ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
судья Баторова Т.В.
дело № 33а-2716
поступило 06 июля 2018 года
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
05 сентября 2018 года г. Улан-Удэ
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РБ в составе: председательствующего судьи Булгытовой С.В.
судей Казанцевой Т.Б., Захарова Е.И.
при секретаре Эрдынеевой Е.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО «СтатусСиб» об оспаривании предписания государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Бурятия, Иркутской области в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории
по апелляционной жалобе административного истца
на решение Кабанского районного суда РБ от 11 апреля 2018 года, которым в удовлетворении административного иска отказано.
Заслушав доклад судьи Булгытовой С.В., объяснения государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Бурятия, Иркутской области в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории Зеленовского М.Г., ознакомившись с апелляционной жалобой и материалами дела, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
1. ООО «СтатусСиб» просило суд признать незаконным предписание об устранении нарушения законодательства, вынесенное 29 января 2018 года государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Республике Бурятия, Иркутской области в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории Зеленовским М.Г.
Районный суд отказал в удовлетворении административного иска.
В апелляционной жалобе общество ставит вопрос об отмене решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В заседании суда апелляционной инстанции инспектор Зеленовский возражал против удовлетворения жалобы.
2. Рассмотрев дело, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела видно следующее.
ООО «СтатусСиб» на основании долгосрочного государственного контракта от 10 декабря 2015 года оказывает услуги по содержанию действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения на период с января 2016 года по 1 июля 2018 года. В состав дорог входит автомобильная дорога Р-258 «Байкал» Иркутск – Улан-Удэ – Чита, км 239+851 – км 719+000.
В декабре 2017 года – январе 2018 года Байкальским межрегиональным управлением Росприроднадзора в отношении общества проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой 29 января 2018 года в адрес ООО «СтатусСиб» инспектором Зеленовским внесено предписание об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.
Обществу предписано в срок до 28 февраля 2018 года обеспечить сбор и вывоз отходов производства (смесь снега, песка и поваренной соли), размещенных на обочинах и откосах автодороги Р-258 «Байкал» Иркутск-Улан-Удэ-Чита с 221 км по 330 км на объект размещения отходов, включенный в государственный реестр объектов размещения отходов, расположенный за пределами центральной экологической зоны Байкальской природной территории.
Возражая против предписания, общество ссылается на то, что при обработке дорожного полотна в зимнее время применяло пескосоляную смесь, использование которой не запрещено. Смесь снега, песка и соли не является отходом производства, поэтому предписание является незаконным.
Эти доводы нельзя принять во внимание.
Из статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) следует, что отходами производства и потребления являются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом.
Общество указывает, что в своей деятельности применяет Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах, утвержденное распоряжением Минтранса России от 16 июня 2003 года № ОС-548-р.
Из пункта 1.1 Руководства следует, что оно устанавливает основные требования по организации, технологиям работ при борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах, обеспечению условий безопасности дорожного движения в зимний период. Руководство является обязательным для государственных предприятий и организаций, юридических и физических лиц, осуществляющих работы по зимнему содержанию федеральных автомобильных дорог, и может быть использовано на дорогах общего пользования территориального значения и дорогах муниципального подчинения.
В пункте 4.1 Руководства идет речь о противогололедных материалах, используемой в борьбе с зимней скользкостью.
Из долгосрочного государственного контракта № 78-15-ф, заключенного 10 декабря 2015 года между ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Южный Байкал» Федерального дорожного агентства» и ООО «СтатусСиб», следует, что общество обязалось оказать услуги по содержанию действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения на период с 1 января 2016 года по 1 июля 2018 года.
Таким образом, при оказании услуг по содержанию автомобильных дорог общество использует противогололедный материал – пескосоляную смесь. После использования этого материала образуется смесь снега, песка и соли. Указанная смесь подпадает под понятие отходы производства и потребления, поэтому доводы административного ответчика о том, что такая смесь не является отходом производства, несостоятелен.
Ссылки общества на то, что такой вид отходов не указан в Федеральном классификационном каталоге отходов и что смесь снега, песка и соли не входит в перечень отходов, которые образуются в процессе производственной деятельности ООО «СтатусСиб», нельзя принять во внимание, поскольку в Федеральном законе № 89-ФЗ и ином законодательстве не содержится положения о том, что отходами производства и потребления признаются только отходы, включенные в Федеральный классификационный каталог отходов и в перечень отходов конкретной организации.
В акте проверки Байкальского межрегионального управления Росприроднадзора указано, что на автомобильной трассе Иркутск-Улан-Удэ (221-330 км) на обочинах и откосах при минусовой температуре воздуха размещена влажная масса смеси снега с химическим реагентом и песком, установлен факт смещения смеси снега и химического реагента на обочины автодороги (страница 4 акта).
По материалам дела видно, что между обществом и Байкальским межрегиональным управлением Росприроднадзора имеются разногласия по вопросу о том, является ли соль, используемая в пескосоляной смеси, химическим реагентом. При рассмотрении данного дела этот вопрос не является юридически значимым, правовое значение имеет лишь сам факт наличия смеси снега, песка и соли на обочинах и откосах дороги.
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Наличие неубранных отходов производства в виде смеси снега, песка и соли подтверждается представленными доказательствами, поэтому обществу правомерно предписано осуществить сбор и вывоз смеси.
При таких обстоятельствах районный суд принял правильное решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Довод общества о нарушении судом норм процессуального права подлежит отклонению, поскольку нарушений, которые бы влекли безусловную отмену решения или привели к неправильному разрешению дела, не установлено.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Кабанского районного суда РБ от 11 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «СтатусСиб» – без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи