ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-26304/2017 от 24.01.2018 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

дело № 33а-494/2018

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Апелляционное ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Уфа 24 января 2018 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Мугиновой Р.Х.,

судей: Гаиткуловой Ф.С. и Гибадуллиной Л.Г.,

при секретаре Идельбаеве З.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Совета сельского поселения Бала-Четырманский сельсовет муниципального района Фёдоровский район Республики Башкортостан на решение Стерлибашевского межрайонного суда Республики Башкортостан от 09 октября 2017 года.

Заслушав доклад судьи Гаиткуловой Ф.С., судебная коллегия

установила:

прокурор Фёдоровского района Республики Башкортостан обратился в суд в интересах Российской Федерации, муниципального образования - сельское поселение Бала-Четырманский сельсовет муниципального района Фёдоровский район РБ с административным иском к Совету сельского поселения Бала-Четырманский сельсовет муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан о признании решения незаконным и возложении обязанности принять решение об ответственности главы сельского поселения Бала-Четырманский сельсовет муниципального района Фёдоровский район РБ Нигматуллина Г.К. в соответствии с законодательством о противодействии коррупции. В обоснование требований указал, что прокуратурой Федоровского района в ходе надзорной деятельности в органах местного самоуправления сельского поселения Бала-Четырманский сельсовет муниципального района Фёдоровский район РБ установлены нарушения законодательства о противодействии коррупции, связанные с несоблюдением главой муниципального образования Нигматуллиным Г.К. установленных законом ограничений и обязанностей, игнорированием требований антикоррупционного законодательства, влекущих досрочное прекращение полномочий. Проверкой установлено, что глава сельского поселения Бала-Четырманский сельсовет муниципального района Фёдоровский район РБ Нигматуллин Г.К. в нарушение требований законодательства является одним из учредителей сельхозпредприятия ООО «...», зарегистрированного и осуществляющего деятельность на территории указанного муниципального образования по адресу: адрес, адрес. В 2016 году Нигматуллин Г.К. являясь депутатом Совета СП Бала-Четырманский сельсовет MP Фёдоровский район РБ 25 апреля 2016 года представил справку о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за отчётный 2015 год, где в разделе 5.1 указал на отсутствие участия в коммерческих организациях. 25 апреля 2017 года в сведениях о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за отчётный 2016 год указал об участии в коммерческой организации ООО «...». В нарушение требований ст.11 «О противодействии коррупции» Нигматуллин Г.К. о возникшем конфликте интересов не сообщил, меры по его предотвращению и урегулированию не принял. В связи с выявленными нарушениями прокуратурой Федоровского района внесено представление от 13 июня 2017 года в Совет сельского поселения Бала-Четырманский сельсовет муниципального района Фёдоровский район РБ об устранении выявленных нарушений с требованием решить вопрос о досрочном прекращении полномочий и удалении в отставку главы сельского поселения Бала-Четырманский сельсовет муниципального района Фёдоровский район РБ Нигматуллина Г.К. в связи с утратой доверия за допущенные нарушения закона, неисполнение ограничений и обязанностей установленных законодательством о противодействии коррупции. Решением Совета сельского поселения Бала-Четырманский сельсовет муниципального района Фёдоровский район РБ от 14 июля 2017 года №... в удовлетворении требования акта прокурорского реагирования отказано. При этом в ходе рассмотрения представления выявленные нарушения требований закона нашли подтверждение. Административный истец считает, что представительный орган местного самоуправления принял незаконное решение об отказе в удовлетворении обоснованного акта прокурорского реагирования, которое является необоснованным и незаконным, противоречит государственной антикоррупционной практике, в результате чего Нигматуллин Г.К. избежал предусмотренных законодательством мер юридической ответственности. Кроме того, отказывая в удовлетворении представления прокуратуры, Совет сельского поселения Бала-Четырманский сельсовет муниципального района Фёдоровский район РБ не решил вопрос о прекращении его депутатских полномочий, которые подлежали прекращению в соответствии с требованиями приведённых норм федерального законодательства.

Уточнив исковые требования, административный истец просил признать решение Совета сельского поселения Бала-Четырманский сельсовет муниципального района Фёдоровский район Республики Башкортостан от 14 июля 2017 года №... необоснованным и незаконным; обязать Совет сельского поселения Бала-Четырманский сельсовет муниципального района Фёдоровский район РБ отменить решение от 14 июля 2017 года №...; обязать Совет сельского поселения Бала-Четырманский сельсовет муниципального района Фёдоровский район РБ принять решение об ответственности главы сельского поселения и депутата Совета сельского поселения Бала-Четырманский сельсовет муниципального района Фёдоровский район РБ Нигматуллина Г.К. в соответствии с требованиями ч.1 ст. 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 года №273-Ф3 «О противодействии коррупции», ч.ч. 7.1, 10.1 ст. 40, п. 4 ч.2 ст. 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; установить, что административный ответчик должен исполнить решение суда по настоящему иску незамедлительно на внеочередном заседании после вступления решения суда в законную силу.

Решением Стерлибашевского межрайонного суда Республики Башкортостан от 09 октября 2017 года административные исковые требования прокурора Фёдоровского района Республики Башкортостан к Совету сельского поселения Бала-Четырманский сельсовет муниципального района Федоровский район РБ о признании решения незаконным и возложении обязанности принять решение об ответственности главы сельского поселения Бала-Четырманский сельсовет муниципального района Фёдоровский район РБ Нигматуллина Г.К. в соответствии с законодательством о противодействии коррупции удовлетворены.

Не согласившись с решением суда, представитель Совета сельского поселения Бала-Четырманский сельсовет муниципального района Фёдоровский район Республики Башкортостан Батманова А.Д. в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указав, что на момент вынесения решения суда отсутствовали основания для удаления в отставку главы сельского поселения и отмены решения Совета сельского поселения от 14 июля 2017 года №.... Выявленные нарушения требований законодательства устранены путем выхода Нигматуллина Г.К. из состава учредителей ОО «... опечатка в Справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 год исправлена путем представления уточнения, оснований для досрочного прекращения полномочий депутата сельского поселения не имеется.

Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, об отложении дела слушанием не просили. В связи с чем, судебная коллегия на основании ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) признает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, выслушав Нигматуллина Г.К., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора Сафина А.Р., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании п. 4 ч. 1 ст. 8 и ч. 1 ст. 8.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года лица, замещающие должности государственной или муниципальной службы, обязаны предоставлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе, и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

В соответствии с п. 4.1 ст. 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года глава муниципального образования должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

Согласно части 7.1 статьи 40 указанного Федерального закона депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Пункт 4 статьи 5 Федерального закона N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусматривает, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

Согласно п.1 ст.10 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно. Представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о возникновении у лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, осуществляются путем отвода или самоотвода указанного лица в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Непринятие лицом, указанным в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 10.1 ст. 40 Закона № 131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных Законом № 131 -ФЗ.

Как следует из материалов дела, депутат от избирательного округа №... Нигматуллин Г.К. решением Совета сельского поселения Бала-Четырманский сельсовет муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан №... от 05 октября 2016 года избран главой сельского поселения Бала-Четырманский сельсовет муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан.

Проведенной прокуратурой Федоровского района Республики Башкортостан проверкой установлено, что Нигматуллин Г.К. при предоставлении справки о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 год указал неполные и недостоверные сведения о принадлежащем ему имуществе. В 2016 году Нигматуллин Г.К., будучи депутатом Совета сельского поселения Бала-Четырманский сельсовет муниципального района Фёдоровский район РБ, в справке о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчётный 2015 год, предоставленной им 25 апреля 2016 года, в разделе 5.1 справки указал на отсутствие участия в коммерческих организациях. В сведениях о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчётный период 2016 года, предоставленных им 25 апреля 2017 года указал об участии в коммерческой организации ООО «...» с 2008 года.

По результатам проверки прокуратурой Федоровского района в Совет сельского поселения Бала-Четырманский сельсовет муниципального района Фёдоровский район РБ 13 июня 2017 года внесено представление об устранении выявленных нарушений закона.

Решением Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов администрации сельского поселения Бала-Четырманский сельсовет МР Федоровский район №... от 15 июня 2017 года установлено, что владение Нигматуллным Г.К. долей в уставном капитале ООО «...» не содержит признаков личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

На основании договора купли-продажи от 26 июня 2017 года Нигматуллин Г.К. продал долю в уставном капитале ООО «...», составляющую 20% доли в уставном капитале.

Решением Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов администрации сельского поселения Бала-Четырманский сельсовет МР Федоровский район №... от 26 июня 2017 года решено считать достаточными меры, принятые Нигматуллиным Г.К. по соблюдению ограничений, установленных п.2 ч.3 ст.12.1 Федерального закона от 25.12.2008 года №273-Фз «О противодействии коррупции» в части заперта участвовать в управлении коммерческой организации.

Решением Совета сельского поселения Бала-Четырманский сельсовет МР Федоровский район Республики Башкортостан третьего созыва №... от 14 июля 2017 года отказано в удовлетворении требований прокурора Федоровского района.

Из сообщения Администрации сельского поселения Бала-Четырманский сельсовет муниципального района Федоровский район РБ №... от 17 июля 2017 года в адрес прокурора Федоровского района Республики Башкортостан следует, что указанные в представлении №... от 13 июня 2917 года доводы нашли свое подтверждение, в целях устранения выявленных нарушений закона, их причин и условий им способствующих, Нигматуллин Г.К. вышел из состава учредителей ООО «...», передав свою долю соучредителю на основании договора купли-продажи от 26 июня 2017 года. Отказано в удовлетворении требований прокуратуры о досрочном прекращении полномочий и удалении Нигматуллина Г.К. в отставку.

Учитывая, что достоверно установлено предоставление депутатом Совета сельского поселения Бала-Четырманский сельсовет муниципального района Фёдоровский район РБ Нигмтауллиным Г.К. за отчетный период 2015 года заведомо недостоверных и неполных сведений о факте участия в деятельности коммерческих организаций, суд обоснованно признал незаконным оспариваемое решение Совета сельского поселения Бала-Четырманский сельсовет муниципального района Фёдоровский район РБ от 14 июля 2017 года №..., поскольку нарушение требований законодательства о противодействии коррупции препятствует дальнейшему нахождению Нигмтауллина Г.К. на занимаемой им должности.

Удовлетворяя исковые требования прокурора Фёдоровского района Республики Башкортостан, суд верно указал, что бездействие Совета по досрочному прекращению полномочий депутата органа местного самоуправления за совершение коррупционного правонарушения нарушает установленный п.4 ст.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-Ф3 «О противодействии коррупции» принцип противодействия коррупции в виде неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений, препятствует пресечению и предупреждению коррупционных правонарушений, которые в соответствии с пп. «б» п. 2 названного закона составляют деятельность органов местного самоуправления по противодействию коррупции. При этом отказ Совета в досрочном прекращении полномочий главы сельского Поселения Бала-Четырмаяский сельсовет муниципального района Фёдоровский район РБ Нигматуллина Г.К. противоречит интересам Российской Федерации.

С такими выводами суда не находит оснований не согласиться судебная коллегия, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права и согласуются с материалами дела.

Материалы дела свидетельствуют о том, что, являясь депутатом Совета сельского поселения Бала-Четырманский сельсовет муниципального района Фёдоровский район РБ, достоверно зная об участии с 2008 года в ООО «...», Нигматуллин Г.К. в справке о доходах такие данные не указал, тем самым сообщил заведомо ложные сведения.

Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.

Специальные нормы, которые регулируют служебные отношения лиц, замещающих соответствующие должности, могут отличаться от норм, регламентирующих отношения, возникающие в процессе реализации права на свободное распоряжение своими способностями к труду в иных формах, что не может рассматриваться как нарушение принципа равенства, закрепленного в статье 19 Конституции Российской Федерации, который не препятствует законодателю при осуществлении специального правового регулирования труда (прохождения службы) устанавливать различия в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности.

Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года № 460 утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции, целью и одним из основных принципов которой являются ускорение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе, а также стабильность основных элементов системы мер по противодействию коррупции, закрепленных в Федеральном законе от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

В соответствии с п. п. «е» п. 9 Национальной стратегии противодействия коррупции она реализуется органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления путем обеспечения неотвратимости ответственности за коррупционные правонарушения и объективного применения законодательства Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, изложенные ответчиком в суде первой инстанции, проверенные судом и которым дана надлежащая оценка.

Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дав надлежащую правовую оценку собранным по делу доказательствам, постановил законное и обоснованное решение.

На основании изложенного, руководствуясь ст.307 – 309 КАС РФ судебная коллегия

определила:

решение Стерлибашевского межрайонного суда Республики Башкортостан от 09 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета сельского поселения Бала-Четырманский сельсовет муниципального района Фёдоровский район Республики Башкортостан - без удовлетворения.

Председательствующий Р.Х. Мугинова

Судьи Ф.С. Гаиткулова

Л.Г. Гибадуллина