Судья Куликова И.В. Дело №33а-2677/2015
Докладчик Назаркина И.П.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Г.К. Екония
судей И.П. Назаркиной
ФИО1
при секретаре Н.В. Сухойкиной
рассмотрела в открытом судебном заседании 05 ноября 2015 г. в г. Саранске Республики Мордовия административное дело по апелляционной жалобе ФИО2, ФИО3, ФИО4 на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 17 августа 2015 г.
Заслушав доклад судьи Назаркиной И.П., судебная коллегия
установила:
ФИО2, ФИО3, ФИО4 обратились в суд с заявлением об оспаривании отказа Администрации городского округа Саранск в согласовании проведения публичного мероприятия.
В обоснование заявления указали, что 04 августа 2015 г. в Администрацию городского округа Саранск ими было подано уведомление о проведении публичного мероприятия в форме пикетирования группой лиц 15 августа 2015 г. с 11 до 14 часов на Советской площади г. Саранска Республики Мордовия у памятника В.И. Ленину и на площади, прилегающей к памятнику В.И. Ленину, с указанием пикетируемых объектов и целей проведения этого мероприятия.
В соответствии с пунктом 2 части 1 Федерального закона от 19 июня 2004 г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан: довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трёх дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее, чем за пять дней до дня его проведения – в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
Эти требования закона не исполнены и публичное мероприятие не согласовано, что указывается в решении Администрации городского округа Саранск Республики Мордовия, указывается о вмешательстве администрации в цели проведения публичного мероприятия, а также о невозможности согласовать проведение митинга на Советской площади г. Саранска Республики Мордовия у памятника В.И. Ленину по мотивам наличия нормативно-правового акта органа власти республики, излагается требование об изменении формы и места проведения публичного мероприятия.
ФИО2, ФИО3, ФИО4 полагают, что придаваемому пунктом 5 статьи 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», данное решение принимает значение отказа в согласовании публичного мероприятия, что является способом запрета на проведение данного публичного мероприятия и установление монополии на указанную площадь.
Просили суд признать незаконным отказ Администрации городского округа Саранск Республики Мордовия в согласовании проведения публичного мероприятия в форме пикета группой лиц 15 августа 2015 г. с 11 до 14 часов на Советской площади г. Саранска Республики Мордовия, у памятника В.И. Ленину и на площади, прилегающей к памятнику В.И. Ленину, возложив на Администрацию городского округа Саранск обязанность по устранению в полном объеме допущенных нарушений прав и свобод гражданина и препятствий к осуществлению прав и свобод, решение суда обратить к немедленному исполнению (л.д. 1 -56).
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 17 августа 2015 г. в удовлетворении заявления отказано.
ФИО2, ФИО3, ФИО4 подали на решение суда апелляционную жалобу, приведя доводы о том, решение суда вынесено при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, с нарушением норм материального и норм процессуального права, в силу чего подлежит отмене, а также доводы, ранее изложенные в заявлении. Просили отменить решение суда, взыскать возврат госпошлины в размере 450 рублей.
Дело возникло из публичных правоотношений, в апелляционном порядке не рассмотрено до 15 сентября 2015 г. и на основании части 2 статьи 3 Федерального закона от 08 марта 2015 г. №22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» дело подлежит рассмотрению и разрешению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
В судебное заседание административные истцы ФИО3, представитель административного ответчика Администрации городского округа Саранск не явились, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили, отложить разбирательство дела суд не просили. При этом административный истец ФИО3 в апелляционной жалобе изложил просьбу о рассмотрении дела в его отсутствие.
Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, не усматривается, и судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании административный истец ФИО2, действующий в своих интересах и в качестве представителя административного истца ФИО3, административный истец ФИО4 апелляционную жалобу поддержали по изложенным в ней основаниям.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Министерства культуры и туризма ФИО5 относительно апелляционной жалобы возразила.
Рассмотрев на основании части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело в полном объёме, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
В целях обеспечения реализации указанного права был принят Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.
Пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трёх дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия, обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 12 указанного Федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
Как следует из материалов дела 04 августа 2015 г. ФИО2, ФИО3, ФИО4 в Администрацию городского округа Саранск подано уведомление о проведении публичного мероприятия в форме пикета группой лиц на Советской площади г. Саранска на площади, прилегающей к памятнику В.И. Ленину 15 августа 2015 г. с 11 часов 00 минут до 14 часов 00 минут.
Пикетируемыми объектами в уведомлении указаны: резиденции главы Республики Мордовия, представителя Президента Российской Федерации, Государственное собрание Республики Мордовия; Администрация городского округа Саранск Республики Мордовия.
В качестве целей публичного мероприятия указаны: «объединение протестного движения под лозунгом – мы за мир, нет налогам без представительства, отречемся от старого мира и стряхнем его прах с наших ног, защита свободы мирных собраний и тесно связанных с нею свободы слова и свободы выражения своего мнения и формирования в обществе убеждения, что проблемы с публичной властью следует обсуждать не где-то за углом, а публично, открыто и гласно на площади и распространение таким способом информации, что протестные акции на Советской площади Саранска это не отдельные и разрозненные акции, а составная общего протестного движения имеющая целью объединение протестного движения и проведение протестных акций, в том числе и на Красной площади Москвы; распространение идеи всеобщего мира и добра, обращение внимания всех людей доброй воли, всех людей мира для побуждения выражения своей озабоченности войной на Украине и уничтожением мирного населения военными преступниками, и как следствие для установления всеобщего, мира и международной безопасности к выражению требования скорейшего Международного уголовного правосудия над военными преступниками по Украине; защита идеи социальной справедливости, которая под влиянием соглашательства ФИО6 дискредитирована, в противовес «треснувшему по швам» агрессивному и враждебному антинародному режиму коррупции, произвола, зла и насилия, а также в противовес имперским амбициям международной коррупции, побуждение к выражению требования реальной ответственности за коррупцию, формирование общественного мнения о нетерпимости коррупции, о нетерпимости международной коррупции, нетерпимости произвола и насилия со стороны властей; побуждение к объединению для борьбы в целях устранения всех форм социального неравенства - (непомерные налоги и поборы, непомерные коммунальные платежи, а также неуклонный рост цен на нефтепродукты и газ в период резкого снижения мировых цен на нефть есть не что иное как форма социального неравенства и угнетения), побуждение к выражению требования отмены непомерных налогов и поборов без представительства трудового народа во власти, а также непомерных коммунальных платежей; организация протестного движения и побуждение к объединению для противодействия коррупции совместно с общественными объединениями: Мордовских региональных общественных движений: «Коммунистического движения Революционный Фронт»; «Антикоррупционный Совет»; «Сопротивление коррупции», «Революционная ФИО7»; решение вопроса для объединения в целях установления подлинных причин возникновения госдолга Мордовии на более чем 30 миллиардов рублей, и который продолжает стремительно расти по причине отсутствия представительства трудового народа во власти; формирование убеждения в обществе о необходимости конституционной реформы в целях изменения политической системы и государственного устройства для пресечения коррупции и защиты интересов человека труда; побуждение к объединению в целях эффективного противодействия международной коррупции (которая в Украине разожгла войну) под лозунгом - нет налогам без представительства трудового народа во власти, отречемся от старого мира - долой тоталитаризм, а ФИО8 с ФИО6 под суд международного трибунала!
Также указано, что во время публичного мероприятия будут использованы плакаты: «...преступникам-коммунистам, коих надо вешать.. .» В.И.Ленин (ПСС т. 45, стр. 53), «...скинь с себя мишуру, торжественное коммунистическое облачение.. .» В.И.Ленин (ПСС т. 45, стр. 92)»; Януковича на нары, ФИО8 под суд!
Письмом №5599-Исх от 04 августа 2015 г. за подписью заместителя главы Администрации городского округа Саранск ФИО9 организатору публичного мероприятия ФИО2 было сообщено, что форма организации и проведения заявленного публичного мероприятия не соответствует положениям действующего законодательства Российской Федерации, поскольку в нарушение пункта 6 статьи 2 Федерального закона от 19 июня 2004 г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» при проведении данного мероприятия заявленные многочисленные цели не соответствуют пикетируемому объекту, что исключает саму возможность проведения пикетирования.
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 8 Федерального закона от 19 июня 2004 г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» после определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации специально отведённых мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах.
Приказом Государственного комитета Республики Мордовия по делам юстиции от 9 января 2013 г. № 1 утверждён перечень мест, единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера на территории Республики Мордовия. На территории городского округа Саранск определены следующие места:
1. Театральная площадь г. Саранска (территория, непосредственно прилегающая к зданию Государственного русского драматического театра <...>, предельная численность лиц, участвующих в публичном мероприятии, до. 900 человек (из расчёта 1 кв.м. на чел.);
2. Площадка между музейно-историческим комплексом «Навеки с Россией», ул. Красная и водоемом стадиона «Старт», ул. Московская, 12, предельная численность лиц, участвующих в публичном мероприятии, до 10000 человек (из расчёта 1 кв.м. на чел.);
3. Помещение дома культуры «Луч», ул. Веселовского, 40а, зал на 365 мест.
Учитывая вышеизложенное, предложено изменить форму публичного мероприятия и подать в Администрацию городского округа Саранск новое уведомление о проведении митинга или собрания на любом из предложенных мест в удобное время в период с 07 часов 00 минут до 22 часов 00 минут.
Из содержания заявления ФИО2, ФИО3, ФИО4 следует, что именно изложенное в указанном письме решение Администрации городского округа Саранск, административные истцы расценивают в качестве отказа в согласовании публичного мероприятия и просят суд признать незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции, проанализировав положения законодательства и установленные фактические обстоятельства дела, пришёл к выводу, что Администрацией городского округа Саранск не нарушены права и свободы заявителей, а также не допущено нарушений требований Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», поскольку Администрация городского округа Саранск, действуя в пределах своей компетенции, выполнила возложенные на неё пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» обязанности, предложив организатором публичного мероприятия устранить несоответствия указанных в уведомлении формы и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
С таким выводом судебная коллегия соглашается, поскольку оснований для иной оценки установленных обстоятельств в данном случае не усматривается.
Администрация городского округа Саранск обоснованно указала в своём ответе о том, что организаторы публичного мероприятия, исходя из содержания уведомления, не имеют цель пикетировать какой-либо конкретный объект, а намерение пикетировать в одном месте сразу несколько объектов свидетельствует о желании организовать массовое присутствие граждан в определённом месте для публичного выражения своего мнения по поводу проблем, имеющих общественно-политический характер, которые ФИО2, ФИО3, ФИО4 считают актуальными. Такое публичное мероприятие проводится в форме митинга или собрания. Именно об этом Администрация городского округа Саранск и сообщила ФИО2, ФИО3, ФИО4 в ответе на поданное уведомление о проведении публичного мероприятия, что полностью соответствует предписаниям, содержащимся в пункте 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
По указанным основаниям отклоняется как несостоятельный довод апелляционной жалобы о том, что со стороны административного ответчика, предложившего изменить форму публичного мероприятия и его место проведения, имело место необоснованное и неоправданное вмешательство в право на свободу мирных собраний.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении судом требований статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, материалами дела не подтверждены и отклоняются.
Доводы апелляционной жалобы о том, что обжалуемое решение суда нарушает право заявителей собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, не соответствует нормам материального права, подлежащим применению при регулировании спорных правоотношений, положениям Конвенции по правам человека, а также правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, Европейского суда по правам человека, аналогичны тем, которыми заявители обосновывали свои требования в суде первой инстанции. Данные доводы были предметом судебного разбирательства, им судом первой инстанции дана оценка, основания для сомнений в её правильности отсутствуют, в связи с чем, в апелляционной жалобе не имеется сведений об обстоятельствах, которые могли бы повлечь отмену или изменение решения суда.
Представленные административным истцом ФИО2 в суд апелляционной инстанции вторые экземпляры писем Администрации городского округа Саранск от 7 августа 2015 г. №5687-Исх и №5686-Исх, в которых указывается на нарушение срока подачи уведомления о проведении митинга 15 августа 2015 г. не свидетельствуют о незаконности оспариваемого решения административного ответчика, поскольку в письме №5599-Исх от 04 августа 2015 г. Администрацией городского округа Саранск организатору публичного мероприятия ФИО2 было предложено изменить форму публичного мероприятия и подать новое уведомление о проведении митинга или собрания на любом из предложенных мест в удобное для ФИО2 время в период с 07 часов 00 минут до 22 часов 00 минут.
В связи с тем, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, отсутствуют основания для взыскания в пользу заявителей расходов, связанных с уплатой государственной пошлины, в соответствии со статьёй 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно.
Нарушения судом норм процессуального права, являющегося в соответствии с положениями части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для безусловной отмены решения суда первой инстанции, не установлено.
Оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных статьёй 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, или оснований для оставления заявления без рассмотрения, предусмотренных статьёй 196 настоящего Кодекса, не усматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 17 августа 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу административных истцов ФИО2, ФИО3, ФИО4 – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано путём подачи кассационной жалобы непосредственно в Президиум Верховного Суда Республики Мордовия в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.
Судья-председательствующий Г.К. Екония
судьи И.П. Назаркина
ФИО1