ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-27631/20 от 26.10.2020 Московского областного суда (Московская область)

Судья: Дементьева И.В. Дело № 33а-27631/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе

председательствующего Курлаевой И.В.,

судей Соколовой Н.М., Витрика В.В.,

при помощнике судьи Куулар А.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании <данные изъяты> административное дело по апелляционной жалобе Одинцовой У. А. на решение Мытищинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по её административному исковому заявлению о признании незаконными решений, действий МУ МВД России «Мытищинское», решения отдела <данные изъяты> ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, о возложении обязанности,

заслушав доклад судьи Соколовой Н.М., объяснения Одинцовой У.А., представителя МУ МВД России «Мытищинское» ? Соколовой А.А.,

у с т а н о в и л а :

Одинцова У.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Михайловых К. А., 2007 г.рождения, и Веры А., 2013 г.рождения, обратилась в суд с административным иском, в котором с учетом последующих уточнений просила признать незаконными решение и действия МУ МВД России «Мытищинское» по снятию их с регистрационного учета; решение отдела <данные изъяты> ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации» об отказе в предоставлении им постоянной регистрации по месту постоянного проживания либо в предоставлении равного по площади служебного жилья с возможностью постоянной регистрации; обязать отдел <данные изъяты> ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации» восстановить постоянную регистрацию по последнему их месту жительства по адресу: <данные изъяты>, а МУ МВД России «Мытищинское» предоставить им постоянную регистрацию по месту постоянного проживания либо равное по площади служебное жилье с возможностью постоянной регистрации.

Мотивировала тем, что в соответствии с договором найма жилого помещения в общежитии, заключенного с ФГУ «Марфинский центральный военный клинический санаторий» Министерства обороны Российской Федерации от <данные изъяты> ей и членам её семьи в составе: сын Михайлов А.А., 1999 г.рождения, дочь Михайлова К.А., 2007 г.рождения, супруг Михайлов А.А., предоставлено на период её работы в санатории для проживания жилое помещение в общежитии площадью <данные изъяты> кв.м, в отдельной двухкомнатной квартире общей площадью <данные изъяты> кв.м, по адресу: <данные изъяты>. Указанный договор <данные изъяты> был перезаключен на договор найма жилого помещения в общежитии филиала «Санаторий «Марфинский» ФБУ «Санаторно-курортный комплекс «Подмосковье» Министерства обороны Российской Федерации <данные изъяты> с правом регистрации по месту жительства. На основании данного договора она с дочерью К.<данные изъяты> были зарегистрированы по месту жительства по указанному выше адресу, а <данные изъяты> по этому же адресу была зарегистрирована и новорожденная дочь Вера.

<данные изъяты> между ней и Министерством обороны Российской Федерации в лице заместителя начальника 1 отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Слеповой Н.Н., действующей от имени собственника жилого помещения ? Российской Федерации, заключен новый договор найма жилого помещения в общежитии <данные изъяты>/ТС, в соответствии с которым её семье была предоставлена двухкомнатная квартира общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенная по адресу: <данные изъяты>. Главным условием заключения данного договора было снятие с постоянной регистрации по прежнему месту жительства в <данные изъяты>. На основании её заявления <данные изъяты> она и её дочери были сняты с регистрационного учета по месту жительства. Полагает, что ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, умышленно ввело её в заблуждение по поводу разрешения на постоянную регистрацию по адресу: <данные изъяты>, поскольку в договоре такого разрешения не указано. В результате введения её в заблуждение и оказания морального давления нарушены её права и права несовершеннолетних детей.

Решением Мытищинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Не согласившись с решением суда, административный истец в апелляционной жалобе просит его отменить.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции отдел <данные изъяты> ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Управление опеки и попечительства Министерства образования <данные изъяты> по городскому округу Мытищи, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в установленном законом порядке, своих представителнй не направили. В соответствии с положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что права и свободы Одинцовой У.А. и её несовершеннолетних детей не нарушены, какие-либо препятствия к осуществлению прав и свобод не созданы. Главным условием заключения с административным истцом нового договора найма жилого помещения по адресу: <данные изъяты>, было снятие с постоянной регистрации административного истца с семьей по прежнему месту жительства по адресу: <данные изъяты>. На данный момент постановка их на регистрационный учет и по прежнему адресу в <данные изъяты> невозможна, поскольку по указанному адресу они не проживают. Согласно договору найма административный истец со своей семьей проживают по указанному выше адресу в <данные изъяты>.

Ссылку Одинцовой У.А. на то, что она и её несовершеннолетние дети выписаны в никуда, суд отклонил, поскольку в своих заявлениях от <данные изъяты> на имя начальника МП <данные изъяты> МРО УФМС России по <данные изъяты> в городском округе Мытищи она и её супруг Михайлов А.А. (отец несовершеннолетних детей) собственноручно указали о снятии с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <данные изъяты>, в связи с регистрацией по адресу: <данные изъяты>.

Доводы административного истца о том, что снятие с регистрационного учета несовершеннолетних детей проходило без учета мнения Управления опеки и попечительства Министерства образования по городскому округу <данные изъяты>, суд отклонил, учитывая положения пункта 54 приказа МВД России от <данные изъяты><данные изъяты> « Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», согласно которому для снятия с регистрационного учета по месту жительства граждан (законный представитель) представляет: заявление о снятии с регистрационного учета по месту жительства в произвольной форме с указанием адреса выбытия; паспорт гражданина (свидетельство о рождении несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста).

Судебная коллегия не находит оснований сомневаться в правильности выводов суда первой инстанции.

Из материалов дела следует, что начальник 1-го отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Мушенко С. в письменном ответе от <данные изъяты> на обращение Одинцовой У.А. сообщил, что договор найма жилого помещения в общежитии от <данные изъяты><данные изъяты>/ТС заключен на временное проживание её семьи на период трудовых отношений в ФГБУ «Санаторий «Марфинский» ФБУ «Санаторно-курортный комплекс «Подмосковье» и является срочным, а право их проживания в <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты>, ? временным, поскольку регистрация по месту жительства в специализированном жилом помещении не предоставляется возможным (л.д. <данные изъяты>).

Доводы апелляционной жалобы о нарушении прав несовершеннолетних детей в связи со снятием с регистрационного учета, в том числе без учета мнения Управления опеки и попечительства Министерства образования <данные изъяты> по городскому округу Мытищи, необоснованны.

Частью 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты>-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее ? Закон Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты>-I) определено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты>-I под регистрационным учетом граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации понимается государственная деятельность по фиксации и обобщению, предусмотренных данным Законом, сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства; при этом регистрацией гражданина Российской Федерации по месту жительства признается постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.

Порядок регистрации несовершеннолетних по месту жительства определен Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее ? Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты>.

В соответствии с пунктом 16 Правил для регистрации по месту жительства предоставляет: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.

Регистрация по месту пребывания несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста, осуществляется на основании заявления установленной формы о регистрации по месту пребывания, документов, удостоверяющих личность находящихся вместе с ними законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов) или близких родственников, а также свидетельства о рождении этих несовершеннолетних граждан с выдачей свидетельства о регистрации по месту пребывания (пункт 29 Правил).

Снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае изменения места жительства ? на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства или заявления о снятии его с регистрационного учета по месту жительства (в письменной форме или в форме электронного документа). При регистрации по новому месту жительства, если гражданин не снялся с регистрационного учета по прежнему месту жительства, орган регистрационного учета в 3-дневный срок обязан направить соответствующее уведомление в орган регистрационного учета по прежнему месту жительства гражданина для снятия его с регистрационного учета (подпункт «а» пункта 31 Правил).

Пунктами 54, 54.1 Административного регламента МВД России по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее ? Административный регламент), утвержденного приказом МВД России от <данные изъяты><данные изъяты>, предусмотрено, что для снятия с регистрационного учета по месту жительства гражданин (законный представитель) представляет заявление о снятии с регистрационного учета по месту жительства произвольной формы с указанием адреса выбытия. Письменное заявление о снятии с регистрационного учета гражданин вправе представить в орган регистрационного учета по месту фактического проживания.

Из содержания приведенных норм следует, что добровольное снятие с регистрационного учета несовершеннолетнего ребенка может быть осуществлено путем подачи законным представителем заявления о регистрации его по новому месту жительства или заявления о снятии его с регистрационного учета по месту жительства. Родители несовершеннолетнего ребенка, подавая органу регистрационного учета заявление о регистрации ребенка по месту жительства по адресу указанного ими жилого помещения, тем самым определяют его место жительства.

Правила и Административный регламент не содержат требований о необходимости предоставления при регистрации по месту жительства и снятию с регистрации по месту жительства несовершеннолетних детей соглашения органа опеки при наличии законных представителей.

Перерегистрация несовершеннолетних Михайловых К. и Веры была произведена по заявлению их родителей (законных представителей). На регистрацию были представлены все необходимые документы, а также договор найма жилого помещения в общежитии от <данные изъяты><данные изъяты>/ТС, подтверждающий отсутствие права на ранее занимаемое служебное жилое помещение по адресу: <данные изъяты>.

Производность прав несовершеннолетних на жилое помещение от прав их родителей влечет прекращение прав несовершеннолетнего на жилое помещение, если права родителей на указанное помещение прекращены. В этом случае невозможно и сохранение регистрации несовершеннолетних по месту жительства в жилом помещении. Родители несовершеннолетних детей утратили право пользования служебным жилым помещением ? <данные изъяты>, и были сняты с регистрационного учета по месту жительства в ней, следовательно, К. и Вера также утратили право пользования данной квартирой и не могут сохранять свою регистрацию по месту жительства в ней, в связи с чем МУ МВД России «Мытищинское» правомерно приняло решение по снятию их с регистрационного учета.

Не может быть признан обоснованным и довод апелляционной жалобы о нахождении административного истца в заблуждении, под моральным давлением со стороны ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, так как таких доказательств ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлено. Незнание основных положений действующего законодательства по снятию с регистрационного учета несовершеннолетних детей не может служить основанием для отмены обжалуемого решения.

Договор найма жилого помещения в общежитии от <данные изъяты><данные изъяты>/ТС заключен между Одинцовой У.А. и ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации на период трудовых отношений, что в соответствии с частью 1 статьи 94 Жилищного кодекса Российской Федерации дает право её семье на регистрацию по месту пребывания.

Самостоятельных прав у административного истца на занимаемое жилое помещение не возникло. Предоставленное жилое помещение является общежитием, имеет статус специализированного жилищного фонда и суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для возложения на отдел <данные изъяты> ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации» обязанности восстановить постоянную регистрацию по адресу: <данные изъяты>, а на МУ МВД России «Мытищинское» предоставить постоянную регистрацию административному истцу и её детям по месту постоянного проживания либо предоставить равное по площади служебное жилье с возможностью постоянной регистрации.

Из смысла пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что для признания незаконными решения, действий (бездействия) необходимо наличие одновременно двух условий, а именно, несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данными актом, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.

Указанной совокупности условий по настоящему делу не установлено. Основной принцип конституционного и жилищного законодательства неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного лишения жилища не нарушен.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд с достаточной полнотой исследовал все имеющие значение для дела обстоятельства, рассмотрел все заявленные требования, его выводы подробно изложены в мотивировочной части решения, основаны на всестороннем и объективном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств, оцененных в соответствии с правилами статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта в апелляционном порядке.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Мытищинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу Одинцовой У. А. ? без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи