ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-27501/19 от 19.08.2019 Московского областного суда (Московская область)

Судья: Лапшина И. А. Дело <данные изъяты>а-27501/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Хлопушиной Н.П.,

судей Редченко Е.В., Вороновой М.Н.,

с участием прокурора Смирновой М.В.,

при секретаре Подкопаевой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании <данные изъяты> апелляционную жалобу избирательного объединения «Региональное отделение Политической П. «РОССИЙСКАЯ П. П. ЗА СОЦИАЛЬНУЮ СПРАВЕДЛИВОСТЬ» в <данные изъяты>» на решение Долгопрудненского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по административному исковому заявлению избирательного объединения «Региональное отделение Политической П. «РОССИЙСКАЯ П. П. ЗА СОЦИАЛЬНУЮ СПРАВЕДЛИВОСТЬ» в <данные изъяты>» к Территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> об отмене решения <данные изъяты>-р от <данные изъяты> «О регистрации списка кандидатов в депутаты Совета депутатов городского округа Долгопрудный по единому избирательному округу, выдвинутого избирательным объединением - Региональным отделением Всероссийской политической П. «П. ДЕЛА» в <данные изъяты> на выборах депутатов Совета депутатов городского округа Долгопрудный, назначенных на <данные изъяты>»,

заслушав доклад судьи Редченко Е.В.,

объяснения представителя избирательного объединения «Региональное отделение Политической П. «РОССИЙСКАЯ П. П. ЗА СОЦИАЛЬНУЮ СПРАВЕДЛИВОСТЬ» в <данные изъяты>» - Шешель А.С., представителя избирательного объединения Региональное отделение Всероссийской политической П. «П. ДЕЛА» в <данные изъяты>Мамашевой Л.О.,

заключение прокурора Смирновой М.В.,

установила:

избирательное объединение «Региональное отделение Политической П. «РОССИЙСКАЯ П. П. ЗА СОЦИАЛЬНУЮ СПРАВЕДЛИВОСТЬ» в <данные изъяты>» обратилось в суд с административным иском к Территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> об отмене решения <данные изъяты>-р от <данные изъяты> «О регистрации списка кандидатов в депутаты Совета депутатов городского округа Долгопрудный по единому избирательному округу, выдвинутого избирательным объединением - Региональным отделением Всероссийской политической П. «П. ДЕЛА» в <данные изъяты> на выборах депутатов Совета депутатов городского округа Долгопрудный, назначенных на <данные изъяты>».

В обоснование требований указывалось, что оспариваемое решение принято без учета нарушений, допущенных в документах, поданных для подтверждения выдвижения Региональным отделением Всероссийской политической П. «П. ДЕЛА» в <данные изъяты> списка кандидатов.

Так, в представленных заявлениях о согласии баллотироваться в составе списка кандидатов, выдвинутых избирательным объединением «П. Дела» по единому избирательному округу: Маркова М. Ю., Политовой Т. В., Кузнецовой Н. М., Барсукова А. В., Кузнецова А. Н., Бурыкина С. А., Харченко С. В., Иванова А. С., Шадриной Е. С., отсутствует указание на наименование избирательного округа.

Вместо списка граждан, включенных в соответствующий список кандидатов и являющихся членами данной политической П., был представлен лишь «Список кандидатов в депутаты по единому округу от Регионального отделения Всероссийской политической П. «П. ДЕЛА» в <данные изъяты>, являющихся членами Всероссийской политической П. «П. ДЕЛА» в <данные изъяты>».

Кроме того, в решении совета регионального отделения при назначении уполномоченными представителями по финансовым вопросам Маркова А. В. и Дониной Е. Н. отсутствует указание на полномочия уполномоченных представителей. В протоколе общего собрания также отсутствуют сведения о том, какими конкретно полномочиями наделяются данные уполномоченные представители избирательного объединения.

