Судья Бехтерев Е.С. | № 33а-2727/2019 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 августа 2019 г. | г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Данилова О.И.,
судей Соляникова Р.В., Щепалова С.В.
при секретаре Сафоновой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам административного ответчика Отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по г.Костомукше и заинтересованного лица Министерства внутренних дел по Республике Карелия на решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 24 апреля 2019г. по административному исковому заявлению Иванова Э.А. к Отделению Министерства внутренних дел Российской Федерации по г.Костомукше об оспаривании бездействия.
Заслушав доклад судьи Соляникова Р.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный иск заявлен по тем основаниям, что в период нахождения Иванова Э.А. в изоляторе временного содержания ОМВД России по г.Костомукше (далее – ИВС) ему с (...) не предоставляли в полном объеме суточную норму питания. В частности, он был лишен макаронных изделий - 30 гр, маргариновой продукции - 20 гр, масла растительного - 20 гр, молока коровьего - 2 мл, яиц куриных - 2 шт. в неделю, горчичного порошка - 0,2 гр, томатной пасты - 3 гр, картофеля - 550 гр, овощей - 250 гр, киселя сухого витаминизированного - 25 гр, фруктов сушенных - 10 гр. Данные действия Иванов Э.А. просил признать незаконными.
Решением суда заявленные требования удовлетворены, оспариваемое бездействие по необеспечению минимальной нормой питания признано незаконным.
В апелляционных жалобах ОМВД России по г.Костомукше и МВД по Республике Карелия просят отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В обоснование жалобы ОМВД России по г.Костомукше указывает, что суд сослался на нормы питания, которыми предоставление куриных яиц не предусмотрено. Лица, содержащиеся в изоляторе временного содержания, должны обеспечиваться горячим питанием – завтраком, обедом и ужином. Услуги по приготовлению и доставке питания предоставляет индивидуальный предприниматель по сборнику рецептур от 18 марта 1968г. Все предусмотренные на сутки продукты разложены и предоставлены в виде готовых блюд. Отсутствующие продукты заменены другими. Блюда готовятся из продуктов, в состав которых входят яйца, картофель, масло, молоко, маргарин, овощи.
МВД по Республике Карелия указывает, что Иванов Э.А. был обеспечен горячим питанием в каждый из указанных им дней.
В возражениях относительно апелляционных жалоб административный истец просит оставить решение суда без изменения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель МВД по Республике Карелия Сергачева Е.К. поддержала доводы апелляционных жалоб.
Административный истец в разбирательстве дела не участвовал, извещен о времени и месте его рассмотрения, ходатайств об обеспечении его явки не заявлял.
Иные лица, участвующие в деле, в суд не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
По делу установлено, что в период с (...) административный истец, в отношении которого избрана мера пресечения в виде содержания под стражей, находился в ИВС.
В обозначенные периоды времени, как указывает административный истец, он не был обеспечен установленной нормой питания.
В соответствии с п. 9 ст. 17 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемые и обвиняемые имеют право получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях.
Подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации (ст. 22 названного закона).
Норма питания для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации, утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2005 № 205.
Административный истец ссылается на то, что в нарушение положений приведенного выше нормативного правового акта он ежедневно был лишен макаронных изделий - 30 гр, маргариновой продукции - 20 гр, масла растительного - 20 гр, молока коровьего - 2 мл, яиц куриных - 2 шт. в неделю, горчичного порошка - 0,2 гр, томатной пасты - 3 гр, картофеля - 550 гр, овощей - 250 гр, киселя сухого витаминизированного - 25 гр, фруктов сушенных - 10 гр.
Постановляя решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции посчитал установленным необеспечение Иванова Э.А. такими пищевыми продуктами, как маргариновая продукция, молоко коровье, яйцо куриное, картофель, овощи, кисель сухой витаминизированный или фрукты сушеные.
Однако суд не учел, что действующее законодательство не содержит положений о том, что указанные продукты в обязательном порядке должны присутствовать в ежедневном рационе лиц, к категории которых относится административный истец.
Так, согласно п. 4 Порядка применения норм питания и материально-бытового обеспечения для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации, лиц, подвергнутых административному аресту, на мирное время (приложение № 6 к приказу МВД России от 19.10.2012 № 966) в целях разнообразия питания задержанных или в случаях отсутствия положенных продовольственных товаров на складе разрешается при составлении раскладок продуктов заменять одни продовольственные товары другими в соответствии с нормами замены одних продуктов питания другими при организации питания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации, лиц, подвергнутых административному аресту.
Нормы замены одних продуктов питания другими при организации питания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации, лиц, подвергнутых административному аресту, содержатся в приложении № 5 к вышеназванному приказу.
Положения данного приказа предусматривают возможность замены обозначенных судом в решении продуктов иными продуктами питания (например, 100 г маргариновой продукции заменяется либо 67 г коровьего масла либо 100 г растительного; молоко коровье может быть заменено восемнадцатью позициями; картофель и овощи – пятью позициями; кисель сухой витаминизированный (фрукты сушеные) – тремя. Яйцо куриное в принципе не входит в состав нормы питания, а предусмотрено лишь в качестве замены других продуктов.
Таким образом, осуществление замены продуктов питания на другие не является нарушением прав лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания, поскольку она обеспечивает предоставление им полноценного рациона в соответствии с установленными нормами.
Данный вывод согласуется и с п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», согласно которому условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий. При разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц.
Однако судом не установлено, что в какой-либо из дней замена продуктов была произведена с нарушением установленных выше правил с существенным отклонением от утвержденных норм.
Административный истец на данные обстоятельства также не ссылается, а лишь ограничивается указанием всех дней его пребывания в ИВС и произвольным приведением перечня продуктов, предусмотренных указанной выше нормой питания.
Вместе с тем из справок-меню на питание, предоставляемое находящимся в спорный период в ИВС лицам, договора на оказание услуг по приготовлению и доставке питания для лиц, содержащихся в ИВС от (.....), калькуляционных карт блюд и утвержденного меню питания следует, что ингредиенты обозначенных в них блюд, в том числе с учетом правил о замене продуктов, по своему составу соотносятся с утвержденными нормами продовольственного обеспечения.
Со стороны Иванова Э.А. каких-либо жалоб относительно состава продуктов, присутствовавших в его рационе в период содержания в ИВС, не поступало, отказа от еды по данным основаниям места не имело, доказательств наступления каких-либо неблагоприятных последствий не представлено.
При таких обстоятельствах решение суда следует отменить как вынесенное с нарушением норм материального права, а также в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела (п.п. 3, 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ), а в удовлетворении административного иска - отказать.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 24 апреля 2019г. по настоящему делу отменить.
Принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска Иванова Э.А. к Отделению Министерства внутренних дел Российской Федерации по г.Костомукше об оспаривании бездействия
Председательствующий
Судьи