Дело № 33а-2639/2020 город Хабаровск
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Унтевской Е.Л.,
судей Поздняковой О.Ю., Романовой И.А.,
при секретаре Цой М.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 8 мая 2020 года административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора Железнодорожного района г.Хабаровска, в интересах неопределенного круга лиц, к КГБУ «Госэкспертиза Хабаровского края», Комитету строительного надзора Правительства Хабаровского края, ООО СЗ «Градъ-Сервис» о признании незаконным положительное заключение экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий объекта «Жилой дом по ул. Аэродромной в г. Хабаровске» от 12.11.2019 № 27-1-1-3-031152-2019, признании незаконным заключение от 20.11.2019 № 1041-19 о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям проектной документации,
по апелляционному представлению прокурора Железнодорожного района города Хабаровска на решение Кировского районного суда г.Хабаровска от 30 января 2020 года,
заслушав доклад судьи Романовой И.А., пояснения прокурора Серга Ю.С., представителей: Комитета государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края – ФИО1, КГБУ «Госэкспртиза Хабаровского края» - ФИО2, ООО СЗ «Градъ-Сервис» - ФИО3,
УСТАНОВИЛА:
И.о. прокурора Железнодорожного района г. Хабаровска, в интересах неопределенного круга лиц, обратился с вышеуказанным административным исковым заявлением к КГБУ «Госэкспертиза Хабаровского края», Комитету строительного надзора Правительства Хабаровского края, ООО СЗ «Градъ-Сервис».
В обоснование требований прокурор указал, что решением Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 18.09.2019 исковые требования прокурора района г. Хабаровска удовлетворены частично, суд обязал ООО СЗ «Градъ Сервис» согласовать строительство объекта на земельном участке по ул. Аэродромной в г. Хабаровске, уч.21, с кадастровым номером №, с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (Росавиацией) - для аэродрома Хабаровск (Новый), с учетом санитарно-эпидемиологического заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, предусмотренного п.4 ст.4 Федерального закона от 01.07.2017 № 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» (далее - Федеральный закон от 01.07.2017 № 135-ФЗ). Также суд обязал ответчика получить заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий объекта: жилого дома по ул. Аэродромной в г. Хабаровске, уч.21. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. Решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований об обязании ООО СЗ «Градъ Сервис» согласовать строительство объекта - жилого дома по ул. Аэродромной, уч.21 на земельном участке с кадастровым номером № с оператором аэродрома Хабаровск (Динамо) -ДОСААФ России и получения заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных испытаний в связи со строительством объекта в зоне с особыми условиями использования территорий прокуратурой района обжаловано.
Проверкой установлено, что 12.11.2019 ООО СЗ «Градъ Сервис» получено положительное заключение №27-1-1-3-031152-2019 проектной документации и результатов инженерных изысканий объекта «Жилой дом по ул. Аэродромной в г. Хабаровске» (далее - заключение №27-1-1-3-031152-2019) указанного объекта. Вместе с тем, при изучении заключения №27-1-1-3-031152-2019, установлено, что оно выдано с нарушениями норм действующего законодательства и подлежит отмене по следующим основаниям. Согласно п.2.5 заключения №27-1-1-3-031152-2019 сведения о сметной стоимости строительства, реконструкции капитального ремонта объекта капитального строительства не требуются.
В ходе проверки установлено, что 13.09.2018 ООО СЗ «Градъ Сервис» заключены 3 контракта с КГКУ «Служба заказчика министерства строительства Хабаровского края № на 100 квартир, № на 90 квартир, №0122200002518004702-АН на 80 квартир, и 1 контракт 08.10.2018 № на 9 квартир. В соответствии с заключёнными контрактами, денежные средства из субъекта Российской Федерации поступили 04.10.2018 - 43 335 052, 62 руб., 17.10.2018 -52 261 450, 56 руб., 13.11.2018 - 5 851 912, 98 руб., 13.11.2018 - 15 301 194, 90 руб. на специальный счет ООО СЗ «Градъ Сервис». С учетом изложенного, направление на государственную экспертизу сметной стоимости строительства объекта для определения ее достоверности является обязательным. Согласно п.2.9 заключения №27-1-1-3-031152-2019 ООО СЗ «Градъ Сервис» для решения вопроса о возможности выдачи положительного заключения экспертизы проектной документации в КГБУ «Гостройэкспертиза Хабаровского края» представлен недействующий градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 27:23:0041622:305 (выданный 24.05.2019). В указанном плане исключены шумовые зоны объектов воздушного транспорта, что послужило основанием для внесения прокурором г. Хабаровска в администрацию г. Хабаровска представления об устранении нарушений федерального законодательства, по результатам рассмотрения которого требования прокурора удовлетворены, градостроительный план от 24.05.2019 отменен. В настоящее время действует градостроительный план от 08.05.2018. Так, согласно п.5 Градостроительного плана от 08.05.2018 земельного участка ул. Аэродромная, уч.21, данный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории - зона 3 пояса санитарной охраны источников питьевого и хозяйственного водоснабжения, также на участке установлены шумовые зоны объектов воздушного транспорта.
Согласно представленному ООО СЗ «Градъ-Сервис» для проведения экспертизы проектной документации перечню документов, ООО СЗ «Градъ-Сервис», в нарушение ч.4. ст.4 Федерального закона от 01.07.2017 №135-Ф3, не получил положительное санитарно-эпидемиологического заключение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, с учетом зоны с особыми условиями использования территории. Кроме того, согласно представленному ООО СЗ «Градъ-Сервис» для проведения экспертизы проектной документации перечню документов, ООО СЗ «Градъ-Сервис» представил согласование директора АНО «Хабаровский АСК ДОСААФ России» строительства объекта по ул. Аэродромная, уч.21. Вместе с тем, указанное решение принято с нарушением ч.3 и ч.4 ст.4 Федерального закона от 01.07.2017 №135-Ф3, регламентирующим, что положительное санитарно-эпидемиологическое заключение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе является обязательным для решения вопроса о согласовании проектных, строительных и иных работ на приаэродромной территории.
Кроме того, выдача КГБУ «Гостройэкспертиза Хабаровского края» положительного заключения №27-1-1-3-031152-2019 проектной документации и результатов инженерных изысканий объекта «Жилой дом по ул. Аэродромной в г. Хабаровске» с нарушением перечисленных норм действующего законодательства повлекло за собой неправомерную выдачу комитетом государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края заключения от 20.11.2019 №1041-19 о соответствии построенного объекта капительного строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов. Строительство указанного многоквартирного жилого дома на земельном участке по ул. Аэродромная, уч.21 ООО СЗ «Градъ-Сервис» осуществляется для неопределённого круга лиц, в том числе для нужд лиц, относящихся к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании изложенного просит: признать незаконным положительное заключение экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий объекта «Жилой дом по ул. Аэродромной в г. Хабаровске» от 12.11.2019 №27-1-1-3-031152-2019, проведенной КГБУ «Гостройэкспертиза Хабаровского края»; признать незаконным заключение от 20.11.2019 №1041-19 о соответствии построенного объекта капительного строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, выданное комитетом государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края.
Определением Кировского районного суда г. Хабаровска от 24.12.2019 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: главный специалист Комитета государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края ФИО4, консультант ФИО5; заведующий сектором - эксперт по оценке качества результатов инженерных изысканий инженерно-геологических изысканий - ФИО6, инженер по оценке качества проектной документации системы водоснабжения и водоотведения -ФИО7, начальник отдела - эксперт по оценке качества проектной документации (теплоснабжение, вентиляция, кондиционирование) ФИО8, эксперт по оценке качества проектной документации системы планировочной организации земельных участков - ФИО9, штатный эксперт санитарно- эпидемиологической безопасности - ФИО10
Решением Кировского районного суда г.Хабаровска от 30.01.2020 в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционном представлении прокурор г.Хабаровска, повторяя доводы, изложенные в административном исковом заявлении, просит решение отменить, принять по делу новое решение, которым административные исковые требования удовлетворить в полном объеме. Указывает, что экспертами не принято во внимание, что земельный участок № 21 по ул.Аэродромной в г.Хабаровске расположен на приаэродромной территории аэродрома Хабаровск-Динамо, в шумовой зоне объектов воздушного транспорта, а также в границах полос воздушных проходов аэродрома Хабаровск (Новый). На момент проведения экспертизы согласование строительства с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственной услуги по управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (Росавиация), и положительное санитарно-эпидемиологическое заключение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (Роспотребнадзор), отсутствовали. На экспертизу представлены протоколы измерений уровней шума (взлет, полет в зоне объекта, посадка) от 11.10.2019, от 21.10.2019, выданные аналитической лабораторией ООО «Инженерные изыскания ДВ». В разделе «Оценка акустического воздействий объекта» протокола изменений уровней шума в расчётах принят наиболее распространённый тип воздушных судов Ан2, однако необходимо принимать самый шумный тип воздушного судна, согласно ГОСТ 22283-2014 «Шум авиационный. Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его измерения». Выдача положительного заключения проектной документации и результатов инженерных изысканий объекта с нарушением перечисленных норм действующего законодательства повлекло неправомерную выдачу комитетом государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края заключения от 20.11.2019 № 1041-19 о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в т.ч. требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов. Полагает, что выводы суда о соответствии заключения требованиям законодательства и соответствия проектной документации результатам инженерных изысканий, требований технических регламентов, требованиям пожарной, радиационной и иной безопасности, требованиям к содержанию разделов проектной документации опровергаются материалами дела.
В письменных возражениях представитель Комитета государственного строительного надзора, КГБУ «Госэксертиза Хабаровского края», ООО СЗ «Градъ Сервис» просят решение оставить без изменения, апелляционное представление – без удовлетворения.
В судебное заседание не явились заинтересованные лица: представитель Правительства Хабаровского края, ФИО4, ФИО5; ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, о месте и времени рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом.
Судебная коллегия, на основании ст.150 КАС РФ, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и возражений, выслушав объяснения участвующих лиц, проверив решение суда в соответствии с ч.1 ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3, 3.1 и 3.8 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик, технический заказчик или лицо, обеспечившее выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 статьи 48 настоящего Кодекса, по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
Следовательно, форму экспертизы определяет застройщик в соответствии с действующим законодательством, исходя из источников финансирования проектных и строительно-монтажных работ объекта строительства.
На момент получения разрешения на строительство объекта источником финансирования являлись собственные средства застройщика ООО СЗ «Градъ-Сервис».
Как следует из пунктов 1,2 части 5 статьи 49 ГрК РФ, предметом экспертизы результатов инженерных изысканий является оценка соответствия таких результатов требованиям технических регламентов.
Предметом экспертизы проектной документации являются:
-оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий, за исключением случаев проведения государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, указанных в части 2 настоящей статьи, и проектной документации, указанной в части 3 настоящей статьи, в соответствии с пунктом 1 части 3.3 настоящей статьи. При проведении государственной экспертизы проектной документации, в отношении которой проводится государственная экологическая экспертиза, оценка соответствия проектной документации требованиям в области охраны окружающей среды не осуществляется;
-проверка достоверности определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства в случаях, установленных частью 2 статьи 8.3 настоящего Кодекса.
Результатом экспертизы результатов инженерных изысканий является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов (часть 9 статьи 49 ГрК РФ).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 54 ГрК РФ, подпункту «а» пункта 4 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54, предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности (за исключением объектов капитального строительства, на которые требования энергетической эффективности не распространяются) и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что решением Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 18.09.2019 исковые требования прокурора района г. Хабаровска удовлетворены частично, суд обязал ООО СЗ «Градъ Сервис» согласовать строительство объекта на земельном участке по ул. Аэродромной в г. Хабаровске, уч.21, с кадастровым номером №, с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (Росавиацией), - для аэродрома Хабаровск (Новый), с учетом санитарно-эпидемиологического заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, предусмотренного п.4 ст.4 Федерального закона от 01.07.2017 № 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» (далее - Федеральный закон от 01.07.2017 № 135-ФЗ). Также суд обязал ответчика получить заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий объекта: жилого дома по ул. Аэродромной в г. Хабаровске, уч.21. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда в части отказа в удовлетворении исковых требований о возложении обязанности на ООО СЗ «Градъ Сервис» согласовать строительство объекта - жилого дома по ул. Аэродромной, уч. 21 на земельном участке с кадастровым номером 27:23:0041622:305 с оператором аэродрома Хабаровск (Динамо) - ДОСААФ России и получения заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных испытаний в связи со строительством объекта в зоне с особыми условиями использования территорий, прокуратурой района было подано апелляционное представление.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 19.12.2019 решение Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от 18.09.2019 оставлено без изменения, а апелляционное представление – без удовлетворения.
В настоящем деле прокурором оспариваются положительное заключение экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий объекта «Жилой дом по ул. Аэродромной в г. Хабаровске» от 12.11.2019 № 27-1-1-3-031152-2019. Кроме того, прокурор просит признать незаконным заключение от 20.11.2019 № 1041-19 о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Электронное заявление о проведении повторной государственной экспертизы подано ООО СЗ «ГРАДЬ СЕРВИС» 02.09.2019 (вх. №409).
С заявлением на проведение государственной экспертизы представлена исходно-разрешительная документация, в составе: задание на проектирование, утвержденное директором ООО СЗ «ГРАДЬ СЕРВИС» ФИО11 от 2018 г.; задание на изыскания, утвержденное директором ООО СЗ «ГРАДЬ СЕРВИС»; выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования (ФГУП «ГВСУ № 6») и инженерных изысканий (ООО «ИЗЫСКАНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ», ООО «ЗЕМЛЕУСТРОИСТВО-ДВ»), членом которой является исполнитель работ по подготовке проектной документации и выполнению инженерных изысканий, действительные на дату передачи проектной документации и результатов инженерных изысканий застройщику (техническому заказчику); документ, подтверждающий передачу проектной документации и результаты инженерных изысканий застройщику (техническому заказчику); представлена проектная документация и результаты инженерных изысканий.
Отдельным электронным документом представлена справка об изменениях, внесенных в проектную документацию по объекту: «Жилой дом по ул. Аэродромной в г. Хабаровске» по замечаниям отрицательного заключения, в соответствии с требованиями п. 7.4.4. ГОСТ Р 21.1101-2013. «Национальный стандарт Российской Федерации. Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации».
Из п.3.3 задания на проектирование по разработке разделов проектной и рабочей документации (приложение № 1 к договору № 02 от 15.03.2018) следует, что, согласно требованиям к сметной документации; необходима разработка смет для рабочей документации, разработка смет для проектной документации не требуется.
Согласно п. 5 градостроительного плана земельного участка № от 08.05.2018, земельный участок, расположенный по адресу <...> уч. № 21, с нормативной зоной III пояса санитарной охраны источников питьевого и хозяйственного водоснабжения, полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, площадь земельного участка, покрываемого зоной с особыми условиями использования территории, составляет 18320 кв.м. Что касается установленных шумовых зон объектов воздушного транспорта, то земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, площадь земельного участка, покрываемая зоной с особыми условиями использования территории, составляет 18320 кв.м.
Согласно выводам положительного экспертного заключения № 25-2-1-2-0051-18 от 28.06.2018, разделы проектной документации выполнены в соответствии с действующими правилами, нормативами, инструкциями, государственными стандартами, действующими строительными, технологическими, санитарными нормами и правилами, Градостроительным кодексом РФ, техническими регламентами, экологическими требованиями, предусматривают мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, защиту окружающей среды, соответствуют требованиям задания на проектирование, утвержденного заказчиком; состав и содержание разделов проектной документации выполнены согласно постановлению Правительства РФ от 16.02.2008г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»; техническая часть проектной документации с учетом изменений, внесенных в процессе проведения негосударственной экспертизы, соответствует заданию на проектирование, техническим регламентам.
Из п. 4.2 выводов следует, что проектная документация без сметы на строительство по объекту: «Жилой дом по ул. Аэродромной в г. Хабаровске», соответствует требованиям нормативно-технических документов. Ответственность за внесение во все экземпляры проектной документации изменений, дополнений по замечаниям, выявленным в процессе проведения негосударственной экспертизы, возлагается на Заказчика и Генерального проектировщика. Данная экспертиза составлена ООО «ДВЭП».
Из контрактов № от 13.09.2018, № от 13.09.2018, № от 13.09.2018, № от 08.10.2018, заключенных между КГКУ «Служба заказчика Минстроя края» (заказчик), в лице начальника ФИО12 (действующего на основании Устава) и ООО СЗ «Градъ Сервис» (застройщик), в лице директора ФИО11 (действующего на основании Устава), усматривается, что предметом контрактов является участие в долевом строительстве 80, 100, 90, 9 квартир в г. Хабаровске соответственно. Участник долевого строительства поручает, а застройщик принимает на себя обязательства в предусмотренный контрактом срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом (многоквартирные дома) и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома (многоквартирных домов) передать объекты долевого строительства, определенные настоящим контрактом, Участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную контрактом цену и принять Объекты долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома (многоквартирных домов), в котором(ых) находятся вышеуказанные квартиры.
Из пункта 6.2 контрактов усматривается, что передача объекта(ов) долевого строительства осуществляется не ранее чем после получения в установленном порядке разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома (многоквартирных домов).
Согласно выводам положительного экспертного заключения № 25-2-1-2-001119-2019 от 24.01.2019, техническая часть проектной документации с учетом изменений, внесенных в процессе проведения негосударственной экспертизы, соответствует требованиям техническим регламентов; проектная документация выполнена в соответствии с действующими правилами, нормативами, инструкциями, государственными стандартами, действующими строительными, технологическими, санитарными нормами и правилами, градостроительным кодексом РФ, техническими регламентами, экологическими требованиями, предусматривают мероприятия по обеспечению пожарной безопасности защиту окружающей среды; состав и содержание раздело проектной документации выполнены согласно постановлению Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
Из п. 4.2 положительного экспертного заключения № 25-2-1-2-001119-2019 усматривается, что проектная документация на строительство по объекту: «Жилой дом по ул. Аэродромной в г. Хабаровске» соответствует требованиям нормативно-технических документов. Ответственность за внесение во все экземпляры проектной документации изменений, дополнений по замечаниям, выявленным в процессе проведения негосударственной экспертизы, возлагается на Заказчика и Генерального проектировщика. Данная экспертиза составлена ООО «ДВЭП».
Согласно приказу ДОСОАФ России от 22.09.2018 № 195 аэродромы Хабаровск (Динамо) и 10-й участок, находящийся в ведении ДОСААФ России, закреплены за Автономной некоммерческой организацией «Хабаровский авиационно-спортивный клуб Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России».
Согласно ответу ДОСААФ России № 1-к/576 от 21.06.2019, аэродром Хабаровск (Динамо) расположен в 1 км северо-восточнее железнодорожной станции «Хабаровск-2» г.Хабаровска. Аэродром Хабаровск (Динамо) находится в ведении ДОСААФ России и закреплен за Автономной некоммерческой организацией «Хабаровский авиационно-спортивный клуб ДОСААФ России», согласно приказу председателя ДОСААФ России от 22.10.2018 № 195, является аэродромом государственной авиации 4 класса, зарегистрирован в Государственном реестре аэродромов государственной авиации Российской Федерации за № 267, имеет свидетельство от 20.12.2018 № 267. Планируемое место строительства объекта расположено на приаэродромной территории аэродрома ДОСААФ России Хабаровск (Динамо) юго-западнее ГВГТП (грунтовой взлетно-посадочной полосы), под углом 130 градусов от продольной оси ГВГТП на расстоянии 520 м от КТА (контрольной точки аэродрома) и на расстоянии 363,38 м от продольной оси ГВПП, вне полос воздушных подходов. Планируемая истинная максимальная высота объекта относительно КТА 31 метр. На данном удалении разрешается размещение искусственных сооружений с истинной высотой не более 36,34 м. На основании вышеуказанных данных по планируемому размещению объекта на приаэродромной территории аэродрома ДОСААФ России Хабаровск (Динамо), данный объект не будет оказывать влияния на безопасность полетов, согласно положениям статей 94, 95 Федеральных авиационных правил «Нормы годности к эксплуатации аэродромов государственной авиации» (приказ Министра обороны Российской Федерации от 02.11.2006 № 455дсп). На основании вышеизложенного, ДОСААФ России разрешает согласование строительства многоквартирного жилого дома ООО «Градъ Сервис» на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: Хабаровский край, городской округ «Город Хабаровск», Железнодорожный район, ул. Аэродромная, участок № 21, на приаэродромной территории аэродрома государственной авиации Хабаровск (Динамо), находящегося в ведении ДОСААФ России, старшему авиационному начальнику аэродрома государственной авиации Хабаровск (Динамо) - директору Хабаровского ACR при условии соблюдения положений действующего законодательства Российской Федерации.
Из ответа директора АНО «Хабаровский АСК ДОСААФ России» № 21 от 24.06.2019 следует, что проектирование и строительство 10-ти этажного жилого дома по ул. Аэродромной в г. Хабаровске согласовано.
Из ответа ДОСААФ России от 01.07.2019 № 1-к/606 следует, что аэродром Хабаровск (Динамо) расположен в 1 км северо-восточнее железнодорожной станции «Хабаровск-2» г. Хабаровска. Аэродром Хабаровск (Динамо) находится в ведении ДОСААФ России и закреплен за Автономной некоммерческой организацией «Хабаровский авиационно-спортивный клуб ДОСААФ России», согласно приказу председателя ДОСААФ России от 22.10.2018 № 195, является аэродромом государственной авиации 4 класса, зарегистрирован в Государственном реестре аэродромов государственной авиации Российской Федерации за № 267, имеет Свидетельство о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации от 20.12.2018 № 267, (действительно по 01.01.2024). Приказом Председателя ДОСААФ России от 22.10.2018 № 195 старшим авиационным начальником аэродрома государственной авиации Хабаровск (Динамо) назначен директор Хабаровского АСК.
Согласно ответу Управления Роспотребнадзора № 02.7-7311 от 20.07.2018 в соответствии с «Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно - эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленной порядке, санитарно-эпидемиологических заключений», утвержденным приказом Роспотребнадзора от 18.07.2012 №775, оформляются санитарно-эпидемиологические заключения по проектной документации: нормативы предельно-допустимых выбросов, проекты санитарно- защитных зон (промышленных предприятий и других объектов в соответствии с требованием СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно- защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»), проекты санитарно- защитных зон (передающихся радиотехнических объектов), проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях. Остальные виды проектной документации, в том числе по строительству жилых зданий, реконструкции зданий и капитальному ремонту, не подлежат согласованию и оформлению санитарно-эпидемиологических заключений в Управлении. Оператором аэродрома государственной авиации Хабаровск (Динамо) является Хабаровский АСК, который производит разработку проекта решения об установлении приаэродромной территории аэродрома государственной авиации Хабаровск (Динамо).
Из ответа АНО «Хабаровский АСК ДОСААФ России» № 29 от 02.07.2019 следует, что проектирование и строительство 10-ти этажного жилого дома по ул. Аэродромной в г. Хабаровске согласовано.
Из ответа № 1.1.43-6991 от 09.07.2019 мэра г. Хабаровска, прокурору города Хабаровска усматривается, что, согласно письму ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Хабаровскому краю от 06.12.2017 № ГБ/2.12.-05684@/17, шумовая зона аэродрома ДОСААФ, с учетным номером 27.23.2.946, была исключена из Единого государственного реестра недвижимости. С учетом полученных из ЕГРН выписок, в которых ограничения использования земельного участка отсутствовали, был подготовлен градостроительный план земельного участка № №. В действующих правилах землепользования и застройки содержится карта границ зон объектов воздушного транспорта (8.1), рассматриваемый участок попадает в шумовую зону объектов воздушного транспорта. По результатам рассмотрения представления был признан недействующим градостроительный план земельного участка №, подготовленный по заявке ООО «Градъ сервис» от 22.05.2019 №, о чем департаментом архитектуры, строительства и землепользования ООО «Градъ Сервис» было направлено уведомление.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 16.12.2019 №, учредителем ООО СЗ «Градъ Сервис» является ФИО13 с размером доли в 100%.
Из заявления № 224444 от 02.09.2019 о проведении государственной экспертизы ВН № 409 от 02.09.2019 следует, что ООО СЗ «Градъ Сервис», в лице директора ФИО13, за счет собственных средств финансирования просит выполнить повторную государственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий, без сметы, для строительства объекта «Жилой дом по ул. Аэродромной в г. Хабаровске».
Согласно ответу АНО «Хабаровский АСК ДОСААФ России» от 10.10.2019 ООО СЗ «Градъ Сервис» следует, что договор аренды земельного участка с кадастровым номером № заключен с АНО ДПО «Хабаровский краевой АК ДОСААФ России». Аэродром Хабаровск (Динамо) расположен на данном земельном участке с кадастровым номером №, пользователем которого является АНО «Хабаровский авиационно-спортивный клуб ДОСААФ России». Поскольку на сегодняшний день еще нет разработанной приаэродромной территории и установленной санитарно-защитной зоны, то полеты воздушных судов могут оказывать негативное влияние на объект строительства по неблагоприятным факторам вредного воздействия авиационных шумов и выбросов загрязняющих веществ двигателей воздушных судов, в связи с чем, необходимо предусмотреть проведение соответствующих исследований и возможных мероприятий по снижению шума в жилых помещениях до уровня соответствия с санитарными нормами.
Согласно экспертному заключению № 9355-Э от 31.10.2019 разделы проекта «Жилой дом по ул. Аэродромной в г. Хабаровске» разработаны на основании: распоряжения администрации г. Хабаровска об утверждении градостроительного плана земельного участка; градостроительного плана земельного участка №; задания на разработку проектно-сметной документации объекта, утвержденное директором ООО СЗ «Градъ Сервис» 15.03.18.
Как следует из градостроительного плана земельного участка №, земельный участок, площадью 18320 кв.м., по адресу: <...> уч. № 21, расположен в территориальной зоне Ж-4 многоэтажной жилой застройки.
Согласно положительному заключению экспертизы № 27-1-1-3-031152-2019 от 12.11.2019, проектная документация на строительство объекта «Жилой дом по ул. Аэродромной в г. Хабаровске» соответствует установленным требованиям технических регламентов, требованиям законодательства, нормативно-техническим документам и результатам инженерных изысканий. Результаты инженерных изысканий соответствуют установленным требованиям технических регламентов, требованиям законодательства, нормативным техническим документам.
Согласно заключению Правительства Хабаровского края о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов от 20.11.2019 № 1041-19, жилой дом по ул. Аэродромной в г. Хабаровске, расположенный по адресу: Хабаровский край, городской округ «город Хабаровск», Железнодорожный район, ул. Аэродромная, уч. № 21, кадастровый номер земельного участка 27:23:0041622:305, соответствует требованиям проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов. Основанием для выдачи заключения послужил акт итоговой проверки от 20.11.2019 № С 28-27/2019.
21.11.2019 в администрацию г. Хабаровска от заместителя директора ООО СЗ «Градъ Сервис» поступило заявление о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию жилого дома по ул. Аэродромной в г. Хабаровске, расположенного по адресу: <...> уч. № 21; ООО СЗ «Градъ Сервис» получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № от 29.11.2019.
Разрешая требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции руководствовался 1.1, 2 ст.48, ч.1,4, 8.3, 11 ст.49 ГрК РФ, п.13, 22, 27, 34 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 №145, Правилами землепользования и застройки городского округа «Город Хабаровск», ст. 4 Федерального закона от 01.07.2017 №135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны»), 8,15,24,25 Постановления Правительства РФ от 18 мая 2009 № 427 «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов».
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, в том числе пояснения главного специалиста территориального отдела комитета государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края ФИО4, консультанта территориального отдела комитета государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края ФИО5, начальника отдела – эксперта по оценке качества проектной документации (теплоснабжение, вентиляция, кондиционирование) ФИО8, заведующего сектором – эксперта по оценке качества результатов инженерных изысканий инженерно – геологических изысканий ФИО6, эксперта по оценке качества проектной документации системы планировочной организации земельных участков ФИО9, инженера по оценке качества проектной документации системы водоснабжения и водоотведения ФИО7, штатного эксперта санитарно – эпидемиологической безопасности ФИО10 от 27.12.2019, проверив соблюдение порядка проведения экспертизы, выводы положительного экспертного заключения № 25-2-1-2-0098-18 от 22.11.2018, выводы положительного экспертного заключения № 25-2-1-2-001119-2019 от 24.01.2019, установив, что приаэродромная территория и санитарно-защитная зона аэродрома Динамо-Хабаровск в порядке ст. 47 Воздушного кодекса РФ не установлена, сведения о приаэродромных территориях аэродрома Динамо-Хабаровск в ЕГРН в открытых источниках отсутствуют, также отсутствует описание местоположения границ приаэродромных территорий, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости до 1 января 2016 года, исходя из того, что размещение жилого дома согласовано застройщиком ООО СЗ «Гдадъ-Сервис» с оператором аэродрома Динамо-Хабаровск в соответствии с п.1 ч.7 ст.4 Федерального закона от 01.07.2017 №135, сделал вывод, что отсутствие заключения о достоверности определения сметной стоимости строительства не свидетельствует о том, что заключение государственной экспертизы выдано с нарушением норм действующего законодательства и подлежит отмене.
Кроме того, суд исходил из того, что выдача заключения государственной экспертизы проектной документации не препятствует застройщику или техническому заказчику обратиться в учреждение с заявлением о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости строительства после получения положительного заключения государственной экспертизы.
Суд, исследовав заключения № 27-1-1-3-031152-2019 от 12.11.2019, № 1041-19 от 20.11.2019, посчитал, что заключения объективны, аргументированы, выводы имеют однозначное толкование и соответствуют результатам экспертизы, подготовлены и подписаны лицами, аттестованными в соответствии со статьей 49.1 ГрК РФ на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий и участвовавшими в проведении экспертизы.
В этой связи, суд сделал вывод, что заключения № 27-1-1-3-031152-2019 от 12.11.2019, № 1041-19 от 20.11.2019 полностью соответствуют требованиям законодательства, подтверждают соответствие проектной документации на строительство жилого дома по ул. Аэродромной в г. Хабаровске результатам инженерных изысканий, требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям пожарной, радиационной и иной безопасности, требованиям к содержанию разделов проектной документации, предусмотренным в соответствии с частью 13 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
При таких обстоятельствах, суд посчитал, что действия административных ответчиков не могут быть расценены судом как нарушающие права и законные интересы неопределенного круга лиц, в чьих интересах, с указанным иском, обратился прокурор, поскольку совершены в соответствии с требованиями действующего законодательства, исходя из отсутствия доказательств, опровергающих данный вывод прокурором.
Кроме того, суд отметил, что, заявляя указанные требования к ответчикам, прокурор, фактически, не указал, в чем заключается нарушение прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц ответчиком ООО СЗ «Градъ-Сервис», как и требований к данному ответчику.
В этой связи, исследовав предоставленные сторонами письменные доказательства, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований прокурора.
Судебная коллегия с такими выводами суда соглашается, исходя из следующего.
В силу части 2 статьи 5 и статьи 6 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", отрицательное заключение экспертизы может быть выдано только в случае несоответствия проектной документации национальным стандартам и сводам правил (частям таких стандартов и сводов правил), содержащим минимально необходимые требования для обеспечения безопасности зданий и сооружений, которые включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований названного Федерального закона.
Перечень документов, которые застройщик представляет в уполномоченную организацию для проведения государственной экспертизы, определен пунктами 13, 16 Положения о порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145. Данный перечень является исчерпывающим.
Вопреки доводам жалобы, оснований для вынесения отрицательного заключения экспертизы, исходя из отсутствия достоверности определения сметной стоимости строительства, у экспертного учреждения не имелось.
Проверка достоверности определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, включена в предмет государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий с 1 января 2019 года.
Для реализации указанных норм, в соответствии с частью 11 статьи 49 Кодекса, Правительством Российской Федерации устанавливается порядок осуществления проверки достоверности определения сметной стоимости строительства соответствующих объектов в рамках проведения государственной экспертизы проектной документации.
До принятия Правительством Российской Федерации и вступления в силу указанного нормативного правового акта государственная экспертиза проектной документации, в том числе проверка достоверности определения сметной стоимости строительства объектов должна осуществляться в соответствии с требованиями действующего Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145, и действующего Положения о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 427.
Перечень документов, которые нужно представить в уполномоченный орган для проверки сметной стоимости объекта (независимо от обязательного или добровольного характера подготовки проектной документации), приведен в п. 8 Положения, из которого следует, что в случае если проверка сметной стоимости проводится одновременно с проведением государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, заявление о проведении проверки сметной стоимости подается одновременно с заявлением о проведении государственной экспертизы проектной документации, при этом проектная документация повторно не представляется.
Возможность, при необходимости в этом, проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства после получения положительного заключения государственной экспертизы, закреплена в ч.5.5 ст.49 ГрК РФ.
Вопреки утверждениям представления, исходя из того, что не исключается проведение проверки сметной стоимости отдельно с проведением государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, отсутствие в оспариваемом заключении проверки сметной стоимости строительства не свидетельствует о незаконности положительного заключения.
Доводы представления об отсутствии согласования строительства с Росавиацией и отсутствия положительного санитарно-эпидемиологического заключения Роспотребнадзора, судебной коллегий не принимаются, поскольку отсутствие указанных в представлении согласований и положительного санитарно-эпидемиологического заключения о незаконности оспариваемых заключений не свидетельствует.
В силу части 1 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Решением, указанным в абзаце первом настоящего пункта, на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с настоящим Кодексом (далее - ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности).
Исходя из положений Воздушного кодекса Российской Федерации, а также, учитывая преследуемые законодателем цели регулирования использования воздушного пространства, ограничения на строительство и реконструкцию объектов в районе аэродромов и на приаэродромной территории носят специальный характер.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 года N 1460 утверждены Правила установления приаэродромной территории, Правила выделения на приаэродромной территории подзон и Правила разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти при согласовании проекта решения об установлении приаэродромной территории.
Вместе с тем, в силу части 3 статьи 4 Федерального закона от 1 июля 2017 года N 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны", до установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, размещение радиотехнических и иных объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов, оказывать негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, установленного на аэродроме, объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов, в границах приаэродромных территорий или полос воздушных подходов на аэродроме, санитарно-защитных зон аэродромов должны осуществляться при условии согласования размещения этих объектов в срок не более, чем тридцать дней: 1) с организацией, осуществляющей эксплуатацию аэродрома экспериментальной авиации, - для аэродрома экспериментальной авиации; 2) с организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации, - для аэродрома государственной авиации; 3) с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), - для аэродрома гражданской авиации.
В этой связи, при отсутствии приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны аэродрома Динамо-Хабаровск, описания местоположения границ приаэродромной территории аэродрома Динамо-Хабаровск, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости до 1 января 2016 года, карт(схем), на которых отображены границы полос воздушных подходов и границы санитарно-защитных зон аэропорта Хабаровск-Динамо, получение заключения, на которое ссылается в представлении прокурор, невозможно, что также следует из письма Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю.
Согласование размещения жилого дома застройщиком ООО СЗ «Градъ-Сервис» с оператором аэродрома Динамо-Хабаровск, в соответствии с требованиями пункта 1 части 7 статьи 4 Федерального закона от 01.07.2017 № 135, свидетельствует о необоснованности доводов представления о необходимости согласования строительства с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственной услуги и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (Росавиацией).
Доводы представления о неверном определении уровней шума, исходя из того, что, по мнению прокурора, необходимо применять самый шумный тип воздушного суда при измерении уровня шума, а не самый распространенный, который был применен – Ан2, судебной коллегией отклоняются.
Согласно п.3.1 ГОСТ 22283-2014 «Шум авиационный. Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его измерения», нормируемыми параметрами авиационного шума на территории жилой застройки являются эквивалентный уровень звука и максимальный уровень звука. Как следует из п.3.3 ГОСТ 22283-2014 на вновь проектируемых территориях жилой застройки вблизи существующих аэропортов и на существующих территориях жилой застройки вблизи вновь проектируемых аэропортов уровни авиационного шума не должны превышать определённых значений.
Эти значения определены максимальным уровнем звука, с учетом интенсивности полетов, и не содержат требований проводить оценку воздействия шума и его допустимых значений использованием определенных типов самолетов, в том числе необходимостью применения при измерении уровней шума только самого шумного типа воздушного суда. Кроме того, ГОСТ 22283-2014 допускает превышение установленного уровня звука при ограничении числа полетов (п.3.4, 3.5 ГОСТ 22283-2014).
Ссылаясь на неправильное измерение уровней шума в протоколах измерений, выданных аналитической лабораторией ООО «Инженерные изыскания ДВ», в представлении не учтено отсутствие каких-либо объективных данных, свидетельствующих о нарушении методов и условий измерения уровня шума, применение на аэродроме Хабаровск (Динамо) сверхзвуковых самолетов, либо эксплуатации самолетов, уровень шума которых превышает допустимые значения, полученные с использованием воздушного судна Ан2.
Являются ошибочными доводы представления о неверном измерении уровней шума, исходя из отсутствия доказательств осуществления над территорией жилой застройки числа полетов, превышающих уровень звука более допустимого значения.
В представлении не учтено, что только в случае, если уровень шумового фона отличается от уровней шума самолетов менее чем 10 дБ, как указано в п.4.5 ГОСТ 22283-2014, такие измерения не рекомендуется проводить. Данных о несоблюдении указанных рекомендаций при проведении измерений уровня шума с использованием воздушного судна Ан2, протоколы измерений уровней шума не содержат и на них не ссылается прокурор в представлении.
В этой связи, при соблюдении методов и условий измерения шума, установленных стандартом, предусматривающим максимально допустимые уровни авиационного шума на вновь проектируемых территориях жилой застройки вблизи существующих аэродромов и аэропортов, доводы представления о неправильно проведенных измерениях уровня шума, судебной коллегией отклоняются.
Доводы представления о неправомерной выдаче комитетом государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края заключения от 20.11.2019 № 1041-19, судебной коллегией отклоняются.
На основании п. 16 - 20 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 N 54, после завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится проверка, по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения. Орган государственного строительного надзора выдает заключение о соответствии, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства не были допущены нарушения требований проектной документации, в том числе требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, либо такие нарушения были устранены до даты окончания проверки. Орган государственного строительного надзора отказывает в выдаче заключения о соответствии, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства были допущены нарушения требований проектной документации, в том числе требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и такие нарушения не были устранены до даты окончания проверки. Заключение о соответствии или решение об отказе в выдаче такого заключения выдается органом государственного строительного надзора застройщику или техническому заказчику в течение 10 рабочих дней с даты обращения застройщика или технического заказчика в орган государственного строительного надзора за выдачей заключения. Решение об отказе в выдаче заключения о соответствии должно содержать обоснование причин такого отказа со ссылками на проектную документацию. Заключение о соответствии или решение об отказе в выдаче такого заключения составляется в 2 экземплярах, каждый из которых подписывается должностным лицом органа государственного строительного надзора, осуществлявшим проверку, и утверждается распоряжением (приказом) органа государственного строительного надзора.
Вопреки доводам представления, суд пришел к верному выводу о соответствии заключения от 20.11.2019 № 1041-19 требованиям законодательства, как и заключения от 12.11.2019 № 27-1-1-3-031152-2019, подробно дав оценку представленным доказательствам, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется.
При установленных обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований.
Доводы апелляционного представления не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем, не могут повлечь отмену обжалуемого решения.
Руководствуясь ст.309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г.Хабаровска от 30 января 2020 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Железнодорожного района города Хабаровска – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу, через суд первой инстанции.
Председательствующий Е.Л.Унтевская
Судьи О.Ю.Позднякова
И.А.Романова