КопияСУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
Апелл. дело № 33а-2789/2015
Судья ФИО1
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Мосиявич С.И.,
судей Ощепкова Н.Г. и Семейкиной С.А.,
при секретаре Бордиян В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании, в апелляционном порядке, административное дело по апелляционной жалобе Ц.,
на решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 августа 2015 года.
Заслушав докладчика судью суда Ямало-Ненецкого автономного округа Ощепкова Н.Г., Судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Ц. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Департамент) выразившееся в отказе в предоставлении лесного участка в безвозмездное пользование для ведения сельского хозяйства с возложением обязанности по предоставлению лесного участка для собственных нужд в безвозмездное пользование для ведения сельского хозяйства.
В обосновании заявления он указал, что Департамент письмом от 3 августа 2015 года отказал в предоставлении лесного участка для собственных нужд в безвозмездное пользование для ведения сельского хозяйства. Такое решение полагает незаконным, поскольку испрашиваемый лесной участок под категорию ограниченных для ведения сельского хозяйства не подпадает, на нем не имеется молодняков ценных древесных пород. При этом в заявлении о предоставлении лесного участка было указано два вида использования - скотоводство и пчеловодство, запрет на последний вид использования не допускается и разведение домашней птицы не может негативно повлиять на лесной участок. Законных оснований для отказа в его предоставлении, исходя из административного регламента Департамента, не имелось.
В возражениях Департамент заявленные требования не признал, указав, что испрашиваемый лесной участок занят лесными культурами, покрыт лесной растительностью, и выпас сельскохозяйственных животных на таком участке не допускается. Размещение ульев и пасек допускается на опушках леса, прогалинах и других, не покрытых растительностью землях. Согласно материалам лесоустройства, лесной участок к такой категории не относится, поскольку покрыт лесной растительностью, в связи с чем, законных оснований для его предоставления не имелось.
Суд постановил решение, которым в удовлетворении заявления было отказано.
С решением суда не согласен Ц.
В апелляционной жалобе он просит решение суда отменить с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявления. Анализируя законодательство, полагает, что законных оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований не имелось, суд неправильно применил нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, не учтено, что ранее на лесном участке располагался питомник для собак и там находятся брошенные вольеры. Предоставление испрашиваемого лесного участка для пчеловодства и клеточного содержания сельскохозяйственных животных не запрещено законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 08.03.2015 N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" апелляционная жалоба подлежит разрешению в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения, то есть в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, о причинах неявки не сообщили, доказательств уважительности причин неявки в суд не представили, их участие не является обязательным, в связи с чем, на основании ст. 150, ч. 1 ст. 307 КАС РФ Судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела, 8 июля 2015 года Ц. обратился в Департамент с письменным заявлением о предоставлении лесного участка площадью не менее 0,2 га в безвозмездное срочное пользование (не менее 5 лет) в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (пчеловодства, кролиководства) для размещения пасеки, выпаса кроликов, гусей, с указанием ориентиров лесного участка (л.д. 23). К данному заявлению перечень, каких либо документов не прилагался.
3 августа 2015 года Департамент, в ответ на указанное обращение Ц., письменно сообщил об отказе в предоставлении лесного участка, поскольку испрашиваемый лесной участок покрыт лесной растительностью, характеризуется наличием спелых сосновых насаждений с развитым жизнеспособным подростом и для ведения сельского хозяйства, исходя из заявленных целей, не пригоден. Кроме этого, в письменном сообщении Департамента указано, что к заявлению Ц. не приложены документы в соответствии с административным регламентом, при том, что предоставление участков без проведения их государственного кадастрового учета не допускается.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявление Ц., обоснованно пришел к выводу о правомерности решения Департамента об отказе в предоставлении лесного участка в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие); порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется настоящим Кодексом и лесным законодательством.
Положениями статей 1, 10 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципе подразделения лесов на виды по целевому назначению и установлению категорий защитных лесов в зависимости от выполняемых ими полезных функций; леса, расположенные на землях лесного фонда по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.
Одним из видов использования лесов может быть ведение сельского хозяйства (п. 6 ч.1 ст. 25 Лесного кодекса РФ).
Согласно части 1 статьи 38 Лесного кодекса РФ леса могут использоваться для ведения сельского хозяйства (сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, пчеловодства, северного оленеводства, выращивания сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной деятельности).
Частью 4 статьи 38 этого же Кодекса предусмотрено, что Правила использования лесов для ведения сельского хозяйства устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с положениями статьи 38 Лесного кодекса РФ приказом Рослесхоза от 05.12.2011 N 509 утверждены Правила использования лесов для ведения сельского хозяйства (далее - Правила).
В Правилах установлены требования к использованию лесов для ведения сельского хозяйства, в частности, выпас сельскохозяйственных животных не допускается на участках, занятых лесными культурами, естественными молодняками ценных древесных пород, насаждениями с развитым жизнеспособным подростом. В качестве кормовой базы для медоносных пчел используются лесные участки, на которых в составе древесного, кустарникового или травяно-кустарничкового яруса имеются медоносные растения и лесные участки для размещения ульев и пасек предоставляются, в первую очередь, на опушках леса, прогалинах и других, не покрытых лесной растительностью землях (пункты 13, 14).
Содержание статей 67, 68 Лесного кодекса РФ позволяет сделать вывод, что использование лесов осуществляется с учетом материалов лесоустройства.
Из указанных правовых норм следует, что предоставление в безвозмездное пользование гражданам лесных участков в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности для собственных нужд допускается, если такие участки соответствуют требованиям ведения сельского хозяйства, в том числе с учетом материалов лесоустройства, в противном случае в их предоставлении должно быть отказано.
Как установлено судом, испрашиваемый лесной участок занят лесными культурами с развитым жизнеспособным подростом, что подтверждается материалами лесоустройства (л.д. 24). Из материалов дела не следует, что на данном лесном участке занятым лесной растительностью, в составе древесного, кустарникового или травяно-кустарничкового яруса имеются медоносные растения, которые могут быть использованы в качестве кормовой базы для медоносных пчел.
В этой связи, оснований считать, что испрашиваемый лесной участок соответствовал требованиям ведения сельского хозяйства, как они были указаны Ц. в обращении в Департамент, не имеется.
С учетом требований законодательства и фактических обстоятельств данного дела, Департамент правомерно отказал в предоставлении лесного участка и права заявителя нарушены не были.
Здесь же следует обратить внимание на следующее.
В данном случае, суд рассматривал дело в соответствии с требованиями положений гл. 25 ГПК РФ (действующей во время рассмотрения дела) с учетом документов, которые имелись в Департаменте на момент принятия оспариваемого заявителем решения.
Во исполнение Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" постановлением Губернатора ЯНАО от 23.05.2013 N 69-ПГ утвержден Административный регламент департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа по предоставлению государственной услуги «Предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование» (далее - Административный регламент).
В подпунктах 11.1 и 11.2 пункта 11 Административного регламента императивно установлено, что к заявлению прилагаются: копия документа, удостоверяющего личность заявителя; документы, подтверждающие местоположение, границы, площадь и иные количественные и качественные характеристики лесных участков.
Между тем в нарушение указанных правовых норм к заявлению Ц. такие документы приложены не были, на что обращено внимание в письменном отказе в предоставлении государственной услуги.
Пунктом 15 Административного регламента предусмотрено, что основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются: представление документов, не соответствующих перечню, указанному в пункте 11 регламента; несоответствие заявленного использования лесного участка лесному плану автономного округа или лесохозяйственному регламенту лесничества.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение принято уполномоченным государственным органом в соответствии с законом, в пределах его полномочий и права либо свободы заявителя не были нарушены, что правомерно повлекло отказ суда в удовлетворении заявленных требований.
Ходатайство в апелляционной жалобе о проведении осмотра лесного участка подлежит отклонению, поскольку осмотр применяется к вещественным доказательством по делу (ст. 166 КАС РФ), к которым испрашиваемый лесной участок не отнесен. При этом фотоматериалы лесного участка в материалы дела представлялись и были исследованы в суде первой инстанции.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных судом при рассмотрении настоящего дела, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом, влияли бы на обоснованность и законность решения суда, в связи с чем, основаниями для отмены решения суда являться не могут.
Таким образом, оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ для отмены или изменения решения суда, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309, ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий подпись
Судьи подпись
подпись