ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2667/17 от 09.11.2017 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)

К О П И Я

Дело № 33а-2667/2017

Судья Стрельцов Е.С.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего Мосиявич С.И.,

судей коллегии Мочаловой Н.В., Домрачева И.Г.,

при секретаре Гуцал Ю.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Администрации МО Надымский район на решение Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 августа 2017 года, которым постановлено:

Признать незаконным решение администрации МО Надымский район об отказе в признании молодой семьи Гаджиева Гаджи Абдулатиповича участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 года и об исключении из списка молодых семей, включенных в резерв на получение социальной выплаты.

Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Мочаловой Н.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Гаджиев Г.А. обратился в суд с иском к администрации МО Надымский район о признании решения незаконным, о включении в список молодых семей участников жилищной подпрограммы с даты подачи заявления.

В обоснование жалобы указал, что обратился в администрацию МО Надымский район с заявлением о признании его семьи участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище». В апреле 2017 года получено уведомление об отказе в признании его семьи участницей подпрограммы, поскольку членам семьи истца принадлежат жилые помещения, суммарная площадь которых не позволяет признать семью нуждающейся в улучшении жилищных условий. Данное решение об отказе является незаконным, поскольку жилые помещения, указанные в решении, не принадлежат ни истцу, ни членам его семьи. Собственниками их являются лица, с которыми он зарегистрирован в одном жилом помещении по адресу: <адрес>. Но совместного хозяйства с ними истец не ведет, фактически его семья проживает длительное время по иному адресу: <адрес>.

Административный истец Гаджиев Г.А. в судебном заседании участия не принимал.

Представитель административного истца Яцкий М.Д. в судебном заседании настаивал на доводах административного искового заявления.

Представитель администрации МО Надымский район и представитель департамента строительства и жилищной политики ЯНАО в судебном заседании участия не принимали, направили письменные отзывы, в которых с заявленными требованиями не согласились.

Суд постановил решение, резолютивная часть которого указана выше.

С решением суда не согласна представитель администрации МО Надымский район Смирнова О.Г., в апелляционной жалобе просила его отменить. В обоснование жалобы указала, что истцами в администрацию МО Надымский район не представлялись документы, подтверждающие, что члены семьи истца не является членами семьи собственников жилых помещений, не проживают с ними совместно и общего хозяйства не ведут. При рассмотрении вопроса о признании истцов нуждающимися в жилых помещениях такие документы не учитывались. Решения органов власти об исключении из подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и о признании молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях для участия в подпрограмме, как и другие социальные споры рассматриваются судами в исковом порядке, в соответствии с положениями гражданского процессуального законодательства.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель административного истца Яцкий М.Д. просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно неё, рассмотрев дело в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Материалами дела установлено, что Гаджиев Г.А. обратился в администрацию МО Надымский район с заявлением о включении его семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы (л.д.44-45).

Из письма администрации МО Надымский район следует, что Гаджиев Г.А. и члены его семьи признаны участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы (л.д.46).

Письмом департамента муниципального имущества администрации МО Надымский района от 5.04.2017 года -ж семья Гаджиева Г.А. исключена из списка молодых семей, включенных в резерв на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» (л.д.8).

Основанием к отказу послужили выводы органа местного самоуправления, что членам семьи административного истца принадлежит на праве собственности недвижимое имущество: жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (общая площадь 28,7 кв.м.); жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (общая площадь 55,2 кв.м.); жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (общая площадь 91,4 кв.м.). Исходя из суммарной площади указанных жилых помещений, семья истца не является нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Суд, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что оспариваемый отказ в признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий является неправомерным, поскольку Гаджиев Г.А. и его молодая семья не являются членами семьи Никитченко А.Н., Никитченко С.В., Прокопенко Е.А., в связи с чем принадлежащие последним жилые помещения, указанные выше, не могут учитываться при определении уровня нуждаемости семьи истца в жилом помещении.

Оснований не согласиться с такими выводами суда не имеется.

Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2015 - 2020 годы с подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей». Приложением № 4 к указанной подпрограмме утверждены Правила устанавливающие порядок и цели предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а также использования таких выплат.

В пункте 7 Правил установлено, что под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.

Статьей 51 Жилищного кодекса РФ установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях признаются, в частности, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 1).

В случае если гражданин является нанимателем жилых помещений по договорам социального найма или членом семьи собственника жилого помещения, при определении нуждаемости в жилых помещениях принимается во внимание обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы жилого помещения. При наличии нескольких помещений определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (пункт 2 части 1, часть 2 статьи 51 Жилищного кодекса РФ).

В соответствии с пунктом 6, подпунктом «а» пункта 22 Правил отсутствие нуждаемости молодой семьи в жилых помещениях является основанием к отказу в признании молодой семьи участницей подпрограммы.

Следовательно, с учетом оснований отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы по данному делу юридически значимым является установление факта, что члены молодой семьи Гаджиева отнесены к категории граждан, нуждающихся в жилых помещениях с учетом указанных правовых норм.

Как установлено судом, истцы являются членами самостоятельной семьи, ведут отдельное хозяйство, не проживают совместно с лицами, которым принадлежат указанные выше жилые помещения, то при определении уровня обеспеченности общей площади жилым помещением не должны учитываться жилые помещения по адресам: <адрес>, <адрес>, <адрес>.

Также судом установлено, что Гаджиев Г.А., его супруга Гаджиева З.Д., дети - Гаджиева С.Г., Гаджиев А.Г., Гаджиева С.Г. зарегистрированы в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, принадлежащей знакомому истца Никитченко А.Н., семья административного истца не является нанимателем жилых помещений по договорам социального найма, найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членом семьи нанимателя жилого помещения по названным договорам.

Таким образом, оспариваемое решение Администрации МО Надымский район являлось незаконным, поэтому подлежало отмене.

Доводы жалобы, что при документы, подтверждающие, что семья истцов не является членами семьи собственников жилых помещений Никитченко А.Н., Никитченко С.В., Прокопенко Е.А., не проживает с ними совместно и общего хозяйства не ведет, истцом в администрацию МО Надымский район не представлялось и при рассмотрении вопроса о признании истцов нуждающимися в жилых помещениях они не были учтены, отклоняются по следующему основанию.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 2 февраля 1998 года № 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части второй ст. 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. Таким образом, вывод административного ответчика об обеспеченности семьи административного истца жилыми помещениями, основанный лишь на факте регистрации гражданина и членов его семьи, изначально не соответствовал нормам жилищного законодательства с учетом позиции Конституционного Суда РФ.

Относительно довода о том, что указанное дело не могло быть рассмотрено и разрешено в суде в порядке административного судопроизводства коллегия указывает следующее.

Уполномоченный орган, бездействие которого оспаривается, реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов в отношении неопределенного круга лиц. Поскольку требования административного истца вытекают из публичных правоотношений и не носят гражданско-правового характера, защищаемого в исковом производстве, спорные правоотношения не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон, обжалуемый отказ не привел к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, данное дело подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства по правилам КАС РФ.

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных судом при рассмотрении настоящего дела, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом, влияли бы на обоснованность и законность решения суда, в связи с чем, основаниями для отмены решения суда являться не могут.

Руководствуясь ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Судья (подпись) Н.В.Мочалова