ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2646/2021 от 08.02.2021 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. № 33а-2646/2021

Судья: Карсакова Н.Г.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Санкт-Петербург 08 февраля 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:

председательствующего

Есениной Т.В.

судей

Поповой Е.И., Ивановой Ю.В.

при секретаре

Витвицкой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-5316/2020 по апелляционной жалобе К.С.Б. на решение Приморского районного суда г. Санкт-Петербурга от 17 августа 2020 года по административному иску К.С.Б. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области о признании незаконным решения.

Заслушав доклад судьи Есениной Т.В., выслушав объяснения административного истца К.С.Б., представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области Тюлева А.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Административный истец К.С.Б. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, в котором просила признать незаконным отказ апелляционной комиссии Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области от 02 декабря 2019 года № №... в принятии к рассмотрению заявления от 08 ноября 2019 года № №....

Решением Приморского районного суда г. Санкт-Петербурга от 17 августа 2020 года К.С.Б. отказано в удовлетворении административных исковых требований.

В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда первой инстанции отменить, как поставленное при неправильном применении норм материального и процессуального права, и неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, указав, что суд пришел к неверному выводу о том, что истцом не представлено суду доказательств наличия правовых оснований для предоставления муниципальной услуги, предусмотренной частью 2 статьи 26.1 Федерального закона «О кадастровой деятельности»; неверно установлена правовая природа спорных правоотношений, что повлекло за собой вынесение решения с нарушением норм процессуального права.

Административный истец К.С.Б. в судебное заседание суда апелляционной инстанции явилась, на доводах апелляционной жалобы настаивала, просила удовлетворить.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области Тюлев А.А., действующий на основании доверенности, имеющий высшее юридическое образование, в судебное заседание явился, против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения участников судебного разбирательства, оценив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод на основе состязательности и равноправия сторон, а также в соответствии с принципами независимости судей и подчиненности их только Конституции Российской Федерации и федеральному закону (статья 46 часть 1; статья 120 часть 1; статья 123).

На основании части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.

16 августа 2019 года К.С.Б. обратилась в ГБУ ЛО «МФЦ» филиал «Мурино», представив заявление о государственном кадастровом учете недвижимого имущества от 16 августа 2019 года № №... в части внесения изменений об адресе объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером №... (л.д. 83-85).

26 августа 2019 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в связи с отсутствием в составе документов приложенных к заявлению, документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом, установленный адрес земельного участка, а также в связи с не представлением (не поступлением) документов, запрошенных органом регистрации прав по межведомственным запросам. Осуществление государственного кадастрового учета изменений приостановлено до 26 ноября 2019 года (л.д. 79-81).

05 ноября 2019 года административный истец К.С.Б. в соответствии с частью 2 статьи 26.1 Закона о кадастровой деятельности, пункта 21 Положения о порядке формирования и работы апелляционной комиссии, созданной при органе регистрации прав, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 30 марта 2016 № 193, посредством почты России, подала жалобу в апелляционную комиссию Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области об обжаловании решения о приостановлении государственного кадастрового учета от 26 августа 2019 года (вх. № 20285 от 08 ноября 2019 года) (л.д. 76-77).

Апелляционная комиссия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, с учетом положений части 2 и части 4 статьи 26.1 Закона о кадастровой деятельности, вернула без рассмотрения заявление (жалобу) К.С.Б., в связи с пропуском срока на его подачу и отсутствием заявления о восстановлении такого срока, о чем проинформировало лицо, представившее такое заявление.

Отказывая в удовлетворении искового заявления, суд пришел к выводу, что административным ответчиком не нарушены сроки и способ направления решения (уведомления) о приостановлении государственного кадастрового учета от 26 августа 2019 года. При этом, тридцатидневный срок обжалования уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета от 26 августа 2019 года № №... в апелляционную комиссию Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области истек 25 сентября 2019 года, в связи с чем срок обжалования решения о приостановлении государственного кадастрового учета от 26 августа 2019 года пропущен административным истцом, в свою очередь апелляционной комиссией правомерно принято в срок, не превышающий тридцать дней со дня регистрации секретарем апелляционной комиссии заявления об обжаловании решения о приостановлении (02 декабря 2019 года), решение об отказе в принятии к рассмотрению заявления об обжаловании решения о приостановлении, также административным ответчиком соблюден трехдневный срок информирования заявителя о принятом решении.

Судом первой инстанции учтено, что в последующем решением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области от 26 ноября 2019 года № №...К.С.Б. отказано в осуществлении государственного кадастрового учета на основании статьи 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в связи с тем, что истек срок приостановления осуществления государственного кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении (л.д. 86-87). Указанное решение от 26 ноября 2019 года административным истцом самостоятельно не обжаловалось.

Суд первой инстанции дополнительно указал, что выбранный административным истцом способ восстановления прав: «обязать апелляционную комиссию Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области принять к рассмотрению заявление от 08 ноября 2019 года № 47/19-326», при наличии решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, не может в данном случае, повлечь восстановление прав административного истца.

Судебная коллегия находит приведенные выводы суда первой инстанции правильными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в тоже время судебная коллегия не соглашается с доводами апелляционной жалобы, направленными на отмену обжалуемого решения, в связи со следующим.

Так, в соответствии со статьей 1 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений (часть 2).

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет) (часть 7).

Согласно части 7 статьи 1 Закона о государственной регистрации недвижимости, государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи.

В кадастр недвижимости в качестве основного сведения об объекте недвижимости вносится описание местоположения объекта недвижимости (пункт 3 части 4 статьи 8 Закона № 218-ФЗ).

В соответствии с пунктом 21 части 5 статьи 8 Закона № 218-ФЗ адрес объекта недвижимости относится к дополнительным сведениям об объекте недвижимости.

Частью 3 статьи 8 Закона № 218-ФЗ к дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 указанной статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 Закона № 218-ФЗ вносятся в уведомительном порядке.

Оператор федеральной информационной адресной системы (далее – ФИАС), осуществляющий ведение государственного адресного реестра, в срок не более чем пять рабочих дней со дня внесения в такой реестр сведений о присвоении адресов объектам адресации, об изменении или аннулировании адресов объектов адресации обеспечивает предоставление органу регистрации прав соответствующих сведений для внесения в ЕГРН (часть 5 статьи 32 Закона № 218-ФЗ).

Одновременно, постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 года № 1221 «Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов» утверждены правила присвоения, изменения и аннулирования адресов, согласно пункту 26 которых датой присвоения объекту адресации адреса, изменения или аннулирования его адреса признается дата внесения сведений об адресе объекта адресации в государственный адресный реестр.

Внесение в ЕГРН сведений об утверждении, изменении адреса с 1 января 2017 года допустимо лишь на основании полученной от оператора ФИАС информации о внесении таких сведений в ФИАС, либо на основании межевого плана, технического плана, карты-плана территорий, в состав приложения которых включена заверенная выписка из государственного адресного реестра о присвоении (изменении) в установленном порядке адреса (в том числе в электронном виде).

Согласно статье 13 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав:

1) в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации;

2) в порядке межведомственного информационного взаимодействия - при внесении дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, при внесении сведений в реестр границ, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях сведений о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, а также лице, в пользу которого установлены ограничения права, обременения объекта недвижимости;

3) в уведомительном порядке - при внесении в установленных настоящим Федеральным законом случаях дополнительных сведений, внесение которых в Единый государственный реестр недвижимости не влечет за собой переход, прекращение права, ограничение права или обременение объекта недвижимости.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

На основании части 2 статьи 14 Закона о государственной регистрации недвижимости основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:

1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;

2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;

3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

4) свидетельства о праве на наследство;

5) вступившие в законную силу судебные акты;

6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);

7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;

9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.

В соответствии с частями 4, 5 статьи 18 Закона о государственной регистрации недвижимости, к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации недвижимости, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации недвижимости осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; если объект, о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, государственный кадастровый учета которого и (или) государственная регистрация прав на который осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 2 статьи 26 Закона о государственной регистрации недвижимости осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.

Обосновывая свои исковые требования и возражения в апелляционной жалобе в отношении оспариваемого судебного акта, сторона административного истца ссылалась на то, что действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области по приостановлению осуществления государственного кадастрового учета 26 августа 2019 года ее заявления от 16 августа 2019 года за № №..., поданного через «МФЦ» филиал «Мурино», в части внесения изменений об адресе объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером №..., является незаконным, т.к. до настоящего времени не может получить надлежащий почтовый адрес земельного участка, который является обязательным для постановки объекта на кадастровый учет.

26 августа 2019 года административный ответчик приостановил осуществление государственного кадастрового учета по заявлению К.С.Б. до 26 ноября 2019 года на основании пункта 9 части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации недвижимости, в связи с отсутствием документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом, установленного адреса земельного участка, а также в связи с не представлением (не поступлением) документов, запрошенных органом регистрации прав по межведомственным запросам, сведений о присвоении такого адреса.