Допущенные нарушения, по мнению административного истца, нарушают принцип равенства, поскольку при проведении избирательной кампании иные участники избирательного процесса, в числе которых административный истец, добросовестно относятся к осуществлению своих прав и строго соблюдают требования действующего законодательства к оформлению документов для выдвижения и регистрации.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель административного истца - избирательного объединения «Региональное отделение Политической П. «Российская П. П. за социальную справедливость» в <данные изъяты>» требования поддержал.

Представитель административного ответчика - Территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> против удовлетворения требований возражал, пояснил, что в ходе проверки представленных избирательным объединением документов нарушений законодательства установлено не было. Документы содержали все необходимые сведения и оформлены в соответствии с требованиями Федерального закона и <данные изъяты>. Из представленных документов следует, что избирательное объединение выдвинуло список кандидатов как по единому округу, так и по многомандатным округам. Список членов П., выдвинутых избирательным объединением «П. Дела», подтверждается соответствующими справками о партийной принадлежности. Сведения об уполномоченных избирательного объединения содержат все данные, предусмотренные законом, достоверность их подтверждается соответствующими копиями паспортов уполномоченных. Избирательная комиссия не посчитала неуказание в заявлениях кандидатов заинтересованного лица на избирательный округ существенным нарушением: наименование округа для ТИК го Долгопрудный не вызвало сомнений. Так же как и не предоставление списка «граждан»: все указанные в списке кандидаты являлись членами одной политической П..

Представитель заинтересованного лица - избирательного объединения Региональное отделение Всероссийской политической П. «П. ДЕЛА» в <данные изъяты> с требованиями не согласилась и пояснила, что уполномоченным представителем избирательного объединения при выдвижении списка кандидатов в Территориальную избирательную комиссию <данные изъяты> являющейся избирательной комиссией организующей и обеспечивающей подготовку и проведение выборов депутатов Совета депутатов городского округа Долгопрудный представлены заявления Маркова М. Ю., Политовой Т. В., Кузнецовой Н. М., Барсукова А. В., Кузнецова А. Н., Бурыкина С. А., Харченко С. В., Иванова А. С., Шадриной Е. С. о согласии баллотироваться в составе единого списка кандидатов. В связи с этим волеизъявление кандидатов направлено на участие в выборах в качестве кандидатов по единому избирательному округу. Об определенном волеизъявлении баллотироваться по единому избирательному округу также говорит подтверждение, что указанные кандидаты не давали согласия на включение их в состав единого списка кандидатов другому избирательному объединению, не давали согласия на их выдвижение по многомандатному избирательному округу, а также, что не выдвигали свои кандидатуры в порядке самовыдвижения, что исключило для кандидатов возможность баллотироваться по иным округам, кроме как по единому избирательному округу. Поэтому неуказание единого избирательного округа не повлияло на восприятие Территориальной избирательной комиссией <данные изъяты> волеизъявления кандидатов Маркова М. Ю., Политовой Т. В., Кузнецовой Н. М., Барсукова А. В., Кузнецова А. Н., Бурыкина С. А., Харченко С. В., Иванова А. С., Шадриной Е. С. баллотироваться по единому избирательному округу. Кроме того, неуказание в заявлениях единого избирательного округа не повлияло на полноту предоставленных сведений и не может свидетельствовать об отсутствии достоверных сведений и нарушениях требований действующего избирательного законодательства. Территориальной избирательной комиссией <данные изъяты> не установлена обязательная форма указанного списка членов политической П.. Предоставленные сведения о кандидатах, являющихся членами П., содержат исчерпывающую информацию о гражданах, в составе списка кандидатов, являющихся членами политической П., и подтверждаются справками Всероссийской политической П. о членстве указанных граждан, указание в наименовании данного документа слова «кандидатов» вместо «граждан» является незначительным отступлением от формулировок, используемых законодательством, что не повлекло искажения сведений и не может свидетельствовать о непредставлении указанного списка или его оформления с нарушением требований действующего законодательства. Объем полномочий уполномоченных представителей, уполномоченных представителей по финансовым вопросам избирательного объединения определен в законодательстве и не может ставиться в зависимость от их указания в решениях избирательного объединения о выдвижении списка кандидатов по единому избирательному округу. Кроме того, в силу действующего законодательства объем полномочий уполномоченных представителей не подлежит указанию в решение съезда или конференции (общего собрания) избирательного объединения о выдвижении списка кандидатов по единому избирательному округу. При этом на общем собрании избирательного объединения был озвучен объем полномочий для уполномоченных представителей избирательного объединения, Совету регионального отделения делегированы полномочия по назначению уполномоченных представителей именно с определенным на Общем собрании объемом полномочий, что подтверждается Протоколом общего собрания от <данные изъяты> Документы для выдвижения и регистрации списка кандидатов были представлены в Территориальную избирательную комиссию <данные изъяты>Марковым М. Ю., чей объем полномочий указан в Протоколе общего собрания. Полномочия уполномоченного по финансовым вопросам нашли свое отражение в доверенности от <данные изъяты><данные изъяты>8.

Участвующий в деле прокурор просил отказать в удовлетворении административного иска: как установлено в ходе рассмотрения дела, значительных оснований для его удовлетворения не имеется.

Решением Долгопрудненского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> в удовлетворении административного иска было отказано.

В апелляционной жалобе избирательное объединение «Региональное отделение Политической П. «РОССИЙСКАЯ П. П. ЗА СОЦИАЛЬНУЮ СПРАВЕДЛИВОСТЬ» в <данные изъяты>» просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения явивших лиц, заключение прокурора Смирновой М.В., полагавшей решение суда подлежащим отмене, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 10 статьи 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.

В соответствии с пунктом 25 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основаниями отказа в регистрации списка кандидатов, отказа в проведении референдума являются: наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (за исключением случаев ненадлежащего оформления документов в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов) - подпункт "б.11; отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, каких-либо сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом (за исключением случаев отсутствия сведений в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов) - подпункт "б.2".

В силу пункта 2 статьи 33 данного Федерального закона соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной избирательным объединением о выдвижении списка кандидатов по единому избирательному округу, а кандидат считается выдвинутым в составе списка, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные <данные изъяты>, после поступления в нее списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, и заявлений в письменной форме выдвинутых лиц о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или иной выборной должности.

При этом пунктом 3.4 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления (утверждены постановлением ЦИК России от <данные изъяты> N 235/1486-6) также предусмотрено, что уполномоченный представитель избирательного объединения, представляющий в избирательную комиссию документы, связанные с выдвижением списка кандидатов представляет в соответствующую избирательную комиссию заявления в письменной форме каждого из выдвинутых лиц о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.

Кроме того, согласно пункту 14 статьи 35 этого Федерального закона одновременно со списком кандидатов в указанную избирательную комиссию представляется официально заверенный постоянно действующим руководящим органом политической П., ее регионального отделения или иного структурного подразделения список граждан, включенных в соответствующий список кандидатов и являющихся членами данной политической П..

Необходимо также отметить, что в соответствии с частью 11 статьи <данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ от <данные изъяты> «О муниципальных выборах в <данные изъяты>» уполномоченный представитель избирательного объединения осуществляет свои функции на основания решения, которое предусмотрено частью 10 статьи <данные изъяты> и в котором указываются его полномочия, фамилия, имя, отчество, дата рождения, серия, номер, дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, адрес места жительства, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), a для уполномоченного представителя по финансовым вопросам - также право подписи финансовых документов и образец печати для финансовых документов.

Судом установлено и из материалов дела усматривается, что решением Избирательной комиссии <данные изъяты><данные изъяты> от <данные изъяты> на территориальную избирательную комиссию <данные изъяты> возложены полномочия избирательной комиссии городского округа Долгопрудный по подготовке и проведению выборов Главы и депутатов Совета депутатов го Долгопрудный.

Решением Территориальной избирательной комиссии <данные изъяты><данные изъяты>-р от <данные изъяты> назначены выборы депутатов Совета депутатов городского округа <данные изъяты> на <данные изъяты> Решение опубликовано в официальном издании «Вестник Долгопрудный» <данные изъяты>

Решением Территориальной избирательной комиссии <данные изъяты><данные изъяты>-р от <данные изъяты> зарегистрирован список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением «Региональное отделение Политической П. «РОССИЙСКА П. П. ЗА СОЦИАЛЬНУЮ СПРАВЕДЛИВОСТЬ» в <данные изъяты>».

<данные изъяты> Территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> принято оспариваемое решение <данные изъяты>-р о регистрации списка кандидатов избирательного объединения – Региональное отделение Всероссийский политической П. «П. ДЕЛА» в <данные изъяты> по единому избирательному округу.

При рассмотрении дела судом первой инстанции были отклонены доводы административного истца о нарушениях закона в связи с неуказанием в заявлениях кандидатов наименования избирательного округа.

Судом было отмечено, что в заявлениях Маркова М.Ю., Шадриной Е.С., Политовой Т.В., Кузнецовой Н.М., Барсукова А.В., Кузнецова А.Н., Бурыкина С.А., Харченко С.В., Иванова А.С., указано, что они дают согласие баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Долгопрудный в составе единого списка кандидатов избирательного объединения.

В то же время в вышеуказанном заявлении для кандидата, выдвинутого избирательным объединением в составе списка кандидатов по единому избирательному округу, после слов «в составе» указывается наименование списка кандидатов с указанием избирательного округа в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта РФ, нормативными правовыми актами муниципального образования;

При этом суд указал, что исходя буквального толкования положений статьи 26 Устава городского округа Долгопрудный (Совет депутатов состоит из 25 депутатов, избираемых на муниципальных выборах, из которых 15 депутатов избираются населением городского округа Долгопрудный по многомандатным избирательным округам. Выборы других 10 депутатов Совета депутатов проводятся по единому избирательному округу, и депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов, выдвинутых политическими П. (их региональными отделениями или иными структурными подразделениями), пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов), а также из пункта 3 протокола Общего собрания избирательного объединения Региональное отделение Всероссийской политической П. «П. ДЕЛА» в <данные изъяты> от <данные изъяты> (о выдвижении тайным голосованием списка кандидатов в депутаты Совета депутатов городского округа Долгопрудный по единому избирательному округу), не указание конкретного избирательного округа не может являться существенным, так как по иному округу, кроме как по единому, в данном случае - список кандидатов, выдвинутый политической П. (избирательным объединением Региональным отделением) – вышеуказанные кандидаты баллотироваться не могут.

Кроме того, как указал суд, в силу статьи 38 названного выше Федерального закона при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Однако избирательная комиссия указанную обязанность не исполнила.

Доводы административного истца о необходимости представления избирательным объединением помимо списка кандидатов еще и список граждан, включенных в соответствующий список кандидатов и являющихся членами данной политической П., также не были приняты судом во внимание.

Судом указано, что из буквального содержания статьи 38 указанного Федерального закона следует, что необходимость в предоставлении политической П., кроме списка кандидатов, еще и списка граждан, включенных в соответствующий список кандидатов и являющихся членами данной политической П., необходимо для определения количества лиц, баллотировавшихся на выборах – членов данной политической П. (не менее 50%), поскольку в указанный список кандидатов могут входить и не члены соответствующей политической П..

Однако, как следует из представленных документов – списка кандидатов, заявлений кандидатов, протокола Общего собрания избирательного объединения Региональное отделение Всероссийской политической П. «П. ДЕЛА» в <данные изъяты> от <данные изъяты> – все указанные кандидаты являются членами Всероссийской политической П. «П. ДЕЛА», в связи с чем предоставление списка «граждан», по мнению суда, не могло явиться основанием для отказа в регистрации списка кандидатов.

Кроме того, об указанных недостатках избирательная комиссия не уведомляла избирательное объединение.

Доводы административного истца об отсутствии данных об объеме полномочий у уполномоченных представителей были также отклонены судом.

Судом отмечено, что на Общем собрании избирательного объединения Регионального отделения Всероссийской политической П. «П. ДЕЛА» в <данные изъяты> (протокол Общего собрания избирательного объединения Региональное отделение Всероссийской политической П. «П. ДЕЛА» в <данные изъяты> от <данные изъяты>) были назначены уполномоченные представители, в том числе, по финансовым вопросам, озвучен объем полномочий для уполномоченных представителей избирательного объединения, Совету регионального отделения делегированы полномочия по назначению уполномоченных представителей именно с определенным на Общем собрании объемом полномочий.

Суд указал, что документы для выдвижения и регистрации списка кандидатов были представлены в ТИК городского округа Долгопрудный Марковым М.Ю., чей объем полномочий указан в Протоколе общего собрания (пункт 5 - о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения Региональное отделение Всероссийской политической П. «П. ДЕЛА» в <данные изъяты>).

При этом суд сослался, что административным истцом не заявлено самостоятельных требований об обжаловании решений ТИК го Долгопрудный (отдельное) о регистрации уполномоченных представителей.

Кроме того, полномочия уполномоченного по финансовым вопросам (в том числе, назначенного на Общем собрании избирательного объединения <данные изъяты>) нашли свое отражение в доверенности от <данные изъяты><данные изъяты>8 на имя Дониной Е. Н.

При таких данных суд сделал вывод, что ТИК городского округа Долгопрудный знала о том, каким образом представлены соответствующие документы со стороны кандидатов, оценила такой порядок как несущественное отхождение от требований избирательного законодательства. При этом ТИК в нарушение пункта 1.1 статьи 38 указанного Федерального закона не уведомила избирательное объединение о выявленных нарушениях и не предоставила возможность устранить нарушения.

Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда ввиду следующего.

Согласно пункту 2 статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.

В соответствии с частью 2 статьи <данные изъяты> «О муниципальных выборах в <данные изъяты>» при проведении выборов депутатов Совета депутатов соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной избирательным объединением о выдвижении списка кандидатов по единому избирательному округу, а кандидат считается выдвинутым в составе списка, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Законом, после поступления в нее списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, и заявлений в письменной форме выдвинутых лиц о согласии баллотироваться в составе списка кандидатов данного избирательного объединения по единому избирательному округу с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата Совета депутатов.

Из приведенных положений следует, что в заявлении кандидата о согласии баллотироваться по конкретному избирательному округу должен быть четко указан конкретный избирательный округ.

При этом необходимо отметить, что в силу пункта 8 статьи 22 данного <данные изъяты> кандидат не может быть выдвинут на одних и тех же выборах по нескольким избирательным округам. Данное правило не применяется при выдвижении кандидата одним и тем же избирательным объединением одновременно на одних и тех же выборах по одномандатному (многомандатному) избирательному округу и в составе списка кандидатов.

В случае выдвижения кандидатов более чем по одному одномандатному (многомандатному) избирательному округу, более одного кандидата в многомандатном избирательном округе избирательное объединение выдвигает кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком. В указанном списке кандидатов определяется, по какому одномандатному (многомандатному) избирательному округу выдвигается каждый кандидат (пункт 1 статьи 25 названного <данные изъяты>).

Таким образом, действующим законодательством предусмотрена возможность выдвижения кандидатов как списком по единому избирательному округ, так и списком по одномандатным (многомандатным) избирательным округам.

Как указывалось выше, в заявлениях кандидатов Маркова М.Ю., Шадриной Е.С., Политовой Т.В., Кузнецовой Н.М., Барсукова А.В., Кузнецова А.Н., Бурыкина С.А., Харченко С.В., Иванова А.С., указано, что они дают согласие баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Долгопрудный в составе единого списка кандидатов избирательного объединения (л.д.39,40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48).

Принимая во внимание вышеприведенные положения действующего законодательства, учитывая общедоступные сведения с сайта ЦИК России о выдвижении Маркова М.Ю., Шадриной Е.С., Политовой Т.В., Кузнецовой Н.М., Барсукова А.В., Кузнецова А.Н., Бурыкина С.А., Харченко С.В., Иванова А.С. как в составе списка кандидатов по единому избирательному округу, так и в составе списка кандидатов по одномандатным избирательным округам (Марков М.Ю. - <данные изъяты>, Шадрина Е.С. - <данные изъяты>, Политова Т.В. - <данные изъяты>, Кузнецова Н.М. - <данные изъяты>, Барсуков А.В. - <данные изъяты>, Кузнецов А.Н. - <данные изъяты>, Бурыкин С.А. - <данные изъяты>, Харченко С.В. - <данные изъяты>, Иванов А.С. - <данные изъяты>), следует прийти к выводу, что указание в заявлениях названных граждан на согласие баллотироваться в составе единого списка кандидатов само по себе не свидетельствует о согласии баллотироваться именно по единому избирательному округу.

Таким образом, поданные названными гражданами заявления были оформлены с нарушением закона, и данное нарушение закона является существенным, в связи с чем у избирательной комиссии имелись предусмотренные законом основания для отказа в регистрации списка кандидатов (а именно подпункт «б.1» пункта 25 статьи 38 названного Федерального закона).

В отношении списка граждан, включенных в соответствующий список кандидатов и являющихся членами данной политической П., судебная коллегия отмечает следующее.

Согласно пункту 14 статьи 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, представляется в избирательную комиссию, организующую выборы, вместе с документами, указанными в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти - также в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона. Одновременно со списком кандидатов в указанную избирательную комиссию представляется официально заверенный постоянно действующим руководящим органом политической П., ее регионального отделения или иного структурного подразделения список граждан, включенных в соответствующий список кандидатов и являющихся членами данной политической П..

Аналогичные положения предусмотрены и в пункте 7 части 1 статьи <данные изъяты> «О муниципальных выборах в <данные изъяты>».

Из материалов дела усматривается, что решением Территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-р был зарегистрирован список кандидатов в депутаты Совета депутатов от избирательного объединения Региональное отделение Всероссийской политической П. «П. ДЕЛА» в <данные изъяты> в составе 9 человек (л.д.30). Согласно списку, который является приложением к данному решению (л.д.31), членами Всероссийской политической П. «П. ДЕЛА» являются Марков М.Ю., Политова Т.В., Барсуков А.В., Бурыкин С.А., Харченко С.В., Иванов А.С., то есть шесть человек.

При этом в списке кандидатов в депутаты Совета депутатов от избирательного объединения Региональное отделение Всероссийской политической П. «П. ДЕЛА» в <данные изъяты>, являющихся членами Всероссийской политической П. «П. ДЕЛА» указаны семь человек - Марков М.Ю., Политова Т.В., Барсуков А.В., Бурыкин С.А., Харченко С.В., Иванов А.С., Шадрина Е.С. (л.д.32).

Из заявления Шадриной Е.С. следует, что она не является членом Всероссийской политической П. «П. ДЕЛА» (л.д.39).

Таким образом, список кандидатов в депутаты Совета депутатов от избирательного объединения Региональное отделение Всероссийской политической П. «П. ДЕЛА» в <данные изъяты>, являющихся членами Всероссийской политической П. «П. ДЕЛА», оформлен с нарушением закона.

Следовательно, у избирательной комиссии имелись предусмотренные законом основания для отказа в регистрации списка кандидатов на основании подпункта «б.1» пункта 25 статьи 38 названного Федерального закона в связи с ненадлежащим оформлением документа.

Что касается документов об объеме полномочий уполномоченных представителей избирательного объединения, то необходимо отметить следующее.

Согласно подпункту «в» пункта 14.1 статьи 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» в случае выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком и необходимости в соответствии с законом субъекта Российской Федерации его заверения организующей выборы избирательной комиссией уполномоченный представитель избирательного объединения вместе с заявлением каждого кандидата, указанным в пункте 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, представляет в организующую выборы избирательную комиссию, в том числе решение о назначении уполномоченного представителя избирательного объединения, в котором указываются его фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).

Указанный перечень представляемых документов является неисчерпывающим, поскольку в силу пункта 14 статьи 35 Федерального закона от <данные изъяты> N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Законом может быть предусмотрено, что вместе со списком кандидатов избирательное объединение представляет и иные документы, связанные с выдвижением списка кандидатов.

С учетом предоставленного региональному законодателю полномочия, в пункте 1 статьи <данные изъяты> «О муниципальных выборах в <данные изъяты>» установлено требование, согласно которому при выдвижение избирательным объединением списка кандидатов по единому избирательному округу уполномоченный представитель избирательного объединения представляет в избирательную комиссию, организующую выборы, решение съезда или конференции (общего собрания) избирательного объединения о выдвижении списка кандидатов по единому избирательному округу и назначении уполномоченных представителей, в том числе по финансовым вопросам, избирательного объединения.

В силу части 11 статьи 25 названного <данные изъяты> уполномоченный представитель избирательного объединения осуществляет свои функции на основании решения, которое предусмотрено частью 10 настоящей статьи и в котором указываются его полномочия, фамилия, имя, отчество, дата рождения, серия, номер, дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, адрес места жительства, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), а для уполномоченного представителя по финансовым вопросам также право подписи финансовых документов и образец печати для финансовых документов.

Из материалов дела усматривается, на Общем собрании избирательного объединения Региональное отделение Всероссийской политической П. «П. ДЕЛА» в <данные изъяты> (протокол Общего собрания от <данные изъяты>) уполномоченным представителем был назначен Марков М.Ю. озвучен объем полномочий для уполномоченных представителей избирательного объединения, Совету регионального отделения делегированы полномочия по назначению уполномоченных представителей именно с определенным на Общем собрании объемом полномочий (л.д. 61). При этом из объема полномочий не следует, что Марков М.Ю. был назначен уполномоченным по финансовым вопросам.

Решением Совета регионального отделения указанной политической П. был утвержден дополнительный список уполномоченных представителей, в том числе по финансовым вопросам, состоящий из двух человек – Маркова А.В. и Дониной Е.Н., и последней предоставлено право подписи финансовых документов (л.д.38). При этом среди документов, представленных для регистрации списка кандидатов, отсутствовало подтверждение полномочий Маркова А.В.

Вопреки утверждениям в возражениях на апелляционную жалобу на Общем собрании <данные изъяты> был озвучен лишь объем полномочий Маркова М.Ю., то есть того уполномоченного представителя, который выбран на Общем собрании.

Следовательно, в данном случае имело место отсутствие в представленном пакете документов сведений, предусмотренных законом, что в силу подпункта «б.2» пункта 25 статьи 38 названного выше Федерального закона является оснований для отказа в регистрации списка кандидатов.

Вопреки утверждениям избирательного объединения Региональное отделение Всероссийской политической П. «П. ДЕЛА» в <данные изъяты> оснований для вывода о нарушении Территориальной избирательной комиссией <данные изъяты> положений пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с неуведомлением избирательного объединения о выявленных недостатках не имеется, поскольку вышеназванные нарушения законодательства выявлены не избирательной комиссией, а другим избирательным объединением.

С учетом изложенного, решение суда, которым отказано в удовлетворении административного иска, подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении административного иска.

Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Долгопрудненского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> отменить, постановить по делу новое решение, которым административный иск избирательного объединения «Региональное отделение Политической П. «РОССИЙСКАЯ П. П. ЗА СОЦИАЛЬНУЮ СПРАВЕДЛИВОСТЬ» в <данные изъяты>» удовлетворить.

Отменить решение Территориальной избирательной комиссии <данные изъяты><данные изъяты>-р от <данные изъяты> «О регистрации списка кандидатов в депутаты Совета депутатов городского округа Долгопрудный по единому избирательному округу, выдвинутого избирательным объединением - Региональным отделением Всероссийской политической П. «П. ДЕЛА» в <данные изъяты> на выборах депутатов Совета депутатов городского округа Долгопрудный, назначенных на <данные изъяты>».

Председательствующий

Судьи