ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2733 от 20.10.2020 Тульского областного суда (Тульская область)

дело № 33а-2733 судья Исаковская Э.Л.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 октября 2020 года город Тула

Судебная коллегия по административным делам Тульского областного суда
в составе: председательствующего Щербаковой Н.В.,

судей Семеновой Т.Е., Голомидовой И.В.,

при секретаре Сычевой Е.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях на решение Советского районного суда г.Тулы от 21 апреля 2020 года по административному исковому заявлению Узловского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях об оспаривании бездействия.

Заслушав доклад судьи Щербаковой Н.В., судебная коллегия

установила:

Узловский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к Межрегиональному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях о признании бездействия незаконным и понуждении устранить нарушения требований законодательства, регулирующего содержание и эксплуатацию защитных сооружений гражданской обороны.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства о федеральной собственности в отношении защитных сооружений гражданской обороны (убежищ), расположенных на территории муниципального образования Узловский район Тульской области. В ходе проверки установлено, что защитное сооружение общей площадью 93,5 кв.м, расположенное по адресу: <...>, является объектом гражданской обороны.

Согласно выписке из реестра федерального имущества № <...> от <...> года осуществлена государственная регистрация права собственности Российской Федерации на данный объект гражданской обороны.

12 февраля 2020 года в ходе выездной проверки с участием представителя МУ «Центр гражданской обороны и защиты населения муниципального образования Узловский район» в присутствии начальника отдела управления земельным фондом, приватизации и управления ФГУП и АО Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях установлено, что защитное сооружение гражданской обороны общей площадью 93,5 кв.м, расположенное по адресу: <...>, кадастровый номер <...> не используется и не обслуживается. Техническое состояние сооружения не соответствует требованиям законодательства о гражданской обороне, устанавливающего технические требования к защитным сооружениям гражданской обороны. Сооружение к приему укрываемых не готово.

Просил суд признать бездействие Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях, выразившееся в ненадлежащем содержании и эксплуатации федерального имущества – защитного сооружения гражданской обороны кадастровый номер <...>, расположенного по адресу: <...>, незаконным, обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях устранить нарушения законодательства о гражданской обороне в срок к 31 мая 2021 года, а именно провести работы по ремонту: системы строительной конструкции, ограждающей конструкции: стен, потолков, имеющих трещины и обрушения, гидроизоляции строительных конструкций, системы вентиляции, системы энергоснабжения, системы водоснабжения, системы канализации, системы отопления, обваловки строительных конструкций, защитно-герметических дверей, оснастить защитное сооружение нарами и скамьями, контрольно-измерительными приборами, телефонной связью, провести ремонт помещений защитного сооружения гражданской обороны.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца старший помощник прокурора Советского района г. Тулы Аполлонов А.В. поддержал административное исковое заявление по тем же основаниям.

Представитель ответчика Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях по доверенности ФИО1 в судебном заседании суда первой инстанции возражал против удовлетворения исковых требований.

Представитель ГУ МЧС России по Тульской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, о причинах неявки не уведомил.

Решением Советского районного суда г. Тулы от 21 апреля 2020 года исковые требования Узловского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях о признании бездействия незаконным и понуждении устранить нарушения требований законодательства, регулирующего содержание и эксплуатацию защитных сооружений гражданской обороны, удовлетворены.

Судом признано незаконным бездействие Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях, выразившееся в ненадлежащем содержании и эксплуатации федерального имущества – защитного сооружения гражданской обороны (противорадиационное укрытие №1), общей площадью 93,2 кв.м, кадастровый номер <...>, расположенного по адресу: <...>.

На Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях возложена обязанность устранить нарушения законодательства о гражданской обороне в срок к 31 мая 2021 года, а именно провести работы по ремонту: системы строительной конструкции, ограждающей конструкции: стен, потолков, имеющие трещины и обрушения, гидроизоляции строительных конструкций, системы вентиляции, системы энергоснабжения, системы водоснабжения, системы канализации, системы отопления, обваловки строительных конструкций, защитно-герметических дверей, оснастить защитное сооружение нарами и скамьями, контрольно-измерительными приборами, телефонной связью, провести ремонт помещений защитного сооружения гражданской обороны (противорадиационное укрытие №1), общей площадью 93,2 кв.м, расположенное по адресу: <...>.

В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях просит решение суда отменить, как не законное и необоснованное ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельства дела.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 2 сентября 2020 года произведен переход к рассмотрению дела по апелляционной жалобе Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях на решение Советского районного суда г.Тулы от 21 апреля 2020 года по правилам административного судопроизводства.

В соответствии со ст.150 КАС РФ судебная коллегия рассмотрела административное дело по апелляционной жалобе в отсутствие извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом и не просившего об отложении судебного разбирательства представителя ГУ МЧС России по Тульской области.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения заместителя прокурора Узловской межрайонной прокуратуры Моториной Е.Л., представителя ответчика Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях по доверенности ФИО1, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

Часть 1 ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.

В соответствии с ч.2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с положениями Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации органами государственной власти, входит в предмет прокурорского надзора.

Как установлено судом первой инстанции, и следует из материалов дела, по адресу: <...> находится сооружение гражданской обороны, значащееся в реестре МЧС России под № <...> с инвентарным № <...>, тип ЗСГО - убежище А-V класса. Кадастровый номер объекта <...>, правообладателем объекта значится Российская Федерация, право собственности зарегистрировано 28.10.2016, что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 27.02.2020.

Узловской межрайонной прокуратурой 12 февраля 2020 года проведена выездная проверка содержания и использования защитного сооружения гражданской обороны по адресу: <...>, по результатам которой составлен акт от 12.02.2020.

Указанным актом выявлены следующие недостатки сооружения: состояние строительных конструкций: конструкции входов и выходов выполнены согласно проекту. На протяжении многих лет зимой защитное сооружение не отапливается, что приводит к периодическому промерзанию ограждающих конструкций. На момент проверки двери на входах в ЗС ГО раскрыты. Ограждающие конструкции имеют трещины на потолке. Из-за циклических изменений температуры, так как ЗС и ГО не отапливается, на потолке в помещении для размещения укрываемых отслоилась штукатурка и обрушилась.

Гидроизоляция строительных конструкций нарушена, уровень грунтовых вод в весенний период достигает 0,6 метра выше отметки пола. Вследствие подтоплений и наличия микротрещин в стенах повышенная влажность. Стены помещений окрашены масляной краской, отсырели, краска отслаивается.

Состояние системы вентиляции: вентиляция приточно-вытяжная с электромеханическим побуждением находится в нерабочем состоянии. Фильтры-поглотители ФП-100У в количество трех штук, установленные на фильтро-вентилляционной установке ФВА-49 механических повреждений не имеют, но непригодны к эксплуатации, так как установлены более 65 лет назад, корпуса фильтров местами проржавели из-за высокой влажности и подтоплений грунтовыми водами в весенний период. На электроручном вентиляторе установки отсутствует электродвигатель ЭРВ-49-4. Воздуховоды выполнены из жести, имеют круглое сечение, окрашены, имеют пятна ржавчины, механических повреждений не имеют.

Состояние системы энергоснабжения: система энергоснабжения не функционирует, электроэнергия отключена, электропроводка отсырела, местами не закреплена. Сопротивление изоляции электропроводки не проверялось, отдельные выключатели требуют замены, не все осветительные приборы закреплены и имеют плафоны.

Состояние системы водоснабжения: система водоснабжения отключена, раковины установлены, снабжены водоразборными кранами, окраска труб соответствует требованиям. Из-за повышенной влажности трубы ржавые, а от воздействия низких температур разморожены.

Состояние системы канализации: канализация в нерабочем состоянии, санузлы укомплектованы согласно проекту, задвижки заржавели, окраска труб соответствует требованиям.

Состояние системы отопления: система отопления не функционирует, вследствие воздействия низких температур трубы и отопительные регистры разморожены.

Обваловка строительных конструкций нарушена, заросла деревьями и кустарником. Защитно-герметические двери в количестве двух штук марки МД-2, герметические двери в количестве двух штук марки МД-3 окрашены, в правом верхнем углу нанесены маркировочные пятна, в которых проставлена нумерация дверей согласно схеме. Профильная резина утратила свою эластичность и нуждается в замене.

Нарами и скамьями ЗС ГО не оснащено, в мирное время не используется, контрольно-измерительными приборами не оснащено, телефонная связь отключена. Ремонт помещений не проводился. Защитное сооружение не используется по предназначению, к приему укрываемых не готово.

Таким образом, по результатам проверки комиссия пришла к выводу о том, что защитное сооружение к приему укрываемых не готово и фактически требует ремонта.

С учетом изложенного, ввиду того, что до настоящего времени Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях не обеспечивает ненадлежащее содержание и эксплуатацию федерального имущества – защитного сооружения гражданской обороны, административный истец обратился в суд с указанным административным иском.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконном бездействии Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях, выразившемся в ненадлежащем содержании объекта гражданской обороны.

С данными выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия, поскольку они основаны на материалах дела и приняты в соответствии с нормами действующего законодательства, регулирующими данный вид правоотношений.

Полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 432 осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Агентство).

В пункте 4 Положения о межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях, утвержденного приказом Агентства от 19 декабря 2016г. № 469, определено, что территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьями 1, 2 и 6 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона представляет собой мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты. Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне. Убежище – это защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах.

Приказом Росстандарта от 21.07.2015 N 951-ст утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 42.4.03-2015 «Гражданская оборона. Защитные сооружения гражданской обороны. Классификация. Общие технические требования», содержащий требования к состоянию объектов гражданской обороны.

Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, рассчитанные на случаи режима повседневной деятельности, военного времени, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно пункту 3.2.1 Правил при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

Пункт 6.1.1 содержит перечень мероприятий по подготовке защитного сооружения гражданской обороны к приему укрываемых, которые включают подготовку проходов к ЗС ГО, установку указателей и световых сигналов "Вход"; открытие всех входов для приема укрываемых; освобождение помещений от лишнего имущества и материалов; установку в помещениях нар, мебели, приборов и другого необходимого оборудования и имущества (при этом необходимо сохранять максимальную вместимость ЗС ГО) согласно рекомендуемому перечню, приведенному в приложении N 18; проведение расконсервации инженерно-технического оборудования; снятие обычных дверей, пандусов и легких экранов с защитно-герметических и герметических дверей; оценку исправности защитно-герметических и герметических дверей, ставней и их затворов; закрытие всех защитно-герметических устройств в технологических проемах (грузовые люки и проемы, шахты лифтов и т.п.); закрытие и герметизацию воздухозаборных и вытяжных отверстий и воздуховодов системы вентиляции мирного времени, не используемых для вентиляции убежищ (укрытий); оценку состояния и освобождения аварийного выхода, закрытие защитно-герметических ворот, дверей и ставней; оценку работоспособности систем вентиляции, отопления, водоснабжения, канализации, энергоснабжения и отключающих устройств; расконсервацию оборудования защищенных ДЭС и артезианских скважин; заполнение при необходимости емкостей горючих и смазочных материалов; оценку убежища на герметичность; открытие санузлов, не используемых в мирное время. Санузлы, используемые в мирное время как подсобные помещения, освобождаются и подключаются к системе канализации и водоснабжения; оценку наличия аварийных запасов воды для питьевых и технических нужд, подключение сетей убежища к внешнему водопроводу и пополнение аварийных запасов воды, расстановку бачков для питьевой воды; переключение системы освещения помещений на режим убежища (укрытия); установку и подключение репродукторов (громкоговорителей) и телефонов; оценку и доукомплектование, в случае необходимости, инструментом, инвентарем, приборами, средствами индивидуальной защиты; проветривание помещений ЗС ГО, добиваясь в необходимых случаях снижения СО2 и других вредных газов, выделявшихся в помещениях при использовании их в мирное время, до безопасных концентраций - СО2 (до 0,5%) и других газов - согласно санитарным нормам проектирования промышленных предприятий.

Статьей 7 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" предусмотрена обязанность федеральных органов исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществлять меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.

На основании приложения N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-I «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты гражданской обороны, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности.

Управление и распоряжение указанным имуществом согласно пункту 15 Постановления осуществляет Правительство Российской Федерации.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Обязанность по содержанию связана с необходимостью несения расходов по поддержанию имущества в надлежащем состоянии (проведению текущего и капитального ремонта зданий, сооружений и т.п.), перенесение собственником бремени содержания имущества (полностью или частично) на других лиц возможно в случаях, указанных в законе или договоре.

Данное положение реализуется посредством принятия ведомственных нормативно-методических документов и нормативов, регламентирующих порядок содержания федерального имущества, находящегося в ведении соответствующего министерства и подведомственных ему служб и агентств, в том числе в части определения стоимости эксплуатационных затрат.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Дав оценку представленным по делу доказательствам по правилам ст. 84 КАС РФ, суд первой инстанции пришёл к выводу о бездействии административного ответчика, выразившегося в ненадлежащем содержании федерального имущества – защитного сооружения гражданской обороны.

Указанный вывод сомнений у судебной коллегии не вызывает.

Также судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, полномочия собственника в отношении защитного сооружения по адресу: <...>, вопреки доводам апелляционной жалобы, осуществляет именно ответчик. Поскольку указанный объект гражданской обороны находится в ненадлежащем состоянии, требованиям к техническому состоянию объекта гражданской обороны не отвечает, имеет место бездействие со стороны ответчика.

Доводы представителя ответчика о том, что муниципальное образование Узловский район не нуждается в данном сооружение правового значения для разрешения спора не имеет, поскольку данный объект с учета объектов гражданской обороны не снят.

Между тем, с учетом содержащихся неточностей в наименовании объекта гражданской обороны судебная коллегия считает необходимым решение Советского районного суда г.Тулы от 21 апреля 2020 года в части удовлетворения требований о признании незаконным бездействия Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях, выразившегося в ненадлежащем содержании объекта гражданской обороны, изменить, указав наименование объекта гражданской обороны, как объекта, значащегося в реестре МЧС России под № <...> с инвентарным № <...>, тип ЗСГО- убежище А-V класса, площадью 93,5 кв.м.

Одновременно, решение Советского районного суда г.Тулы от 21 апреля 2020 года в части удовлетворения требований о признании незаконным бездействия Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях, выразившегося в ненадлежащей эксплуатации объекта гражданской обороны, значащегося в реестре МЧС России под № <...> с инвентарным № <...>, тип ЗСГО- убежище А-V класса, надлежит отменить, поставив новое решение об оставлении административного искового заявления без удовлетворения, поскольку указанный объект не эксплуатируется, что не оспаривали участники процесса и следует из материалов дела.

Согласно ч.ч.1,3 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться: указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

В целях устранения допущенных нарушений, судом первой инстанции на Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях возложена обязанность провести работы по ремонту: системы строительной конструкции, ограждающей конструкции: стен, потолков, имеющие трещины и обрушения, гидроизоляции строительных конструкций, системы вентиляции, системы энергоснабжения, системы водоснабжения, системы канализации, системы отопления, обваловки строительных конструкций, защитно-герметических дверей, оснастить защитное сооружение нарами и скамьями, контрольно-измерительными приборами, телефонной связью, провести ремонт помещений защитного сооружения гражданской обороны (противорадиационное укрытие №1), общей площадью 93,2 кв.м, расположенное по адресу: <...>.

Между тем, избранный способ устранения допущенных нарушений при содержании спорного объекта гражданской обороны судом надлежащим образом не обоснован. Целесообразность и возможность проведения именного этого объема восстановительных работ надлежащим образом не проверена.

С учетом изложенного, судебная коллегия считает необходимым изменить способ устранения допущенного нарушения, возложив на Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях обязанность устранить нарушения законодательства о гражданской обороне путем приведения технического состояния объекта гражданской обороны, как объекта, значащегося в реестре МЧС России под № <...> с инвентарным № <...>, тип ЗСГО - убежище А-V класса в соответствие с законодательством о гражданской обороне, устанавливающего технические требования к защитным сооружениям гражданской обороны.

Доводы апелляционной жалобы аналогичны представленным в суде первой инстанции пояснениям, выводы суда не опровергают, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной ответчиком в суде первой инстанции, являвшейся предметом исследования и нашедшей отражение и правильную оценку в решении суда.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом неправильно определены юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для дела, применены нормы материального и процессуального права, судебная коллегия находит несостоятельными, не основанными на материалах дела.

Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к названным выводам со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении.

Руководствуясь ст. ст. 308, 309, 310 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г.Тулы от 21 апреля 2020 года в части удовлетворения требований о признании незаконным бездействия Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях, выразившегося в ненадлежащей эксплуатации объекта гражданской обороны, значащегося в реестре МЧС России под № <...> с инвентарным № 02743<...>, тип ЗСГО- убежище А-V класса, отменить, поставив новое решение об оставлении административного искового заявления без удовлетворения;

решение Советского районного суда г.Тулы от 21 апреля 2020 года в части удовлетворения требований о признании незаконным бездействия Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях, выразившегося в ненадлежащем содержании объекта гражданской обороны, изменить, указав наименование объекта гражданской обороны, как объекта, значащегося в реестре МЧС России под № <...> с инвентарным № <...>, тип ЗСГО- убежище А-V класса, площадью 93,5 кв.м;

решение Советского районного суда г.Тулы от 21 апреля 2020 года в части обязания Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях устранить нарушения законодательства о гражданской обороне и проведении работ по ремонту изменить, возложив на Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях обязанность устранить нарушения законодательства о гражданской обороне путем приведения технического состояния объекта гражданской обороны, как объекта, значащегося в реестре МЧС России под № <...> с инвентарным № <...>, тип ЗСГО- убежище А-V класса в соответствие с законодательством о гражданской обороне, устанавливающего технические требования к защитным сооружениям гражданской обороны.

Председательствующий

Судьи