К.С.Б., не согласившись с приостановлением осуществления государственного кадастрового учета, 05 ноября 2019 года обжаловала действия административного ответчика в апелляционную комиссию Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (заявление направлено почтой и получено 08 ноября 2019 года).

Апелляционная комиссия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области 02 декабря 2019 года отказала в принятии жалобы К.С.Б., в связи с пропуском 30 дневного срока на ее подачу и отсутствием заявления о восстановлении такого срока, о чем проинформировало К.С.Б., направив по электронной почте ответ.

Решением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области от 26 ноября 2019 года № №...К.С.Б. отказано в осуществлении государственного кадастрового учета на основании статьи 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в связи с тем, что истек срок приостановления осуществления государственного кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия уведомления о приостановлении. Данное решение административным истцом не обжаловалось.

Как установлено судом апелляционной инстанции в ходе рассмотрения апелляционной жалобы, К.С.Б., с учетом оснований, послуживших для приостановления осуществления государственного регистрационного учета изменений об адресе земельного участка, обратилась во Всеволожский городской суд Ленинградской области с административными исками к администрации Муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области, администрации муниципального образования «Лесколовское сельское поселение» Всеволожского Муниципального образования Ленинградской области об оспаривании действий (бездействий), решений органа местного самоуправления (адм. дело №2а-3013/2020 решение от 21 января 2020 года, №2а-5670/2020 решение от 07 августа 2020 года, решения размещены на официальном сайте суда), где по сути требования К.С.Б. сводились к обязанию присвоить земельному участку с кадастровым номером №... почтовый адрес. Административные исковые требования К.С.Б. были частично удовлетворены. Суд отменил оспариваемые К.С.Б. постановления администрации муниципального образования «Лесколовское сельское поселение» Всеволожского Муниципального образования Ленинградской области «Об отказе в уточнении адреса объекта недвижимости» и обязал администрацию повторно рассмотреть заявление К.С.Б. о присвоении земельному участку почтового адреса.

Таким образом, на дату обращения К.С.Б. в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (16 августа 2019 года) и апелляционную комиссию Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ленинградской области (05 ноября 2019 года), соответствующего решения муниципального образования «Лесколовское сельское поселение» Всеволожского Муниципального образования Ленинградской области о присвоении земельному участку с кадастровым номером №... почтового (уточненного) адреса не было, в связи с чем, ни К.С.Б. в рамках приостановления государственного кадастрового учета, ни само Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области в рамках направления и получения ответов на межведомственные запросы, не могло располагать необходимыми сведениями ни на 26 августа 2019 года (решение о приостановлении), ни на 26 ноября 2019 года (решение об отказе в регистрационных действиях), ни на 02 декабря 2019 года (отказ рассмотрения жалобы в апелляционной комиссии) сведениями о присвоении земельному участку почтового адреса, который подлежал в последующем внесению в ЕГРН в качестве изменения сведений об адресе объекта недвижимости.

Таким образом, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области действовало в рамках Закона о государственной регистрации недвижимости, Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2014 года № 1221, где прежде чем внести изменения в государственный регистрационный учет об адресе объекта недвижимости, необходимо получить акт органа государственной власти или местного самоуправления, уполномоченного на присвоение адресов объектам недвижимости, о присвоении такого конкретного адреса земельному участку.

К.С.Б. подтвердила в суде апелляционной инстанции, что в настоящее время не принято соответствующего акта органом государственной власти или местного самоуправления, уполномоченного на присвоение адресов объектам недвижимости, в отношении земельного участка с кадастровым номером №..., фактически решения Всеволожского городского суда Ленинградской области не исполнены.

Выводы суда первой инстанции о том, что таких доказательств у административного истца не было, а административным ответчиком в ходе межведомственных запросов получено также не было, нашло свое подтверждение при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции.

Решение апелляционной комиссии Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области от 02 декабря 2019 года об отказе в рассмотрении жалобы К.С.Б. от 05 ноября 2019 года об оспаривании решения Управления о приостановлении осуществления государственного регистрационного учета от 26 августа 2019 года в связи с пропуском срока на подачу жалобы и отсутствием заявления о восстановлении такого срока, судебная коллегия признает правомерным и мотивированным, т.к. такой 30 дневный срок истек 25 сентября 2019 года, исходя из следующего.

Порядок формирования и работы апелляционной комиссии регламентируется приказом Министерства Экономического развития Российской Федерации от 30 марта 2016 года №193 «Об утверждении Положения о прядке формирования и работы апелляционной комиссии, созданной при органе регистрации прав, перечня и форм документов, необходимых для обращения в апелляционную комиссию, а также документов, подготавливаемых в результате ее работы».

Согласно Положению апелляционная комиссия принимает к рассмотрению заявления об обжаловании решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета (в тех случаях, когда Федеральный закон от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» допускает возможность осуществления государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав) или решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятые в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, по основаниям, предусмотренным пунктами 2,5,7-10,19-21, 24-35, 42, 43, 45, 49,50,52 части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации недвижимости, подготавливаемого по форме, содержащейся в приложении №1 к настоящему Положению.

Перечень и формы документов, необходимых для обращения в апелляционную комиссию указаны в приложении №1 к Положению.

Согласно пункту 21 Положения заявление об обжаловании решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета представляется в апелляционную комиссию по месту нахождения органа регистрации прав, принявшего решение о приостановлении в течении 30 дней с даты принятия решения.

Данный срок для К.С.Б. истек 25 сентября 2019 года.

Уведомление (решение) о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета от 26 августа 2019 года К.С.Б. получила лично в МФЦ «Мурино» лишь 18 октября 2019 года, о чем указала в заявлении.

Судом первой инстанции было установлено, что Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области в установленные законом сроки (1 рабочий день) 27 августа 2019 года по реестру №№... направило уведомление о приостановлении в МФЦ «Мурино» для передачи заявителю. К.С.Б. при подаче заявления в МФЦ указала единственный способ получения ответа - «через МФЦ». Поздний приход К.С.Б. в МФЦ за уведомлением от 26 августа 2019 года, без обоснования уважительности причин такого позднего прихода и получения ответа, не может быть расценен судом как уважительная причина для восстановления пропущенного 30 дневного срока для его обжалования в апелляционную комиссию.

Жалоба К.С.Б. от 05 ноября 2019 года на решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области о приостановлении осуществления государственного регистрационного учета от 26 августа 2019 года поступила в апелляционную комиссию Управления 08 ноября 2019 года №№....

В соответствии с пунктом 31, 34, 35 Положения апелляционная комиссия в 30 дневный срок рассмотрела жалобу К.С.Б., и приняла решение об отказе в принятии к рассмотрению заявления об обжаловании решения о приостановлении в связи с пропуском срока на его подачу. По существу жалоба К.С.Б. не рассматривалась.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что требование К.С.Б. о признании незаконным отказа апелляционной комиссии Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области от 02 декабря 2019 года № №... в принятии к рассмотрению заявления от 08 ноября 2019 года № №..., не может привести к восстановлению прав истца, т.к. она не была лишена права вновь обратиться в апелляционную комиссию с жалобой, приложив заявление о восстановлении срока на ее подачу или обратиться в суд общей юрисдикции с административным иском об оспаривании решения Управления о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, учитывая соблюдение досудебного порядка обжалования приостановления. Однако, учитывая, что на момент возникновения спорных правоотношений, рассматриваемых в рамках настоящего дела, отсутствовал акт органа государственной власти или местного самоуправления, уполномоченного на присвоение адреса объекту недвижимости - земельному участку с кадастровым номером №..., то в данном случае, отсутствовал предмет спора – почтовый адрес, который должен был быть внесен в качестве изменения в реестр ЕГРН в рамках осуществления Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области государственной услуги - государственного кадастрового учета изменений в адресе объекта.

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Системное толкование приведенного положения процессуального закона с учетом использованных в нем оборотов и юридической техники, позволяет суду сделать вывод, что основанием для признания оспариваемого решения незаконным является совокупность двух обстоятельств: нарушение прав административного истца, незаконность в поведении административного ответчика.

При этом решение о признании решения государственного органа незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, решение, принимаемое в пользу административного истца, обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействие) и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.

Приведенные выводы соотносятся с положением статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; а равно с положением части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которому каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Приведенные выше положения закона во взаимосвязи с представленными доказательствами, нормами права, позволяют судебной коллегии сделать вывод, что права административного истца не были нарушены, в связи с чем, не имеется оснований для удовлетворения требований административного иска.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного истца с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке. Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Приморского районного суда г. Санкт-Петербурга от 17 августа 2020 года по административному делу № 2а-5316/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу К.С.Б. – без удовлетворения.

На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Приморский районный суд г. Санкт-Петербурга в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий:

Судьи: