33а-2749 | судья Кондакова О.В. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 ноября 2016 года | г. Рязань |
Судебная коллегия по административным делам Рязанского областного суда в составе:
председательствующего судьи Воейкова А.А.,
судей Лукашевича В.Е., Хмельниковой Е.А.
при секретаре Васюговой М.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке дело по апелляционной жалобе административного ответчика Рязанского городского казачьего общества на решение Железнодорожного районного суда г. Рязани от 30 августа 2016 года по делу по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области к Рязанскому городскому казачьему обществу о ликвидации некоммерческой организации.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Хмельниковой Е.А., объяснения представителя административного ответчика Абрамова О.И., поддержавшего апелляционную жалобу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области обратилось в суд с административным иском к Рязанскому городскому казачьему обществу о ликвидации.
Свои требования мотивировало тем, что 30.07.2007 года Управлением Федеральной регистрационной службы по Рязанской области было зарегистрировано Рязанское городское казачье общество, которому присвоен регистрационный № 4.
02.08.2007 года на основании Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» сведения о Рязанском городском казачьем обществе внесены в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером - 3.
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, адрес (место нахождения) казачьего общества: <…>; атаманом, лицом, имеющем право действовать без доверенности, является ФИО1.
Деятельность РГКО осуществляется с неоднократными и грубыми нарушениями действующего законодательства.
1. В нарушение требований п. 3.2. ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и п. 2 Приказа Минюста России от 17.10.2010 года N 252 "О порядке размещения в сети интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций" казачьим обществом не исполнена обязанность по размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" отчетов и сообщений о продолжении своей деятельности за 2011 г., 2012 г., 2013 г., 2014 г., 2015 г.
2. В нарушение требований п. 7 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» казачье общество с 11.06.2013 года до настоящего времени не представило в Управление Министерства юстиции РФ по Рязанской области документы об изменении адреса (место нахождение) постоянно действующего руководящего органа казачьего общества, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией, для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган, что указывает на содержание в ЕГРЮЛ недостоверных сведений о РГКО.
3. Согласно п. 1 Устава Рязанского городского казачьего общества (в действующей редакции от 22.04.2007) Рязанское городское казачье общество является добровольным, первичным объединением граждан Российской Федерации и членов их семей - жителей г. Рязани, в форме некоммерческой организации, образованным в соответствии с федеральным законодательством, внесенным в государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации, члены которого в установленном законом порядке приняли на себя обязательства по несению государственной и иной службы.
В нарушение требований Федерального закона от 05.12.2005 № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» Рязанское городское казачье общество, с момента государственной регистрации не представило в Управление Минюста России по Рязанской области необходимые документы о внесении в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.
Следовательно, не является казачьим обществом, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а п. 1 Устава казачьего общества содержит недостоверные сведения.
4. В нарушение с п. 1 ст. 24 ФЗ «О некоммерческих организациях» коды и виды экономической деятельности, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не соответствуют целям деятельности РГКО, отраженным в Уставе.
5. В нарушение с п. 7 ст. 5 Федерального закона от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества", Указа Президента РФ от 09.02.2010 г. N 169 "О чинах членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации" члены казачьего общества имеют чины, порядок присвоения, которых не соответствует требованиям закона.
6. Пункт 4 Устава содержит недостоверные сведения о вхождении в состав Рязанского отдельского казачьего общества, входящего в состав Войскового казачьего общества «Центральное казачье войско».
Рязанское городское казачье общество (ОГРН - <…> от 02.08.2007) структурным подразделением Рязанского отдельского казачьего общества (ОГРН - <…> от 08.04.2013) не является. Информация о вхождении в состав Войскового казачьего общества «Центральное казачье войско» Рязанского городского казачьего общества, а также Рязанского отдельского казачьего общества в Управлении отсутствует.
7. В нарушение п. 4 ст. 52 ГК РФ Устав казачьего общества в действующей редакции не содержит сведения об организационно-правовой форме организации.
8. Устав РГКО содержит сведения об использовании круглой печати со своим наименованием, штампов, бланков, а также символики, подлежащей государственной регистрации и учету в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Однако, в нарушение п. 5 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» описание символики не содержится в учредительных документах юридического лица.
По выявленным нарушениям, казачьему обществу были вынесены предупреждения от 25.05.2016 № 62/02 - 2212, № 62/02 - 2213, от 26.05.2016 №62/02 - 2228, № 62/02 - 2229, от 07.06.2016 № 62/02 - 2422, № 62/02 - 2423 о необходимости устранить выявленные нарушения и представить в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области в установленные в предупреждениях сроки необходимые документы до 27 июня 2016 года и до 13 июля 2016 года.
Однако, в установленные сроки требования Управления, предусмотренные ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», казачьим обществом не выполнены, необходимые документы не представлены, почтовая корреспонденция вернулась в Управление с отметками «нет № дома», «по истечению срока».
Следовательно, Рязанское городское казачье общество неоднократно нарушило требования, установленные ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и положения Устава, что в соответствии с п. 10 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» является основанием для обращения уполномоченного органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области просило ликвидировать Рязанское городское казачье общество.
Решением Железнодорожного районного суда г.Рязани требования административного истца удовлетворены. В апелляционной жалобе представитель административного ответчика просит решение суда отменить, в удовлетворении административного иска отказать. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение и толкование судом норм материального права. Указывает на нарушение норм процессуального права, выразившееся в рассмотрении дела в отсутствие Восточного окружного казачьего общества ВКО «Центральное казачье войско», необоснованном отказе в удовлетворении ходатайства о привлечении данного общества к участию в деле в качестве заинтересованного лица. Ссылается на то, что данное общество создано путем объединения казачьих обществ, в том числе Рязанского городского казачьего общества.
Также полагает недоказанным наличие неоднократных грубых нарушений законов «О некоммерческих организациях», «О государственной службе российского казачества». Выводы суда о наличии данных нарушений, по мнению апеллятора, противоречат представленным доказательствам.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения, судебная коллегия не находит оснований для его отмены ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 и пунктом 10 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены ГК Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных этой статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
В соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 30.07.2007 года Управлением Федеральной регистрационной службы по Рязанской области было зарегистрировано Рязанское городское казачье общество, которому присвоен регистрационный № 6215010004.
02.08.2007 года сведения о Рязанском городском казачьем обществе внесены в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером - 3.
Согласно Уставу Рязанского городского казачьего общества, утвержденному 22.04.2007 г., Рязанское городское казачье общество является добровольным, первичным объединением граждан Российской Федерации и членов их семей - жителей г. Рязани, в форме некоммерческой организации, образованное в соответствии с федеральным законодательством, внесенное в государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации, члены которого в установленном законом порядке приняли на себя обязательства по несению государственной и иной службы (пункт 1).
На момент создания Рязанского городского казачьего общества действующая редакция Федерального закона "О государственной службе российского казачества" от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ (п. 3 ч. 1 ст. 2) определяла, что казачьим обществом является добровольное объединение граждан Российской Федерации в форме некоммерческой организации, образованное в соответствии с федеральным законодательством, внесенное в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации и члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы
Действующая редакция данной нормы определяет казачье общество казачье общество как форму самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества в соответствии с федеральным законодательством (некоммерческая организация). Казачье общество создается в виде хуторского, станичного, городского, районного (юртового), окружного (отдельского) или войскового казачьего общества, члены которого в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Управление казачьим обществом осуществляется высшим органом управления казачьего общества, атаманом казачьего общества, а также другими органами управления казачьего общества, образуемыми в соответствии с уставом казачьего общества. Казачье общество в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежит внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;
Аналогичное понятие содержится в части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", введенной Федеральным законом от 3 июня 2009 г. N 107-ФЗ.
Положениями вступившей в законную силу 1.09.2014 года главы 4 Гражданского кодекса (подп. 5 п. 3 ст. 50 и ст. 123.15) установлено, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.
Решение о внесении в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации хуторского, станичного, городского или районного (юртового) казачьего общества принимается территориальным органом органа, уполномоченного в области ведения реестра, по месту нахождения соответствующего казачьего общества (пункт 5 ст. 6 Федерального закона N 154-ФЗ).
Указом Президента РФ от 21.09.2003 N 1096 (в ред. от 30.04.2009) установлено, что федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным вести государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, является Министерство юстиции Российской Федерации.
Пунктом 2 приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 13.10.2011 № 355 «Об утверждении порядка ведения государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации» предусмотрено, что ведение государственного реестра в отношении хуторских, станичных, городских, районных (юртовых) казачьих обществ осуществляют территориальные органы Министерства юстиции по месту нахождения казачьих обществ.
Для внесения казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации атаманом казачьего общества представляются документы, предусмотренные пунктом 6 статьи 6 Федерального закона от 05.12.2005 № 154-ФЗ.
Однако, из материалов дела следует, что Рязанское городское казачье общество в нарушение приведенных положений законодательства в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации не внесено, с момента государственной регистрации установленные законом документы о внесении в данный реестр в Управление Минюста России по Рязанской области не представило, а Устав казачьего общества содержит недостоверные сведения.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о грубом нарушении административным ответчиком требований законодательства, которым установлено, что как некоммерческая организация казачье общество может существовать только при условии внесения его в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.
Помимо этого судом установлены иные нарушения Рязанским городским казачьим обществом требований действующего законодательства.
Так, в нарушение требований, предусмотренных пунктами 3, 3.1 и 3.2 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ, Рязанское городское казачье общество не размещало в сети Интернет и средствах массовой информации отчеты и сообщения о продолжении своей деятельности за 2011 г. - 2015 г.
В нарушение п. 7 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» Рязанское ГКО не представило в Управление Министерства юстиции РФ по Рязанской области предусмотренные законом документы об имевшем место в 2013 году изменении адреса казачьего общества для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.
Доводы представителя административного ответчика о размещении указанной информации в сети Интернет на сайте «Казаки-62» и о предпринятых действиях по представлению в уполномоченный орган документов об изменении адреса казачьего общества были предметом проверки суда первой инстанции и правильно отклонены, как не нашедшие подтверждения бесспорными доказательствами. Представленным административным ответчиком в подтверждение данных доводов доказательствам судом дана надлежащая оценка.
Также судом установлено, что в нарушение пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" коды и виды экономической деятельности, содержащиеся в ЕГРЮЛ (деятельность по обеспечению общественного порядка и безопасности, выращивание зернобобовых культур, выращивание зерновых культур, смешанное сельское хозяйство, деятельность в области спорта, издательская деятельность, торговля сельскохозяйственным сырьем и живыми животными, предоставление услуг в области лесоводства) Уставом общества не предусмотрены и не соответствуют целям его деятельности.
Устав организации содержит недостоверные сведения о том, что общество является структурным подразделением Рязанского отдельского казачьего общества, входящего в состав Войскового казачьего общества «Центральное казачье войско».
В нарушение п.5 ст.3 Закона "О некоммерческих организациях" в Уставе не содержится описание используемой обществом символики.
Порядок присвоения чинов не соответствует требованиям Указа Президента РФ от 09.02.2010 № 169 «О чинах членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации».
По выявленным нарушениям Управлением Министерства юстиции РФ по Рязанской области казачьему обществу были вынесены предупреждения от 25.05.2016 №, №, от 26.05.2016 № - 2228, № - 2229, от 07.06.2016 № - 2422, № - 2423 о необходимости устранить выявленные нарушения и представить в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области в установленные в предупреждениях сроки необходимые документы до 27 июня 2016 года и до 13 июля 2016 года.
Предупреждения направлены по месту нахождения юридического лица, содержащемуся в ЕГРЮЛ (<…>), и по месту жительства лица, имеющего права действовать без доверенности, атаману ФИО1.
В установленные сроки требования Управления казачьим обществом не выполнены, необходимые документы не представлены, почтовая корреспонденция вернулась в Управление с отметками «нет № дома», «по истечению срока».
Распоряжением начальника Управления Министерства юстиции РФ по Рязанской области от 02.08.2016 г. № 454-р назначено проведение внеплановой документарной проверки РГКО, срок проведения которой установлен с 08.08.2016 г. по 19.08.2016 г.
По результатам проведенной проверки установлено, что деятельность казачьего общества осуществляется с теми же нарушениями положений Устава и федерального законодательства, об устранении которых вынесено предупреждение от 19.08.2016 г. в адрес юридического лица об устранении в срок до 26.09.2016 г.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд пришел к выводу о наличии оснований для ликвидации Рязанского городского казачьего общества, поскольку деятельность данного общества осуществляется с неоднократными и грубыми нарушениями закона.
Судебная коллегия с данным выводом суда первой инстанции соглашается, поскольку он основан на обстоятельствах дела и правильном применении норм материального права.
Не усматривает судебная коллегия и допущенных при рассмотрении дела процессуальных нарушений.
Доводы представителя административного ответчика о том, что в данном административном деле затронуты права лица, не привлеченного к участию в деле, а именно, Восточного окружного казачьего общества Войскового казачьего общества «Центральное казачье войско», правильно отклонены судом.
Из материалов дела не усматривается, что решение суда по данному делу может повлиять на права и обязанности Восточного окружного казачьего общества Войскового казачьего общества «Центральное казачье войско», поскольку согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц на Рязанское городское казачье общество и Восточное окружное казачье общество Войскового казачьего общества «Центральное казачье войско» это самостоятельные юридические лица, не входящие структурно в состав друг друга.
В связи с этим ходатайство о привлечении Восточного окружного казачьего общества Войскового казачьего общества «Центральное казачье войско» в качестве заинтересованного лица оставлено без удовлетворения соответствующим определением суда, законность которого подтверждена судебной коллегией по результатам рассмотрения частной жалобы на данное определение.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г. Рязани от 30 августа 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Рязанского городского казачьего общества – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи