Судья Русецкая А.А. Дело № 33а-2652/2017
Докладчик Неволина Е.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 октября 2017 года город Южно-Сахалинск
Судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Неволиной Е.В.,
судей Лихачевой С.А. и Крылова Н.А.,
при секретаре Филипповой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Корсаковского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер к созданию охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения «Памятник природы «Озеро Тунайча»
по апелляционной жалобе Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области на решение Корсаковского городского суда от 07 июня 2017 года, которым требования прокурора удовлетворены:
признано незаконным бездействие Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области по непринятию мер к созданию охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения «Памятник природы «Озеро Тунайча», на Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области возложена обязанность подготовить и внести Губернатору Сахалинской области предложение об образовании охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения «Памятник природы «Озеро Тунайча» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Неволиной Е.В., выслушав прокурора Сомову С.А., полагавшую решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Корсаковский городской прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер к созданию охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения «Памятник природы «Озеро Тунайча».
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что на территории Корсаковского района расположена особо охраняемая природная территория регионального значения «Памятник природы «Озеро Тунайча». При проведении прокуратурой проверки законности использования предоставленных для строительства земельных участков особо охраняемых природных территорий по их целевому назначению установлено, что на прилегающих к памятнику природы «Озеро Тунайча» земельных участках и водных объектах не создана охранная зона и меры по подготовке предложений о создании такой зоны уполномоченным органом не принимались.
Ссылаясь на то, что бездействие административного ответчика препятствует сохранению уникальных, ценных природных комплексов и объектов естественного и искусственного происхождения, нарушает права неопределенного круга лиц на владение информацией о режиме охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны, прокурор просил признать незаконным бездействие Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области по непринятию мер к созданию охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения «Памятник природы «Озеро Тунайча» и возложить на административного ответчика обязанность подготовить и внести Губернатору Сахалинской области предложение об образовании охранной зоны данной территории.
Судом принято приведенное выше решение, которое Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области в своей апелляционной жалобе просит отменить и принять новое об отказе в удовлетворении требований прокурора. Считает решение незаконным и необоснованным. Ссылается на невозможность создания охранной зоны до проведения комплексного экологического обследования (инвентаризации) памятника природы регионального значения «Озеро Тунайча», обоснования необходимости создания такой зоны и установления ее границ.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Корсаковский городской прокурор просит решение суда оставить без изменения.
Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, извещенное о времени и месте апелляционного рассмотрения дела, представителя в суд не направило, о причинах неявки не сообщило, в связи с чем, руководствуясь частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие представителя административного ответчика.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав прокурора, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Согласно преамбуле Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории – участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 2 статьи 2 поименованного закона памятники природы являются особо охраняемыми природными территориями. Памятники природы могут быть федерального, регионального значения.
В силу статьи 26 этого же закона природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории занятые ими, – особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Они же утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.
Пунктом 4 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2015 года № 138, утверждены Правила создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон (далее – Правила), пунктом 5 которых предусмотрено, что режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон (далее - режим охранных зон) устанавливается положением о соответствующей охранной зоне, которое утверждается органом государственной власти, принимающим решение о ее создании (пункт 5 Правил).
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом пунктов 4 и 20 настоящих Правил готовит решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о создании охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения, об установлении ее границ и утверждении положения о ней в виде соответствующего проекта (далее - проект решения), а также пояснительную записку к проекту решения с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ (пункт 21 Правил).
В соответствии с частью 5 статьи 7 Закона Сахалинской области от 21 декабря 2006 года № 120-ЗО «Об особо охраняемых природных территориях Сахалинской области» для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на природные парки и памятники природы регионального значения на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. Режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливается положением о соответствующей охранной зоне. Принятие решений о создании охранных зон природных парков и памятников природы и об установлении их границ, а также утверждение положений, устанавливающих режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон, осуществляется Губернатором Сахалинской области.
Как следует из Положения, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 17 февраля 2017 года № 72, органом исполнительной власти Сахалинской области, осуществляющим полномочия в сфере организации, охраны и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального (областного) значения является Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области.
Согласно пунктам 3.7.5, 3.7.8 данного Положения министерство уполномочено готовить и вносить в установленном порядке предложения в Правительство Сахалинской области об образовании, упразднении, изменении границ и режима особой охраны особо охраняемых территорий регионального (областного) значения и порядка использования объектов животного и растительного мира на этих территориях (п. 3.7.5); организовывать и обеспечивать проведение комплексных экологических обследований, инвентаризаций особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения (п. 3.7.8).
Решением исполнительного комитета Сахалинского областного Совета депутатов трудящихся от 07 июня 1977 года № 273 озеро «Тунайча» признано памятником природы.
Судом установлено, что в 2007 году обществом с ограниченной ответственностью Информационно-исследовательский Центр «Фауна» проведена инвентаризации памятников природы регионального значения, расположенных на острове Сахалин, в том числе «Озера Тунайча» и рекомендовано внести существенные изменения в границы и режим памятника природы «Озеро Тунайча», включить в состав памятника природы остров «Птичий», статус которого не определен и объединить территорию памятника природы и его охранной зоны для придания охранной зоне статуса особо охраняемой природной территории.
Постановлением Администрации Сахалинской области от 30 сентября 2008 года № 304-па по результатам проведенной в 2007 году инвентаризации, утверждены изменения границ памятника природы регионального значения «Озеро Тунайча», расположенного в Корсаковском районе.
Из письма Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области от 09 февраля 2017 года № 3.28-1022/17 следует, что до вступления в силу постановления администрации Сахалинской области от 30 сентября 2008 года № 304-па памятник природы «Озеро Тунайча» располагался исключительно в пределах акватории озера Тунайча и имел охранную зону (постановление губернатора Сахалинской области от 18 августа 1995 года № 257). В связи с изменением границ памятника природы «Озеро Тунайча» в соответствии с вышеуказанным постановлением, а именно: включением в состав территории памятника природы «Озеро Тунайча» его бывшей охранной зоны (прилегающей прибрежной зоны вокруг озера Тунайча шириной 1 км), памятник природы в новых границах охранной зоны не имеет.
По сведениям, содержащимся в Государственном кадастре особо охраняемых природных территорий областного значения, площадь природного парка «Озеро Тунайча» составляет 22 075 га, режим охранной зоны отсутствует.
При указанных обстоятельствах, с учетом вышеприведенных норм федерального и регионального законодательства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о незаконном бездействии Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области по непринятию мер к созданию охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения и обосновано удовлетворил заявленные прокурором требования.
Доводы апелляционной жалобы о невозможности создания охранной зоны до получения данных комплексного экологического обследования памятника природы, а также до обоснования необходимости создания такой зоны и установления ее границ, не могут служить основанием для отмены принятого судом решения и освобождения административного ответчика от принятия необходимых мер для создания охранной зоны особо охраняемой природной территории, поскольку в силу приведенных выше законоположений именно на Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области возложены обязанности в сфере организации, охраны и функционирования особо охраняемых природных территорий областного значения, в том числе организация проведения инвентаризации памятника природы и подготовка проекта решения с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ.
Иных доводов, которые могли бы повлиять на правильность постановленного судом решения, апелляционная жалоба не содержит.
Учитывая, что при рассмотрении дела судом правильно применены нормы материального и процессуального права, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства, судебная коллегия
определила:
решение Корсаковского городского суда от 07 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области – без удовлетворения.
Председательствующий Е.В. Неволина
Судьи Н.А. Крылов
С.А. Лихачева