ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2709/20 от 13.01.2021 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)

Председательствующий: судья Моркель А.С.

Дело 33а-85/2021

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Абакан 13 января 2021 года

Судья Верховного Суда Республики Хакасия Вениченко О.В.,

рассмотрев в апелляционном порядке частную жалобу административного истца Тарановой Елены Владимировны на определение судьи Абаканского городского суда Республики Хакасия от 12 ноября 2020 года о возврате административного искового заявления об оспаривании постановлений судебных приставов-исполнителей Абаканского городского отделения № 1 Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Хакасия,

У С Т А Н О В И Л:

Таранова Е.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании постановлений судебных приставов-исполнителей Абаканского городского отделения № 1 Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Хакасия, в котором просила также приостановить действие постановления об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника до вступления в законную силу решения суда по делу.

Определением судьи от 12.11.2020 административное исковое заявление возвращено административному истцу.

С определением не согласилась Таранова Е.В., просит его отменить и административный иск направить в суд первой инстанции для рассмотрения по существу. В частной жалобе, цитируя положения части 1.1 статьи 86 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), указывает, что административное процессуальное законодательство не содержит требований о подписании административного искового заявления усиленной квалифицированной электронной подписью, в связи с чем считает, что её требования о признании незаконными постановлений судебных приставов-исполнителей подлежали рассмотрению по существу. Полагает, что возвращение административного иска создаёт препятствия к рассмотрению её требований, нарушает её права.

Настоящая частная жалоба на основании частей 2, 2.1 статьи 315 КАС РФ рассмотрена судьей единолично без ведения протокола судебного заседания.

В соответствии с частью 6 статьи 29 КАС РФ в случае, если настоящим Кодексом судье предоставлено право единолично рассматривать административные дела и совершать отдельные процессуальные действия, судья действует от имени суда.

В силу части 1 статьи 315 КАС РФ частная жалоба, представление прокурора подаются и рассматриваются в порядке, предусмотренном настоящей главой, с изъятиями и особенностями, установленными настоящей статьей.

Проверив представленные материалы, доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В силу части 2 статьи 222 КАС РФ судья возвращает административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, по основаниям, указанным в части 1 статьи 129 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 129 КАС РФ судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если административное исковое заявление не подписано или подписано и подано в суд лицом, не имеющим полномочий на его подписание и (или) подачу в суд.

Из содержания части 1.1. статьи 86 КАС РФ следует, что административное исковое заявление, подаваемое посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащее ходатайство о применении мер предварительной защиты по административному иску, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При вынесении оспариваемого определения суд исходил из того, что административное исковое заявление, содержащее ходатайство о принятии мер предварительной защиты, поступившее в суд в электронном виде, в нарушение части 1.1 статьи 86 КАС РФ подписано простой электронной подписью.

При этом не учтено следующее.

Устанавливая в статье 125 КАС РФ требования к форме и содержанию административного искового заявления, законодатель определил, что административное исковое заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд (часть 1); административное исковое заявление также может быть подано в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (часть 8); административное исковое заявление, подаваемое посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащее ходатайство о применении мер предварительной защиты по административному иску, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 9).

В пункте 3.3.1 Порядка подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, утвержденного приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 27.12.2016 № 251, указано, что обращение в суд и прилагаемые к нему документы могут быть поданы в суд в виде электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью лица, подающего документы (заявителя или его представителя), либо в виде электронных образов документов, заверенных простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью лица, подающего документы.

Одним из принципов использования электронной подписи является право участников электронного взаимодействия использовать электронную подпись любого вида по своему усмотрению, если требование об использовании конкретного вида электронной подписи в соответствии с целями ее использования не предусмотрено федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами либо соглашением между участниками электронного взаимодействия (статья 4 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи»).

При этом простой электронной подписью является электронная подпись, которая посредством использования кодов, паролей или иных средств подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом (часть 2 статьи 5 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи»).

Таким образом, предусмотрена возможность подачи административного искового заявления в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с использованием простой электронной подписи, подтверждающей ее формирование определенным лицом, за исключением случаев, указанных в Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации и иных федеральных законах.

Административное исковое заявление Тарановой Е.В., содержащее ходатайство о принятии мер предварительной защиты, направлено в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте Абаканского городского суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», административный иск сформирован в виде электронного образа документа, изготовленного на бумажном носителе и заверенного простой электронной подписью административного истца.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья, установив, что административное исковое заявление подано с нарушением требований статей 125 и 126 настоящего Кодекса, предъявляемых к форме и содержанию административного искового заявления и (или) приложенных к нему документов, выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения, в котором указывает основания для этого и устанавливает разумный срок для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения. Копия определения об оставлении административного искового заявления без движения направляется лицу, подавшему административное исковое заявление, не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения такого определения (часть 1 статьи 130 КАС РФ).

Учитывая, что использование простой электронной подписи подтверждает ее формирование административным истцом, однако частью 9 статьи 125 КАС РФ для административного искового заявления, подаваемого посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащего ходатайство о применении мер предварительной защиты по административному иску, предусмотрено использование электронной подписи иного вида, у суда отсутствовали основания для возвращения административного искового заявления на основании пункта 4 части 1 статьи 129 КАС РФ, а имелись основания для его оставления без движения.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 315 - 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

О П Р Е Д Е Л И Л:

определение судьи Абаканского городского суда Республики Хакасия от 12 ноября 2020 года отменить, разрешить вопрос по существу.

Материал по административному исковому заявлению Тарановой Елены Владимировны об оспаривании постановлений судебных приставов-исполнителей Абаканского городского отделения № 1 Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Хакасия направить в суд первой инстанции для рассмотрения со стадии принятия административного искового заявления к производству суда.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Судья

О.В. Вениченко