ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-26599/19 от 19.11.2019 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. № 33а-26599/2019

Судья: Черкасова Л.А.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

председательствующего

Ильичевой Е.В.

судей

Ивановой Ю.В., Шеломановой Л.В.

при секретаре

Васюхно Е.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании 19 ноября 2019 года административное дело №2а-2458/2019 по апелляционной жалобе Кулик Н. А. на решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 05 июня 2019 года по административному исковому заявлению Кулика Н. А. к Комитету по социальной политике Санкт-Петербурга о признании решения незаконным.

Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В., выслушав объяснения представителя административного истца Кулик Н.А.Федоркова Н.В., представителя административного ответчика Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга – Макорта Г.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Кулик Н.А. обратилась в Пушкинский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным решение Комитета по социальной политике Правительства Санкт-Петербурга №ОБ-641-7046/19-0-5 от 27 февраля 2019 года об отказе во включении в реестр граждан, участников долевого строительства, нуждающихся в защите в Санкт-Петербурге.

В обоснование заявленных требований Кулик Н.А. указала, что 24 декабря 2018 года ею подано заявление в Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга о включении в реестр пострадавших граждан - участников долевого строительства, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, в удовлетворении которого решением от 27 февраля 2019 года было отказано на основании пункта 3.1 Порядка формирования и ведения реестра (Приложение №1 к Постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 16 декабря 2014 года №1114), в связи с не представлением документов по форме и содержанию соответствующих требованиям действующего законодательств.

По мнению административного истца, отказ административного ответчика является незаконным, нарушает ее право на включение в реестр граждан, участников долевого строительства нуждающихся в защите, поскольку он является правопреемником участника долевого строительства на основании определения Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28 ноября 2018 года, кроме того Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга не указывает какие конкретно положения Закона Санкт-Петербурга от 6 июля 2009 года №307-62 и Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 16 декабря 2014 года №1114 не позволяют ему быть включенным в указанный реестр.

Решением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 5 июня 2019 года отказано в удовлетворении административного искового заявления Кулика Н.А.

В апелляционной жалобе административный истец Кулик Н.А. ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.

В заседание суда апелляционной инстанции административный истец не явилась, извещена судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, о причинах своей неявки в судебное заседание не известила, представление своих интересов доверила представителю, имеющему надлежащим образом удостоверенные полномочия, в связи с чем судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150 и статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие Кулик Н.А.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, В.Д.С. и ЗАО «Фирма «Р.К.Г.» заключен договор о долевом участии в инвестировании строительства от 29 апреля 2005 года № 48/1А, по которому В.Д.С. были внесены денежные средства в размере 1 650 000 руб., по условиям договора по окончании строительства жилого дома, расположенного по строительному адресу: Санкт-Петербург, <адрес>В.Д.С. должна была быть передана квартира площадью 87,28 кв.м.

Распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 22 сентября 2009 года №86-рп право достройки дома, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> возлагалось на ЖСК «Архитектора Данини, корпус1».

В.Д.С. вступил в кооператив, представив документы в обоснование инвестирования им строительства спорного жилого дома.

Решением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 26 сентября 2014 года по делу №... по иску В.Д.С. к ЖСК «Архитектора Данини, корпус 1» ответчик обязан предоставить В.Д.С. жилое помещение в строящемся жилом доме, расположенном по строительному адресу: Санкт-Петербург, <адрес> в виде квартиры площадью не менее 87,28 кв.м с правом льготной оплаты пая; а также заключить договор паевого взноса с В.Д.С. с правом льготной оплаты пая в размере 15 000 рублей за один квадратный метр квартиры.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18 сентября 2015 года ЖСК «Архитектора Данини, корпус 1» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.

Определением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 9 декабря 2016 по делу № №... требования В.Д.С. о передаче квартиры включены в реестр требований ЖСК «Архитектора Данини, корпус 1».

Конкурсным управляющим ЖСК «Архитектора Данини, корпус 1» Т.Л.Ю. 24 апреля 2018 года выдана справка о невозможности удовлетворения требований В.Д.С. о передаче жилого помещения.

На основании договора уступки прав требования от 5 сентября 2018 года, заключенного между В.Д.С. и Кулик Н.А., последняя приняла все права кредитора по делу № А56-40145/2015, вытекающие из определения Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 9 декабря 2016 года.

В соответствии с пунктом 2 Договора от 5 сентября 2018 года права требования уступаются в полном объеме, а именно: передача квартиры, расположенной по строительному адресу: Санкт-Петербург, <адрес>), площадью не менее 87,28 кв.м.

Согласно пункту 4 Договора от 5 сентября 2018 года оплата за передаваемые права составляет 174 560 руб.

Определением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 9 октября 2018 по делу №... производство по делу о несостоятельности (банкротстве) ЖСК «Архитектора Данини, корпус 1» прекращено.

Определением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28 ноября 2018 года по делу №... произведено процессуальное правопреемство на стороне кредитора по обособленному спору №..., В.Д.С. заменен на Кулик Н.А.

21 января 2019 года Кулик Н.А. обратилась в Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга с заявлением о включении в Реестр участников долевого строительства, нуждающихся в защите, в Санкт-Петербурге.

Письмом от 27 февраля 2019 года № ОБ-641-7046/19-0-5 Комитет отказал административному истцу во включении в Реестр, ссылаясь на то, что меры поддержки, предусмотренные статьей 2-1 Закона от 6 июля 2009 года № 307-62, являются по своей сути мерами компенсационного характера, направленными на смягчение негативных последствий, наступивших для гражданина - участника долевого строительства в результате действий недобросовестного застройщика.

Приобретение гражданином права требования к недобросовестному застройщику в результате уступки такого права участником долевого строительства, не делает лицо, приобретшее данное право, участником долевого строительства, пострадавшим от действий недобросовестного застройщика для целей применения Закона от 6 июля 2009 года № 307-62. Права и обязанности по договору о долевом участии в инвестировании строительства в период его действий Кулик Н.А. не приобретались, правопреемство произошло на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 387 Гражданского кодекса Российской Федерации и не является универсальным. В связи с чем на основании пункта 3.1 Порядка формирования и ведения Реестра, Комитетом принято решение об отказе во включении Кулик Н.А. в Реестр.

Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что Кулик Н.А. не является участником долевого строительства, нуждающимся в защите, поскольку не соответствует критериям, установленным пунктами 2 и 3 Закона Санкт-Петербурга от 6 июля 2009 года №307-62 «О мерах по защите прав участников долевого строительства многоквартирных домов в Санкт-Петербурге», так как не вступал в правоотношения с застройщиком, не заключал сделок, указанных в пункте 3 названного Закона, в связи чем право требования к застройщику у Кулик Н.А. не возникало, его права и законные интересы недобросовестным застройщиком не нарушались.

Судебная коллегия полагает, что данный вывод суда постановлен в противоречие с обстоятельствами дела, представленными доказательствами, что привело к неправильному применению требований материального прав к рассматриваемым правоотношениям.

Так, отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, для возмещения затрат на такое строительство и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, регулирует, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства Федеральный закон от 30 декабря 2004 года №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»).

Статьей 1 названного Федерального закона (в действовавшей на момент спорных правоотношений редакции) предусмотрено, что привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, допускается только: на основании договора участия в долевом строительстве; путем выпуска эмитентом, имеющим в собственности или на праве аренды, праве субаренды земельный участок и получившим в установленном порядке разрешение на строительство на этом земельном участке многоквартирного дома, облигаций особого вида - жилищных сертификатов, закрепляющих право их владельцев на получение от эмитента жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах; жилищно-строительными и жилищными накопительными кооперативами в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность таких кооперативов.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 4 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» по договору участия в долевом строительстве одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.

Согласно части 1 статьи 23 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется государственный контроль (надзор) уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство.

В соответствии с частью 4 статьи 23 названного Федерального закона уполномоченный орган осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам реализации государственной политики в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан.

Порядок применения мер по защите участников долевого строительства многоквартирных домов в Санкт-Петербурге определен Законом Санкт-Петербурга от 6 июля 2009 года №307-62.

Для целей настоящего Закона Санкт-Петербурга используются следующие основные понятия (статья 1):

1) недобросовестный застройщик, инвестор - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, в том числе жилищно-строительный кооператив, или индивидуальный предприниматель, привлекавшие денежные средства и(или) имущество граждан для строительства (реконструкции) многоквартирных домов и не исполнившие свои обязательства перед гражданами по передаче им жилого помещения в таком многоквартирном доме в собственность;

2) участник долевого строительства, нуждающийся в защите, в Санкт-Петербурге - гражданин Российской Федерации, сведения о котором внесены в установленном порядке в реестр участников долевого строительства, нуждающихся в защите, в Санкт-Петербурге, проживающий в Санкт-Петербурге на день вступления в силу настоящего Закона Санкт-Петербурга в общей сложности не менее пяти лет и соответствующий одному из следующих критериев: имеющий к недобросовестному застройщику, инвестору право требования, подтвержденное вступившим в законную силу решением суда, исполнение которого невозможно недобросовестным застройщиком, инвестором, либо имеющий вступившее в законную силу решение суда, установившее факт привлечения денежных средств указанного гражданина для строительства (реконструкции) многоквартирного дома недобросовестным застройщиком, инвестором, удовлетворение которым права требования невозможно, при этом разрешение на строительство многоквартирного дома, для строительства (реконструкции) которого были привлечены денежные средства указанного гражданина, получено до введения в действие Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;

3) право требования - право гражданина требовать передачи жилых помещений или денежных средств в следующих случаях:

-заключение договора участия в долевом строительстве;

-заключение договора купли-продажи жилого помещения в объекте строительства (реконструкции);

-заключение предварительного договора участия в долевом строительстве или предварительного договора купли-продажи жилого помещения в объекте строительства (реконструкции);

-заключение договора займа, обязательства по которому в части возврата суммы займа прекращаются с передачей жилого помещения в многоквартирном доме после завершения его строительства (реконструкции) в собственность;

-внесение денежных средств и(или) иного имущества в качестве вклада в складочный капитал товарищества на вере (коммандитного товарищества) с последующей передачей жилого помещения в многоквартирном доме после завершения его строительства (реконструкции) в собственность;

-заключение договора простого товарищества в целях осуществления строительства (реконструкции) многоквартирного дома с последующей передачей жилого помещения в таком многоквартирном доме в собственность;

-выдача векселя для последующей оплаты им жилого помещения в многоквартирном доме;

-внесение денежных средств в жилищно-строительный кооператив в целях участия в строительстве (реконструкции) многоквартирного дома;

-заключение иных сделок, связанных с передачей денежных средств и(или) иного имущества в целях строительства (реконструкции) многоквартирного дома и последующей передачей жилого помещения в таком многоквартирном доме в собственность, за исключением договоров, заключенных в целях приобретения квартир в многоквартирном доме на земельном участке, предназначенном для индивидуальной жилой застройки.

В целях создания единой информационной системы учета сведений об участниках долевого строительства, нуждающихся в защите, в Санкт-Петербурге, согласно части 1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 6 июля 2009 года №307-62 «О мерах по защите прав участников долевого строительства многоквартирных домов в Санкт-Петербурге» исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченный Правительством Санкт-Петербурга, формирует и ведет Реестр.

Порядок формирования и ведения Реестра участников долевого строительства, нуждающихся в защите, в Санкт-Петербурге (далее - Порядок) утвержден постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16 декабря 2014 года № 1114.В соответствии с пунктом 1 названного постановления функции по формированию и ведению Реестра участников долевого строительства, нуждающихся в защите, в Санкт-Петербурге осуществляет Комитет по социальной политике Санкт- Петербурга.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 августа 2016 года № 560/пр утверждены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан (приложение №1) и правила ведения реестра пострадавших граждан (приложение №2).

Пунктом 2 приложения № 1 к приказу от 12 августа 2016 года №560/пр предусмотрено, что критериями отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан являются:

1) неисполнение застройщиком обязательств по договору участия в долевом строительстве жилого помещения, заключенному в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ, в течение более 6 месяцев с даты, установленной в таком договоре, при отсутствии прироста вложений в незавершенное строительство объекта строительства в течение двух последовательных отчетных периодов или введение в отношении застройщика одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика (за исключением следующих объектов строительства:

а) введенных в эксплуатацию многоквартирных домов;

б) не завершенного строительством многоквартирного дома, строительство которого осуществлено (осуществляется) в отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором возведен (возводится) такой объект;

в) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке в отсутствие государственной регистрации права собственности застройщика на земельный участок, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка, либо договора безвозмездного пользования земельным участком, предусмотренных названным федеральным законом;

г) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного дома);

2) привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина - участника долевого строительства для строительства проблемного объекта осуществлялось на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с указанным федеральным законом;

3) надлежащее исполнение гражданином - участником долевого строительства обязательств по договору участия в долевом строительстве проблемного объекта;

4) неисполнение застройщиком проблемного объекта обязательств по действующему договору участия в долевом строительстве по передаче жилого помещения, расположенного в проблемном объекте, гражданину - участнику долевого строительства;

5) отсутствие лица, являющегося правопреемником прав и обязанностей застройщика по строительству проблемного объекта, к которому может быть заявлено требование об исполнении обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве;

6) необеспечение обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения участнику долевого строительства по договору в порядке, установленном Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ, либо осуществление выплаты по договору участия в долевом строительстве, обеспеченному поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика не может быть осуществлено ввиду введения одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве и (или) ликвидации соответствующей кредитной или страховой организации;

7) отсутствие заявителя в реестре пострадавших граждан в отношении того же и (или) иного проблемного объекта;

8) отсутствие факта привлечения денежных средств двух и более лиц в отношении одного и того же жилого помещения, расположенного в составе проблемного объекта.

Гражданин - участник долевого строительства проблемного объекта, чьи денежные средства привлечены по договору участия в долевом строительстве многоквартирных домов, после исполнения которого у гражданина возникает право собственности на жилое помещение и право общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, и чьи права нарушены, соответствующий критериям, установленным пунктом 2 приложения № 1, относится к числу пострадавших граждан (пункт 3 приложения № 1 к приказу от 12 августа 2016 года № 560/пр).

Подпунктом 1 пункта 10 раздела III Правил ведения реестра пострадавших граждан установлено, что заявитель не подлежит включению в реестр при его несоответствии одному из критериев, установленных пунктом 2 приложения № 1 к названному приказу.

Согласно пунктам 2.1 и 2.2 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 16 декабря 2014 года № 1114 включение сведений об участнике долевого строительства в Реестр осуществляется на основании заявления участника долевого строительства или его представителя по форме согласно приложению №4 к Порядку, к которому прилагаются документы, перечисленные в пункте 2.2. Постановления, в том числе:

-вступившее в законную силу решение суда об удовлетворении исковых требований участника долевого строительства, исполнение которого невозможно недобросовестным застройщиком, с приложением документа, выданного конкурсным управляющим, о невозможности удовлетворения требований участника долевого строительства;

-документы, подтверждающие право требования, установленное в пункте 3 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 6 июля 2009 года №307-62.

При рассмотрении дела судом установлено, что 24 декабря 2018 года Кулик Н.А. обратилась в Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга с заявлением о включении ее в Реестр участников долевого строительства, нуждающихся в защите, в Санкт-Петербурге.

Одновременно с заявлением Кулик Н.А. представлен: договор от 29 апреля 2005 года №48/1А о долевом участии в инвестировании строительства; договор уступки прав требования от 5 сентября 2018 года; расписка от 6 сентября 2018 года в получении денежных средств по договору уступки права требований; решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 26 сентября 2014 года по делу №...; справка конкурсного управляющего о невозможности удовлетворения требований о передаче жилых помещений от 24 апреля 2018 года; определение Арбитражного суда Санкт-Петербурга от 28 ноября 2018 года по делу №...; справка №9; доверенность.

Учитывая, что целью заключения Кулик Н.А. и В.Д.С. договора уступки прав требования по договору о долевом участии в инвестировании строительства от 29 апреля 2005 года №48/1А является приобретение доли в квартире строящегося жилого дома, то данный договор следует отнести к сделкам по привлечению денежных средств граждан к инвестированию строительства многоквартирного жилого дома иными способами, на которые распространяется действие Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и Закона Санкт-Петербурга от 6 июля 2009 года №307-62 «О мерах по защите прав участников долевого строительства многоквартирных домов в Санкт-Петербурге».

Как следует из пункта 3 договора уступки прав требования, моментом перехода прав от цедента к цессионарию является момент (дата) поступления денежных средств, указанных в пункте 4 настоящего договора на расчетный счет цедента или иным способом, не противоречащим действующему законодательству Российской Федерации.

Оговоренная в пункте 4 договора уступки прав требования сумма 6 сентября 2018 года Кулик Н.А. передана В.Д.С., что подтверждается распиской.

Правовое регулирование договора уступки прав требования в данном случае осуществляется с учетом правовых предписаний, приведенных в статьях 388 - 390 Гражданского кодекса Российской Федерации. Вступив в отношения с застройщиком по участию в долевом строительстве многоквартирного дома, административный истец, как новый кредитор, получил от первоначального кредитора права в том объеме и на тех условиях, которые были предусмотрены договором участия в долевом строительстве многоквартирного дома, заключенным между В.Д.С. и застройщиком.

На момент заключения договора об уступке права (требования) застройщик свои обязательства по договору о долевом участии в строительстве не исполнил.

В силу пункта 1 статьи 384 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2017 года №54 «О некоторых вопросах применения положений главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации о перемене лиц в обязательстве на основании сделки», если иное не предусмотрено законом или договором, требование первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода требования. В частности, к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также другие связанные с требованием права, в том числе право на проценты.

Таким образом, административный истец, которому были переданы права требования в полном объеме, существующем к моменту совершения уступки от В.Д.С., заключившей договор участия в долевом строительстве, соответствует требованиям, предъявляемым к лицам, подлежащим включению в реестр граждан, участников долевого строительства, нуждающихся в защите, в Санкт-Петербурге, поскольку между сторонами договора долевого участия возникли отношения, которые регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ, в том числе к ним применяются меры ответственности, предусмотренные данным законом.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 20 июля 2016 года № 46-КГ16-5, при рассмотрении дел по спорам, возникающим из правоотношений, основанных на сделках, связанных с передачей гражданами денежных средств в целях строительства многоквартирного дома и последующей передачей жилого помещения в таком многоквартирном доме в собственность, но совершенных в нарушение требований Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», независимо от наименования заключенного сторонами договора следует исходить из существа сделки и фактически сложившихся отношений сторон. В таких случаях, если судом установлено, что сторонами при совершении сделки, не отвечающей указанным требованиям, действительно имелся в виду договор участия в долевом строительстве, к сделке применяются положения названного Федерального закона.

При таком положении оспариваемое решение Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 27 февраля 2019 года нельзя признать законным, и постановленное по делу решение, как не соответствующее части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении административного иска.

В качестве меры по восстановлению нарушенного права административного истца Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга обязан принять решение о включении Кулик Н.А. в реестр граждан, участников долевого строительства, нуждающихся в защите, в Санкт-Петербурге.

В соответствии со статьей 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика надлежит взыскать в пользу административного истца расходы по уплате государственной пошлины в сумме 450 рублей.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 5 июня 2019 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Признать незаконным решение Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 27 февраля 2019 года об отказе во включении Кулик Н. А. в реестр граждан, участников долевого строительства, нуждающихся в защите, в Санкт-Петербурге.

Обязать Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга принять решение о включении Кулик Н. А. в реестр граждан, участников долевого строительства, нуждающихся в защите, в Санкт-Петербурге.

Взыскать с Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга в пользу Кулик Н. А. расходы по оплате государственной пошлины в размере 450 рублей.

Председательствующий:

Судьи: