ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-27514/17 от 18.10.2017 Московского областного суда (Московская область)

Судья: Полякова Ю.В. Дело <данные изъяты>а-27514/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам М. областного суда в составе:

Председательствующего Брыкова И.И.,

судей Варламовой Е.А., Редченко Е.В.,

при секретаре Каландаровой В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 18 октября 2017 г. апелляционную жалобу администрации Ногинского муниципального района М.<данные изъяты> на решение Ногинского городского суда М.<данные изъяты> от <данные изъяты> по административному исковому заявлению Ногинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ногинского муниципального района М.<данные изъяты> об оспаривании бездействия и обязании принять меры к учету и обследованию лесных насаждений, осуществить землеустроительные работы и поставить земельные участки на кадастровый учет,

заслушав доклад судьи Варламовой Е.А.,

объяснения прокурора Смирновой М.В., представителя администрации Ногинского муниципального района М.<данные изъяты> Алейчика <данные изъяты>

установила:

Ногинский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском, просил признать бездействие администрации Ногинского муниципального района М.<данные изъяты> незаконным, возложить на администрацию Ногинского муниципального района М.<данные изъяты> следующие обязанности: принять меры к учету и обследованию лесных насаждений, площадью 1440га на территории города Н. а также осуществить землеустроительные работы и поставить земельные участки с лесными насаждениями, площадь которых составляет 1440 га, на государственный кадастровый учет в срок до <данные изъяты>.

В обоснование указано, что Ногинской городской прокуратурой по поручению прокуратуры М.<данные изъяты> проведена проверка соблюдения законодательства на территории Ногинского муниципального района в сфере лесных правоотношений. В соответствии с проектом организации и ведения лесного хозяйства в городских лесах г. Н. в пределах городской черты расположено городское лесничество, общая площадь которого составляет 1440га и является местом для отдыха жителей города. При наличии на территории <данные изъяты> участков с зелеными насаждениями (деревьями) в нарушение требований п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от <данные изъяты> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст.ст. 19, 51, 55, 67, 84, 87, 89 Лесного кодекса РФ не осуществлен учет и обследование лесных насаждений, участки на кадастровый учет не поставлены, их вид разрешенного использования не определен, лесохозяйственный регламент не разработан, что может привести к нарушению лесного законодательства при использовании таких участков.

<данные изъяты> прокуратурой в адрес администрации Ногинского муниципального района вынесено представление об устранении выявленных нарушений в указанной сфере, которое до настоящего времени не исполнено. Вышеизложенное свидетельствует о бездействии администрации <данные изъяты> при осуществлении возложенных функций. Указанное нарушает основные принципы лесного законодательства и использования лесов, а именно устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала, сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, обеспечение многоцелевого, рационального, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества лесах и лесных ресурсах, воспроизводства лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов, обеспечение охраны и защиты. Прокурор считал, что в результате бездействия администрации нарушаются интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, так как бездействие администрации по обследованию имеющихся насаждений, их количества, а также отсутствие постановки на кадастровый учет и, следовательно, определение вида разрешенного использования может привести к уничтожению зеленых насаждений на территории городского поселения, предоставлению земельных участков, относящимся к лесным в собственность. Административный ответчик обязан принять меры к учету лесных насаждений на территории городского поселения Н., произвести их обследование и поставить на кадастровый учет, с целью последующего оформления в муниципальную собственность.

Помощник прокурора Липатенков <данные изъяты> в судебном заседании административный иск поддержал, дал объяснения, аналогичные доводам административного иска.

Представитель администрации Ногинского муниципального района М.<данные изъяты> Алейчик <данные изъяты> административный иск не признал, поддержал доводы письменных возражений, которые сводятся к следующему. По отношению к городским лесам, полномочия органов местного самоуправления заключаются в разработке лесохозяйственных регламентов и осуществление муниципального лесного контроля (ст. 84, 98 ЛК РФ). В государственном лесном реестре содержится документированная информация о составе земель иных категорий, на которых расположены леса, о лесничествах, лесопарках, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах (ст.91 ЛК РФ). Согласно Постановлению Правительства РФ от <данные изъяты><данные изъяты> государственную инвентаризацию лесов осуществляет Федеральное агентство лесного хозяйства. Для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов проводится таксация лесов (ст. 69.1 ЛК РФ). Таксационное описание городских лесов подготовлено Центрлеспроектом в рамках комплексной лесоустроительной экспедиции в 1999г.

Решением Ногинского городского суда М.<данные изъяты> от <данные изъяты> удовлетворены требования административного иска.

В апелляционной жалобе администрация Ногинского муниципального района М.<данные изъяты> просит указанное решение суда от <данные изъяты> отменить.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия оснований к отмене решения суда не находит.

В силу положений ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с пунктами 19 и 32 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от <данные изъяты> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения; муниципальный лесной контроль.

В силу положений частей 1 и 4 ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.

В случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено в установленном порядке на государственные (муниципальные) учреждения, указанные в части 2 настоящей статьи, или на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют закупки работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и настоящим Кодексом.

На основании ст. 98 Лесного кодекса Российской Федерации на территории муниципального образования органами местного самоуправления осуществляется муниципальный лесной контроль в соответствии со ст. 84 настоящего Кодекса и с Федеральным законом от <данные изъяты> N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

В соответствии с ч. 1.1. ст. 84 Лесного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

В силу ч. 1 ст. 87 Лесного кодекса Российской Федерации основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.

Согласно положениям ст.23 Лесного кодекса Российской Федерации основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки (часть 1). Лесничества и лесопарки также располагаются на землях: 1) обороны и безопасности, на которых расположены леса; 2) населенных пунктов, на которых расположены городские леса; 3) особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса (часть 3). Количество лесничеств, лесопарков, их границы устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 5).

При этом проектирование лесничеств и лесопарков осуществляется при проведении лесоустройства (п. 1 ч. 1 ст. 68 ЛК РФ).

В соответствии с частями 1 и 2 ст. 67 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

На основании ст. 68.1 Лесного кодекса Российской Федерации, а также в соответствии с пунктом 10 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Рослесхоза от <данные изъяты> N 156, при проектировании лесничеств, лесопарков осуществляются установление их границ, деление территорий лесничеств, лесопарков на участковые лесничества, определение квартальной сети.

Согласно п. 24 Лесоустроительной инструкции к городским лесам относятся леса, расположенные на землях населенных пунктов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> N 736 утверждено Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства, в соответствии с пунктом 5.5 которого к полномочиям Рослесхоза относится определение количества лесничеств и лесопарков, а также установление их границ.

Количество лесничеств и лесопарков, а также установление их границ на землях населенных пунктов, на которых расположены леса, определяются на основании приказа Рослесхоза по обращению органов местного самоуправления района (поселения) после проведения лесоустройства.

Как подтверждается материалами дела, между администрацией муниципального образования «Город Н. М. области» и администрацией Ногинского муниципального района <данные изъяты> заключено Соглашение <данные изъяты> о передаче части полномочий администрации муниципального образования «Город Н. М. области» администрации Ногинского муниципального района.

Согласно условию п. 1.2.3 Соглашения, Поселением Району передаются в том числе полномочия использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, включая полномочия по организации учета городских лесов (п. 1.<данные изъяты>), организации проведения лесоустройства (п. 1.<данные изъяты>).

Согласно п. 1.3., с целью реализации полномочий, указанных в пп. 1.2.1- 1.2.3, Поселение передает Району имущество, согласно приложению <данные изъяты> к настоящему Соглашению, путем подписания Акта приема – передачи.

В силу п. 1.3 исполнение Районом части полномочий Поселения по решению вопросов местного значения, предусмотренных п. 1.2 настоящего Соглашения, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Поселения в бюджет района.

Расчет объема межбюджетных трансфертов в соответствии с Приложением <данные изъяты> к Соглашению осуществляется раздельно по каждому вопросу местного значения (в части передаваемых полномочий), предусмотренному п. 1.2 настоящего Соглашения, в соответствии с Методикой расчета межбюджетных трансфертов, утвержденной администрацией Поселения, и является неотъемлемой частью Соглашения.

Поскольку установлено, что при наличии на территории г. Н. участков с зелеными насаждениями, не произведен их учет и обследование с целью определения наличия на территории района лесных участков, подлежащих оформлению в муниципальную собственность, участки с насаждениями на кадастровый учет не поставлены, соответственно, не определен вид разрешенного использования указанных участков, суд первой инстанции, пришел к правильному выводу, что административный ответчик, наделенный лесным законодательством и законодательством об организации местного самоуправления в Российской Федерации определенными полномочиями в области лесных отношений, указанные полномочия не реализует.

Разрешая спор, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении административного иска, признав незаконным бездействие административного ответчика и возложив на администрацию Ногинского муниципального района М.<данные изъяты> обязанности по принятию мер к учету и обследованию лесных насаждений, площадью 1440 га на территории города Н. а также осуществлению землеустроительных работ и поставке земельных участков с лесными насаждениями, площадь которых составляет 1440га, на государственный кадастровый учет, в срок до <данные изъяты>

Доводы апелляционной жалобы о том, что Советом депутатов муниципального образования «Город Н. М. области» принято решение от <данные изъяты><данные изъяты> «О возврате исполнения части переданных администрацией муниципального образования «Город Н. М. области» администрации Ногинского муниципального района полномочий по решению вопросов местного значения, в частности, до <данные изъяты> возвратить полномочия по использованию, охране, защите, воспроизводству городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, основанием к отмене решения суда не является.

Доказательств расторжения Соглашения от <данные изъяты><данные изъяты> «О передаче части полномочий администрации муниципального образования «Город Н. М. области» администрации Ногинского муниципального района» в соответствии с п. 2 Решения Совета депутатов от <данные изъяты><данные изъяты> в суд апелляционной инстанции не представлено.

Следовательно, на момент рассмотрения апелляционной жалобы полномочия по использованию, охране, защите, воспроизводству городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения продолжают исполняться администрацией Ногинского муниципального района М.<данные изъяты>.

В связи с чем не могут быть приняты также ссылки в апелляционной жалобе на постановление администрации Ногинского муниципального района М.<данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> «Об утверждении Согласованного перечня имущества, находящегося в муниципальной собственности Ногинского муниципального района и подлежащего передаче в муниципальную собственность муниципального образования «Город Н. М. области», а также на постановление администрации от <данные изъяты><данные изъяты> о принятии администрацией муниципального образования «Ногинский муниципальный район М.<данные изъяты>» в собственность переданного ей имущества, в том числе лесных насаждений.

Доводы об отсутствии финансирования на осуществление указанных полномочий, по мнению судебной коллегии, не свидетельствуют о неправомерности обжалуемого решения суда, с учетом того, что Соглашением от <данные изъяты><данные изъяты> администрации района также переданы полномочия по составлению проекта бюджета поселения и представлению его на рассмотрение в Совет депутатов городского поселения.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, оснований к отмене обжалуемого решения в апелляционной жалобе не содержится.

Руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАСРФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ногинского городского суда М.<данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи