Дело № 33а-2725/2019 а.ж.
Судья Шубакина Е.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Тамбов 31 июля 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего: Епифановой С.А.,
судей: Корнеевой А.Е., Карнауховой И.А.,
при секретаре Кулешовой А.Ю.,
рассмотрела в судебном заседании дело по административному исковому заявлению военного прокурора Тамбовского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации и Федеральному казенному учреждению «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании бездействия незаконным и возложении обязанности произвести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации и права оперативного управления Федерального казенного учреждения «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации на здание военного комиссариата,
по апелляционной жалобе Военного комиссариата Тамбовской области на решение Кирсановского районного суда Тамбовской области от 22 апреля 2019 года,
заслушав доклад судьи Корнеевой А.Е., судебная коллегия,
у с т а н о в и л а:
Военный прокурор Тамбовского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации обратился в суд с административным иском к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании бездействия, выразившегося в не принятии мер для государственной регистрации права собственности Российской Федерации и права оперативного управления Федерального государственного казенного учреждения «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации на здание военного комиссариата по г. Кирсанов, Кирсановскому, Гавриловскому и Уметскому районам Тамбовской области и возложении обязанности произвести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации и права оперативного управления.
В обоснование иска указав, что военной прокуратурой Тамбовского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами законодательства о сохранности федеральной собственности. В ходе проверки было установлено, что здание военного комиссариата по г.Кирсанов, Кирсановскому, Гавриловскому и Уметскому районам Тамбовской области 31.08.2007 года закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «Тамбовская квартирно-эксплуатационная часть», после реорганизации которой, все права пользования вышеуказанным зданием военного комиссариата перешли к ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны РФ (далее ФГКУ ЦТУИО). До настоящего времени здание военного комиссариата используется в интересах Министерства обороны Российской Федерации, в нем расположен военный комиссариат по г.Кирсанов, Кирсановскому, Гавриловскому и Уметскому районам Тамбовской области. Однако в нарушение требований закона должностными лицами мер для регистрации права собственности Российской Федерации и права оперативного управления ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны РФ на здание военного комиссариата по г. Кирсанов, Кирсановскому, Гавриловскому и Уметскому районам Тамбовской области, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: Тамбовская область, г. Кирсанов, ***, не принимается.
Решением Кирсановского районного суда Тамбовской области от 22 апреля 2019 года административные исковые требования военного прокурора Тамбовского гарнизона удовлетворены в полном объеме.
Признано незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации и Федерального государственного казенного учреждения «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, связанное с не принятием мер для государственной регистрации права собственности Российской Федерации и права оперативного управления ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны Российской Федерации на здание военного комиссариата по г.Кирсанов, Кирсановскому, Гавриловскому и Уметскому районам Тамбовской области, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: Тамбовская область, г.Кирсанов, ***
На Министерство обороны Российской Федерации и Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации возложена обязанность в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу произвести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации и права оперативного управления ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны Российской Федерации на указанное здание военного комиссариата.
В апелляционной жалобе Военный комиссариат Тамбовской области ставит вопрос об отмене судебного решения, считая его незаконным и необоснованным. Полагает, что административный иск не содержит ссылок на конкретные нормы действующего законодательства, которые были нарушены, и в чем именно выразилось бездействие Министерства обороны Российской Федерации. Судом также эти обстоятельства не исследованы в полной мере, а именно не принят во внимание тот факт, что для реализации прав по управлению недвижимого имущества Министерства обороны Российской Федерации созданы уполномоченные на то органы - Департамент имущественных отношений МО РФ, включая его территориальные подразделения. Департамент имущественных отношений Минобороны России осуществляет свои функции через территориальные управления. К одному из таких управлений относится ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, на которые и возложены функции по закреплению прав на недвижимое имущество полностью.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав административного истца - военного прокурора Тамбовского гарнизона ФИО1, возражавшего против отмены решения суда, представителя заинтересованного лица военного комиссариата Тамбовской области ФИО2, поддержавшую доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, распоряжением территориального управления по Тамбовской области Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 01.04.2005 №55-р «О закреплении на праве оперативного управления за Тамбовской квартирно-эксплуатационной частью Московского военного округа объектов недвижимости», здание военного комиссариата по г.Кирсанов, Кирсановскому, Гавриловскому и Уметскому районам Тамбовской области, расположенного по адресу: <...>, закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «Тамбовская квартирно-эксплуатационная часть».
31 августа 2007 года в ЕГРН внесена запись о праве оперативного управления ФГКУ «Тамбовская квартирно-эксплуатационная часть» на здание военного комиссариата по г. Кирсанов, Кирсановскому, Гавриловскому и Уметскому районам Тамбовской области.
На основании приказа Министерства обороны Российской Федерации № 1871 от 17 декабря 2010 года «О реорганизации Федеральных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» ФГКУ «Тамбовская квартирно-эксплуатационная часть» реорганизовано, её правопреемником является ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны Российской Федерации.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Министерством обороны России, осуществляя в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закреплённого за Вооружёнными Силами, не предпринято необходимых действий по оформлению права собственности Российской Федерации на здание военного комиссариата, право собственности не зарегистрировано. ФГКУ ЦТУИО не предпринято и не зарегистрировано право оперативного управления на это здание, что является нарушением законодательства о регистрации прав на недвижимое имущество Российской Федерации, а бездействие противоправным, нарушающим имущественные интересы Вооружённых сил Российской Федерации и Российской Федерации в целом.
Согласиться с такими выводами суда первой инстанции не представляется возможным, они не соответствуют нормам материального права, регулирующим рассматриваемые правоотношения, и фактическим обстоятельствам дела, не подтверждаются собранными по делу доказательствами.
В соответствии с пунктом «д» статьи 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная собственность и управление ею.
В силу положений п. 12 ст. 1, ст. 11, ст. 11.1, п. 1 ст. 26 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Спорное здание военного комиссариата относятся к имуществу, находящемуся в ведении Вооруженных Сил, в отношении которого согласно подпункту 71 п. 7 Положения о Минобороны России Министерство может осуществлять правомочия собственника. Данные правомочия указанному Министерству были предоставлены Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082.
Исходя из изложенного, имущество Вооружённых сил является собственностью Российской Федерации в силу закона из состава федеральной собственности и из владения Министерства обороны России не выбывало, а право собственности, возникшее в силу закона, не прекращалось.
Государственная регистрации права на недвижимое имущество – это юридический акт признания подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества ( часть 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218- ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Возлагая обязанность на административных ответчиков по оформлению права на здание военного комиссариата, суд пришел к выводу об обязанности в установленном порядке оформить права на здание в соответствии со статьями 130, 131,132,133.1,164 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 1,4,15 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218- ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Между тем, приведенные нормы не возлагают на административных ответчиков (пользователя, собственника объекта недвижимости) обязанность обратиться за осуществлением регистрации своего права; такие действия производятся по усмотрению заявителя и не ограничены каким – либо сроком, а их не выполнение не является нарушением законодательства. Таким образом, государственная регистрация права собственности в силу закона не является обязательной и носит исключительно заявительный характер.
Более того не имеется оснований полагать, что распоряжение территориального управления по Тамбовской области Федерального агентства по управлению федеральным имуществом о праве оперативного управления за Тамбовской квартирно-эксплуатационной частью Московского военного округа объектов недвижимости №55-р от 01.04.2005 было принято в отсутствие документа подтверждающего право собственности. При этом не имеется доказательств, свидетельствующих о том, что права Тамбовской КЭЧ и Российской Федерации на спорный объект недвижимости в установленном порядке не прекращались.
Помимо этого признавая бездействие незаконным, суд первой инстанции оставил без внимания тот факт, что бездействие это неисполнение административными ответчиками, возложенных на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими их полномочия. В данном случае судом не установлено, какие полномочия не исполнены административными ответчикам, возложенные на них нормативными или иным актами, а также в чем состоит нарушение прав и законных интересов государства, в защиту интересов которого, прокурор обратился с настоящим административным иском.
Ввиду чего выводы суда о нарушении интересов РФ несостоятельны, поскольку спорные объекты недвижимости принадлежат РФ в лице Минобороны РФ независимо от регистрации права собственности Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25 мая 2017 года № 1006-О указал, что в качестве одной из задач административного судопроизводства Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 2 статьи 3), а также гарантирует каждому заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов (часть 1 статьи 4). Применительно к судебному разбирательству по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, механизм выполнения данной задачи предусматривает обязанность суда по выяснению, среди прочего, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 9 статьи 226).
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) могут быть признаны незаконными только при одновременном нарушении ими законных прав и охраняемых законом интересов государства и несоответствии их закону или иному нормативному правовому акту.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии совокупности условий, предусмотренных частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для удовлетворения заявленных требований.
В силу пункта 1 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда об удовлетворении административных исковых требований не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований административного искового заявления.
Руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
о п р е д е л и л а :
решение Кирсановского районного суда Тамбовской области от 22 апреля 2019 года отменить.
Принять по административному делу новое решение, которым отказать военному прокурору Тамбовского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц в удовлетворении административного искового заявления к Министерству обороны Российской Федерации и Федеральному казенному учреждению «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании бездействия незаконным и возложении обязанности произвести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации и права оперативного управления Федерального казенного учреждения «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации на здание военного комиссариата.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий :
Судьи: