Судья Хахина А.М. Дело № 33а-2726/2020
УИД 76RS0017-01-2019-002075-45
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Ярославского областного суда в составе: председательствующего судьи Моисеевой О.Н.,
судей Федотовой Н.П., Архипова О.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Морозюк И.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле
9 июня 2020 года
административное дело по апелляционной жалобе представителя ФИО3 по доверенности ФИО4 на решение Ярославского районного суда Ярославской области от 26 декабря 2019 года, которым постановлено:
«В удовлетворении административных исковых требований ФИО3 отказать в полном объеме».
Заслушав доклад судьи Моисеевой О.Н., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО3 в порядке п.6 ст.39.5, 39.17 ЗК РФ, ч. 3 ст. 2 Закона Ярославской области от 27.04.2007 № 22-з «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», ст. 3 Закона Ярославской области от 08.04.2015 № 14-з «Об отдельных вопросах предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», обратился в МКУ «ЦЗР ЯМР» с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>. По результатам рассмотрения его заявления административным ответчиком был издан приказ от 04.09.2019г. № 56, которым ему было отказано в предоставлении в аренду земельного участка в связи с тем, что в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, опубликовано и размещено извещение о предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства.
ФИО3 обратился в суд с административным иском к МКУ «Центр земельных ресурсов Ярославского муниципального района Ярославской области» (далее по тексту - МКУ «ЦЗР ЯМР»), в котором просил:
-признать незаконным приказ МКУ «ЦЗР ЯМР» от 04.09.2019 № 56 «Об отказе ФИО3 в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов»,
-обязать МКУ «ЦЗР ЯМР» рассмотреть повторно его заявление в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу, без иных оснований.
ФИО3 считает, что данный приказ является незаконным, такой нормы права, изложенной в приказе, как основание для отказа не имеется. Ссылается на положения п.5 ст.39.17, 39.16 ЗК РФ. Также указывает, что извещение о проведении аукциона не опубликовано, участок никем не занят.
Судом принято вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда, вынесении по делу нового решения об удовлетворении административных исковых требований. Доводы жалобы сводятся к неправильному определению обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильному применению норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда в полном объеме, заслушав представителя ФИО3 по доверенности ФИО4 в поддержание доводов жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не содержит правовых оснований к отмене решения суда и подлежит оставлению без удовлетворения.
Отказывая в удовлетворении требований ФИО3, суд исходил из того, что испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен без проведения торгов со ссылкой на п.13 ст.39.16 ЗК РФ, поскольку в отношении земельного участка, указанного в заявлении, опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1статьи 39.18 ЗК РФ извещение о предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства и он является предметом аукциона, планируемого к проведению в соответствии со статьями 39.11.-39.12 ЗК РФ, в связи с чем обжалуемый приказ МКУ «ЦЗР ЯМР» от 04.09.2019 № 56 «Об отказе ФИО3 в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов» является законным и обоснованным.
С указанным выводом, мотивами, изложенными в решении, судебная коллегия соглашается, считает их правильными, основанными на материалах дела и законе.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО3 выдано удостоверение многодетной семьи № <данные изъяты> от <данные изъяты>. (л.д. 12), и он состоит на учете граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков в соответствии с Законом Ярославской области от 26.04.2007г. № 22-з.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона Ярославской области от 08.04.2015г. № 14-з «Об отдельных вопросах предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» граждане, имеющие трех и более детей и принятые на учет в качестве имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка на основании ч.3 ст.2 Закона Ярославской области от 27.04.2007г. № 22-з «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», имеют право на первоочередное приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта в аренду без проведения торгов в порядке, установленном Земельным кодексом РФ.
22.08.2019г. в МКУ «ЦЗР ЯМР» поступило заявление ФИО3 о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м из земель населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства со строительством индивидуального жилого дома, бани, хоз. построек, расположенного по адресу: <данные изъяты> (л.д. 76-80).
Приказом МКУ «ЦЗР ЯМР» от 04.09.2019г. № 56 в предоставлении земельного участка ФИО3 отказано на основании п.13 ст. 39.16 ЗК РФ, так как указанный в заявлении земельный участок является предметом аукциона, планируемого к проведению в соответствии со ст.ст.39.11 -39.12 ЗК РФ (л.д. 7).
Согласно п.п. 13 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 настоящего Кодекса извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности
Из материалов дела видно, что 05.06.2019г. в МКУ «ЦЗР ЯМР» поступило заявление ФИО о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м из земель населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства (л.д. 28).
По результатам рассмотрения указанного заявления земельной комиссией было принято решение о публикации извещения о возможности предоставления земельного участка.
В соответствии с ч.1 ст.39.18 ЗК РФ указанное извещение 27.06.2019 г. было опубликовано в газете «Ярославский агрокурьер» (л.д. 35), а также в сети интернет (л.д. 36).
01.07.2019г. и 29.07.2019г, то есть в течение 30 дней с момента опубликования, поступили заявления других граждан – ФИО1 и ФИО2 о намерении принять участие в аукционе на право заключения договора аренды, заинтересованного в этом же земельном участке (л.д.33, 37).
На основании п. 7 ст. 39.18 ЗК РФ приказом МКУ «ЦЗР ЯМР» от 08.07.2019г. № 34 ФИО также было отказано в предоставлении в аренду без проведения торгов указанного земельного участка.
Из имеющихся в материалах дела документов усматривается, что аукцион в отношении участка не проведен, поскольку Из пояснений представителя КУМИ Администрации ЯМР ЯО следует, что для проведения аукциона необходимо установить территорию общего пользования с внесением изменений в Правила землепользования и застройки Туношенского с/п ЯМР ЯО, провести зонирование территории, присвоить участку адрес. В настоящее время орган местного самоуправления предпринимает меры для выполнения данных работ.
При таких обстоятельствах, поскольку испрашиваемый земельный участок является предметом аукциона, планируемого к проведению в соответствии со статьями 39.11.-39.12 ЗК РФ, извещение о возможном предоставлении земельного участка в аренду действительно было опубликовано в сети «Интернет» и газете «Ярославский агрокурьер», в связи с поступившими заявлениями о предварительном согласовании предоставления участка, суд пришел к правильному выводу о том, что обжалуемый приказ МКУ «ЦЗР ЯМР» от 04.09.2019 № 56 «Об отказе ФИО3 в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов» является законным и обоснованным и правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Довод жалобы о том, что органом местного самоуправления после поступления заявления граждан не принято в недельный срок решение о проведении аукциона, предусмотренное п. 7 ст. 39.18 ЗК РФ, судебной коллегией не принимается как основанный на неправильном толковании норм материального права.
Исходя из смысла п. 7 ст. 39.18 ЗК РФ, решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка принимается в недельный срок только в отношении земельных участков, которые являются сформированными. В отношении земельных участков, которые лишь предстоит образовать, в недельный срок принимается только решение об отказе в предварительном согласовании предоставлении земельного участка. При этом нормативный срок принятия решения о проведении аукциона действующим законодательством не определен.
Довод жалобы о возникновении у уполномоченного органа в силу пп. 17 п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ обязанности отменить аукцион при поступлении заявления иного заинтересованного лица противоречит нормам действующего законодательства, поскольку МКУ «ЦЗР ЯМР» решение о проведении аукциона как самостоятельное решение по продаже права аренды земельного участка, не вытекающее из положений ст. 39.18 ЗК РФ, в отношении испрашиваемого участка, не принималось.
Доводы жалобы о том, что своим отказом МКУ «ЦЗР ЯМР» ущемил заявителя в праве на получение испрашиваемого земельного участка без торгов, несостоятельны. При поступлении заявлений от иных лиц о намерении участвовать в аукционе административный истец не был лишен права получения спорного участка в порядке, установленном законом.
Процедура предоставления земельных участков на публичных торгах направлена на создание гарантий равного доступа всех лиц к приобретению земельных участков из публичной собственности, исключение необоснованного приоритета земельных прав одних землепользователей по отношению к другим. В данном случае, подача нескольких заявлений о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов, при представлении от иных лиц заявлений о намерении участвовать в торгах, не может рассматриваться в качестве нарушающей права ФИО3 либо свидетельствовать о наличии у него приоритетного права на предоставление земельного участка без проведения торгов.
Наличие конкурентной заявки исключает возможность безоговорочного предоставления испрашиваемого земельного участка. В таком случае предоставление земельного участка может быть произведено исключительно посредством проведения торгов.
В целом доводы жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда и к переоценке имеющихся доказательств. С данной судом правовой оценкой, применением при разрешении спора норм материального права, судебная коллегия соглашается, оснований для иной оценки доказательств не имеется.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что вынесенное судом решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены в апелляционном порядке, в том числе по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Ярославского районного суда Ярославской области от 26 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФИО3 по доверенности ФИО4 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи