ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-26903/17 от 20.12.2017 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 33а-26903/2017

г.Уфа 20 декабря 2017 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Васильевой Г.Ф.

судей Куловой Г.Р. и Сагетдиновой А.М.

при секретаре Хасанове Р.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к Главе администрации сельского поселения Музяковский сельсовет муниципального района Краснокамский район Республики Башкортостан ФИО2, управляющей делами сельского поселения Музяковский сельсовет муниципального района Краснокамский район Республики Башкортостан ФИО3 о признании неправомочности проведения совместного собрания жителей (граждан) 02 апреля 2017 года с.Музяк и д.Калтаево и недействительности протокола, собрание граждан д.Илистанбетово – 06 апреля 2017 года и недействительности протокола, собрание граждан д.Карякино – 07 апреля 2017 года и недействительности протокола, собрание граждан д.Воробьево – 07 апреля 2017 года и недействительности протокола; о неправомочности конференции граждан сельского поселения Музяковский сельсовет муниципального района Краснокамского района Республики Башкортостан, по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Краснокамского межрайонного суда Республики Башкортостан от 25 октября 2017 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Куловой Г.Р., выслушав ФИО1 поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения главы Администрации сельского поселения Музяковский сельсовет муниципального района Краснокамский район Республики Башкортостан ФИО2, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Главе администрации сельского поселения Музяковский сельсовет муниципального района Краснокамский район Республики Башкортостан ФИО2, управляющей делами сельского поселения Музяковский сельсовет муниципального района Краснокамский район Республики Башкортостан ФИО3 о признании неправомочности проведения совместного собрания жителей (граждан) 02 апреля 2017 года с.Музяк и д.Калтаево и недействительности протокола, собрание граждан д.Илистанбетово – 06 апреля 2017 года и недействительности протокола, собрание граждан д.Карякино – 07 апреля 2017 года и недействительности протокола, собрание граждан д.Воробьево – 07 апреля 2017 года и недействительности протокола; о неправомочности конференции граждан сельского поселения Музяковский сельсовет муниципального района Краснокамского района Республики Башкортостан – 12 апреля 2017 г.

В обоснование иска указал, что он является жителем д.Карякино Краснокамского района Республики Башкортостан, о проведении собрания граждан д.Карякино 07 апреля 2017 года в 14 час. истец узнал только 10 апреля 2017 года. Приглашения для граждан сельских поселений с надлежащим оповещением со стороны управляющей делами администрации ФИО3 не было обеспечено, несмотря на то, что это входит в ее должностные обязанности. Проведение собраний и конференций в рабочее время и в рабочие дни фактически не позволило участвовать на собраниях и конференциях большинству работающих граждан. На конференции граждан 12 апреля 2017 года ему не дали слово для выступления. По мнению истца, были нарушены его конституционные права, которые гарантируются государством, в соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации. Нарушено его конституционное право принимать участие в принятии решений и обсуждения, по вопросу местного значения. 12 апреля 2017 года публично на конференции граждан в с.Музяк Краснокамского района Республики Башкортостан им было вручено главе Музяковского сельсовета ФИО2 обращение о неправомочности конференции из-за отсутствия кворума на собраниях и не избрания делегатов на конференцию граждан. В нарушении статей 15, 12, 13 Устава сельского поселения Музяковский сельсовет муниципального района Краснокамский район Республики Башкортостан ответ не получен. Им неоднократно с 11 апреля 2017 года направлялись заявления и жалобы о неправомочности собраний в д.Илистанбетово, д.Воробьево, д.Карякино, с.Музяк, в связи с отсутствием кворума на собраниях, и с не избранием делегатов на конференцию, а так же проведение конференции в с.Музяк 12 апреля 2017 года, с нарушением Устава сельского поселения Музяковский сельсовет муниципального района Краснокамского района Республики Башкортостан, о привлечении к уголовной ответственности вышеуказанных лиц за фальсификацию протоколов собраний и конференций, прокурору Краснокамского района Республики Башкортостан и прокурору Республики Башкортостан. Им был получен ответ прокурора Краснокамского района Республики Башкортостан Роткова А.В. от 26 июля 2017 года, также он ознакомился с представлением прокурора Роткова А.В. направленного главе Музяковского сельсовета ФИО2, в котором указано, что «...в собрании граждан с.Музяк и д.Калтаево приняло участие 22 жителя д.Калтаево, вместо необходимых 28 человек». Собрание граждан с.Музяк и д.Калтаево было объединено, что также не предусмотрено настоящим положением. Допущенные нарушения действующего законодательства стали возможными в результате ненадлежащего исполнения должностных обязанностей главы сельского поселения ФИО2, управляющей делами ФИО3, а также другими ответственными лицами. Он персонально присутствовал на конференции 12 апреля 2017 года в с.Музяк с 14 час. до 15.58 час. и проводил датированную фотосъемку с фиксацией времени по смартфону Alcatel One Touch Pop 4 Plus 5056D с разрешение 8 мегапикселей в школе <...> Краснокамский район, Республика Башкортостан. Все фотографии были предоставлены с четким изображением действительно присутствующих лиц, сидевших на своих местах. По данным фотографий, численность не превышало 38 человек, без учета приглашенных гостей. Уставом сельского поселения Музяковский сельсовет муниципального района Краснокамский район Республики Башкортостан не предусмотрено и не регламентировано проведение совместного собрания жителей с.Музяк и д.Калтаево, для избрания делегатов на конференцию и прямо противоречит Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Представленный протокол собрания жителей с.Музяк и д.Калтаево от ФИО2 и ФИО3 представляет собой приписку, так как согласно показаниям ФИО4 и ФИО5 от 11 июня 2017 года 02 апреля 2017 года было 48 человек, а написали 137 человек. Столько не может вместиться в колхозную столовую СПК «Мир» с учетом размера помещения. В д.Воробьево было не больше 8 человек или 4,21% вместо 48 человек по кворуму. Так, в д.Карякино было всего 24 человека или 19,75% вместо 31 человека по кворуму, в д.Музяк вместе с гражданами д.Калтаево было всего 48 человек, с учетом работников администрации сельсовета. В д.Илистанбетово было не больше 30 человек или 18,75% вместо 40 человек по кворуму. Согласно, письменным заявлениям 11 свидетелей, адресованных на имя прокурора Республики Башкортостан Назарова А.И. из д.Карякино, д.Илистанбетово, д.Воробьево, с.Музяк, д.Калтаево делегаты на конференцию 12 апреля 2017 года не избирались, голосование по кандидатам не проводились из-за отсутствия кворума. На самой конференции по представленным документам ФИО2 и ФИО3 из 66 собрания делегатов в голосовании в качестве делегатов конференции граждан участвовали даже ФИО6, указанная в листе регистрации участников конференции граждан, под №41 тележурналист ТНТ-Нефтекамск, с подписью, а так же под №42 указан ФИО7, оператор ТНТ-Нефтекамск, с подписью. Даже указали как голосовавшего (не голосовал, не был делегатом собрания (конференции граждан), покинувшего конференцию в начале, ФИО8 (не был делегатом собрания), в листе регистрации указан его сын, которого не было, а так же досрочно покинувших конференцию, трех человек из д.Зубовка - ФИО9, ФИО10, ФИО11, подтверждает так же ФИО12 Перед открытием собраний, конференции граждан, необходимо было проводить ответчикам обязательную регистрацию граждан с указанием, дополнительно, года рождения, места жительства и номера паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина, что могло предотвратить фальсификацию при проведении собраний и конференции. В протоколе собраний и конференции необходимо было указывать дополнительно общее количество граждан, проживающих на территории сельских поселений и сельсовета, соответственно имеющих право участвовать в собраниях или конференции в качестве избирателей. В листе регистрации, так же отсутствует дата внесения подписей участников конференции. Предоставление ФИО3 списка жителей деревень Музяковского сельсовета с указанием адресов местожительства с базы данных администрации сельсовета не может являться документом, подтверждающих указанное количество участников собрания в д.Калтаево, с.Музяк, д.Карякино, д.Воробьево, в д.Илистанбетово. В этом фиктивном списке представленной ФИО3 отсутствуют такие сведения: как год рождения граждан, номера паспорта или другого документа, удостоверяющего личность, в связи с чем невозможно установить кто конкретно из жителей сельских поселений присутствовал на собраниях, что является нарушением Положения о собраниях и конференциях. Таким образом, нарушено его конституционное право и нарушено аналогичное право других граждан Музяковского сельсовета со стороны ответчиков связанных с несоблюдением законных процедур и порядка проведения собраний в поселениях Музяковского сельсовета, а также конференции от 12 апреля 2017 года.

Истец просил суд признать неправомочным проведение совместного собрания жителей (граждан) 02 апреля 2017 года с.Музяк и д.Калтаево и недействительность протокола, собрание граждан д.Илистанбетово – 06 апреля 2017 года и недействительность протокола, собрание граждан д.Карякино – 07 апреля 2017 года и недействительность протокола, собрание граждан д.Воробьево – 07 апреля 2017 года и недействительность протокола; о неправомочности конференции граждан сельского поселения Музяковский сельсовет МР Краснокамский район Республики Башкортостан от 12 апреля 2017 года.

Решением Краснокамского межрайонного суда Республики Башкортостан от 25 октября 2017 года постановлено:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Главе администрации сельского поселения Музяковский сельсовет муниципального район Краснокамский район Республики Башкортостан ФИО2 управляющей делами сельского поселения Музяковский сельсовет муниципального района Краснокамский район Республики Башкортостан ФИО3 о признании неправомочности проведения совместного собрания жителей (граждан) 02 апреля 2017 года с.Музяк и д.Калтаево и недействительности протокола, собрание граждан д.Илистанбетово – 06 апреля 2017 года и недействительности протокола, собрание граждан д.Карякино – 07 апреля 2017 года и недействительности протокола, собрание граждан д.Воробьево – 07 апреля 2017 года и недействительности протокола; о неправомочности конференции граждан сельского поселения Музяковский сельсовет муниципального района Краснокамского района Республики Башкортостан - отказать.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение отменить, считает его незаконным, ссылаясь на обстоятельства, аналогичные доводам заявления.

В судебное заседание иные лица, участвующие по делу, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно статье 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, исследовав материалы дела, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

В силу статьи 29 указанного Федерального закона, для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования могут проводиться собрания граждан (часть 1 статьи 29 Федерального закона). Собрание граждан, проводимое по инициативе представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования, назначается соответственно представительным органом муниципального образования или главой муниципального образования. Собрание граждан, проводимое по инициативе населения, назначается представительным органом муниципального образования в порядке, установленном уставом муниципального образования (часть 2 статьи 29 Федерального закона). Порядок назначения и проведения собрания граждан, а также полномочия собрания граждан определяются настоящим Федеральным законом, уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления (часть 5 статьи 29 Федерального закона).

Статьей 30 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что в случаях, предусмотренных уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления, полномочия собрания граждан могут осуществляться конференцией граждан (собранием делегатов). Порядок назначения и проведения конференции граждан (собрания делегатов), избрания делегатов определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления.

Из анализа положений указанного Федерального закона следует, что глава поселения вправе быть инициаторами проведения подобных собраний и конференций.

В соответствии со статьями 11 и 12 Устава сельского поселения Музяковский сельсовет муниципального района Краснокамский район Республики Башкортостан собрания граждан могут проводиться по инициативе представительного органа сельского поселения или главы сельского поселения, при этом, порядок назначения и проведения таких собраний определяется соответственно решением представительного органа или главы сельского поселения; собрание граждан, проводимое по инициативе представительного органа Сельского поселения или главы Сельского поселения, назначается соответственно представительным органом Сельского поселения или главой Сельского поселения. Положение о порядке назначения и проведения собрания граждан, конференции граждан (собрания делегатов) в сельском поселении Музяковский сельсовет муниципального района Краснокамский район Республики Башкортостан утверждено решением от 24 марта 2014 года №181.

На основании пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

По смыслу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации закреплено, что при предъявлении административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Из искового заявления следует, что ФИО1 обжалует действия должностных лиц администрации сельского поседения Музяковский сельсовет муниципального района Краснокамский район Республики Башкортостан по проведению собрании граждан и просит признать неправомочным проведения совместного собрания жителей (граждан) 02 апреля 2017 года с.Музяк и д.Калтаево и недействительность протокола, собрание граждан д.Илистанбетово – 06 апреля 2017 года и недействительность протокола, собрание граждан д.Карякино – 07 апреля 2017 года и недействительность протокола, собрание граждан д.Воробьево – 07 апреля 2017 года и недействительность протокола; неправомочным конференции граждан сельского поселения Музяковский сельсовет муниципального района Краснокамского района Республики Башкортостан.

Судом установлено, что ФИО1 было известно о дате проведения собрания и он лично принимал участие в конференции граждан от 12 апреля 2017 года, а с настоящим иском обратился в суд - 11 сентября 2017 года, то есть с пропуском трёхмесячного срока для обращения.

Суд указал, что доказательств наличия уважительных причин, объективно исключающих возможность подачи искового заявления в установленный срок, истец суду не представил.

Пунктом 5 статьи 138 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что в предварительном судебном заседании суд может выяснять причины пропуска административным истом установленного настоящим Кодексом срока обращения в суд. В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины, суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.

Установив вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований истца ввиду пропуска срока обращения в суд, без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они согласуются с материалами дела и соответствуют действующему законодательству.

Доводы апелляционной жалобы об исчислении трехмесячного срока с момента ознакомления истца 06 июня 2017 года с материалами проверки по его заявлению в прокуратуре, не могут повлечь отмену решения суда, так как это обстоятельство не свидетельствует о соблюдении административным истцом трехмесячного срока, поскольку в силу положений статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не приостанавливает течение срока и не является основанием для признания уважительными причин его пропуска.

Вместе с тем, трехмесячный срок обращения в суд, исчисляемый с 07 июня 2017 года, то есть со следующего дня после ознакомления истца 06 июня 2017 года с материалами прокурорской проверки, истекал соответственно 07 сентября 2017 года, однако с настоящим иском Хасанов обратился в суд только 11 сентября 2017 года.

Доводы жалобы, что истец первоначально обращался в суд с административным иском - 29 августа 2017 года, а значит срок им не пропущен, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку определением суда в принятии указанного иска было отказано (л.д.67), что не может служить уважительной причиной пропуска срока обращения в суд.

Иные доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права.

При таких обстоятельствах, постановленное решение суда является законным и обоснованным, и отмене по доводам жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Краснокамского межрайонного суда Республики Башкортостан от 25 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Справка судья Хайруллин А.Р.