Судья: Рыбкин М.И. Дело 33а-26157/2020 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судья апелляционной инстанции Московского областного суда Курлаева И.В., при помощнике судьи Балабановой Т.И., рассмотрела в открытом судебном заседании 14 октября 2020 года частную жалобу Межрайонной ИФНС России <данные изъяты> по <данные изъяты> на определение Железнодорожного городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> об оставлении без рассмотрения административного искового заявления Межрайонной ИФНС России <данные изъяты> по <данные изъяты> к Денискину В. В. о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени. Заслушав доклад судьи Курлаевой И.В., объяснения представителя МРИФНС России <данные изъяты> по <данные изъяты> – Саяпиной Е.Г., установила: Межрайонная ИФНС России <данные изъяты> по <данные изъяты> (далее – МРИФНС России <данные изъяты> по <данные изъяты>) обратилась в суд с административным иском к Денискину В.В. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2016 год в размере 18 739,00 руб., пени на данную сумму недоимки в размере 1 607,96 руб. Определением Железнодорожного городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> административное исковое заявление оставлено без рассмотрения в связи с тем, что административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административного спора, установленного федеральным законом для данной категории административных дел. Не согласившись с определением, в частной жалобе МРИФНС России <данные изъяты> по <данные изъяты> ставит вопрос о его отмене, как постановленного с нарушением норм процессуального и материального законодательства. В соответствии с положениями ч. 2 ст. 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) данная частная жалоба рассматривается судьей единолично. Заслушав объяснения представителя, проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, нахожу обжалуемое определение подлежащим отмене в силу нижеследующего. Согласно пункту 1 части 1 статьи 196 КАС РФ суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел. В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ В случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. В силу части 1 статьи 125 КАС РФ административное исковое заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд. Пунктами 3 и 7 части 1 статьи 126 КАС РФ определено, что к административному исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования, при условии, что административный истец по данной категории административных дел не освобожден от доказывания каких-либо из этих обстоятельств (п. 3); иные документы в случаях, если их приложение предусмотрено положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел (п. 7). В силу п. 4 ч. 1 ст. 287 КАС РФ в административном исковом заявлении должны быть указаны: сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке. Оставляя административный иск без рассмотрения, судья городского суда указал, что административным истцом не представлены доказательства направления требования административному ответчику. Вместе с тем, в материалы дела налоговым органом представлены сведения личного кабинета налогоплательщика, из которых следует, что требование от <данные изъяты> было направлено в адрес налогоплательщика. Вывод же судьи городского суда том, что административным истцом не представлены доказательства обращения Денискина В.В. с заявлением об открытии личного кабинета не основан на представленных доказательствах и нормах законодательства, действовавших на момент открытия на имя административного ответчика личного кабинета. В соответствии с положениями пунктов 1 и 2 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. В силу пункта 6 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Из материалов дела следует, что на имя Денискина В.В. (ИНН 501211200798) зарегистрирован личный кабинет <данные изъяты>, сведений о его аннулировании не имеется (л.д. 7). Представленными в материалами дела скриншотами личного кабинета подтверждается факт направления Денискину В.В. через личный кабинет налогоплательщика и получения административным ответчиком налогового уведомления и требования. Представленные налоговым органом скриншоты в силу нормоположений ст. 59, 61, 70 КАС РФ, а также разъяснений, содержащихся в п. 55 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты> «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» являются допустимыми доказательствами по делу. В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации личный кабинет налогоплательщика - это информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. В силу пункта 2 статьи 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом. <данные изъяты>Денискин В.В. получил регистрационную карту с логином и паролем для входа в «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц. Подключение административного ответчика к личному кабинету осуществлялось в соответствии с действовавшим на момент подключения приказом ФНС России от <данные изъяты> № ММВ-7-6/976@, не предусматривающим заполнение заявления о подключении к личному кабинету. Указанным приказом утвержден Регламент взаимодействия инспекцией ФСН России с налогоплательщиками в рамках Интернет-сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» (далее – Регламент). Согласно п. 2 пп. 2.1, 2.2 названного Регламента, для того, чтобы воспользоваться услугами Сервиса, налогоплательщику необходимо получить Регистрационную карту на подключение к Интернет-сервису "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц" (далее - Регистрационная карта). Регистрационная карта доступна для просмотра на стартовой странице Сервиса. Для получения Регистрационной карты налогоплательщику необходимо лично обратиться в любую инспекцию ФНС России по его выбору, независимо от места постановки на учет (за исключением инспекций ФНС России, на которые возложены специализированные функции единых регистрационных центров, инспекций ФНС России по централизованной обработке данных, инспекций ФНС России по работе с крупнейшими налогоплательщиками и инспекций ФНС России по федеральным округам) (далее - ИФНС). В соответствии с п. 3 пп. 3.1, 3.2, 3.14, 3.15, 3.16 Регламента при обращении в ИФНС по месту жительства или месту учета налогоплательщика по иным основаниям налогоплательщиком предъявляется документ, удостоверяющий его личность. При обращении в прочие ИФНС предъявляются документ, удостоверяющий личность, и свидетельство о постановке на учет физического лица (оригинал или копия)/уведомление о постановке на учет. В случае успешной регистрации пользователя в Сервисе должностное лицо формирует и распечатывает в 2-х экземплярах Регистрационную карту с идентификационными данными, логином (ИНН) и первичным паролем пользователя и подписывает их у налогоплательщика. Один экземпляр Регистрационной карты выдается налогоплательщику. Должностное лицо производит соответствующую отметку о выдаче регистрационной карты налогоплательщику в ПК СЭОД, а также информирует налогоплательщика: об активации первично присвоенных логина и пароля в течение часа с момента подключения; об ограничении срока действия первичного пароля и необходимости его смены в течение календарного месяца; о сроке формирования данных в Сервисе в течение двух-трех рабочих дней. Налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе. Таким образом, налоговым законодательством не предусмотрено доказывание получения налогоплательщиком налогового уведомления и требования об уплате налогов и пени, что не противоречит позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от <данные изъяты> N 468-О-О, от <данные изъяты> N 735-О, от <данные изъяты> N 2430-О. Представленные налоговым органом сведения из личного кабинета налогоплательщика, позволяют сделать вывод о соблюдении МРИФНС России <данные изъяты> по <данные изъяты> обязанности по направлению в адрес налогоплательщика налогового уведомления, требования. Доказательств, свидетельствующих об обращении Денискина В.В. с заявлением об отказе от пользования личным кабинетом налогоплательщика либо о прекращении доступа к личному кабинету налогоплательщика, не представлено. С учетом изложенного, административным истцом до обращения с административным иском в суд был соблюден досудебный порядок, в установленном законом порядке административному ответчику были направлены уведомление, требование. Поскольку выводы суда противоречат обстоятельствам дела, определение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, с возвращением дела в тот же суд для рассмотрения по существу. Руководствуясь статьями 311, 315, 316 КАС РФ, определила: определение Железнодорожного городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> отменить, дело направить в тот же суд для рассмотрения по существу. Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения. Судья: |