Судья Емельянов В.А. дело № 33а-268/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ставрополь 19 февраля 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе
председательствующего судьи Брянского В.Ю.,
судей Луневой С.П., Болотовой Л.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства материал по частной жалобе председателя Думы г. Ессентуки Задкова А. А.
на определение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 15 января 2019 года о применении мер предварительной защиты по административному делу по административному иску Мернова И. И. к Думе г. Ессентуки о признании незаконным решения думы г. Ессентуки «О досрочном прекращении полномочий депутата Думы г. Ессентуки пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 Мернова И. И.» № … от 19 декабря 2018 года,
заслушав доклад судьи Луневой С.П.,
УСТАНОВИЛА:
Мернов И. И. обратился в суд с административным исковым заявлением к Думе г. Ессентуки о признании незаконным решения думы г. Ессентуки «О досрочном прекращении полномочий депутата Думы г. Ессентуки пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 Мернова И. И.» № … от 19 декабря 2018 года.
Одновременно с подачей указанного иска Мерновым И. И. подано заявление о применении мер предварительной защиты в виде приостановления действия оспариваемого решения Думы г. Ессентуки от 19 декабря 2018 года № … «О досрочном прекращении полномочий депутата Думы города Ессентуки пятого созыва по одномандатному избирательному округу №1 Мернова И.И.» до вступления в силу решения суда по настоящему делу.
В обоснование данного заявления Мернов И. И. указал, что в соответствии со ст. ст. 41, 42 Устава города-курорта Ессентуки депутату Думы города обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий. Депутат Думы города представляет интересы своих избирателей, населения городского округа, осуществляет свою деятельность в Думе города, руководствуясь законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации, Ставропольского края, настоящим Уставом и иными муниципальными правовыми актами Думы города. Депутат Думы города отчитывается перед избирателями о своей работе не реже одного раза в год, периодически информирует их о работе Думы города, а также не реже одного раза в месяц проводит прием избирателей на округе. Депутат Думы города имеет удостоверение, подтверждающее его полномочия, которыми он пользуется в течение установленного срока. Депутат Думы города может иметь также соответствующий нагрудный знак. Депутату Думы города, осуществляющему свои полномочия на непостоянной основе, при осуществлении полномочий устанавливаются, предусмотренные законом Ставропольского края, гарантии на: правотворческую инициативу; депутатский запрос; прием в первоочередном порядке должностными лицами местного самоуправления города-курорта Ессентуки и руководителями организаций; рассмотрение обращения; обеспечение информацией; обеспечение помещением; содействие помощников в осуществлении своих полномочий. По вопросам своей деятельности депутат Думы города на территории города-курорта Ессентуки пользуется правом приема в первоочередном порядке должностными лицами органов местного самоуправления города и руководителями организаций независимо от форм собственности. Депутат Думы города в порядке, установленном Регламентом Думы города, обеспечивается документами, принятыми Думой города, Главой города и органами местного самоуправления города, иными информационными и справочными материалами, а также документами, поступающими в Думу города в официальном порядке. Депутат Думы города своевременно информируется о времени и месте проведения заседаний Думы города, о вопросах, вносимых на рассмотрение, а также получает все необходимые материалы по данным вопросам. Депутату Думы города для работы с избирателями предоставляется помещение в его избирательном округе. Порядок и условия предоставления помещения депутату Думы города определяются правовым актом Думы города. Депутат Думы города, осуществляющий свои полномочия на непостоянной основе, на время участия в заседании Думы города, его комиссий, для встречи с избирателями, а также на время иных официальных мероприятий Думы города, проводимых с участием депутата, освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей в порядке, установленном действующим законодательством. Дума г. Ессентуки досрочно прекратила полномочия депутата Мернова И. И. в соответствии с решением Думы «О досрочном прекращении полномочий депутата Думы города Ессентуки пятого созыва по одномандатному избирательному округу №1 Мернова И.И.» № …, которое им оспорено в установленном порядке в суд. Данное решение Думы г. Ессентуки от 19.12.2018 № 103 лишает его соответствующих прав, как депутата г. Ессентуки, предусмотренных Уставом г. Ессентуки. Кроме того, Дума г. Ессентуки решила прекратить его полномочия, в связи с неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», и направить указанное решение в территориальную избирательную комиссию г. Ессентуки. Однако принятое решение Думы г. Ессентуки от 19.12.2018 №… может породить юридические последствия, предусмотренные Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», т.е. в случае досрочного прекращения полномочий депутата должны быть проведены соответствующие выборы по одномандатному избирательному округу № 1. Считает, что защита его прав, свобод и законных интересов будет невозможна или затруднительна без принятия мер по приостановлению действия полностью оспариваемого решения Думы г. Ессентуки.
Обжалуемым определением Ессентукского городского суда Ставропольского края от 15 января 2019 года заявление Мернова И.И. удовлетворено, приостановлено действие решения Думы г. Ессентуки от 19 декабря 2018 года № … «О досрочном прекращении полномочий депутата Думы города Ессентуки пятого созыва по одномандатному избирательному округу №1 Мернова И.И.» до вступления в силу решения суда по настоящему делу.
В частной жалобе председатель Думы г. Ессентуки Задков А. А. просит указанное определение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм процессуального права.
В соответствии с ч. 2 ст. 315 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает данное дело без извещения лиц, участвующих в деле, в порядке упрощенного (письменного) производства без ведения аудиопротоколирования и протокола.
Судебная коллегия, проверив материал по частной жалобе, обсудив доводы жалобы, находит, что определение подлежит отмене по следующим основаниям.
Так, в соответствии с п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 85 КАС РФ по заявлению о применении мер предварительной защиты административного истца суд может принять меры предварительной защиты по административному иску в случае, если: 1) до принятия судом решения по административному делу существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано административное исковое заявление; 2) защита прав, свобод и законных интересов административного истца будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер.
В части 2 названной статьи закреплено, что суд может приостановить полностью или в части действие оспариваемого решения, запретить совершать определенные действия, принять иные меры предварительной защиты по административному иску в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, если настоящим Кодексом не предусмотрен запрет на принятие мер предварительной защиты по определенным категориям административных дел.
В удовлетворении заявления о применении мер предварительной защиты по административному иску может быть отказано, если основания для применения таких мер отсутствуют (ч. 4 ст. 87 КАС РФ).
В силу ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Вместе с тем, обстоятельств, свидетельствующих о существовании явной опасности нарушения прав, свобод и законных интересов
Мернова И.И. невозможности или затруднительности защиты его прав, не приведено и документально не подтверждено.
Кроме того, принятые судьей меры предварительной защиты не соразмерны заявленному административному иску и не обеспечивают баланс интересов участников процесса.
При таких обстоятельствах оснований для принятия судом мер предварительной защиты по административному иску отсутствовали, в связи с чем, определение не может быть признано законным и подлежит отмене.
Руководствуясь ст. ст. 315-316 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
определение Ессентукского городского суда Ставропольского края от
15 января 2019 года отменить. Разрешить вопрос по существу.
В удовлетворении заявления Мернова И. И. о применении мер предварительной защиты - приостановить полностью действие решения Думы города Ессентуки от 19 декабря 2018 года №… «О досрочном прекращении полномочий депутата Думы города Ессентуки пятого созыва по одномандатному избирательному округу №1 Мернова И. И.» до вступления в силу решения суда по настоящему делу - отказать.
Частную жалобу удовлетворить.
Председательствующий:
Судьи: