 на должность главы администрации муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области, и наступившими после предполагаемых Губернатором действий ФИО3 имущественными благами. Доводы Губернатора носят предположительный характер, объективными данными и доказательствами не подтверждены.

Кроме того, о возникновении предполагаемого конфликта интересов при избрании ФИО3 в состав конкурной комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной должности главы ФИО1 муниципального образования, назначении ФИО3 на должность директора МУП «Зеленый город», наличии регистрации по месту жительства вместе с ФИО13 по одному адресу, – ФИО3 уведомлял совет депутатов в порядке, установленном статьёй 11 Федерального закона «О противодействии коррупции». Указанное заявление было рассмотрено уполномоченным советом депутатов муниципального образования органом, правомочным рассматривать вопросы, связанные с урегулированием конфликта интересов, и признано, что ФИО3 приняты меры по предотвращению предполагаемого конфликта интересов, стороной которого он являлся.

Обстоятельства, установленные уполномоченным советом депутатов муниципального образования органом, правомочным рассматривать вопросы, связанные с урегулированием конфликта интересов, не могут быть переоценены Губернатором Ленинградской области и судом, и более того, не являются предметом судебной деятельности при рассмотрении настоящего дела.

В соответствии с уточненной справкой о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год, направленной 15 мая 2018 года в адрес Губернатора Ленинградской области, вид счёта, открытого в АО «Газпромбанк», указан верно. Указанная опечатка в первоначальной справке выявлена ФИО3, что подтверждается письменными доказательствами: копией уточненной справки, копией почтового реестра об отправке письменной корреспонденции от 15 мая 2018 года.

Когда ФИО3 предоставлял указанное сопроводительное письмо, то вместе с копией представил второй экземпляр справки и изложил в совет депутатов просьбу направить её в адрес аппарата Губернатора Ленинградской области. Возможно, работник, который отвечает за отправку корреспонденции, при составлении реестра допустил ошибку в наименовании адресата. Поскольку Правительство и Губернатор Ленинградской области имеют аппарат, то поступившее сообщение могло быть переадресовано в адрес аппарата. Полагает, что уточненная справка от 14.05.2018 может использоваться в качестве доказательства. Административный истец не представил доказательств предоставления ФИО3 заведомо недостоверных сведений.

Заинтересованное лицо ФИО3 требования Губернатора Ленинградской области не поддержал, пояснил, что в Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе» регламентировано, при каких обстоятельствах он должен увольняться, при каких прекращать или приостанавливать военную службу. В соответствии с данным Федеральным законом на него этот запрет не распространяется. Депутатом на постоянной основе он был с 1 июня 2018 года две или три недели.

Каждый год Газпромбанк присылает ему график платежей. На основании графика платежей, который получил в январе 2018 года, он заполнил справку о доходах. В этом графике был указан остаток основного долга до первого платежа. Позднее в графике платежей за 2017 года обнаружил, что дата списания средств не 31 декабря 2017, а 9 января 2018 года. В этой связи представил уточненную справку через совет депутатов. Те нарушения, которые ему вменяют, не являются умышленными, он никаким образом не собирался скрывать какие-то средства.

ФИО3 считает, что конфликт интересов между ним и ФИО13 отсутствует. ФИО13 был членом партии «Единая России» и на одной из политических акций они познакомились. ФИО13 необходим был регистрационный учет, не более того. Он не посчитал, что для него это будет риском, никакой материальной выгоды из этого он не имел. ФИО13 на его жилой площади не проживал. После того, как он узнал о том, что ФИО13 подал в конкурсную комиссию документы, он написал заявление на имя главы муниципального образования Тельмановское сельское поселение с просьбой рассмотреть этот вопрос на соответствующей комиссии. Этот вопрос был рассмотрен, комиссия не усмотрела конфликт интересов.

При назначении директором МУП «Зеленый город» он также предоставлял все документы. На работу директором МУП его принял заместитель главы администрации муниципального образования Тельмановское сельское поселение ФИО18, который курирует деятельность подведомственных администрации учреждений.

Решением Тосненского городского суда Ленинградской области от 13 февраля 2019 года в удовлетворении административного иска Губернатора Ленинградской области ФИО11 и встречного административного иска ФИО3 – отказано в полном объеме.

На постановленное судом решение ФИО10 - представителем Губернатора Ленинградской области подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового об удовлетворении административного искового заявления Губернатора Ленинградской области. В жалобе поддерживается правовая позиция Губернатора, изложенная в суде первой инстанции. Суть доводов сводится к неправильному определению судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, ошибочному толкованию норм материального права.

Относительно апелляционной жалобы от представителя совета депутатов МО Тельмановское сельское поселение поступили возражения о несостоятельности ее доводов. При этом в возражениях содержится просьба решение суда отменить, административный иск Губернатора Ленинградской области оставить без рассмотрения по тому основанию, что в нарушение положений ст. 56 КАС РФ доверенность от 19.12.2017 № 60-370/2017, выданная ФИО10, подписавшей административный иск от имени Губернатора Ленинградской области, не содержала полномочий на осуществление самостоятельного права на подписание административного иска.

Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 2 ст. 310 КАС РФ).

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда находит решение суда подлежащим отмене, поскольку нарушены нормы материального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела.

Из дела следует, что по результатам состоявшихся 10 сентября 2017 года выборов ФИО3 избран депутатом совета депутатов Тельмановского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области, что подтверждается решением территориальной избирательной комиссии Тосненского муниципального района Ленинградской области с полномочиями окружной избирательной комиссии Тельмановского пятимандатного избирательного округа № 32 от 11.09.2017 №47/407.

На основании обращения председателя совета местного отделения политической партии Справедливая России в Тосненском районе ФИО19 по вопросу несоблюдения депутатом МО Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области ФИО3 ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Губернатором Ленинградской области издано распоряжение №363-рг о проведении в отношении депутата ФИО3 проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, которая поручена аппарату Губернатора и Правительства Ленинградской области.

В ходе проверки выявлены факты несоблюдения депутатом ФИО3 ограничений, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции». Губернатор Ленинградской области ФИО11 обратился в совет депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области с заявлением от 18.09.2018, в котором предложил досрочно прекратить полномочия депутата совета депутатов муниципального образования ФИО3 6 ноября 2018 года в аппарат Губернатора и Правительства Ленинградской области поступило сообщение главы муниципального образования Тельмановского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области ФИО20 о том, что по результатам голосования решение о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО3 не принято.

Постановлением Правительства Ленинградской области от 29 сентября 2015 г. N 378 "О внесении изменений в постановления Правительства Ленинградской области от 10 сентября 2012 года N 282 "Об утверждении положения об аппарате Губернатора и Правительства Ленинградской области и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Ленинградской области" и от 31 января 2013 года N 10 "Об утверждении положения о комитете информационно-аналитического обеспечения Ленинградской области, внесении изменений в постановление Правительства Ленинградской области от 12 декабря 2011 года N 429 и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Ленинградской области" в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 года N 364 "О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции" в части создания в субъекте Российской Федерации органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, Правительство Ленинградской области постановило внести в Положение об аппарате Губернатора и Правительства Ленинградской области, утвержденное постановлением Правительства Ленинградской области от 10 сентября 2012 года N 282, изменения согласно приложению к настоящему постановлению. В соответствии с Положением об аппарате Губернатора и Правительства Ленинградской области аппарат является государственным органом Ленинградской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений, осуществляет функции по обеспечению в Ленинградской области единой государственной политики в области противодействия коррупции.

Таким образом, аппарат Губернатора и Правительства Ленинградской области является органом Ленинградской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений, созданным в соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 года N 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции» и Уставом Ленинградской области.

Решение о проведении проверки принято Губернатором Ленинградской области, проведение проверки поручено надлежащему органу – аппарату Губернатора и Правительства Ленинградской области.

Содержание распоряжения Губернатора Ленинградской области от 14 июня 2018 года №363-рг о проведении проверки соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, принято уполномоченным лицом.

С распоряжением Губернатора Ленинградской области от 14 июня 2018 года №363-рг ФИО3 ознакомлен 22 июня 2018 года, в этот же день ему было вручено уведомление о проведении проверки с разъяснением его прав.

Проверка проведена уполномоченным органом, в соответствии с его компетенцией, права проверяемого лица в ходе проверки были соблюдены, результат проверки оформлен в соответствии с законом.

Встречное административное исковое заявление подано в суд 17 января 2019 года, то есть с пропуском установленного ст. 219 КАС РФ срока.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с решением суда в части отказа ФИО3 в удовлетворении административного иска к Губернатору Ленинградской области ФИО11, вице-губернатору Ленинградской области – руководителю аппарата Губернатора и Правительства Ленинградской области ФИО15 об оспаривании распоряжения от 14.06.2018 № 363-рг и результатов проверки.

Обращение Губернатора Ленинградской области в суд с настоящим административным иском соответствует его полномочию, предусмотренному частью 7.3 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Административный иск подписан и подан в суд представителем Губернатора Ленинградской области – ФИО10 на основании доверенности от 19.12.17 № 60-370/2017, в которой оговорено право представителя на подписание и подачу административных исков в суд (л.д. 50 т.2).

В ходе проверки установлено, что ФИО3 проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации на воинской должности старшего научного сотрудника – заместителя начальника 32 научно-исследовательского отдела 3 научно-исследовательского управления научно-исследовательского центра (радиоэлектронного вооружения и формирования информационных ресурсов ВМФ, <адрес>) научно-исследовательского института (оперативно-стратегических исследований строительства ВМФ) Военного учебно-научного центра Военно-Морского Флота «Военно-морская академия» (ВУНЦ ВМФ «ВМА») с августа 2011 года по май 2018 года, на которую был назначен приказом начальника ВУНЦ ВМФ «ВМА» №110л/с от 31.08.2011 и уволен с военной службы приказом начальника ВУНЦ ВМФ «ВМА» №13 от 23.05.2018.

Частями 1 - 3 статьи 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" установлен общий запрет на одновременное замещение нескольких государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей субъектов Российской Федерации и муниципальных должностей. При этом пунктом 1 части 3 статьи 12.1 названного федерального закона определено, что запрет касается совмещения должностей, на которых эти лица осуществляют свои полномочия на постоянной основе.

Согласно пункту 1 статьи 45 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, в случае избрания их депутатами представительных органов муниципальных образований и главами муниципальных образований, осуществляющими указанные полномочия на постоянной основе, имеют право либо на увольнение с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "г" и "д" пункта 3 статьи 51 данного Федерального закона, либо на приостановление военной службы.

Как правильно указал суд первой инстанции, законодательство о статусе военнослужащих и о порядке прохождения военной службы не содержит запрета на одновременное замещение военнослужащим воинской должности и исполнение полномочий депутата муниципального образования на непостоянной основе, не предусматривающих замещение оплачиваемой муниципальной должности.

Приведенные нормы согласуются с пунктом 3 части 7 статьи 40 Федерального закона Федерального закона от 6.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которой ограничения заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности, касаются исключительно депутатов органа местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе.

Депутат совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение ФИО3 начал исполнять обязанности депутата совета депутатов на постоянной основе на основании решения совета депутатов от 10 апреля 2018 г. N 41 и распоряжения главы муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области от 31 мая 2018 г. N 16 л/с только с 31 мая 2018 г. С военной службы ФИО3 уволен 23 мая 2018 г.

Следовательно, суд правильно пришел к выводу о том, что ограничение, установленное ч.2 ст.12.1 Федерального закона №273-ФЗ, депутатом не нарушено.

Относительно нарушений требований законодательства по предотвращению и урегулированию конфликта интересов установлено следующее.

Понятие конфликта интересов определено частью 1 статьи 10 Федерального закона от 25.12.2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" как ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, обязанного принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). Под личной заинтересованностью в силу части 2 данной статьи понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) указанным лицом и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми это лицо и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Возглавляемая ФИО3 конкурсная комиссия рекомендовала двух кандидатов с равным числом баллов совету депутатов муниципального образования для назначения на должность главы администрации.

ФИО13 зарегистрирован по месту жительства по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> квартире площадью 33,1 кв.м, принадлежащей на праве собственности ФИО3, в которой ФИО3 также состоит на регистрационном учёте. В справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера от 30.03.2018 ФИО13 указал, что данная квартира находится в его безвозмездном, бессрочном пользовании. В период с 16 сентября 2012 года по 29 декабря 2017 года ФИО13 был зарегистрирован в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> находящемся с 23.04.2007 по 07.11.2014 в собственности ФИО3

ФИО3 уведомлял совет депутатов МО Тельмановское сельское поселение в порядке, установленном статьёй 11 Федерального закона «О противодействии коррупции», о предполагаемом конфликте интересов при избрании его в состав конкурной комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной должности главы администрации муниципального образования, назначении его на должность директора МУП «Зеленый город», наличии регистрации по месту жительства вместе с ФИО13 по одному адресу. Временная комиссия по урегулированию конфликта интересов и соблюдению требований к служебному поведению лиц, замещающих должности в органах местного самоуправления муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области, решением от 20 февраля 2018 года не признала регистрацию ФИО3 и ФИО13 по одному адресу предпосылкой к возможному возникновению конфликта интересов.

Судебная коллегия полагает верным суждение суда о недоказанности наличия близких отношений между ФИО3 и ФИО13

Доводы представителей административного истца о том, между ФИО3 и ФИО13 сложились близкие отношения, носят предположительный характер.

Сам по себе факт регистрации по месту жительства (пребывания) объективно не подтверждает близкие отношения между ними.

Однако доводы административного иска о представлении депутатом ФИО3 заведомо недостоверных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера судебная коллегия находит обоснованными.

Из дела следует, что ФИО3 11 апреля 2018 года в аппарат Губернатора и Правительства Ленинградской области представлена справка о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г. №460 (в редакции указов от 19 сентября 2017 года №431 и от 9 октября 2017 г. №472).

В разделе 4 справки «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях» он указал 1 счёт в АО «Газпромбанк», открытый 19.11.2012, вид счёта – ссудный, остаток на счёте – 0 руб.; в разделе 6.2 «Срочные обязательства имущественного характера» ипотечный кредит в АО «Газпромбанк» на основании договора <данные изъяты> от 19.11.2012 с суммой обязательства <данные изъяты> руб. и размером обязательства по состоянию на отчетную дату <данные изъяты> руб.

«Газпромбанк» (Акционерное общество) на запрос вице-губернатора Ленинградской области – руководителя аппарата Губернатора и Правительства Ленинградской области ФИО15 08.08.2018 сообщено, что по состоянию на 31.12.2017 открыт банковский (текущий) счёт – «Военная ипотека» в Банке ГПБ (АО). Счёт открыт 16.12.2012 в российских рублях. Остаток денежных средств по счету по состоянию на 31.12.2017 составлял 21 678 руб. 21 февраля 2013 года Банк ГПБ (АО) предоставил ФИО3 кредит на покупку недвижимости в размере 2 200 000 руб. на срок до 28.02.2031 под 10,5% годовых. По состоянию на 31.12.2017 сумма задолженности клиента по договору по основному долгу составляла 1 973 786 руб. (л.д.164 т.1).

На имя Губернатора Ленинградской области ФИО11ФИО3 представил объяснение от 31.08.2018 о том, что сведения для заполнения справки о доходах и расходах за 2017 год он брал из графика платежей, присланного ему АО «Газпромбанк» ДД.ММ.ГГГГ, в котором указана сумма основного долга до первого платежа в 2018 году – <данные изъяты> руб. Денежные средства для погашения основного долга за декабрь 2017 года в размере 21 678 руб. поступили в АО «Газпромбанк» 06.12.2017 и должны быть списаны в соответствии с графиком платежей в последний день месяца. Однако в связи с тем, что 31.12.2017 выпал на воскресенье и являлся выходным днем, АО «Газпромбанк» списал находящиеся на счету денежные средства в первый рабочий день – 09.01.2018.

Из выписки по счёту усматривается, что 06.12.2017 ФГКУ «Росвоенипотека» осуществлен перевод средств в сумме 21 678 руб.; 09.01.2018 зачислены 3986,98 руб. в погашение основного долга по кредитному договору <***> от ДД.ММ.ГГГГ, 17 691,02 руб. – в погашение процентов по кредитному договору.

Разрешая требования административного иска, суд пришел к выводу о заблуждении ФИО3, касающегося вида счета, остатка на счете, даты открытия счета и размера обязательства по состоянию на отчетную дату. При заполнении справки о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера он использовал не тот финансовый документ.

Судебная коллегия считает такие выводы основанными на неправильном применении норм материального права.

В соответствии с ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона от 6.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".

Согласно положениям ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лица, замещающие в том числе муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Такой порядок утвержден Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 559, и предполагает, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера предоставляются по форме утвержденной Президентом Российской Федерации в виде справки ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

На основании абз. 19 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 6.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ФИО3, как депутат выборного (представительного) органа местного самоуправления, относится к лицам, замещающим муниципальные должности.

ФИО3 в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год предоставил недостоверные сведения о виде счёта, открытого на его имя в «Газпромбанке» (Акционерном обществе), дате его открытия и остатке на счёте, о размере обязательства финансового характера по состоянию на отчётную дату (31.12.2017).

Судебная коллегия отклоняет доводы административного ответчика и заинтересованного лица о том, что уточненная справка о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера ФИО3 от 14.05.2018 представлена им в орган местного самоуправления муниципального образования Тельмановское сельское поселение, а затем направлена в адрес Правительства Ленинградской области представителем администрации муниципального образования Тельмановское сельское поселение 15.05.2018 простым почтовым отправлением.

Статьей 1 областного закона Ленинградской области от 15.12.2017 N 80-оз "О порядке представления гражданами, претендующими на замещение должности главы местной администрации по контракту, муниципальной должности, и лицами, замещающими такие должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о порядке проверки достоверности и полноты указанных сведений" установлено, что лица, замещающие муниципальные должности, предоставляют Губернатору Ленинградской области сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (часть 2).

Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера подаются в государственный орган Ленинградской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений лицами, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, по форме справки, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года N 460 "Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации" лицом, замещающим муниципальную должность, - ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным (пункт 4 части 3).

В случае если лицо, замещающее муниципальную должность, самостоятельно обнаружил, что в представленных им в орган по профилактике коррупционных и иных правонарушений сведениях о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, он может представить уточненные сведения в течение одного месяца после окончания срока, указанного в пунктах 2 и 4 части 3 настоящей статьи (часть 7).

Таким образом, в силу требований областного закона от 15.12.2017 N 80-оз сведениях о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, уточненные сведения, подаются лицом, замещающим муниципальную должность, непосредственно в государственный орган Ленинградской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений – Губернатору Ленинградской области, а не в орган местного самоуправления для пересылки.

Кроме этого, следует учесть, что по информации вице-губернатора Ленинградской области Ленинградской области ФИО15 от 16.05.2019 уточненная справка о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера ФИО3 от 14.05.2018 в аппарат Губернатора и Правительства Ленинградской области в период с 15.05.2018 по 15.07.2018 из МО Тельмановское сельское поселение не поступила.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что депутатом муниципального образования Тельмановское сельское поселение ФИО3 поданы в государственный орган Ленинградской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений заведомо недостоверные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год, в установленном законом порядке уточненная справка в целях устранения недостатков, ошибок в этих сведениях им не представлена.

Согласно ч. 10.1 ст. 40 Федерального закона от 6.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.

Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы заслуживают внимание, постановленное по делу решение суда в части об нельзя признать законным и обоснованным, поэтому оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения.

Руководствуясь ст.ст. 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 13 февраля 2019 года в части отказа ФИО3 в удовлетворении административного иска к Губернатору Ленинградской области ФИО11, вице-губернатору Ленинградской области – руководителю аппарата Губернатора и Правительства Ленинградской области ФИО15 об оспаривании распоряжения от 14.06.2018 № 363-рг и результатов проверки в отношении ФИО3 – оставить без изменения.

В части требований административного иска Губернатора Ленинградской области ФИО11 к совету депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО3 – отменить и принять новое решение.

Прекратить досрочно полномочия депутата совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области ФИО3 в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи

Судья Ваганов А.В.