ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2616-2019 от 21.08.2019 Мурманского областного суда (Мурманская область)

Судья Костюченко К.А.

№ 33а-2616-2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Мурманск

21 августа 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

ФИО1

судей

Камерзана А.Н.

ФИО2

при секретаре

ФИО3

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ловозерского района Мурманской области об оспаривании нормативного правового акта органа местного самоуправления,

по апелляционной жалобе главы администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района на решение Ловозерского районного суда Мурманской области от 13 июня 2019 года, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора Ловозерского района Мурманской области к Администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района и Главе Администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района о признании нормативного правового акта органа местного самоуправления недействующим удовлетворить частично.

Признать недействующим со дня принятия п. 1.3 Постановления Администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района от 27 февраля 2019 года № 65 «О внесении изменений в Постановление Администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района от 04 апреля 2017 года № 111 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение затрат, связанных с кредитно-лизинговыми обязательствами», которым действие его п. 1.1 и п. 1.2 распространено на правоотношения, возникшие с 04 апреля 2017 года.

В удовлетворении остальных исковых требований прокурора Ловозерского района Мурманской области к Администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района о признании недействующим со дня принятия Постановления Администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района от 27 февраля 2019 года № 65 «О внесении изменений в Постановление Администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района от 04 апреля 2017 года № 111 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение затрат, связанных с кредитно-лизинговыми обязательствами» отказать.

Сообщение о принятии данного решения опубликовать в газете «Ловозерская правда» в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

По вступлению настоящего решения суда в законную силу отменить меры предварительной защиты в виде запрета Администрации муниципального образования городское поседение Ревда Ловозерского района применения постановления от 27 февраля 2019 года № 65 «О внесении изменений в Постановление Администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района от 04 апреля 2017 года № 111 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение затрат, связанных с кредитно-лизинговыми обязательствами».

Заслушав доклад судьи Камерзана А.Н., объяснения представителя административного ответчика администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района ФИО4, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения относительно апелляционной жалобы представителя административного истца прокурора Ловозерского района Мурманской области Анисимовой Н.С., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

прокурор Ловозерского района Мурманской области, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с административным иском о признании недействующим со дня принятия постановления администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района от 27 февраля 2019 года № 65 «О внесении изменений в Постановление администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района от 04 апреля 2017 года № 111 «Об утверждении Порядка предоставления субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение затрат, связанных с кредитно-лизинговыми обязательствами».

В обоснование иска указано, что оспариваемым постановлением внесены изменения в вышеуказанный порядок, в частности, отменена ссылка к пункту 2.7., согласно которой финансовая поддержка не предоставляется субъектам малого и среднего предпринимательства, в выписке из ЕГРЮЛ/ЕГРИП которых содержатся определённые виды деятельности производство и реализация подакцизных товаров (алкогольной продукции, табачных изделий, нефтепродуктов и т.д.), а также добыча и реализация полезных ископаемых, за исключением общераспространённых полезных ископаемых, п. 2.6 изложен в новой редакции: «Заявитель не осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса», при этом действие оспариваемого постановления распространено на правоотношения, возникшие с 04 апреля 2017 года.

Полагал, что постановление № 65 от 27 февраля 2019 года является незаконным и противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушает права, свободы и законные интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, так как изменяет на прошедшее время критерии отбора заявителей по предоставлению из бюджета муниципального образования субсидии на возмещение затрат, связанных с кредитно-лизинговыми обязательствами, а также противоречит бюджетному законодательству в части распространения его на прошлое время.

Просил суд признать недействующим со дня принятия постановление администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района Мурманской области от 27 февраля 2019 года № 65 «О внесении изменений в Постановление администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района от 04 апреля 2017 года № 111 «Об утверждении Порядка предоставления субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение затрат, связанных с кредитно-лизинговыми обязательствами».

Также просил опубликовать решение суда или сообщение о его принятии в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в общественно-политической газете Ловозерского района «Ловозерская правда».

Определением суда от 15 мая 2019 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечён глава администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района.

В судебном заседании представитель административного истца прокурора Ловозерского района Мурманской области Цыпышев Э.Ю. настаивал на удовлетворении административного иска.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района Мурманской области ФИО4, административный ответчик глава администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района Мурманской области ФИО5 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласились.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе глава администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района ФИО5 просит решение суда в части удовлетворенных исковых требований отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В обоснование жалобы приводит доводы о законности оспариваемого постановления, при этом указывает на отсутствие в федеральном законодательстве правила, ограничивающего субъекты Российской Федерации в возможности придания обратной силы принимаемым актам.

Находит, что изданный акт, которым закону придается обратная сила, является незаконным только в случае ухудшения положения лиц, на которых распространяется действие такого акта.

Указывает, что пунктом 1.3 постановления от 27 февраля 2019 года № 65 исключалось двусмысленное толкование условий предоставления субсидий. Указанный пункт расширял, а не умолял права лиц, обратившихся за получением субсидии, и не нарушал нормы Федерального закона «О защите конкуренции»

Обращает внимание, что оспариваемыми пунктами постановления не устанавливались препятствия для подачи широким кругом лиц заявлений о предоставлении субсидии и участии на общих основаниях в конкурсе на их предоставление.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель административного истца прокурор Ловозерского района Мурманской области Цыпышев Э.Ю. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился административный ответчик глава администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района Мурманской области, извещенный о рассмотрении дела надлежащим образом.

В силу части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка в судебное заседание указанного лица не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, поскольку суд не признал его явку обязательной.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно жалобы, судебная коллегия оснований для отмены или изменения решения суда не усматривает.

Частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Подпункт 28 пункта 1 указанной статьи к вопросам местного значения городского поселения относит содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.

Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.

В силу статьи 14 указанного Федерального закона основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются: 1) заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки; 2) доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства; 3) равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих условиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм), к участию в указанных программах (подпрограммах); 4) оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»; открытость процедур оказания поддержки (часть 1).

Поддержка не может оказываться в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства:

1) являющихся кредитными организациями, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами;

2) являющихся участниками соглашений о разделе продукции;

3) осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;

4) являющихся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, нерезидентами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации (часть 3).

Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренная статьей 17 настоящего Федерального закона, не может оказываться субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим производство и (или) реализацию подакцизных товаров, а также добычу и (или) реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых (часть 4).

При этом, согласно статье 17 указанного Федерального закона оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Как следует из материалов дела, постановлением администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района от 04 апреля 2017 года №111 утверждён Порядок предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение затрат, связанных с кредитно-лизинговыми обязательствами (далее - Порядок).

Из преамбулы к постановлению от 04 апреля 2017 года № 111 следует, что указанный Порядок утверждён в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Законом Мурманской области от 27 мая 2008 года № 977-01-ЗМО «О содействии развитию и государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Мурманской области», муниципальной программой МО гп. Ревда Ловозерского района «Муниципальная поддержка малого и среднего предпринимательства в городском поселении Ревда Ловозерского района», а также в целях формирования благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности в городском поселении.

Пунктом 2.6 Порядка установлено, что субсидия предоставляется заявителям, которые не осуществляют предпринимательскую деятельность в сферах торговли товарами и игорного бизнеса.

В силу пункта 2.7 Порядка, субсидия предоставляется заявителям, которые не осуществляют производство и реализацию подакцизных товаров (алкогольной продукции, табачных изделий, нефтепродуктов и т.д.), а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространённых полезных ископаемых.

Согласно ссылке к пункту 2.7 Порядка, финансовая поддержка не предоставляется субъектам малого и среднего предпринимательства, в выписке из ЕГРЮЛ/ЕГРИП которых содержатся вышеназванные виды деятельности по производству и реализации подакцизных товаров и полезных ископаемых.

Постановлением Главы администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района от 27 февраля 2019 года №65 «О внесении изменений в Постановление администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района от 04 апреля 2017 года № 111 «Об утверждении Порядка предоставления субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение затрат, связанных с кредитно-лизинговыми обязательствами» в постановление от 04 апреля 2017 года № 111 были внесены следующие изменения:

- пунктом 1.1. отменена ссылка к п. 2.7. Приложения к постановлению о том, что финансовая поддержка не предоставляется субъектам малого и среднего предпринимательства, в выписке из ЕГРЮЛ/ЕГРИП которых содержится информация о том, заявитель осуществляет производство и реализацию подакцизных товаров (алкогольной продукции, табачных изделий, нефтепродуктов и т.д.), а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.

- пунктом 1.2. пункт 2.6 Приложения к постановлению изложено в редакции «заявитель не осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса».

- пунктом 1.3. действия пунктов 1.1., 1.2. распространены на правоотношения возникшие с 04 апреля 2017 года.

Разрешая исковые требования прокурора, суд первой инстанции, пришел к выводу о законности оспариваемого постановления от 27 февраля 2019 года № 65 (за исключением пункта 1.3), поскольку оно в целом соответствует Федеральному закону от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», принято уполномоченным органом в соответствии с предоставленными полномочиями по установленной процедуре, не нарушают чьих-либо прав и законных интересов.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом, поскольку он соответствует нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела, при этом решение суда в данной части не обжалуется.

Удовлетворяя требования прокурора в части признания незаконным пункт 1.3 постановления администрации г.п. Ревда Ловозерского района от 27 февраля 2019 года № 65, суд первой инстанции исходил из его несоответствия Бюджетному кодексу Российской Федерации, положениям Федерального закона «О защите конкуренции», постановления Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2016 года № 887, при этом указал, что, распространяя действие пунктов 1.1. и 1.2 на правоотношения, возникшие с 04 апреля 2017 года, орган местного самоуправления, с учетом практической реализации мер финансовой поддержки в соответствии с порядком и условиями, установленными Порядком в предыдущей редакции, фактически изменил критерии отбора субъектов малого и среднего предпринимательства из числа неограниченного круга лиц, которые могли претендовать на получение субсидии, выделенной в истекшие финансовые периоды, создав тем самым дискриминационные условия и допустив нарушение принципа определенности, ясности и недвусмысленности принятой правовой нормы.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом.

Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять категории и (или) критерии отбора юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии); положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2016 года № 887 утверждены Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, в соответствии с пунктом 2 которых …муниципальные правовые акты местной администрации или акты уполномоченных ею органов местного самоуправления, устанавливающие порядок предоставления из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации субсидий получателям субсидий, принимаемые в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в случаях и порядке, которые предусмотрены законом (решением) о соответствующем бюджете бюджетной системы Российской Федерации, содержат: а) общие положения о предоставлении субсидий; б) условия и порядок предоставления субсидий; в) требования к отчетности; г) требования об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий и ответственности за их нарушение.

В целях определения общих положений о предоставлении субсидий указываются: а) понятия, используемые для целей правового акта (при необходимости); б) цели предоставления субсидий; в) наименование органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, организации, до которых в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как получателям бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий на соответствующий финансовый год (соответствующий финансовый год и плановый период) (далее - главный распорядитель как получатель бюджетных средств); г) категории и (или) критерии отбора получателей субсидий, имеющих право на получение субсидий, отбираемых исходя из указанных критериев, в том числе по итогам конкурса, с указанием в правовом акте порядка проведения такого отбора (за исключением случаев, когда получатель субсидии определяется в соответствии с законом (решением) о бюджете) (пункт 3 Общих требований).

Согласно пункту 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается предоставление муниципальной преференции в нарушение требований настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 19 Федерального закона «О защите конкуренции» государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации исключительно в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Как следует из Порядка, утвержденного постановлением администрации МО г.п. Ревда Ловозерского района от 04.04.2017 № 111:

- финансовая поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства на покрытие затрат, связанных с кредитно-лизинговыми обязательствами (далее – субсидия), оказывается на конкурсной основе и в соответствии с требованиями к критериям отбора и условиям предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства на покрытие затрат, связанных с кредитно-лизинговыми обязательствами (пункт 1.2);

- субсидия предоставляется в случаях, предусмотренных Решением Совета депутатов городского поселения Ревда Ловозерского района о бюджете муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района на соответствующий финансовый год и плановый период, в соответствии со сводной бюджетной росписью, в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на указанные цели администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района. Источником финансирования субсидии являются средства областного бюджета и бюджета муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района (пункт 1.7).

По сведениям, представленным администрацией муниципального образования г.п. Ревда Ловозерского района, фактические расходы по муниципальной программе «Муниципальная поддержка малого и среднего предпринимательства в гп Ревда» в 2017 году на предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение затрат, связанных с кредитно-лизинговыми обязательствами, составили 592000 рублей, в том числе:

- за счет субсидии из областного бюджета бюджетам монопрофильных муниципальных образований Мурманской области на реализацию мероприятий муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства по итогам конкурса – 562400 рублей;

- за счет средств местного бюджета (софинансирование к субсидии из областного бюджета) – 29600 рублей.

Согласно пояснениям представителя административного ответчика, в 2018 году названная выше субсидия не предоставлялась.

Таким образом, в истекшем 2017 финансовом году права субъектов малого и среднего предпринимательства были реализованы на основании Порядка, действовавшего в первоначальной редакции постановления от 04 апреля 2017 года № 111.

Следовательно, пункт 1.3 постановления от 27 февраля 2019 года № 65, распространивший на предыдущее время действие положений, изменяющих критерии отбора заявителей для получения субсидии, противоречит названым выше нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, является неопределенным в связи с фактической реализацией соответствующей муниципальной программы в истекших финансовых годах.

Доводы апелляционной жалобы о законности данного пункта выводов суда первой инстанции не опровергают, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, сводятся к несогласию с принятым решением и переоценке имеющихся в материалах дела доказательств, в связи с чем они не могут повлечь отмену постановленного судебного акта.

Нарушений судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части первой статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции вне зависимости от доводов апелляционной жалобы, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 174, 177, 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Ловозерского районного суда Мурманской области от 13 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района – без удовлетворения.

председательствующий

судьи