РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Дорошенко О.Л. Дело № 33а – 2606/2016 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 июня 2016 года г. Калининград
Судебная коллегия по апелляционным делам Калининградского областного суда в составе:
Председательствующего: Науменко Б.И.,
судей: Быстровой М.А., Зеленского А.М.,
при секретаре Шапошниковой Т.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Калининградской областной таможни на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 01 декабря 2015 года, которым административный иск Будовича Анатолия Романовича к Калининградской областной таможне о признании незаконным решение таможенного органа, оформленного в виде письма от 30.07.2015 года, об отказе в выдаче паспорта транспортного средства, обязании выдать паспорт транспортного средства - удовлетворен частично, признано незаконным решение Калининградского акцизного таможенного поста, оформленное в виде письма от 30.07.2015 года, об отказе в выдаче паспорта транспортного средства в части указания на обязанность Будовича А.Р. по оплате утилизационного сбора за ввозимый им автомобиль FORD GALAXY VIN №.
В остальной части требования административного иска Будовича А.Р. оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Науменко Б.И., объяснения представителя Калининградской областной таможни Гусаровой Т.Ю., поддержавшей апелляционную жалобу, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Будович А.Р. обратился в суд с административным иском, в котором указал, что является членом семьи участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (Свидетельство №).
23 апреля 2015 года при переселении из республика Молдова его сыном был ввезен принадлежащий ему личный автомобиль FORD GALAXY 2005 года выпуска, номер кузова №, свидетельство о регистрации № и заполнена пассажирская таможенная декларация от 23.04.2015.
По прибытии на территорию Калининградской области автомобиль идентифицирован Балтийским региональным экспертным центром, выдано заключение об идентификации транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ№.
01 июля 2015 года, как указал административный истец, он обратился в Калининградский акцизный таможенный пост с письменным заявлением о выдаче паспорта транспортного средства, однако решением Калининградского акцизного таможенного поста (со статусом юридического лица), оформленным в виде письма от ДД.ММ.ГГГГ№ и подписанным и.о. начальника ФИО1 в выдаче ПТС было отказано с указанием на необходимость уплаты утилизационного сбора, подтверждения соответствия транспортного средства экологическому классу, декларирования транспортного средства.
Полагая такой отказ незаконным, административный истец ссылается на положения п.6 статьи 24.1 Федерального закона №89-ФЗ, в соответствии с которыми утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств (шасси) ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, а также на положения подпункта а) пункта 19 Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, в силу которых участник Государственной программы и члены его семьи имеют право на освобождение от уплаты таможенных платежей в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и настаивал на том, что член семьи участника Государственной программы наравне с участником Государственной программы освобожден от уплаты утилизационного сбора.
В этой связи Будович А.Р. просил суд признать незаконным решение Калининградского акцизного таможенного поста (со статусом юридического лица), оформленным в виде письма от ДД.ММ.ГГГГ№ и подписанным и.о. начальника ФИО1, которым Будовичу Анатолию Романовичу отказано в выдаче паспорта транспортного средства на автомобиль FORD GALAXY 2005 года выпуска, номер кузова №, свидетельство о регистрации №.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Калининградская областная таможня просит отменить решение суда в части признания незаконным решения Калининградского акцизного таможенного поста, оформленного в виде письма от 30.07.2015 года, об отказе в выдаче паспорта транспортного средства в части указания на обязанность Будовича А.Р. по оплате утилизационного сбора за ввозимый им автомобиль FORD GALAXY VIN №, ссылается на то, что Будович А.Р. является членом семьи участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, обладающих более узким объемом освобождений от требований, предъявляемых таможенными органами при выдаче паспортов на транспортные средства, и что действующее законодательство, регулирующее порядок выдачи ПТС, не содержит положений относительно отсутствия необходимости уплаты утилизационного сбора членами семь участника Государственной программы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Представительством ФМС России по Республике Молдова выдало ФИО4 свидетельство участника Государственной программы, в котором указаны члены его семьи: отец Будович Анатолий, мать ФИО2, братья ФИО3, ФИО5, ФИО6, сестра ФИО7.
Член семьи участника Программы ФИО3 (родной брат участника программы), выезжая 23 апреля 2015 г. из Республики Молдова на постоянное место жительства в Калининградскую область РФ, ввез автомобиль «FORD GALAXY», 2005 г. выпуска, VIN №, принадлежащий его отцу, Будовичу А.Р., что подтверждается пассажирской таможенной декларацией, свидетельством о регистрации транспортного средства.
Срок временного ввоза был установлен до 23.07.2015 г., а позднее продлен до 23.04.2016 г.
01 июля 2015 г. титульный собственник транспортного средства Будович А.Р., (отец участника Государственной программы) обратился в Калининградский акцизный таможенный пост с заявлением, в котором просил выдать паспорт транспортного средства на автомобиль «FORD GALAXY», 2005 г. выпуска, VIN №, являющийся собственностью его семьи, без таможенного оформления.
30 июля 2015 г. Калининградский акцизный таможенный пост сообщил Будовичу А.Р., что вопрос о выдаче паспорта транспортного средства на автомобиль«FORD GALAXY», 2005 г. выпуска, VIN № будет рассмотрен таможенным постом после таможенного декларирования указанного автомобиля и выпуска его в свободное обращение на таможенной территории Таможенного союза, предоставления документов, подтверждающих соответствие транспортного средства экологическому классу и уплаты утилизационного сбора.
27 мая 2015 года на основании Приказа ФТС России № 1012 Калининградский акцизный таможенный пост реорганизован в форме присоединения к Калининградской областной таможне.
Удовлетворяя частично требования Юудовича А.Р., суд обоснованно исходил из того, что пунктом 71 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств предусмотрено, что требования абзаца четвертого пункта 70 данного Положения, запрещающего выдачу паспортов транспортных средств в случае несоответствия экологического класса транспортного средства (шасси) требованиям Технического регламента, не распространяются, в частности, на автомобильную технику, ввозимую на территорию РФ в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
Пунктом 6 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" также установлено, что утилизационный сбор не уплачивается, в частности, в отношении транспортных средств, ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
Пунктом 19 Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом предусмотрено право участника Государственной программы на освобождение от уплаты таможенных платежей в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза. Пункт 44 также указывает, что участник Государственной программы и члены его семьи, переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, при ввозе товаров для личного пользования, включая транспортные средства, освобождаются от уплаты таможенных платежей в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.
При этом из содержания указанных норм в их взаимосвязи с положениями п.6 Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637, а также из того, что данные нормы введены в действие именно в связи с утверждением Президентом РФ данной Программы, следует, что используемое в пункте 71 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств и в пункте 6 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" понятие участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, является более широким по сравнению с приведенным в названной Государственной программе, и включает в себя как непосредственно указанных в этой Программе ее участников, так и членов их семей, переселяющихся совместно с ними на постоянное место жительства в РФ на определенных указанной Программой условиях и в связи с этим также принимающих участие в названной Государственной программе.
При этом указание в Программе на право совершеннолетнего члена семьи участника Государственной программы, за исключением его супруги (супруга), самостоятельно участвовать в Государственной программе не является обязанностью по получению такого статуса.
Иное противоречило бы смыслу Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, направленной на стимулирование процесса добровольного переселения соотечественников на постоянное место жительства в РФ и способствование такому переселению для решения демографической проблемы, стабилизации численности населения РФ, в первую очередь на территориях, стратегически важных для России, на создание социально-экономических и организационных условий переселения соотечественников на постоянное место жительства в РФ, и в которой указано, что основными принципами оказания содействия добровольному переселению соотечественников в РФ являются, в частности, обеспечение баланса интересов переселенцев и принимающего сообщества, приоритет мер социально-экономического стимулирования, определяющих условия и характер переселения, доступность информации об условиях участия в Государственной программе, правах и обязательствах участников Программы, объемах государственных гарантий и социальной поддержки.
Изложенные обстоятельства опровергают приведенный ответчиком довод о том, что право на ввоз автомобиля без вышеуказанных ограничений предоставлено только лицу, являющемуся непосредственным участником вышеназванной Программы, а не члену его семьи.
Кроме того, судом установлено и подтверждается представленными документами, что автомобиль «FORD GALAXY», 2005 г. выпуска, VIN № приобретен в 2014г. в Республике Молдова на общие денежные средства семьи. После переезда в Калининградскую область Будович А.Р., его жена ФИО2, их пятеро детей, из которых ФИО4 – участник государственной программы, проживают совместно по одному адресу.
С учетом изложенных обстоятельств, суд пришел к обоснованному выводу о том, что указание ответчика по возложению на административного истца обязанности по уплате утилизационного сбора не соответствует закону и нарушает право Будовича А.Р., являющегося членом семьи участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на пользование и (или) распоряжение транспортным средством, перемещаемым через таможенную границу.
Оснований к отмене решения суд апелляционной инстанции не находит.
Руководствуясь ст.ст.309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 01 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: