ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2782/2016 от 15.04.2016 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 33а-2782/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Хабаровск 15 апреля 2016 года

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе

председательствующего Поздняковой О.Ю.,

судей Волошиной Е.В., Старкова Ю.Г.

при секретаре Солоха А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к Амурскому территориальному управлению Росрыболовства о признании незаконными действий, возложении обязанности,

по апелляционным жалобам Амурского территориального управления Росрыболовства, Федерального агентства по рыболовству на решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 06 мая 2015 года,

заслушав доклад судьи Волошиной Е.В., выслушав представителей Амурского территориального управления Росрыболовства Крылова Д.А., Зюкина М.А., прокурора Лазареву Н.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Комсомольский-на-Амуре природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации обратился в суд с административным иском к Амурскому территориальному управлению Росрыболовства, в котором просил признать действия Амурского территориального управления Росрыболовства по уничтожению незаконно добытых водных биологических ресурсов путем сброса погибшей рыбы в водные объекты и по расчету ущерба, причиненного незаконным выловом водных биоресурсов в случае возвращения незаконно добытых травмированных, но не погибших <данные изъяты> в естественную среду, без применения п.1 Примечаний к постановлению Правительства РФ от 26.09.2000г. №724 в части взыскания 50 процентов таксы за экземпляр соответствующего вида, незаконными; возложить на Амурское территориальное управление Росрыболовства обязанность уничтожать незаконно добытые водные биологические ресурсы в соответствии с требованиями Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ 04.12.1995г. №13-7-2/469, и производить расчет ущерба, причиненного незаконным выловом водных биоресурсов, в случае возвращения незаконно добытых травмированных, но не погибших <данные изъяты> в естественную среду, с учетом требований п.1 Примечаний к постановлению Правительства РФ от 26.09.2000г. №724 «Об изменении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам».

В обоснование заявленных требований указал, что в ходе осуществления Комсомольской-на-Амуре межрайонной природоохранной прокуратурой надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды выявлены нарушения, допущенные должностными лицами Амурского территориального управления Росрыболовства. В нарушение требований Ветеринарных правил, регулирующих порядок уничтожения биологических отходов, безвозмездно изъятые незаконно добытые водные биоресурсы (<данные изъяты>) уничтожены государственным инспектором ФИО1 11.09.2014г. путем разрезания на куски и утопления в р.Амур (административное производство ), аналогичные нарушения допущены в рамках административных производств (госинспектор ФИО2), (госинспектор ФИО1), невыполнение Амурским территориальным управлением Росрыболовства требований по соблюдению законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов в части сброса незаконно добытых водных биоресурсов и водные объекты может повлечь за собой возникновение неблагоприятной экологически опасной обстановки, что причинит ущерб Российской Федерации и нарушит права неопределенного круга лиц. В нарушение требований постановления Правительства РФ от 25.05.1994г. №515, которым утверждены таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам, в размере 50% за экземпляр вида, за незаконный вылов <данные изъяты>, которая согласно акту от 19.09.2014г. выпущена государственным инспектором ФИО3 в среду обитания, рассчитан ущерб в размере 100% таксы за один экземпляр <данные изъяты> в размере <данные изъяты> (административное производство ), аналогичные нарушения допущены при расчете ущерба по административным производствам . По факту выявленных нарушений в Амурское территориальное управление Росрыболовства природоохранным прокурором внесено представление от 08.10.2014 года, по результатам рассмотрения которого Амурское территориальное управление Росрыболовства с выявленными нарушениями не согласилось, меры к их устранению не предприняло.

Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 06 мая 2015 года исковые требования Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора удовлетворены в полном объеме.

Действия Амурского территориального управления Росрыболовства по уничтожению незаконно добытых водных биологических ресурсов путем сбора погибшей рыбы в водные объекты признаны незаконными.

На Амурское территориальное управление Росрыболовства возложена обязанность уничтожать незаконные добытые водные биологические ресурсы в соответствии с требованиями Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 года №13-7-2/469.

Признаны незаконными действия Амурского территориального управления Росрыболовства по расчету ущерба, причиненного незаконным выловом водных биоресурсов, в случае возвращения незаконно добытых травмированных, но не погибших <данные изъяты> в естественную среду, без применения п.1 Примечаний к постановлению Правительства Российской Федерации от 26.09.2000 года № 724 «Об изменении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам» в части взыскания 50 процентов таксы за экземпляр соответствующего вида.

На Амурское территориальное управление Росрыболовства возложена обязанность производить расчет ущерба, причиненного незаконным выловом водных биоресурсов, в случае возвращения незаконно добытых травмированных, но не погибших <данные изъяты> в естественную среду, с учетом требований п.1 Примечаний к постановлению Правительства Российской Федерации от 26.09.2000г. №724 «Об изменении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам».

В апелляционной жалобе представитель Амурского территориального управления Росрыболовства просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывает, что судом первой инстанции необоснованно сделан вывод о том, что погибшая рыба подлежит утилизации в порядке Ветеринарно-санитарных правил. Считает, что Амурское территориальное управление Росрыболовства является ненадлежащим ответчиком, поскольку Ветеринарно-санитарные правила к нему не применяются, поскольку территориальное управление является государственным учреждением, не ведущим хозяйство, не занимающимся производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения. Следовательно, субъектом, который должен исполнять Ветеринарно-санитарные правила, органы Росрыболовства не является. В связи с тем, что суд первой инстанции разрешил вопрос об обязанностях Минсельхоза РФ и Росрыболовства, их необходимо было привлечь к участию в деле.

В апелляционной жалобе представитель Федерального агентства по рыболовству просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное. Полагает, что суд первой инстанции необоснованно не привлек к участию в деле Федеральное агентство по рыболовству. Указывает, что для реализации требований решения районного суда потребуются средства федерального бюджета около <данные изъяты>, что в сложившихся в настоящее время финансово-экономических условиях невозможно. Для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов необходимо руководствоваться постановлением Правительства №515. Полагает, что Амурское территориальное управление Росрыболовства не должно руководствоваться Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.

Письменных возражений на апелляционные жалобы не поступало.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 24 июля 2015 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Постановлением президиума Хабаровского краевого суда от 21 марта 2016 года апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 24 июля 2015 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции в ином составе судей.

В суде апелляционной инстанции представители Амурского территориального управления Росрыболовства Крылов Д.А., Зюкин М.А. поддержали доводы апелляционной жалобы.

Прокурор Лазарева Н.А. просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.

В суд апелляционной инстанции не явился представитель Федерального агентства по рыболовству по неизвестной суду причине, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, не просил об отложении слушания дела, в связи с чем возможно рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав представителей Амурского территориального управления Росрыболовства Крылова Д.А., Зюкина М.А., прокурора Лазареву Н.А., судебная коллегия приходит к следующему.

Удовлетворяя заявленные исковые требования в части признания незаконными действий по уничтожению незаконно добытых водных биологических ресурсов путем сбора погибшей рыбы в водные объекты, суд первой инстанции исходил из того, что погибшие рыбы относятся к биологическим отходам, в связи с чем, уничтожение незаконно добытых водных биоресурсов должно осуществляться в соответствии с нормами законодательства об охране окружающей среды, согласно которым запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, и в соответствии с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов от 04.12.1995 года № 13-7-2/469, согласно которым биологические отходы утилизируют путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах) в соответствии с действующими правилами; обеззараживают в биотермических ямах; уничтожают сжиганием или в исключительных случаях захоранивают в специально отведенных местах, и согласно которым запрещается сброс биологических отходов в водоемы, реки и болота.

Удовлетворяя заявленные требования в части признания незаконными действий по расчету размера ущерба, причиненного незаконным выловом водных биоресурсов, суд первой инстанции исходил из того, что Примечания к таксам, утвержденные постановлением Правительства РФ от 26.09.2000г. № 724, согласно п.1 которых за травмирование, если оно не привлечено к гибели водных биоресурсов, взыскивается 50% таксы за экземпляр соответствующего вида (подвида), применяются для исчисления размера ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам как занесенным в Красную книгу (постановление Правительства РФ от 26.09.2000г. №724), так и незанесенным в нее (Постановление Правительства РФ от 25.05.1994г. № 515 в редакции постановления № 724).

Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку судом неправильно применены нормы материального и процессуального права.

Отношения в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов регулируются Федеральным законом от 20.12.2004г. №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

Согласно ч.1 ст.54 указанного Федерального закона незаконно добытые (выловленные) водные биоресурсы и продукты их переработки, а также суда и орудия незаконной добычи (вылова) водных биоресурсов подлежат безвозмездному изъятию или конфискации в порядке, установленном законодательством РФ.

Как следует из положений ч.2 данной статьи, безвозмездно изъятые или конфискованные водные биоресурсы, относящиеся к осетровым, лососевым видам рыб, крабам, включая крабоиды, морским гребешкам, трепангам, морским ежам, подлежат возвращению в среду обитания. Указанные водные биоресурсы в случае, если их физическое состояние не позволяет возвратить их в среду обитания, а также продукты их переработки, в том числе икра, подлежат незамедлительному уничтожению. Другие безвозмездно изъятые или конфискованные водные биоресурсы и продукты их переработки подлежат реализации или уничтожению.

Порядок реализации и уничтожения безвозмездно изъятых или конфискованных водных биоресурсов, продуктов их переработки, а также перечень водных биоресурсов, подлежащих уничтожению и указанных в части 2 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В целях реализации статьи 54 Закона о рыболовстве постановлением Правительства РФ от 31.05.2007 года №367 утверждены Правила реализации и уничтожения безвозмездно изъятых или конфискованных водных биологических ресурсов и продуктов их переработки (далее – Правила) и перечень безвозмездно изъятых или конфискованных водных биологических ресурсов, которые в случае, если их физическое состояние не позволяет возвратить их в среду обитания, подлежат незамедлительному уничтожению (далее – Перечень). В указанный Перечень в числе иного включены такие лососевые рыбы, как <данные изъяты>.

Согласно п.2 Правил безвозмездно изъятые водные биологические ресурсы, включенные в перечень безвозмездно изъятых или конфискованных водных биологических ресурсов, которые в случае, если их физическое состояние не позволяет возвратить их в среду обитания, подлежат незамедлительному уничтожению, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2007 г. N 367 (далее - водные биоресурсы), подлежат возвращению в среду обитания, а в случае, если их физическое состояние не позволяет возвратить их в среду обитания, они, а также продукты их переработки, в том числе икра, подлежат незамедлительному уничтожению после оформления акта (протокола) о факте изъятия.

Как следует из п.6 Правил уничтожение водных биоресурсов, а также продуктов их переработки, в том числе икры, осуществляется любым доступным способом с соблюдением обязательных требований законодательства в области охраны окружающей среды на основании акта об уничтожении.

При оценке законности действий должностных лиц по уничтожению незаконно добытых водных биоресурсов и избранного ими способа уничтожения необходимо устанавливать, соблюден ли принцип незамедлительности уничтожения данных биоресурсов и нанесло ли данное уничтожение вред окружающей среде.

Как установлено судом первой инстанции, и следует из материалов дела, Комсомольской-на-Амуре межрайонной природоохранной прокуратурой в отделе государственного контроля, надзора и рыболовства по Комсомольскому району проведена проверка законности принятия решений об отпуске в среду обитания, изъятия, конфискации или уничтожении незаконно добытых водных биоресурсов, продуктов их переработки, включая икру, а также орудия незаконного лова.

В ходе проверки было установлено, что государственными инспекторами отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Комсомольскому району уничтожение безвозмездно изъятых, незаконно добытых водных биологических ресурсов (<данные изъяты>) производится путем разрезания на части (куски) и утопления в р.Амур (административное производство ).

Расчет ущерба при возвращении в среду обитания безвозмездно изъятых водных биоресурсов производился должностными лицами Амурского территориального управления Росрыболовства, исходя из стоимости 1 экземпляра водных биологических ресурсов согласно таксам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25.05.1994 года № 515 (в редакции постановления от 26.09.2000года №724), без применения п.1 Примечания к таксам – 50% таксы за экземпляр соответствующего вида (административные производства ).

Комсомольским-на-Амуре межрайонным природоохранным прокурором внесено представление от 08.10.2014года об устранении нарушений законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов, по результатам рассмотрения которого Амурское территориальное управление Росрыболовства не согласилось с тем, что указанные выше обстоятельства являются нарушениями действующего законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов.

Однако в материалах дела отсутствуют доказательства того, что уничтожение безвозмездно изъятых незаконно добытых биоресурсов (<данные изъяты>) рыбинспекторами путем разрезания на части (куски) и утопления в реке Амур (среде их обитания) негативно воздействует на окружающую среду и загрязняет ее, а также того, что указанные биоресурсы могут быть незамедлительно уничтожены иным способом.

Также судом первой инстанции не учтено, что п.1.1 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных 04.12.1995г. № 13-7-2/469, которые были применены судом первой инстанции, являются обязательными для исполнения владельцами животных независимо от способа ведения хозяйства, а также организациями, предприятиями всех форм собственности, занимающихся производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения, к которым Амурское территориальное управление Росрыболовства не относится.

Кроме того, удовлетворяя заявленные требования прокурора в интересах Российской Федерации, судом первой инстанции не установлено, в чем заключается нарушение или угроза нарушения прав Российской Федерации.

Принимая решение о возложении на Амурское территориальное управление Росрыболовства обязанности производить расчет размера ущерба, причиненного незаконном выловом водных биоресурсов, с учетом требований п.1 Примечаний к постановлению Правительства Российской Федерации от 26.09.2000г. №724, суд первой инстанции не учел, что согласно материалам дела расчет ущерба, с которым не согласен прокурор, был произведен по конкретным административным делам, в связи с чем правильность произведенного расчета размера ущерба подлежит проверке при рассмотрении данных дел по существу.

В связи с вышеизложенным, поскольку судом первой инстанции были неправильно применены нормы материального и процессуального права, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 310 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 06 мая 2015 года по административному делу по административному исковому заявлению Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к Амурскому территориальному управлению Росрыболовства о признании незаконными действий, возложении обязанности - отменить полностью и принять новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к Амурскому территориальному управлению Росрыболовства о признании незаконными действий, возложении обязанности - отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий: О.Ю.Позднякова

Судьи: Е.В.Волошина

Ю.Г.Старков