дело №33а-2790 судья Баранова Е.Е.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 сентября 2019 года город Тула
Судебная коллегия по административным делам Тульского областного суда в составе: председательствующего Епихиной О.М.,
судей Щербаковой Н.В., Юрковой Т.А.,
при секретаре Сычевой Е.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное делопо апелляционной жалобе представителя административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности ФИО1 на решение Советского районного суда г. Тулы от 21 мая 2019 года по административному исковому заявлению ФИО2 к министерству имущественных и земельных отношений Тульской области об оспаривании действий.
Заслушав доклад судьи Щербаковой Н.В., судебная коллегия
установила:
ФИО2 обратилась в суд с административным иском к министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно, указав в обоснование исковых требований на то, что она относится к категории многодетных граждан и имеет право на предоставление в собственность земельного участка без проведения торгов бесплатно.
В целях реализации своего права истец сформировала земельный участок, расположенный по адресу: <данные изъяты>, ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м, и обратилась в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность указанного земельного участка.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты> министерство имущественных и земельных отношений Тульской области отказало в удовлетворении заявления административного истца со ссылкой на то, что по испрашиваемой территории земельного участка проходит водопровод.
Административный истец считает данный отказ незаконным и нарушающим ее права, поскольку прохождение по земельному участку водопровода не является законным основанием для отказа в предварительном согласовании схемы земельного участка и просит признать незаконным отказ министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты> в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно.
Определением суда от 16.04.2019 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация г.Тулы.
Административный истец ФИО2, ее представитель по заявлению ФИО3 в судебном заседании доводы административного искового заявления поддержали по тем же основаниям.
Представитель административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности ФИО1 в судебном заседании административные исковые требования не признал, пояснил, что на момент обращения административного истца с заявлением о предоставлении земельного участка, в министерстве уже имелся ответ администрации г.Тулы о том, что на испрашиваемом ФИО2 земельном участке проходит водопровод, в связи с чем, в предварительном согласовании предоставления земельного участка было отказано.
Представитель административного истца администрации г.Тулы в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Решением Советского районного суда г. Тулы от 21 мая 2019 года постановлено:
административное исковое заявление ФИО2 к министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно, удовлетворить.
Признать незаконным решение министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты> об отказе в предварительном согласовании предоставления ФИО2 в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: <данные изъяты>, ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права, при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, а также в связи с недоказанностью установленных судом обстоятельств.
Изучив материалы дела, выслушав административного истца ФИО2, ее представителя по заявлению ФИО3, представителя административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности ФИО1, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, административный истец ФИО2 отнесена к категории многодетных граждан, так как воспитывает трех несовершеннолетних детей: ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
ДД.ММ.ГГГГ представитель ФИО2 по доверенности ФИО4 обратилась в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <данные изъяты>, ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м, как многодетной семье, указав вид права, на котором заявлено согласование участка - в собственность бесплатно, цель использования – для индивидуального жилищного строительства.
При этом к заявлению приложены документы, подтверждающие статус многодетной семьи, а также схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ министерство имущественных и земельных отношении Тульской области отказало в удовлетворении заявления ФИО2 со ссылкой на то, что по информации, представленной администрацией г.Тулы, согласно сведениям картографического фонда, по территории участка проходит водопровод. Согласно пункту 1 части 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса. На основании пункта 1 части 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи. Приказом министерства экономического развития РФ от 27.11.2014 № 762 утверждены требования к подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, которым представленная схема не соответствует.
Решение министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 26.12.2018 является предметом настоящего обжалования.
Удовлетворяя заявленные административные исковые требования суд первой инстанции проанализировав положения Земельного кодекса Российской Федерации пришел в выводу об отсутствии у министерства имущественных и земельных отношений Тульской области оснований для принятия решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, поскольку доказательств тому, что на испрашиваемом земельном участке расположены объекты инженерной инфраструктуры в виде водопроводной сети ответчиком суду не предоставлено, что является снованием для возложения на министерство имущественных и земельных отношений Тульской области обязанности рассмотреть заявление ФИО2 повторно.
С данными выводами судьи судебная коллегия согласиться не может.
Согласно статье 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение суда является законным и обоснованным в том случае, если оно принято в точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Постановленное по делу решение указанным требованиям не отвечает.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (п.п. 3, 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления, земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно;
В силу части 2 статьи 2 Закона Тульской области от 26.10.2015 № 2362-ЗТО (ред. от 01.06.2016) «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно» гражданину, состоящему на учете, земельный участок может быть предоставлен следующими способами:
1) гражданину предоставляется земельный участок из перечней земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам в собственность бесплатно.
2) гражданин самостоятельно обеспечивает подготовку схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и обращается с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в правительство области или орган местного самоуправления, которое подлежит рассмотрению в соответствии с земельным законодательством.
3) гражданин обращается в правительство области или орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно. В заявлении гражданин указывает цель использования земельного участка, ориентировочную площадь, адрес или иное описание местоположения земельного участка. В случае, если образование земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, возможно в соответствии с требованиями земельного законодательства, правительство области или орган местного самоуправления обеспечивает подготовку и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выполнение кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка.
По смыслу приведенных норм материального права предоставление земельного участка для граждан, имеющих право на его бесплатное предоставление, осуществляется только за счет земельных участков, сформированных исключительно для целей бесплатного предоставления.
В соответствии со статьей 2 Закона Тульской области от 21.12.2011 №1708-ЗТО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам, имеющих трех и более детей» земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, на территории области предоставляются в собственность бесплатно многодетным гражданам в следующих случаях: 1) для индивидуального жилищного строительства; 2) для личного подсобного хозяйства (с правом возведения жилого дома). Многодетные граждане могут использовать право на бесплатное предоставление земельного участка в собственность однократно.
Согласно пункту 1 части 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи.
Согласно пункту 12 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа (далее - Требования), регламентированы приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе" (Зарегистрировано в Минюсте России 16.02.2015 N 36018)
Согласно Требований, при подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения:
утвержденных документов территориального планирования;
правил землепользования и застройки;
проектов планировки территории;
землеустроительной документации;
положения об особо охраняемой природной территории;
о зонах с особыми условиями использования территории;
о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях;
о местоположении границ земельных участков,
о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
В целом, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства. Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановление администрации г. Тулы от 04.04.2014 N 941 утверждено Положение о порядке создания, ведения и использования единой электронной топографической основы в городе Туле".
Указанное Положение принято в соответствии со статьями 56 и 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2006 N 363 "Об информационном обеспечении градостроительной деятельности", Федеральным законом от 30 декабря 2015 года N 431-ФЗ "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановлением администрации города Тулы от 15.08.2011 N 2084 "Об утверждении Классификатора документов, размещаемых в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город Тула", Постановлением администрации города Тулы от 31.05.2013 N 1428 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача сведений и копий документов из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности", Приказом Минэкономразвития России от 27.02.2017 N 1с/МО и направлено на развитие муниципальной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (далее - ИСОГД), установление порядка и правил ведения единой электронной топографической основы масштаба 1:500 (далее - ЕЭТО) ИСОГД муниципального образования город Тула, поэтапное формирование городской инфраструктуры пространственных данных, обеспечение межведомственного информационного взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти.
Настоящее Положение распространяется на кадастровых инженеров, на юридических лиц, установленным порядком занимающихся на территории города Тулы производством топографо-геодезических, землеустроительных, кадастровых и проектных работ, на органы государственной власти и органы местного самоуправления, использующие сведения и материалы ЕЭТО для принятия управленческих решений в части развития и благоустройства территории города Тулы (п.1.3)
Единая электронная топографическая основа информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город Тула - совокупность преобразованных в цифровой растровый формат топографических планов (планшетов) масштаба 1:500 территории города Тулы, приведенных к системе координат, официально применяемой на территории города Тулы, и постоянно актуализируемых по результатам официального учета топографических и исполнительных съемок, проводимых на территории города Тулы, материалам геодезических, землеустроительных, кадастровых и проектных работ. Сведения и материалы ЕЭТО входят в раздел 9 "Геодезические и картографические материалы" ИСОГД муниципального образования город Тула согласно Классификатору документов, размещаемых в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город Тула, утвержденному Постановлением администрации города Тулы от 15.08.2011 N 2084 ( п.2.1).
Как следует из фрагмента плана Единой электронной топографической основы города Тулы, приложенного к ответу администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ № №, на спорном земельном участке расположен водопровод (линия, обозначенная буквой «В»). Также имеются и другие обозначения, которые относятся к элементам обозначения водопровода на плане.
Между тем, в нарушение Требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа (далее - Требования), регламентированных приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762, приложенная к заявлению ФИО2 схема расположения земельная участка подготовлена без учета данных Единой электронной топографической основы города Тулы, что подтверждается заключением кадастрового инженера ООО «<данные изъяты>» ФИО
С учетом изложенного, отказ министерства имущественных и земельных отношении Тульской области в удовлетворении заявления ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ соответствует положениям пункта 1 части 8 статьи 39.15, подпункта 1 пункта 16 статьи 11.10, пункта 12 статьи 11.10 ЗК РФ.
При этом факт принадлежности водопроводной сети юридического значения для оценки последовавшего отказа, являющегося предметом проверки по настоящему делу, исходя из примененного основания, правового значения не имеет.
При таких обстоятельствах решение Советского районного суда г. Тулы от 21 мая 2019 года нельзя признать законным и обоснованным, поскольку выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Судебная коллегия считает необходимым постановить новое решение, в соответствии с которым в удовлетворении административных исковых требований ФИО2 отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 308, 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Тулы от 21 мая 2019 отменить, постановить новое решение, в соответствии с которым в удовлетворении административных исковых требований ФИО2 к министерству имущественных и земельных отношений Тульской области об оспаривании действий отказать.
Председательствующий
Судьи