ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-26728/18 от 21.08.2018 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

судья – Метелкин Е.В. дело № 33а-26728/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 августа 2018 г. г. Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Лободенко К.В.

судей: Суслова К.К., Сидорова В.В.

по докладу судьи Суслова КК.

при секретаре Власенко В.А.

слушала в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Лукашенков Г.А. на решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 20.04.2018г.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия -

установила:

Лукашенков Г.А. обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования Темрюкский район о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Темрюкский район, выразившегося в не рассмотрении обращения о внесении и изменений в Генеральный план Запорожского сельского поселения от 05.09.2016г. в установленный законом срок; признании незаконным исключения из генерального плана Запорожского сельского поселения земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, р-н Темрюкский, <...>, Черноморская, <...>, кадастровый <...> из границ <...>; признании незаконным бездействия администрации муниципального образования <...>, выразившегося в не внесении изменений в генеральный план Запорожского сельского поселения по его заявлению и включению земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, р-н Темрюкский, <...>, кадастровый <...> в границы <...>; обязании администрации муниципального образования Темрюкский район внести изменения в утвержденный генеральный план Запорожского сельского поселения, а именно включении земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, р-н Темрюкский, <...>, кадастровый <...> в генеральный план Запорожского сельского поселения в границах <...>.

Согласно поступивших уточненных исковых требований истец просил признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования Темрюкский район, выразившегося в не рассмотрении обращения «о внесении изменений в генеральный план Запорожского сельского поселения» от 05.09.2016г. в установленный законом срок; признать незаконным исключение в генеральном плане Запорожского сельского поселения земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, р-н Темрюкский, <...>, кадастровый <...> из границ <...>; признать незаконным бездействие Администрации МО <...>, выразившегося в не внесении изменений в генеральный план Запорожского сельского поселения по его заявлению и включению земельного участка расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, кадастровый <...> в границы <...>, обязании Администрации муниципального образования Темрюкский район внести изменения в утвержденный генеральный план Запорожского сельского поселения, а именно: включить земельный участок, расположенный по адресу: Краснодарский край, <...>, кадастровый <...> в генеральный план Запорожского сельского поселения в границах <...>; обязать Администрацию муниципального образования <...> внести изменения в утвержденный генеральный план Запорожского сельского поселения, а именно: включить земельные участки, кадастровые номера: <...>

Решением Темрюкского районного суда Краснодарского края от 20.04.2018г. в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с решением суда от 20.04.2018г., административный истец Лукашенков Г.А. подал апелляционную жалобу, в которой просил признать бездействие администрации муниципального образования Темрюкский район, выразившиеся в не рассмотрении обращения «о внесении изменений в Генеральный план Запорожского сельского поселения» от 05.09.2016г., в установленный законом срок незаконным. Признать незаконным исключение в Генеральном плане Запорожского сельского поселения земельного участка,расположенного по адресу - Краснодарский край, р-н Темрюкский, <...>, кадастровый <...>, из границ поселка Береговой. Признать бездействие администрации муниципального образования Темрюкский район, выразившиеся в невнесении изменений в Генеральный план Запорожского сельского поселения по моему заявлению и включению земельного участка расположенного по адресу - Краснодарский край, р-н Темрюкский, <...>, кадастровый <...> в границы поселка Береговой, незаконным. Обязать администрацию муниципального образования Темрюкский район, внести изменения в Утвержденный Генеральный план Запорожского сельского поселения, а именно: включить земельный участок, расположенный по адресу - Краснодарский край, р-н Темрюкский, <...>, кадастровый <...> в Генеральный план Запорожского сельского поселения в границах поселка Береговой. Обязать администрацию муниципального образования Темрюкский район внести изменения в Утвержденный Генеральный план Запорожского сельского поселения, а именно: включить земельные участки, кадастровые номера:

<...> в Генеральный план Запорожского сельского поселения.

Считает, что суд первой инстанции неверно определил обстоятельства дела, имеющие значение для дела, установив, что земельный участок приобретен истцом со следующими характеристиками: адрес - Краснодарский край, р-н Темрюкский, <...>, кадастровый <...>, категория земель: земли населенных пунктов, вид использования - для ведения личного подсобного хозяйства, принял доводы Ответчика о том, что он (Ответчик) вправе изменять категорию и вид использования земельного участка, путем принятия Генерального плана, правил землепользования и застройки. Решение суда построено на домыслах. О том что, на момент приобретения земельных участков истец был осведомлен и согласен с Генеральным планом и исключением земельного участка из поселка Береговой в 2010 году. Данный факт не доказан.Истец постоянно проживает за 1500 км от поселка Береговой, местной прессы не выписывает, приобрел участок с целью переезда к морю. О том, что Генеральный план Запорожского сельского поселения не соответствует сведениям Росреестра, узнал из ответа <...>. Перед покупкой он ознакомился с правоустанавливающими документами на земельный участок: свидетельством о праве собственности, выданное на имя продавца ООО «Коллекторское агентство «САКУРА» (<...>), постановлением судебного пристава-исполнителя о передаче нереализованного имущества должника взыскателю, апелляционным определением Краснодарского краевого суда по делу <...> которым обращено взыскание на земельный участок с указанными характеристиками. Проверил сведения о земельном участке на сайте Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) https://rosreestr.ru, которые содержали сведения идентичные свидетельству о праве собственности.

Кроме того, истец указывает, что незаконное бездействие ответчика, выразившиеся в не направлении ответа на обращение в срок, является самостоятельным и достаточным основанием для обращения в суд.

Свои доводы истец подробно изложил в апелляционной жалобе.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель администрации МО Темрюкский район Тестов А.В. просил оставить обжалуемое решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции истец Лукашенков Г.А. поддержал доводы апелляционной жалобы, просил ее удовлетворить, отменить обжалуемое решение суда от 20.04.2018г. Представитель администрации МО Темрюкский район по доверенности Тестов А.В. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, полагая, что обжалуемое решение суда от 20.04.2018г. является законным и обоснованным. Представитель ОАО «Банк Уралсиб» по доверенности Меликян А.Н. поддержал доводы апелляционной жалобы, просил ее удовлетворить.

Проверив материалы дела, выслушав мнение представителей и истца, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная приходит к следующему выводу.

Как следует из свидетельства о государственной регистрации права Лукашенков Г.А. является собственником земельного участка из земель населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства, с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>.

Судом первой инстанции истребовано регистрационное дело на земельный участок, принадлежащий административному истцу с кадастровым номером <...>

Как видно из договора купли-продажи (купчая) земельного участка /с передаточным актом/ от 24.07.2007 года, содержащегося в регистрационном деле, Катренко Галина Васильевна купила у Горбачева Алексея Ивановича земельный участок - земли сельхозназначения, предназначенный для ведения крестьянско- фермерского хозяйства, площадью 57 800 по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район в 1,5 км юго-западнее п. Береговой, без изменения целевого назначения использования земельного участка, который по решению собственника о разделе от 02.04.2008 года был разделен на 70 земельных участков включая земельный участок по адресу: <...>.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 12.02.2013 года с Катренко Галины Васильевны, Катренко С.Н., Катренко Д.Е. в пользу ООО «Коллекторское агентство «Сакура» взыскано 9 850 574 руб. 50 коп. и обращено взыскание, в том числе, на земельный участок,принадлежащий в настоящее время Лукашенкову Г.А.

В соответствии с договором купли-продажи <...> от 03.12.2014 года указанный участок был куплен Лукашенковым Г.А. у ООО «Коллекторское агентства «Сакура».

Из ответа главы Запорожского сельского поселения Темрюкского района Колодиной Н.Г. от 14.04.2016 года <...> следует, что по существующему генеральному плану Запорожского сельского поселения Темрюкского района, представленные земельные участки, в том числе, земельный участок Лукашенкова Г.А. находятся вне границ населенного пункта <...>

Из ответа главы Запорожского сельского поселения Темрюкского района Колодиной Н.Г. от 04.07.2016 года <...> видно, что полномочия по утверждению генеральных планов поселений, правил землепользования и застройки с 01 января 2016 года переданы администрации муниципального образования Темрюкский район. В соответствии с генеральным планом Запорожского сельского поселения Темрюкского района земельные участки, в том числе, земельный участок с кадастровым номером 23:30:0103007:27, принадлежащий Лукашенкову Г.А., являются землями сельскохозяйственного назначения - территория садово-огородных участков, с момента разработки генерального плана Запорожского сельского поселения Темрюкского района в 2010 году до настоящего времени они не входили в границы населенного пункта - поселок Береговой. В соответствии с Правилами землепользования и застройки Запорожского сельского поселения Темрюкского района данные участки расположены в зоне «Ж-3» - зоне дачного строительства.

Согласно письму, датированному 05.09.2016 года Лукашенков Г.А. и другие лица (всего 9 человек) в адрес Администрации муниципального образования Темрюкский район направили обращение о внесении, незаконно исключенных земельных участков, в границы населенного пункта <...>.

В соответствии с частью 4.1 ст. 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N191-03 "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" физические лица, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в исключении земельного участка из границ населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка. К указанному заявлению прилагается кадастровый паспорт земельного участка, включаемого в границы населенного пункта, либо земельного участка, исключаемого из границ населенного пункта, а также копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица. Физические лица представляют также правоустанавливающие документы на земельные участки, включаемые в границы населенного пункта, либо на земельные участки, исключаемые из границ населенного пункта.

Из содержания заявления Лукашенкова Г.А. следует, что он обратился в администрацию с просьбой внести незаконно исключенные земельные участки в границы населенного пункта п. Береговой, приложив копию свидетельств о собственности. С заявлением о включении земельного участка в границы населенного пункта п. Береговой с приложением необходимого пакета документов он не обращался.

Согласно ответу заместителя главы администрации МО Темрюкский район Рытова А.В. от 14.11.2016г. заявителю разъяснено, что распоряжением администрации муниципального образования Темрюкский район от 30 мая 2016 года № 489-р создана рабочая группа по сбору информации для внесения изменений в генеральные планы правила землепользования и застройки сельских поселений Темрюкского район Вопрос о включении земельных участков, расположенных по адресу: <...>, ул<...> в границу населенного пункта будет рассмотрен на ближайшем заседании комиссии по правилам землепользования застройки сельских поселений муниципального образования Темрюкский район. О принятом решении будет сообщено дополнительно.

Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что поступившее обращение 05.09.2016 года Лукашенкова Г.А. рассмотрено администрацией муниципального образования Темрюкский район.

В суде апелляционной инстанции установлено, что Лукашенков Г.А. никакого дополнительного ответа не получал и администрацией в его адрес не направлялось. Ответ администрации содержит только намерения на проведения соответствующих мероприятий по сбору информации для внесения изменений в генеральные планы правила землепользования и застройки сельских поселений Темрюкского район

В силу 62 КАС РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, а суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать.

Исследовав представленные доказательства, проанализировав ответ, судом апелляционной инстанции усматривается наличия незаконного бездействия администрации муниципального образования Темрюкский район.

В этой части доводы апелляционной жалобы подлежит удовлетворении.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия.

Согласно пункту 2 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.

Пунктом 4 статьи 30 ГрК РФ предусмотрено, что на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.

При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 названного кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).

Кроме того, исходя из положений ГрК РФ, территориальное планирование, как и градостроительное зонирование, преследует единую цель обеспечения устойчивого развития территорий.

Вместе с тем, документы территориального планирования определяют назначение территорий для достижения названной цели, а правила землепользования и застройки разрабатываются для создания условий, по ее достижению исходя из назначения территорий.

Таким образом, положениями ГрК РФ закреплен принцип первичности генерального плана поселения как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.

Согласно ч. 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российский Федерации» утверждение генеральных планов сельских поселений, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района.

Согласно статье 32 ГрК РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний.

В соответствии со статьей 1 Устава Запорожского сельского поселения муниципального района Темрюкский район, Запорожское сельское поселение муниципального образования Темрюкский район имеет правовой статус сельского поселения (в силу Закона Краснодарского края от 01.04.2004 № 685-КЗ Об установлении границ муниципального образования Темрюкский район, наделении его статусом муниципального района, образовании в его составе муниципальных образований - городского поселения, сельских поселений - и установлении их границ»).

Решением Совета Запорожского сельского поселения Темрюкского района от 02.12.2015 № 87 утверждена новая редакция Генерального плана Запорожского сельского поселения, который на момент рассмотрения настоящего спора является действующим и не оспаривается истцом.

Решением Совета Запорожского сельского поселения Темрюкского района от 25.11.2016 № 202 утверждены последние изменения в Правила землепользования и застройки Запорожского сельского поселения, которые приняты также уполномоченным органом в установленном порядке, вступили в законную силу и также не оспариваются истцом.

Согласно пункту 1 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств в том числе местного бюджета, утверждаются соответственно местной администрацией муниципального образования.

Постановлением администрации от 27.12.2016 № 1515 в целях уточнения объема финансирования муниципальной программы и эффективной реализации вопросов градостроительства на территории муниципального образования Темрюкский район утверждены изменения в муниципальную программу «Подготовка градостроительной и землеустроительной документации на территории муниципального образования Темрюкский район».

Постановлением Администрации от 10.01.2017 № 12 «О подготовке проекта по внесению изменений в правила землепользования и застройки Запорожского сельского поселения Темрюкского района в части населенных пунктов: <...>», в целях внесения изменений в ПЗЗ, утвержден порядок работы по разработке проекта по внесению изменений в ПЗЗ Запорожского сельского поселения.

Кроме того, все вышеперечисленные доводы административного истца в части незаконности действий по не внесению изменений в Генплан Запорожского сельского поселения Темрюкского района уже были предметом рассмотрения в судебном заседании по иску Совы И.А. по делу 2а-3 82/2017, вследствие чего, судом апелляционной инстанции им была дана надлежащая оценка и отказано в удовлетворении исковых требований. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда указанное решение Темрюкского районного суда оставлено без изменения, а апелляционная жалоба без удовлетворения.

Согласно уточненных административных исковых требований, Лукашенковым Г.А. заявлены требования, в том числе, в интересах других лиц, которые привлечены к участию в деле в качестве заинтересованных лиц.

Часть 1 и 2 статьи 40 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, наделяют в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Кодексом и другими федеральными шконами, государственные органы, должностных лиц, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации правом на обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, публичных интересов. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, органы, организации и граждане могут обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц.

Учитывая, что указанные лица, в интересах которых Лукашенковым Г.А. заявлена часть его требований, привлечены в качестве заинтересованных лиц, однако самостоятельных требований не предъявили, в защиту своих прав, суд приходит к выводу, что требования, поданные в защиту иных лиц, административным истцом не могут быть удовлетворены.

Таким образом, судебная коллегия полагает, что доводы административного истца подлежат частичному удовлетворению.

Согласно п.2 ст. 309 КАС РФ, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции в части и принять по административному делу новое решение.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия -

определила:

апелляционную жалобу Лукашенкова Г.А. на решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 20.04.2018г. удовлетворить частично.

Изменить решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 20.04.2018г. в части отказа в удовлетворении исковых требований о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Темрюкский район, выразившегося в не рассмотрении обращения о внесении и изменений в Генеральный план Запорожского сельского поселения от 05.09.2016г. в установленный законом срок.

В остальной части - решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 20.04.2018г. оставить без изменения.

Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда может быть обжаловано в порядке главы 35 КАС РФ.

Председательствующий:

Судьи: