ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2720/2015 от 12.11.2015 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

Дело № 33а-2720/2015 Председательствующий в первой

Категория 65 инстанции Калганова С.В.

докладчик в апелляционной

инстанции Дудкина Т.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 ноября 2015 года судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:

Председательствующего: Ефимовой В.А.,

судей: Дудкиной Т.Н., Клочко В.П.

при секретаре: Нудьга Р.Д.

при участии:

административного истца Корчагиной М.А.,

представителя административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Корчагиной М.И. о признании отказа МРЭО ГИБДД УМВД России по городу Севастополю незаконным, понуждении совершить определенные действия, с апелляционной жалобой Корчагиной М.И. на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 28 июля 2015 года, которым в удовлетворении иска отказано.

Заслушав доклад судьи Дудкиной Т.Н., объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Корчагина М.И. обратилась в суд с указанными выше требованиями, мотивируя следующим.

17.03.2014 года на основании договора купли-продажи транспортного средства истцом было приобретено транспортное средство -легковой автомобиль марки «HYUNDAI» модель GETZ красного цвета, 2007 года выпуска, регистрационный номер номер шасси , перерегистрированный в последующем в связи с покупкой за регистрационным номером . О переходе права собственности на указанное транспортное средство выдано свидетельство о регистрации транспортного средства серии САР . 21.03.2014 указанный автомобиль был поставлен на регистрационный учет в г. Севастополе на имя истца – Корчагиной М.И.

С целью перерегистрации автомобиля на свое имя в соответствии с требованиями российского законодательства, истец обратилась в МРЭО ГИБДД УМВД России по г.Севастополю и в начале июня 2015 г. получила ответ этого органа о невозможности осуществления регистрации в связи с отсутствием документов, соответствующих п.24 Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственных услуг по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД России от 07.08.2013 г. №605.

Корчагина М.И. считает такой отказ незаконным и просит понудить ответчика осуществить регистрацию автомобиля на ее имя с заменой номерных знаков.

Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 28 июля 2015 года в удовлетворении заявления Корчагиной М.И. отказано.

Не согласившись с указанным решением суда, представитель Корчагиной М.И. подала апелляционную жалобу, которая мотивирована нарушением судом первой инстанции норм материального и процессуального права.

В судебном заседании апеллянт и ее представитель поддержали доводы апелляционной жалобы, настаивали на ее удовлетворении по основаниям, изложенным в ней.

Представитель административного ответчика возражал в удовлетворении жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, пояснял, что поскольку переход права собственности был после 18 марта 2014 года и в Украине, для регистрационных действий истец должна представить паспорт транспортного средства.

Заслушав судью-докладчика, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Судом первой инстанции установлено, что 17 марта 2014 года ООО «Торговый Дом Украина» и Корчагина М.И. заключили договор купли-продажи транспортного средства , согласно которому продавец передает в собственность, а покупатель принимает автомобиль марки «HYUNDAI» модель GETZ красного цвета, 2007 года выпуска, регистрационный номер номер шасси , находящееся на балансе Продавца и оплачивает за него определенную сумму. Договор нотариально не удостоверен.

Согласно квитанции к приходно-кассовому ордеру от 17.03.2014 года Корчагина М.И. передала ООО «Торговый Дом Украина» 25 000 грн. по вышеуказанному договору.

Из свидетельства о регистрации ТС следует, что собственником автомобиля «HYUNDAI» модель GETZ красного цвета, 2007 года выпуска, является Корчагина М.И., особая отметка справка-счет 21.03.2014 года, ТС поставлено на учет 21.03.2014 года Центром оказания услуг по эксплуатации транспортных средств ПГТ Горностаевка (<адрес>).

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что административный ответчик, давая разъяснение Корчагиной М.И. касательно регистрации приобретенного ею автомобиля действовал в пределах своей компетенции, а его действия соответствовали требованиям законодательства Российской Федерации.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции и, проверяя его решение на соответствие положениям части 1 статьи 176 КАС Российской Федерации, указывает следующее.

18 марта 2014 года подписан межгосударственный Договор о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Согласно ч. 3 ст. 1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.

Частью 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» определено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

Системный анализ указанных законоположений указывает на то, что с 18 марта 2014 года правоотношения в городе федерального значения Севастополе, в частности, касательно регистрации или изменения регистрационных данных в Государственной инспекции, регулируются нормами законодательства Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. На основании п. 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами (далее именуются - владельцы транспортных средств), обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

В соответствии с пунктом 1 вышеназванного Постановления Правительства Российской Федерации, государственной регистрации на территории Российской Федерации подлежат автотранспортные средства, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см. и прицепы к ним.

Согласно п. 4 упомянутого Постановления Правительства Российской Федерации, регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, производится на основании паспортов соответствующих транспортных средств, справок-счетов, выдаваемых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими торговлю транспортными средствами, либо заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 24 Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрации автотранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД России от 7 августа 2013 года № 605, не подлежат регистрации в Госавтоинспекции России транспортные средства, на которые отсутствуют документы, соответствующие требованиям законодательства России.

Как усматривается из материалов дела, в своем ответе от 21.05.2015. б/н, административный ответчик указал, что постановка на регистрационный учет на имя Корчагиной М.И. автомобиля «HYUNDAI» возможна на основании паспорта ТС, выданного таможенными органами России.

Паспорта транспортных средств (далее - ПТС) и паспорта шасси транспортных средств по смыслу п. 1 Постановления Правительства РФ от 18.05.1993 N 477 "О введении паспортов транспортных средств", являются документами, предназначенными для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также повышения эффективности контроля за уплатой таможенных платежей при ввозе транспортных средств и шасси транспортных средств в Российскую Федерацию.

Согласно Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23.06.2005 N496/192/134, таможенными органами Российской Федерации паспорта выдаются на транспортные средства и шасси, ввозимые на территорию Российской Федерации после 01.07.1997 (п. 6). Паспорта выдаются таможенными органами после завершения таможенного оформления ввозимых на территорию Российской Федерации транспортных средств и (или) шасси в соответствии с таможенными режимами выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, свободной таможенной зоны, отказа в пользу государства или перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, за исключением случаев временного ввоза транспортных средств (абз. 1 п. 57).

Пунктом 1.4.3 Правил пограничного режима (приложение в приказу ФСБ России от 15 октября 2012 года № 515) установлено, что гражданам, следующим в пограничную зону на транспортных средствах в качестве водителя - документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения транспортным средством, а на приобретенные и не зарегистрированные в установленном порядке транспортные средства, кроме того, документы, подтверждающие их приобретение (договор купли- продажи или дарения (справку-счет или товарный чек)).

Как установлено судом первой инстанции, не опровергнуто при апелляционном рассмотрении дела, автомобиль марки «HYUNDAI» модель GETZ красного цвета, 2007 года выпуска, регистрационный номер номер шасси , был приобретен Корчагиной М.И. в Украине 21.03.2014 согласно справки-счета, на таможенную территорию России ввезен после 18 марта 2014 года, следовательно, подлежал таможенному оформлению с уплатой таможенных платежей.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что на момент приобретения автомобиля и его ввоза на территорию города Севастополя таможенных постов РФ, осуществляющих свою деятельность в г.Севастополе не существовало. Севастопольская таможня была зарегистрирована 15.04.2014 г., а формирование таможенных органов и границы на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя было осуществлено на основании приказа Федеральной таможенной службы от 23.06.2014 №1183 «О создании таможенных постов в структуре Севастопольской таможни», а поэтому автомобиль, приобретенный Корчагиной М.И. не мог 21.03.2014 г. пересечь таможенную границу РФ ввиду ее отсутствия.

Данный довод судебная коллегия считает несостоятельным, поскольку он противоречит положениям частей 1, 2 статьи 3 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», статье 2 ТК ТС и
пункту 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".

Отсутствие таможенных постов РФ, как и Севастопольской таможни, осуществляющих свою деятельность на территории города Севастополя по состоянию на 21.03.2014 г. правового значения для данного спора не имеет, поскольку основополагающим является сам факт вхождения в Российскую Федерацию города федерального значения Севастополя.

Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, были предметом рассмотрения, нашли отражение в обжалуемом решении, и не дают оснований для отмены судебного акта, принятого с соблюдение норм материального и процессуального права.

Руководствуясь ст.ст. 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 28 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Корчагиной М.И. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: