ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2749/17 от 24.08.2017 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

Судья (...)

№ 33а-2749/2017

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Данилова О.И.,

судей Соляникова Р.В., Щепалова С.В.,

при секретаре Пушаевой А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 16.05.2017 по административному исковому заявлению Карельской таможни к Ванькиной О.В. о взыскании суммы пени.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Административный иск заявлен по тем основаниям, что в связи с неуплатой задолженности по пеням, указанной в требовании об уплате таможенных платежей, направленной в адрес Ванькиной О.В., таможенный орган просил суд взыскать с административного ответчика пени в размере 83562 руб. 60 коп. за период с 07.09.2009 по 21.04.2016.

Решением суда заявленные требования удовлетворены. С административного ответчика взысканы пени в указанном выше размере, в доход бюджета Кондопожского муниципального района – государственная пошлина в размере 2706 руб. 88 коп.

С принятым судебным постановлением не согласен административный ответчик, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение, применив срок исковой давности и снизив размер взыскиваемой суммы пени.

В возражениях на апелляционную жалобу Карельская таможня выражает согласие с решением суда первой инстанции.

Административный ответчик и его представитель Рабоченко Н.И. в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержали, пояснили, что полагают также незаконным начисление пеней на таможенную недоимку в период предоставления отсрочки ее уплаты судом.

Представители административного истца Малиновская В.В. и Ершов С.П. в судебном заседании суда апелляционной инстанции против доводов апелляционной жалобы возражали.

Заслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 151 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №311-ФЗ) пенями признаются установленные настоящей статьей денежные суммы, которые плательщик таможенных пошлин, налогов обязан выплатить в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

В соответствии с частью 1 статьи 152 Федерального закона № 311-ФЗ требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) процентов.

При неисполнении требования об уплате таможенных платежей (уточненного требования об уплате таможенных платежей) в сроки, установленные настоящей статьей, таможенные органы принимают меры по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов в соответствии с настоящей главой (частью 17 статьи 152 Федерального закона № 311-ФЗ).

В силу частей 1, 3 статьи 150 Федерального закона № 311-ФЗ принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится с плательщиков таможенных пошлин, налогов либо за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены. До применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 152 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 154 и частью 2 статьи 157 настоящего Федерального закона, а также если плательщиком таможенных пошлин, налогов является таможенный орган.

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов. Уменьшение размера начисленных пеней, а также предоставление отсрочки или рассрочки уплаты пеней не допускаются (части 2, 4 статьи 151 Федерального закона № 311-ФЗ).

В соответствии с частью 10 статьи 151311-ФЗ пени уплачиваются одновременно с уплатой неуплаченных сумм таможенных пошлин, налогов или после уплаты таких сумм, но не позднее одного месяца со дня уплаты сумм таможенных пошлин, налогов.

Аналогичные положения содержались в статьях 348, 349 Таможенного кодекса Российской Федерации (в редакции, предшествующей вступлению в силу Федерального закона № 311-ФЗ).

При неуплате или неполной уплате плательщиком в установленный настоящим Кодексом срок таможенных пошлин, налогов уплачиваются пени. Порядок начисления, уплаты, взыскания и возврата пеней устанавливается законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов и пеней (пункт 4 статьи 91 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.05.2016 № 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства» в целях компенсации потерь казны, вызванных несвоевременным поступлением таможенных пошлин и налогов, за каждый день просрочки в их уплате взимаются пени, уменьшение начисленного размера которых, в силу части 4 статьи 151 Закона о таможенном регулировании, не допускается.

Из материалов дела следует, что 06.03.2009 Карельской таможней в адрес Ванькиной О.В. было выставлено требование об уплате таможенных платежей и пени № (...) на сумму 196 563 руб. 82 коп. (таможенные платежи – 172 746 руб. 41 коп., пени за период с 09.03.2008 по 06.03.2009 – 23 817 руб. 41 коп.), которое в установленный срок не было исполнено. Решением Кондопожского городского суда Республики Карелия от 21.01.2010 с Ванькиной О.В. в пользу Карельской таможни взыскана задолженность в размере 196 563 руб. 82 коп. Указанное решение суда вступило в законную силу 23.03.2010 и исполнено в принудительном порядке: в части взыскания таможенных платежей в размере 172 746 руб. 41 коп. в период с 22.06.2010 по 21.04.2016; пени в размере 23 817 руб. 41 коп. в период с 21.04.2016 по 26.07.2016. Требование от 22.12.2016 № (...) об уплате пени за период с 07.03.2009 по 21.04.2016 включительно в сумме 83 562 руб. 60 коп. административный ответчик не исполнил. При этом уплата образовавшейся задолженности в соответствии с направленным требованием должна быть осуществлена в срок не позднее 20 дней со дня его вручения (получения), требование получено административным ответчиком 29.12.2016.

Удовлетворяя требования таможенного органа, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что днем наступления события, влекущего обязанность Ванькиной О.В. уплатить пени за несвоевременное исполнение обязанностей по уплате таможенных платежей является 21.04.2016 – день внесения последнего платежа в счет погашения задолженности, следовательно, срок исковой давности для взыскания пеней, о пропуске которого заявил административный ответчик, не истек.

Не усматривает судебная коллегия оснований для изменения или отмены решения и по основаниям наличия рассрочки исполнения решения Кондопожского городского суда Республики Карелия от 21.01.2010 по взысканию 196 563 руб. 82 коп.

Как уже было указано выше, пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин.

Действительно, кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 31.08.2010 Ванькиной О.В. была предоставлена рассрочка по 2000 руб. до полного погашения сумм, взысканных решением Кондопожского городского суда Республики Карелия от 21.01.2010.

Вместе с тем, анализ таможенного законодательства (статьи 83 Таможенного кодекса Таможенного союза, статьи 132 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», Соглашения об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин (заключено в г. Санкт-Петербурге 21.05.2010) позволяет прийти к выводу, что датой прекращения уплаты пеней в связи с предоставленной рассрочкой является дата предоставления такой рассрочки только самим таможенным органом, который может предоставить такую рассрочку на срок не более шести месяцев и с начислением на сумму рассрочки процентов.

Рассрочка же предоставленная судебным решением без какого-либо возмещения государству компенсации потерь в результате недополучения таможенных платежей в срок не является основанием для прекращения обязанности по уплате пеней или изменения срока ее уплаты, а лишь освобождает должника от применения к нему мер воздействия со стороны службы судебных приставов.

При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил заявленные административным истцом требования и взыскал с Ванькиной О.В. пени за период с 07.03.2009 (следующий день начисления пени) по 21.04.2016 (день погашения задолженности по уплате таможенных платежей в полном объеме) в размере 83 562 руб. 60 коп.

С учетом изложенного, поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке.

Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 16.05.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи