Судья Кузьмина М.А. Дело № 33а-271/2016 (33а-5344/2015)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Якутск 20 января 2016г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего Ноевой В.В.,
судей Холмогорова И.К., Ивановой М.Н.,
при секретаре Кононове С.К., с участием представителя административного истца Мыколаенко Е.Н., представителя административного ответчика Харлампьева В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 27 октября 2015 года, которым по административному иску Баишевой А.М. к Окружной администрации города Якутска об оспаривании действий органа местного самоуправления,
постановлено:
В удовлетворении административного иска Баишевой А.М. к Окружной администрации города Якутска об оспаривании действий органа местного самоуправления - отказать.
Заслушав доклад судьи Ивановой М.Н., пояснения участников процесса, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Баишева А. М. обратилась в суд с административным иском к Окружной администрации г. Якутска о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка. В обоснование иска указано, что она обратилась к административному ответчику с заявлением в ОА г. Якутска о предварительном согласовании предоставления земельного участка в с. .......... в аренду под крестьянское (фермерское) хозяйство. Однако ей было отказано со ссылкой на то, что проект межевания территории квартала не разработан, а использование земельного участка под испрашиваемый вид деятельности не предусмотрено. Полагая, что оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка у ответчика не имелось, просит суд обязать ОА г. Якутска устранить нарушение ее прав.
Судом принято вышеуказанное решение. Административный истец в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и принять новое об удовлетворении иска, настаивая на доводах, изложенных в исковом заявлении. Также указывает, что судом нарушено ее право на юридическую помощь и доступ к правосудию.
Судебная коллегия, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, не находит оснований для отмены решения суда.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка обусловлен несоответствием территориальной зоны испрашиваемого участка. Указал, что в силу положений Градостроительного кодекса РФ и Земельного кодекса РФ оснований для его предоставления административному истцу у органа местного самоуправления не имелось.
Судебная коллегия считает данный вывод суда правильным.
Из материалов дела следует, что 19 мая 2015 года Баишева А. М. обратилась к ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставление земельного участка в с. .......... в аренду под крестьянское (фермерское) хозяйство.
31 июля 2015 года ДИЗО ОА г. Якутска направило истцу уведомление № ... об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В качестве причины отказа приведены следующие обстоятельства: отсутствует проект межевания территории квартала, использование земельного участка под крестьянское хозяйство не входит в перечень разрешенных в территориальной зоне «Р-3» (зоны рекреационного назначения), границы испрашиваемого участка расположены в охранной зоне железной дороги.
Как установлено судом, по состоянию на дату обращения административного истца в орган местного самоуправления и вынесения последним оспариваемого решения испрашиваемый земельный участок не соответствует территориальной зоне Р-3: зона размещения объектов туризма и отдыха с включением объектов инженерной и транспортной инфраструктур, необходимых для функционирования данной зоны, также принято решение о резервировании участка под муниципальные и государственные нужды, проекты планировки и межевания квартала отсутствуют. Кроме того, установлена зона экологического ограничения, а именно зона с особыми условиями использования территории - зона электросетевого хозяйства, охранная зона ЛЭП, охранная зона железной дороги, также имеются парки.
Данные ограничения по территориальной зоне установлены Правилами землепользования и застройки городского округа «город Якутск», утвержденного нормативным правовым актом Якутской городской Думы от 25.12.2013 № 169-НПА. Изложенное подтверждается также письмом Департамента градостроительной политики от 28.05.2015, согласно которому границы испрашиваемого земельного участка не могут быть согласованы по вышеуказанным причинам.
П. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ устанавливает, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии пп. 2 п. 1 названной статьи Земельного кодекса РФ предусмотрена подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 31 ЗК РФ, а именно: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 39.15 п. п. 7, 8 Земельного кодекса РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Порядок проведения градостроительного зонирования территорий установлен Градостроительным кодексом Российской Федерации, в п. 7 ст. 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (части 1 и 2 ст. 37 ГрК РФ).
Следовательно, орган местного самоуправления обоснованно отказал в предварительном согласовании предоставления земельного участка по причине нахождения его в территориальной зоне, не предполагающей возможности подобного использования земельного участка.
Установив фактические обстоятельства дела, правильно применив нормы материального права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что решение административного ответчика соответствует требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа и регулирующих земельные правоотношения и не нарушает прав заявителя.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, все представленные доказательства оценены по правилам ст. 84 КАС РФ. Нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не влекут отмену решения суда. Эти доводы по существу являлись предметом судебного разбирательства суда первой инстанции, которым дана правильная правовая оценка, дополнительного правового обоснования доводов ответчика апелляционная жалоба не содержит.
Утверждение о нарушении права на получение юридической помощи, что повлекло нарушение права на доступ к правосудию, отклоняется судебной коллегией. В соответствии с ч. 3 ст. 55 КАС РФ представители должны представить суду документы о своем образовании, а также документы, удостоверяющие их статус и полномочия. Справка о выдаче диплома не является документом, подтверждающим наличие высшего юридического образования.
Таким образом, суд обоснованно не допустил Мыколаенко Е.Н. к участию в деле в качестве представителя истца.
Кроме этого, в материалах дела имеется ходатайство истца о рассмотрении дела в ее отсутствие. Следовательно, суд первой инстанции правильно посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
При таких обстоятельствах оснований к отмене решения суда не имеется, в том числе, по доводам апелляционной жалобы, которые были предметом оценки суда первой инстанции и обоснованно отклонены за необоснованностью.
Руководствуясь ст.ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 27 октября 2015 года по административному иску Баишевой А.М. к Окружной администрации города Якутска об оспаривании действий органа местного самоуправления оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий: Ноева В.В.
Судьи Холмогоров И.К.
Иванова М.Н.