ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2667 от 12.07.2016 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

Дербентский районный суд РД

судья Алекперов А.С.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 12 июля 2016 г. по делу N 33а-2667, г. Махачкала

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи – Джарулаева А.К.,

судей - Ибрагимовой А.М., Хираева Ш.М.,

при секретаре – Агарагимовой М.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Ибрагимовой А.М. апелляционную жалобу главы администрации МО СП «<адрес>» <адрес> РД Алиева Э.К. по административному делу по заявлению прокурора <адрес>Казиахмедова С.Ш. к МО «<адрес>» <адрес> о признании незаконным бездействия в части непринятия мер, направленных на приведение Устава СП в соответствие с Федеральным законом от <дата>-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и обязании СП «<адрес>» внести в Устав изменения в соответствии с названным законом, согласно которым органы госконтроля при установлении сроков для устранения выявленных нарушений должны учитывать необходимость соблюдения органами местного самоуправления требований и процедур, установленных законодательством РФ,

на решение Дербентского районного суда Республики Дагестан от 21 апреля 2016 года, которым постановлено:

«Административно-исковое заявление прокурора <адрес> -удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации СП «<адрес>» <адрес> в части непринятия мер, направленных на приведение Устава CП в соответствие с Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Обязать СП «<адрес>» внести в Устав изменения, в соответствии с федеральным законом от 06 октября 2003 года за №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в соответствии с которым органы госконтроля при установлении сроков для устранения выявленных нарушений должны учитывать необходимость соблюдения органами местного самоуправления требований и процедур, установленных законодательством РФ».

Заслушав доклад судьи Ибрагимовой А.М., выслушав объяснения представителя Прокуратуры РД Биакаева М.К., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия,

установила:

Прокурор <адрес>Казиахмедов С.Ш. обратился в суд с административным иском к МО «<адрес>» <адрес> о признании незаконным бездействия в части непринятия мер, направленных на приведение Устава СП в соответствие с Федеральным законом от <дата>-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и обязании СП «<адрес>» внести в Устав изменения, согласно которым органы государственного контроля при установлении сроков для устранения выявленных нарушений должны учитывать необходимость соблюдения органами местного самоуправления требований и процедур, установленных законодательством РФ.

В обоснование своего заявления указал, что в ходе осуществления проверок на предмет соответствия Уставов муниципальных образований федеральному законодательству выявлены следующие нарушения.

В соответствии со ст.4 ФЗ от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, Конституция РФ, федеральные конституционные законы, уставы муниципальных образований и иные муниципальные правовые акты.

Согласно ч.1 ст.43 Федерального закона в систему муниципальных правовых актов в числе прочих входят устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме.

На основании ч.4 ст.7 указанного Федерального закона муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему федеральному закону и другим федеральным законам и иным правовым актам РФ, а также конституциям, законам и иным правовым актам субъектов РФ.

Устав муниципального образования «<адрес>» принят решением Собрания депутатов СП и зарегистрирован в установленном законом порядке. Он опубликован в местной газете «Дербентские известия».

Изучение Устава СП, а также анализ внесенных изменений в Федеральный закон показали, что отдельные положения Устава не в полной мере соответствуют нормам федерального законодательства. Так, Уставом муниципального образования СП «<адрес>» не учтено положение Федерального закона от 05 октября 2015 года №288-ФЗ «О внесении изменении в статью 77 ФЗ от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», обязывающие органы местного контроля (надзора) при установлении сроков для устранения выявленных нарушений учитывать необходимость соблюдения органами местного самоуправления требований и процедур, установленных законодательством РФ.

В этой связи 20 октября 2015 года прокуратурой г.Дербента в адрес главы СП было направлено письмо с предложением внести указанные изменения в устав в целях приведения его в соответствие с ФЗ.

Однако до настоящего времени предложение прокуратуры о приведении Устава СП в соответствие с вышеназванным законом, не исполнено.

В ходе судебного заседания представитель прокуратуры г.Дербента Мирзабеков А.К. требования административного иска поддержал по изложенным в нем основаниям.

Глава администрации СП «<адрес>» <адрес>Алиев Э.К. признал доводы иска и показал, что знал о необходимости внесения указанного в иске прокурора изменения в Устав СП. Изменения в законах происходят так часто, что только для этого им необходим ответственный сотрудник, с прошлого года они ждут внесения других намеченных изменений, поэтому хотели одновременно внести все изменения в Устав.

Судом постановлено указанное выше решение.

Главой администрации МО СП «<адрес>» <адрес> РД Алиевым Э.К. подана апелляционная жалоба, в которой он выражает свое несогласие с вынесенным судебным актом.

В обосновании автор жалобы отмечает, что знал о необходимости внесения изменений в Устав СП, готов был это сделать, но своевременно изменения в Устав не смог внести ввиду того, что изменения в последнее время происходят так часто, что они не успевают их вносить. Планируется еще ряд изменений в Уставы, поэтому причиной невнесения соответствующих изменений явилось то, что они хотели внести все изменения в Устав одновременно.

Старшим помощником прокурора <адрес>Мирзабековым А.К. на апелляционную жалобу поданы возражения, в которых выражается несогласие с доводами апелляционной жалобы с просьбой оставить решение суда без изменения.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Согласно ч.3 ст.208 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд, полагающий, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

В соответствии с п. 5 ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В соответствии со ст.4 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

В силу статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ Устав муниципального образования является основным муниципальным нормативным правовым актом, обладающим высшей юридической силой в составе норм, принимаемых органами местного самоуправления или местным сообществом.

Согласно ч.1 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Удовлетворяя требования прокурора, суд указал, что отдельные положения Устава не полной мере соответствуют нормам федерального законодательства.

Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.

Проанализировав Устав муниципального образования СП «<адрес>», принятый в соответствии с решением Собрания депутатов сельского поселения и зарегистрированный в установленном законом порядке, и установив, что Уставом не учтено положение Федерального закона от <дата> №288-ФЗ «О внесении изменений в статью 77 ФЗ от <дата>-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», обязывающие органы местного контроля (надзора) при установлении сроков для устранения выявленных нарушений учитывать необходимость соблюдения органами местного самоуправления требований и процедур, установленных законодательством РФ, суд обоснованно признал оспариваемое прокурором положение Устава муниципального образования сельского поселения «<адрес>» противоречащим действующему законодательству Российской Федерации.

Данный факт не оспаривался и главой администрации сельского поселения «<адрес>» Алиевым Э.К. в ходе судебного заседания и подтверждается исследованной судом копией Устава муниципального образования СП «<адрес>».

Доводы апелляционной жалобы о том, что невнесение в Устав муниципального образования СП «<адрес>» изменений в соответствие с Федеральным законом от <дата> №131-ФЗ связано с желанием одновременно внести все намечающиеся в ближайшее время другие изменения в Уставы, не влияет на законность постановленного по делу решения. Согласно ст. 7 Федерального закона от <дата> N 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным актам субъектов РФ.

При рассмотрении дела судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.

Оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не усматривается.

Руководствуясь ст. ст.307-309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Дербентского районного суда Республики Дагестан от 21 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы администрации МО СП «<адрес>» <адрес> РД Алиева Э.К. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи