САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Рег. № 33а-2642/2018 | Судья: Тарасова О.С. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего | Бутковой Н.А. |
судей | ФИО1, ФИО2, |
при секретаре | ФИО3 |
рассмотрела в открытом судебном заседании 27 марта 2018 года апелляционную жалобу ФИО4 на решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 31 октября 2017 года по административному делу №2а-3511/2017 по административному исковому заявлению ФИО4 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации, обязании совершить определённые действия,
Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А., объяснения административного истца ФИО4, его представителя ФИО5, представителя заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Россреестра» ФИО6, представителя административного ответчика ФИО7, изучив материалы административного дела, судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО4 обратился в Петроградский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу (далее по тексту – Управление Росреестра по Санкт-Петербургу) об отказе в осуществлении кадастрового учёта от 29 марта 2017 года №....
В качестве мер по восстановлению нарушенного права административный истец просил обязать Управление Росреестра по Санкт-Петербургу осуществить кадастровый учёт и зарегистрировать за ним право собственности на объект недвижимости – гараж, расположенный по адресу: Санкт-Петербург <адрес>
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником железобетонного гаража по указанному адресу. С целью постановки гаража на кадастровый учёт кадастровый инженер подготовил все необходимые документы и обратился с соответствующим заявлением в орган кадастрового учёта. 28 ноября 2016 года осуществление кадастрового учёта приостановлено в связи с непредставлением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в то время как в соответствии с требованиями статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации такое разрешение не требуется, что кадастровый инженер уточнил в ответе на решение о приостановлении кадастрового учёта. Ответом от 29 декабря 2016 года кадастровая палата снова приостановила осуществление кадастрового учёта до 29 марта 2017 по тому же основанию. Кадастровый инженер снова направил пакет документов, но несмотря на это было принято оспариваемое решение об отказе в кадастровом учёте в связи с непредставлением копии разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, что незаконно и нарушает право собственности административного истца.
Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 31 октября 2017 года в удовлетворении заявленных ФИО4 требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец ставит вопрос об отмене состоявшегося решения и принятии нового об удовлетворения иска.
В заседание суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга не явился, извещён о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки, ходатайств об отложении судебного разбирательства не представил.
Согласно статьям 150 (часть 2), 226 (часть 6), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
В этой связи судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося участника судебного процесса.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения административного истца ФИО4, его представителя, представителей административного ответчика и заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Россреестра», не находит правовых оснований для отмены состоявшегося судебного акта.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришёл к выводу, что у административного ответчика имелись правовые основания для отказа в осуществлении кадастрового учёта, предусмотренные статьёй 27 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13 июля 2015 года №218-ФЗ, поскольку в установленный срок приостановления препятствия для осуществления государственного кадастрового учёта не устранены. Кроме того, суд указал, что земельный участок был предоставлен Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга на основании договора аренды для использования под гараж, что не свидетельствует о наличии исключении, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации; арендные договорные отношения между сторонами прекращены.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 1 октября 1997 года между Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга и Т.К.А. был заключён договор аренды спорного земельного участка №..., из пункта 1.1 которого следует, что арендодатель предоставляет, а арендатор принимает и использует на условиях аренды земельный участок, расположенный по <адрес>, зона 3, площадью 19 кв.м; пунктом 1.2 договора предусмотрено, что участок предоставляется для использования под гараж.
В договоре отмечено, что на участке отсутствуют здания, сооружения (п.2.2); после окончания сока действия договора арендатор передает арендодателю участок в состоянии и качестве не хуже первоначального, оговоренного в разделе 2 договора (п.4.3.10).
Срок действия этого договора аренды определён с 1 сентября 1997 года по 1 сентября 1999 года (пункт 3.1 договора).
Из уведомления Петроградского районного отдела Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга об учёте земельного участка, предоставленного в краткосрочную аренду, от 7 октября 1999 года №... следует, что 7 октября 1999 года в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга проведён кадастровый учёт предоставленного в краткосрочную аренду (Т.К.А.) земельного участка, общей площадью 19 кв.м, расположенному по адресу: 197198, Санкт-Петербург, <адрес> (гараж), присвоен кадастровый номер №...
Согласно справочной информации Управления Росреестра, размещенной в свободном доступе в сети Интернет, земельный участок по адресу: г.Санкт-Петербург, <адрес> представляет собой собственность публично-правового образования; категория земель: земли населённых пунктов; разрешённое использование: для размещения индивидуальных гаражей, по документу: для размещения объектов транспорта (под гаражи и автостоянки); дата постановки на учёт: 18 июля 2002 года; статус объекта: ранее учтённый.
Из копии реестровой книги усматривается, что 23 мая 1997 года внесена запись о регистрации за Т.К.А. права аренды на гараж №9 по <адрес>; указаны характеристики объекта: площадь 16,8 кв.м, объём 46 куб.м, объект железобетонный; запись внесена согласно договору от 13 января 1995 года №127, заключённому между Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга и Т.К.А..
Согласно удостоверению о государственном учёте гаража от 22 декабря 1999 года данный объект поставлен на государственный учёт с присвоением кадастрового номера №...; в нём содержаться сведения о земельном участке: площадь по документам 19 кв.м, техническое описание гаража: площадь 16,8 кв.м, стоимость гаража в ценах 1999 году <...> рубля, процент износа составляет 6 %.
18 апреля 2001 года между Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга и Ф.И.В. на основании распоряжения главы территориального управления Петроградского административного района Санкт-Петербурга от 18 апреля 2001 года №...-р, заключён договор аренды земельного участка №..., пунктом 1.1 которого установлено, что арендодатель предоставляет, а арендатор принимает и использует на условиях аренды земельный участок, зона 3, кадастровый номер №..., находящихся по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, гараж, площадью 19 кв.м; пунктом 1.2 договора установлено, что участок предоставляется для использования по гараж (код-11.6).
Согласно пункту 3.1 договора, срок его действия по 17 апреля 2004 года или до начала капитального строительства и вступает в силу с момента его государственной регистрации.
После окончания срока действия договора арендатор обязался передать арендодателю участок в состоянии и качестве не хуже первоначального (п.4.3.10).
Ф.И.В. 25 января 2008 года уведомлен об отказе Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга от указанного договора аренды, с предложением в течение месячного срока с момента направления уведомления освободить занимаемый земельный участок.
Управление Росреестра по Санкт-Петербургу уведомлением от 5 мая 2008 года №... проинформировало Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга о государственной регистрации прекращения договора аренды №... от 18 апреля 2001 года на земельный участок, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, кадастровый номер №..., на основании поданного им заявления.
Между Ф.И.В. и ФИО4 6 февраля 2004 года заключён нотариально удостоверенный договор купли-продажи гаража.
Условиями договора предусмотрено, что продавец продал покупателю принадлежащий ему на праве собственности индивидуальный гараж за номером 9 по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, железобетонный, кадастровый номер №...; гараж обеспечен электроснабжением (в помещении гаража имеется электрическое освещение) (пункт 1 договора); указанный гараж принадлежит продавцу на основании удостоверения о государственном учёте гаража инв.№40/2 от 22 декабря 1999 года, выданного ПИБ Петроградского района ГУИОН Санкт-Петербурга.
Из уведомления о демонтаже самовольного установленного (размещённого элемента благоустройства от 28 марта 2017 года следует, что Правительство Санкт-Петербурга в лице администрации Петроградского района Санкт-Петербурга обязало пользователя гаражного строения в течении 20 календарных дней демонтировать самовольно установленный (размещённый) элемент благоустройства – гаражное строение, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> с приведением территории в первоначальное состояние и восстановлением нарушенных объектов и элементов благоустройства; отмечено, что по истечении указанного периода времени гаражное строение будет демонтировано.
Кадастровым инженером Е.Н.А. по заданию заказчика К.Ю.А. на основании договора на выполнение работ от 8 ноября 2016 года №13 составлены и подготовлены документы для осуществления государственного кадастрового учёта (технический план задания).
Как следует из подготовленного технического плана здания, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>), характеристиками здания являются: объект представляет собой нежилое помещение, железобетонные наружные стены, год ввода здания в эксплуатацию 1998 года, площадь здания 19 кв.м, кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположено здание №...; номер кадастрового квартала №..., ранее присвоенный государственный учётный номер здания 40/2.
22 ноября 2016 года кадастровый инженер Е.Н.А. с целью постановки на государственный кадастровый учёт железобетонного гаража, расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, <адрес>, подготовила документы для осуществления государственного кадастрового учета и обратилась с заявлением, которому присвоен №..., в орган кадастрового учёта Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Санкт-Петербургу (отдел кадастрового учёта №2).
Решением филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Санкт-Петербургу от 28 ноября 2016 года №... приостановлено осуществление кадастрового учёта на срок до 28 февраля 2017 года.
Основанием к приостановлению кадастрового учёта послужило не представление необходимых для кадастрового учета документов, а именно: копии разрешения на ввод объекта капитального строительства (гаража) в эксплуатацию. При этом отмечено, что объект учёта расположен на земельном участке с видом разрешённого использования «для размещения объектов транспорта (под гаражи и автостоянки)», то есть не предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или не предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства; объект учёта расположен на земельном участке, который согласно приложенному договору аренды земельного участка от 18 апреля 2001 года предоставлен Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга Ф.И.В. для использования под гараж (срок действия по 17 апреля 2004 года), то есть не предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или не предоставленном для ведения садоводства дачного хозяйства.
Кадастровым инженером 13 декабря 2016 года повторно подготовлен пакет документов для кадастрового учёта объекта, в том числе технический план задания, в котором содержаться аналогичные указанным ранее сведениям об объекте.
При этом из содержания заключения кадастрового инженера следует, что земельный участок, в границах которого расположен объекта учёта, был предоставлен в соответствии с договором аренды от 1 октября 1997 года №... физическому лицу под гараж не для коммерческого использования; в соответствии с договором аренды от 18 апреля 2001 года земельный участок предоставлен новому арендатору, физическому лицу, для использования под гараж (код 11.6); приведен довод, что поскольку земельный участок был предоставлен физическому лицу в целях, не связанных с предпринимательской деятельностью, для этого гаража в соответствии со статьёй 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не требуется разрешение на строительства, также как и акт ввода в эксплуатацию.
С данным комплектом документов кадастровый инженер обратился в орган кадастрового учёта 17 декабря 2016 года.
Решением филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Санкт-Петербургу (отдел кадастрового учёта №2) от 29 декабря 2016 года №... вновь приостановлено осуществление кадастрового учёта на срок до 29 марта 2017 года, со ссылкой на основания, приведенные в решении от 28 ноября 2016 года №....
Решения о приостановлении осуществления кадастрового учета административным истцом в судебном порядке не оспаривались.
Кадастровый инженер Е.Н.А. 17 января 2017 года повторно направила в адрес органа кадастрового учёта технический план здания и заключение, содержание которого идентично ранее изложенному.
Решением Управления Росреестра по Санкт-Петербургу от 29 марта 2017 года №... в осуществлении кадастрового учёта гаража отказано в связи не устранением в течение срока приостановления причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учёта.
Согласно пункту 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее по тексту – Федеральный закон от 13 июля 2015 года №218-ФЗ) государственный кадастровый учёт недвижимого имущества представляет собой внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершённого строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землёй, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определённой вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Пунктом 5 части 1 статьи 26 этого же нормативного акта предусмотрено, что осуществление государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав.
Аналогичные основания для приостановления осуществления государственного кадастрового учёта содержались в пункте 4 части 2 статьи 26 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" (далее – Закон о кадастре).
Статьёй 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ установлено, что в осуществлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Как отмечено ранее, основанием для приостановления государственного кадастрового учёта явилось непредставление заявителем документа, подтверждающего создание заявленного объекта (гаража), в качестве объекта недвижимого имущества в установленном законом и иными правовыми актами порядке; в связи с чем правомерность отказа в осуществлении кадастрового учёта объекта – гаража, подлежит оценке и через призму обоснованности указания органа кадастрового учёта на необходимость представления испрашиваемого документа.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона о кадастре, кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 – 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 – 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (часть 2 статьи 16 Закона о кадастре).
В силу пункта 3 части 1 статьи 22 Закона о кадастре в состав необходимых для кадастрового учета документов входит технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Согласно ч.1 ст.41 Закона о кадастре технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости, либо сведения о части или частях такого объекта недвижимости, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер.
Сведения о здании или сооружении, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод таких объектов недвижимости в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимости или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта таких объектов недвижимости. В случае отсутствия данных документов соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости, и для созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, а для бесхозяйного объекта недвижимости - органом местного самоуправления, на территории которого находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью (часть 8 статьи 41 Закона о кадастре).
Форма указанной в части 8 настоящей статьи декларации и требования к ее подготовке устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (ч.10 ст.41 Закона о кадастре).
Приказом Минэкономразвития России от 13.12.2010 N 628 утверждена форма декларации об объекте недвижимости и требования к ее подготовке.
В соответствии с п. 2 Требований к подготовке декларации об объекте недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем объекта недвижимости или его представителем в отношении здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства.
При этом декларация о созданных объектах недвижимости составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такое здание, сооружение, объект незавершенного строительства.
Из содержания указанных правовых норм следует, что на законодательном уровне предусмотрено право в упрощенном порядке изготовления технического плана, в котором подлежат воспроизведению сведения, необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости. Необходимым условием изготовления технического плана является подача правообладателем декларации об объекте недвижимости.
Согласно пункту 16 Требований к подготовке технического плана здания, утверждённых приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2010 года №403 (действовали до 1 января 2017 года, то есть на даты вынесения решений о приостановлении государственного учёта), сведения о здании, за исключением сведений о местоположении здания на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации здания, разрешения на ввод здания в эксплуатацию или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта здания; если в случаях, предусмотренных законодательством в области градостроительной деятельности, не требуется изготовление или принятие указанных документов, сведения о здании указываются в техническом плане на основании декларации об объекте недвижимости, подготовленной в соответствии с формой и требованиями к подготовке декларации об объекте недвижимости, установленными приказом Минэкономразвития России от 13 декабря 2010 года № 628, на основании части 10 статьи 41 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ.
Из содержания вышеприведенных норм следует, что возможность осуществления кадастрового учета на основании технического плана здания в отсутствие разрешения на ввод здания в эксплуатацию или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта здания, возможно при условии представления составленной и заверенной правообладателем земельного участка декларации об объекте недвижимости, которая, как усматривается из материалов дела и не оспаривалось административным истцом, в орган кадастрового учета не представлялась. Правообладатель земельного участка (субъект Российской Федерации в лице компетентных органов) такую декларацию не заверял. Договор аренды в отношении данного земельного участка на момент составления технического плана здания прекратил свое действие, в связи с чем оснований полагать иное лицо правообладателем земельного участка не имеется.
Представленную в суд апелляционной инстанции административным истцом незаверенную копию технического паспорта на здание гаража №9, расположенного по <адрес> (квартал №40, инв.№2), судебная коллегия оценивает критически, поскольку она не отвечает требованиям части 2 статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предъявляемым к письменным доказательствам, так как не является подлинником или надлежащим образом заверенной копией, и не позволяет установить достоверность данного документа.
Как следует из ответа ГУП ГУИОН «Проектно-инвентаризационное бюро Центрального района» от 22 февраля 2018 года на запрос суда апелляционной инстанции, правоустанавливающие документы на гараж №9, расположенный по адресу: г.Санкт-Петербург, <адрес> в архиве филиала отсутствуют.
Из заключения кадастрового инженера, составившего технический план здания, следует, что данное лицо при составлении технического плана руководствовалось удостоверением о государственном учете гаража от 22 декабря 1999 года, составленного ГУИОН, не представлялась копия технического паспорта ни административному ответчику, ни в суд первой инстанции. В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции на наличие копии технического паспорта административный истец не ссылался.
В то же время, как на территории Санкт-Петербурга в исследуемый период капитальные и иные (некапитальные) гаражи подлежали государственному учету в соответствии с распоряжением мэра от 29.12.1994 N 1329-р.
Государственный учет завершался присвоением объекту уникального учетного (кадастрового) номера и внесением его в технический паспорт для капитальных гаражей и в удостоверение о государственном учете для иных (некапитальных) гаражей.
Согласно пункту 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под объектом капитального строительства понимаются здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Объекты, по своим техническим характеристикам не подпадающие под понятие недвижимого имущества, относятся к временным сооружениям.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
При этом в силу положений ст.9 ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" N 191-ФЗ положения части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации применяются также в отношении указанных в ней объектов, которые были построены, реконструированы или изменены до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объёме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
В соответствии с частью 10 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учёт построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учёта реконструированного объекта капитального строительства.
Из системного толкования положений градостроительного законодательства следует, что выдача разрешений на строительство гаража и, соответственно, на ввод его в эксплуатацию не требуется в случае строительства на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей осуществления строительства гаража, как объекта капитального строительства.
Согласно действовавшему в исследуемый период в Санкт-Петербурге правовому регулированию земельные участки для гаражного строительства предоставлялись после 1991 года (в связи с принятием Земельного кодекса, утвержденного 25 апреля 1991 года №1103-1): - на условиях долгосрочной аренды (до 49 лет) для строительства гаражей (преимущественно многоярусных) на инвестиционных условиях - распоряжением губернатора (распоряжение мэра от 03.06.1994 N 585-р); на условиях аренды на срок свыше 3 лет под цели, не связанные с капитальным строительством - распоряжением КУГИ (распоряжение КУГИ от 22 августа 1996 года №511-р); на условиях аренды на срок до 3 лет - распоряжением районной администрации (распоряжение мэра от 3 июня 1994 года №585-р); на праве собственности на основании действующего земельного законодательства.
В целях обеспечения единой политики при оформлении сделок с гаражами на территории Санкт-Петербурга были разработаны Рекомендациям Нотариальной Палаты Санкт-Петербурга и Городского управления инвентаризации и оценки недвижимости Санкт-Петербурга от 13 августа 1998 года по вопросу оформления сделок и государственного учета гаражей на территории Санкт-Петербурга» (далее по тексту - Рекомендации), согласно которым под гаражами понимаются строения (помещения) предназначенные для хранения и ремонта автомобилей.
Гаражи могут иметь различные характеристики конструктивных элементов (фундаментов, стен, перегородок, перекрытий, кровли) и элементов благоустройства (отопления, электроосвещения, водоснабжения).
В соответствии с пунктом 1.3 Рекомендаций, с точки зрения отнесения гаражей к недвижимому имуществу, право собственности или иные права, на которые подлежат государственной регистрации, различают капитальные и иные (некапитальные) гаражи.
К капитальным относятся гаражи, строительство которых осуществлено на земельном участке, отведённом для этих целей в бессрочное (постоянное) пользование, в пользование на срок более 10 лет или в собственность. К иным (некапитальным) относятся строения, отвод земельного участка для строительства которых осуществлялся на временной основе, то есть на срок до 10 лет.
Поскольку права собственности или иные права на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации подлежат государственной регистрации, то основными условиями для государственной регистрации капитальных гаражей, кроме того, являются: соблюдение разрешительного порядка возведения гаражей, установленного строительным законодательством и Правилами застройки Ленинграда, в частности, наличие согласованного и утверждённого проекта, разрешения на производство работ, наличие акта приёмки объекта в эксплуатацию, свидетельствующего о соблюдении градостроительных и строительных норм и правил (пункт 1.6 Рекомендаций)
Согласно пункту 1.7 Рекомендаций, иные (некапитальные) гаражи с учётом временного характера пользования земельным участком и возможностью их «перемещения» по окончании срока пользования земельным участком, что оговаривалось договором, позволяет отнести их к движимому имуществу. Строительство иных (некапитальных) гаражей также должно быть осуществлено в соответствии с градостроительными и строительными нормами и правилами. Государственная регистрация права собственности или иных прав на некапитальные гаражи законодательством не предусмотрена.
В соответствии с договорами аренды земельного участка от 01 октября 1997 года и от 18.04.2001 года, участок передавался арендаторам во временное пользование на срок не более трех лет, по истечении которых арендатор был обязан вернуть арендодателю предмет аренды (земельный участок).
При этом доказательств, свидетельствующих о том, что земельный участок, на котором расположен гараж, был отведен в пользование для строительства гаража на срок более 10 лет или передан в собственность, не представлено. На данные обстоятельства административный истец не ссылался. Договор аренды земельного участка от 18 апреля 2001 года (заключён с Ф.И.В.) прекратил своё действие, о чём имеется соответствующая запись в ЕГРН; каких-либо правоустанавливающих документов, подтверждающих обоснованность занятия истцом земельного участка, в уполномоченные органы представлено не было; ссылка на данный договор, как на законность оснований для занятия земельного участка под гараж, не является безусловной и достаточной. Отсутствие законных оснований для размещения административным истцом на указанном земельном участке некапитального строения (гаража) подтверждается и указанным ранее уведомлением от 28 марта 2017 года о демонтаже самовольно установленного элемента благоустройства.
То обстоятельство, что в период с 2006 по 2009 года административному истцу налоговым органом исчислялся налог на имущество физических лиц в отношении объекта налогообложения - гаража №9, расположенного по адресу: <адрес> в Санкт-Петербурге, само по себе не свидетельствует об отнесении данного имущества к объектам капитального строительства, а обусловлено применением налоговым органом положений статьи 2 действовавшего Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц".
Из ответа Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №25 по Санкт-Петербургу от 19 марта 2018 года на запрос суда апелляционной инстанции следует, то документы, послужившие основанием для начисления налогоплательщику ФИО4 налога на имущество физических лиц за объект налогообложения: гараж №9, расположенный в г.Санкт-Петербургу, <адрес>, по состоянию на дату ответа в инспекции отсутствуют.
В этом же ответе сообщено, что в соответствии с действующим в 2006-2009 годах Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 года №... «О налогах на имущество физических лиц» налог на строения, помещения и сооружения исчислялся на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года, предоставляемых Проектно-инвентаризационным бюро по Петроградскому району г.Санкт-Петербурга (ГУП «ГУИОН»).
Учитывая, что документы, необходимые в силу Закона о кадастре для постановки на кадастровый учет гаража в качестве объекта недвижимости, административным истцом не представлены, доказательства предоставления земельного участка для строительства гаража, как объекта капитального строительства отсутствуют, у административного ответчика имелись предусмотренные пунктом 4 части 2 статьи 26 основания для приостановления осуществления кадастрового учета и, в связи с не устранением причин, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета, для отказа в осуществлении такого учета.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного истца с решением суда, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального и процессуального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 31 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: