ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2798/2022 от 21.07.2022 Тюменского областного суда (Тюменская область)

72RS0013-01-2021-014218-44

Номер дела в суде первой инстанции 2а-1579/2022

Дело № 33а-2798/2022

Апелляционное определение

город Тюмень

21 июля 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего

Левиной Н.В.,

судей

Галяутдиновой Е.Р., Глушко А.Р.,

при секретаре

Семенец Е.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Тюмени № 1 на решение Калининского районного суда г. Тюмени от 24 февраля 2022 года, которым постановлено:

«Административный иск Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени № 1 к Васильевой Юлии Анатольевне о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям, удовлетворить частично.

Взыскать с Васильевой Юлии Анатольевны, 24.02.1982 года рождения, проживающей по адресу: г.Тюмень, ул.Ямская, д.77, кв.127, в пользу ИФНС России по г.Тюмени № 1 пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федеральный фонд ОМС за 2017-2018 года в размере 1355,80 рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2017-2018 года в размере 6207,54 рублей, всего 7 563 (семь тысяч пятьсот шестьдесят три) рублей 34 копейки.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с Васильевой Юлии Анатольевны государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования г.Тюмень в размере 400 рублей».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Галяутдиновой Е.Р., объяснения представителя административного ответчика Головина А.В., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Тюмени № 1 (далее также – ИФНС России по г. Тюмени № 1, Инспекция) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Васильевой Ю.А. о взыскании штрафа за несвоевременное представление налоговой декларации на основании п.1 ст. 119 Налогового кодекса РФ в размере 500 рублей, пени по налогу на доходы физических лиц за 2012 в размере 752 484,58 рублей, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017-2018 г.г. в размере 1 355,80 рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017-2018 г.г. в размере 6 207,54 рублей, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, в размере 4 864,03 рубля.

Требования мотивированы тем, что решением Калининского районного суда г. Тюмени от 10.10.2014 с Васильевой Ю.А. взыскана задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2012 год в размере 8 735 394 рубля. 21.04.2015 на основании указанного решения суда возбуждено исполнительное производство. В связи с неуплатой налога на доходы физических лиц в соответствии со ст.ст. 75, 216, ч.4 ст. 228 Налогового кодекса Российской Федерации Васильевой Ю.А. начислены пени за период 26.01.2019 по 28.03.2021 в размере 752 484,58 рублей.

Кроме того, Васильева Ю.А., будучи зарегистрированной в качестве индивидуального предпринимателя с 04.02.2009 по 30.10.2019, является плательщиком страховых взносов. Инспекцией начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии за 2017 год в размере 23 400 рублей и за 2018 год – 26 545 рублей. Поступившими из службы судебных приставов денежными средствами в 2020 году задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год погашена, за 2018 год составила 8 442,50 рублей. Также были начислены страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 4 590 рублей, за 2018 год – 5 840 рублей. С учётом денежных средств, поступивших из службы судебных приставов, задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское обслуживание за 2017 год погашена, за 2018 год составила 4 590 рублей. В связи с несвоевременной уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование Васильевой Ю.А. начислены пени за 2017 год – 2 552,35 рублей, за 2018 год – 3 655,19 рублей, а также начислены пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 год – 495,41 рублей, за 2018 год – 860,39 рублей.

Кроме того, управлением Пенсионного фонда РФ по Тюменской области в налоговый орган передана задолженность по страховым взносам за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, в частности по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 4 864,03 рублей.

Кроме того, при осуществлении предпринимательской деятельности Васильевой Ю.А. была применена упрощенная система налогообложения и несвоевременно 02.12.2019г. предоставлена налоговая декларация за 2019 год. По результатам камеральной проверки решением налогового органа от 10.07.2020 № 2599 Васильева Ю.А. привлечена к ответственности по п.1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации с назначением штрафа в размере 500 рублей.

В связи с не исполнением обязанности по уплате налогов, в адрес налогоплательщика направлены требования об уплате указанной задолженности: от об уплате штрафа в размере 500 рублей, № 35353 от 29.03.2021 об уплате пени по налогу на доходы физических лиц за 2012 в размере 752 484,58 рублей, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017-2018 г.г. в размере 1 355,80 рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017-2018 г.г. в размере 6 207,54 рублей, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 в размере 4 864,03 рублей, которые исполнены не были, что послужило основанием для обращения к мировому судье для вынесения судебного приказа, а после его отмены в суд с указанным административным иском.

Представитель административного ответчика Головин А.В., действующий на основании доверенности 22.11.2021 (л.д. 66-67), в судебном заседании суда первой инстанции возражал против удовлетворения административного иска.

Васильева Ю.А., представитель ИФНС России по г. Тюмени № 1 в судебное заседание суда первой инстанции не явились, дело рассмотрено в их отсутствие при надлежащем извещении.

Судом постановлено указанное решение, с которым не согласна ИФНС России по г. Тюмени № 1. В апелляционной жалобе, считая решение суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований о взыскании задолженности по пени по налогу на доходы физических лиц за 2012 год в размере 752 484,58 рублей, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 в размере 4 864,03 рублей незаконным, просит его отменить, принять в указанной части новое решение об их удовлетворении. Считает, что принудительный порядок взыскания указанной задолженности налоговым органом соблюден.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель административного ответчика Головин А.В., считая решение суда законным и обоснованным, просит отказать в ее удовлетворении.

Представитель ИФНС России по г. Тюмени № 1, Васильева Ю.А. в заседание суда апелляционной инстанции не явились. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы они извещены надлежащим образом, ходатайства об отложении рассмотрения жалобы не заявлены, доказательства уважительности причин неявки не представлены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела в соответствии с требованиями статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, исследовав дополнительно представленные доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска ИФНС России по г. Тюмени № 1 в части требований о взыскании пени по налогу на доходы физических лиц за 2012 год в размере 752 484,58 рублей, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 в размере 4 864,03 рублей, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения в виду нарушения налоговым органом порядка взыскания указанной задолженности. В связи с уплатой Васильевой Ю.А. суммы штрафа в размере 500 рублей, в удовлетворении административного иска в данной части также отказано. Удовлетворяя заявленные требования о взыскании пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017-2018 г.г. в размере 1 355,80 рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017-2018 г.г. в размере 6 207,54 рублей, суд первой инстанции исходил из наличия обязанности у Васильевой Ю.А. по их уплате, которая на момент взыскания не исполнена.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении административного иска о взыскании суммы штрафа по п. 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в размере 500 рублей, в связи с наличием данных об уплате данной задолженности административным ответчиком (квитанция от 24.02.2022 (л.д. 72, 73)). При этом, порядок привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 119 Налогового кодекса РФ, сроки и процедура взыскания штрафа налоговым органом соблюдены.

Выводы суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении административного иска о взыскании пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, судебная коллегия находит правильными, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и по существу являются правильными.

Часть 1 статьи 286 КАС РФ предусматривает право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ индивидуальные предприниматели, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и не производящие выплаты, и иные вознаграждения физическим лицам, признаются плательщиками страховых взносов.

В силу требований пункта 2 статьи 11 НК РФ под индивидуальными предпринимателями для целей налогообложения понимаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

Если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (пункт 5 статьи 430 НК РФ).

Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что обязанность по уплате страховых взносов возникает у физического лица в силу регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя и сохраняется до момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.

До 1 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование регулировались Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Данный федеральный закон к плательщикам страховых взносов наряду с другими лицами относит индивидуальных предпринимателей как лиц, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, возлагает обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы (подпункт «б» пункта 1 части 1 статьи 5, часть 1 статьи 18).

В случае неуплаты индивидуальным предпринимателем в установленный срок или неполной уплаты страховых взносов производится принудительное взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 названного федерального закона (части 2 и 3 статьи 18).

Обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах индивидуального предпринимателя в банках на основании решения о взыскании уполномоченного органа, который направляет в соответствующий банк поручение на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов индивидуального предпринимателя. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения данного срока (части 1, 2 и 5 (в редакции, действующей до 21 декабря 2013 года) статьи 19 названного федерального закона).

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о таких счетах уполномоченный орган вправе принять решение о взыскании страховых взносов за счет иного имущества индивидуального предпринимателя в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве», принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов (часть 14 статьи 19, части 2 и 3, статьи 20 этого же федерального закона).

С 1 января 2017 года Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» утратил силу, процедура взыскания страховых взносов с указанной даты регулируется Налоговым кодексом Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».

Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 72 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

В соответствии со статьей 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. При этом пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5). Процедура и сроки взыскания пени аналогичны процедуре и срокам взыскания налога, страховых сборов.

Из смысла статьи 75 НК РФ, следует, что пени являются мерой ответственности за нарушение срока внесения соответствующего платежа, то есть требование об их взыскании является производным от требования о взыскании спорного платежа, поскольку только при наличии недоимки по его уплате плательщику страховых могут быть начислены пени.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной, в том числе в Постановлениях от 17 декабря 1996 года № 20-П, 15 июля 1999 года № 11-П, неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Пеня относится к правовосстановительным мерам принуждения, которые устанавливаются законодателем в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, в связи с несоблюдением законных требований государства. Правовосстановительные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов и иных обязательных платежей, то есть представляют собой погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налогов и иных сборов.

Из материалов дела следует, что в период времени с 04.02.2009 по 30.10.2019 Васильева Ю.А. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя.

В связи с неуплатой Васильевой Ю.А. страховых взносов на обязательное медицинское страхование, образовавшейся за расчетные периоды до 01.01.2017, налоговым органом в адрес Васильевой Ю.А. были сформированы и направлены требования об уплате пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за указанный период на общую сумму 4 864,03 рублей, представленные Пенсионным фондом Российской Федерации по Тюменской области - № 332916 от 26.01.2018 в размере 496,14 рублей со сроком исполнения до 26.02.2018, № 35353 от 29.03.2021 в размере 3 772,79 рублей и 595,10 рублей со сроком исполнения до 05.05.2021 (л.д.8-9, 15-20).

Согласно административному исковому заявлению возможность представления расчета указанных пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, образовавшиеся до 01.01.2017, отсутствует.

Требования налогового органа административным ответчиком в добровольном порядке в установленный срок исполнены не были, что послужило основанием для обращения налогового органа (01.06.2021) к мировому судье с заявлением, (датированным 12.05.2021), о выдаче судебного приказа о взыскании указанной задолженности.

07.06.2021 мировым судьей судебного участка № 9 Калининского судебного района г. Тюмени выдан судебный приказ о взыскании указанной задолженности, который определением этого же мирового судьи от 09.07.2021 отменен в связи с поступившими от должника возражениями (л.д. 42).

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ИФНС по г. Тюмени № 1 в суд 28.12.2021 с административным исковым заявлением по настоящему делу.

Представленными по запросу судебной коллегии сведениями Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области (далее – ОПФР по Тюменской области) установлено, что постановлениями Управления Пенсионного фонда России в г. Тюмени от 14.11.2011, 07.07.2014, 20.10.2015, 22.03.2016 произведено взыскание с Васильевой Ю.А. недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование соответственно за 2010 год в сумме 1 610,76 рублей, за 2013 год в сумме 3 185, 46 рублей, за 2014 год в сумме 3 399,05 рублей, за 2015 год в сумме 3 650,58 рублей, за 2016 год в сумме 3 796,85 рублей. При этом сообщено, что взыскание задолженности за 2010, 2013, 2014 и 2015 г.г. производилось путем направления указанных постановлений в РОСП Калининского АО г. Тюмени УФССП России по Тюменской области.

Сведений о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, образовавшейся за расчетные периоды до 01.01.2017, за 2016 год материалы дела не содержат, административным истцом таких доказательств не представлено.

Вместе с тем, согласно сообщению РОСП Калининского АО г. Тюмени УФССП России по Тюменской области, представленному по запросу судебной коллегии, указанные постановления ОПФР по Тюменской области от 14.11.2011, 07.07.2014, от 20.10.2015, 22.03.2016 о взыскании страховых взносов на обязательное медицинское страхование с Васильевой Ю.А. для исполнения не предъявлялись.

В силу пункта 4.1 части 1 статьи 12 Федерального закона РФ «Об исполнительном производстве» 02 октября 2007 года № 229-ФЗ (далее - Закон об исполнительном производстве) акты Пенсионного фонда и Фонда социального страхования о взыскании денежных средств должника-гражданина, зарегистрированного в установленном законом порядке в качестве индивидуального предпринимателя, без приложения документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в случае, если должник вправе осуществлять предпринимательскую деятельность без открытия расчетного и иных счетов, относятся к числу исполнительных документов.

Оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств без приложения документов, указанных в части 6 настоящей статьи, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их вынесения (часть 6 статьи 21 Закона об исполнительном производстве).

Пропущенные сроки предъявления к исполнению исполнительных документов, (кроме исполнительного листа и судебного приказа), восстановлению не подлежат (ч.ч. 1, 2 ст. 23 Закона об исполнительном производстве).

Учитывая, что исполнительное производство, на основании постановлений ОПФР по Тюменской области от 14.11.2011, 07.07.2014, 20.10.2015, 22.03.2016 не возбуждалось, ко взысканию они не предъявлялись, сроки их предъявления ко взысканию истекли, значит, возможность взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за указанный период утрачена.

Налоговым органом не представлены доказательства принудительного взыскания основной задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года.

Из вышеприведенных положений ст. 72, 75 НК РФ следует, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога и данная возможность не утрачена. После истечения срока взыскания задолженности по налогу, пени не могут рассматриваться как способ обеспечения исполнения обязанности по его уплате.

При таких данных, сумма пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за указанный период не может быть взыскана, так как соответствующая задолженность по налогу не была предъявлена к принудительному исполнению в установленный законом срок, возможность их взыскания утрачена.

С учетом указанных обстоятельств являются обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что пени, исчисленные в связи с неуплатой страховых взносов за периоды, истекшие до 01.01.2017, не подлежат взысканию в силу того, что недоимка по страховым взносам за указанный период (не взысканная, не уплаченная) является безнадежной и подлежит списанию в соответствии с положениями ст. 11, п.11 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которым признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Вместе с тем, выводы суда первой инстанции в части взыскания с Васильевой Ю.А. пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017, 2018 г.г., на обязательное пенсионное страхование за 2017, 2018 г.г., не могут быть признаны обоснованными по следующим основаниям.

Согласно материалам дела, в связи с неисполнением обязанности по уплате страховых взносов налоговым органом Васильевой Ю.А. начислены пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 год в сумме 495,41 рубля, за 2018 год – 860,39 рублей (на общую сумму 1 355,80 рублей), а также пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в сумме 2 552,35 рублей, за 2018 год – 3 655,19 рублей (на общую сумму 6 207,54 рублей), сформировано и направлено Васильевой Ю.А. через личный кабинет налогоплательщика требование № 35353 от 29.03.2021 со сроком исполнения до 05.05.2021 (л.д. 15-20).

Из административного искового заявления следует, что задолженность Васильевой Ю.А. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 23 400 рублей погашена в полном объеме за счет денежных средств, поступивших из службы судебных приставов в счет уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в период с 11.02.2020 по 02.06.2020, за 2018 год - задолженность в размере 26 545 рублей также погашена за счет денежных средств, поступивших из службы судебных приставов в счет уплаты страховых взносов в период со 02.06.2020 по 05.11.2020, остаток задолженности за 2018 год составил 8 442,5 рублей.

Аналогичным образом погашена задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 4 590 рублей за счет денежных средств, поступивших из службы судебных приставов в счет уплаты страховых взносов в период с 11.02.2020 по 12.03.2020, за 2018 год задолженность в размере 5 840 рублей погашена за счет денежных средств, поступивших из службы судебных приставов в счет уплаты страховых взносов в период со 12.03.2020 по 02.06.2020, остаток задолженности за 2018 год составил 4 590 рублей.

В связи с неисполнением требования налогового органа в добровольном порядке в установленный срок, ИФНС России по г. Тюмени № 1 обратилась (01.06.2021) к мировому судье с заявлением, (датированным 12.05.2021), о выдаче судебного приказа о взыскании указанной задолженности.

07.06.2021 мировым судьей судебного участка № 9 Калининского судебного района г. Тюмени выдан судебный приказ о взыскании указанной задолженности, который определением от 09.07.2021 отменен в связи с поступившими от должника возражениями (л.д. 42), что послужило основанием для обращения ИФНС по г. Тюмени № 1 в суд 28.12.2021 с административным исковым заявлением по настоящему делу.

Проверяя обоснованность взыскания с Васильевой Ю.А. пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование за 2017, 2018 г.г., судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 62, 63 КАС РФ административному истцу было предложено представить доказательства взыскания страховых взносов, на которые исчислены взыскиваемые пени.

Однако таких доказательств административным истцом представлено не было, при этом из административного искового заявления, сообщения ИФНС России по г. Тюмени № 1 от 08.06.2022 следует, что страховые взносы за указанный период налоговым органом в принудительном порядке не взыскивались, погашение задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование и обязательное пенсионное страхование за 2017 год в полном объеме, а также частичное погашение задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование и обязательное пенсионное страхование за 2018 год произведено налоговым органом за счет распределения денежных средств, поступивших из службы судебных приставов, взысканных по иным решениям.

Кроме того, из требования № 35353 от 29.03.2021, представленного расчета пени на обязательное медицинское страхование за 2017, 2018 г.г. на общую сумму 1355,80 рублей, следует, что данные пени включают в себя пени в размере 860,39 рублей за период с 26.01.2019 по 28.03.2021, начисленные на сумму недоимки по страховым взносам за 2018 год в размере 5 840 рублей, пени за 2017 год в сумме 441,63 рублей за период с 26.01.2019 по 11.03.2021, начисленные на сумму недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 4 590 рублей, и пени в размере 53,78 рублей, начисленные на общую сумму недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017, 2018 г.г. в размере 10 430 рублей (4590 рублей + 5 840 рублей).

Также рассчитаны пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017, 2018 г.г. в сумме 6 207,54 рублей, из которых пени в сумме 3 655,19 рублей за период с 26.01.2019 по 28.03.2021, начислены на сумму недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 26 545 рублей, пени в сумме 2 291,51 рублей за период с 26.01.2019 по 01.06.2020 начислены на сумму недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 23 400 рублей, пени в сумме 260,84 рублей начислены на общую сумму недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017, 2018 г.г. в размере 49 945 рублей (26 545 рублей + 23 400 рублей). В представленном расчете указанных сумм пени период их взыскания не указан.

Изложенное свидетельствует, что начисление налоговым органом пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 53,78 рублей, а также пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 260,84 рублей, исчисленные из суммы недоимки соответствующих страховых взносов за 2017, 2018 г.г., является необоснованным, поскольку налоговым органом дважды начислены пени на одну и туже сумму недоимки.

С учетом приведенных положений ст. 72, 75 НК РФ, разъяснений Конституционного Суда РФ, судебная коллегия приходит к выводу о том, что в отсутствии данных о соблюдении порядка принудительного взыскания страховых взносов на обязательное медицинское страхование, на обязательное пенсионное страхование за 2017, 2018 г.г., отсутствие возможности предъявить их ко взысканию в настоящее время, пени за их неуплату взысканы быть не могут.

Представленные административным ответчиком платежные поручения от 05.04.2022 с назначением платежа: «Уплата страховых взносов» в сумме 441,63 рублей, 3 655,19 рублей, 260,84 рублей, 860,39 рублей, 2 291,51 рубля, 53,78 рублей, часть которых согласно сведениям ИФНС России по г. Тюмени № 1 от 21.07.2022 частично зачтена в счет погашения задолженности по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, не влияют на указанные выводы судебной коллегии.

Доводы апелляционной жалобы относительно необоснованного отказа в удовлетворении административного иска о взыскании с Васильевой Ю.А. пени по НДФЛ за 2012 год заслуживают внимания в силу следующего.

Согласно пункту 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Из материалов дела следует, решением Калининского районного суда г.Тюмени от 10.10.2014, вступившим в законную силу 17.12.2014, в пользу ИФНС России по г.Тюмени № 1 с Васильевой Ю.А. взыскана задолженность по налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) за 2012 год в размере 8 735 394 рублей, пени - 691 843,20 рублей за период с 16.07.2013 по 29.04.2014 и налоговые санкции на общую сумму 11 174 316 рублей.

21.04.2015 постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения по особым исполнительным производствам УФССП России по Тюменской области на основании исполнительного листа ФС002257785, выданного Калининским районным судом г. Тюмени по делу № 204013/2014, в отношении Васильевой Ю.А. возбуждено исполнительное производство № 11101/15/72027-ИП о взыскании задолженности по указанному решению суда от 10.10.2014.

Согласно сведениям, представленным Межрайонным отделением по особым исполнительным производствам УФССП России по Тюменской области по запросу судебной коллегии, 24.12.2019 на основании постановления судебного пристава-исполнителя исполнительное производство № 11101/15/72027-ИП от 21.04.2015 в отношении Васильевой Ю.А. окончено на основании п. 4 ч.1 ст. 46, п.3 ч.1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве, исполнительный документ возвращен взыскателю, в связи с отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание (сумма, взысканная по исполнительному производству составила 4 672 599,7 рублей). По состоянию на 08.06.2022 исполнительный документ повторно на исполнение не поступал.

В связи с неуплатой Васильевой Ю.А. налога, на сумму неоплаченного НДФЛ за период с 26.01.2019 по 28.03.2021 налоговым органом начислены пени в размере 752 484,58 рублей, сформировано и направлено требование об уплате пени № 35353 от 29.03.2021 со сроком исполнения до 05.05.2021 (л.д. 16-20), которое в добровольном порядке не исполнено. Факт направления требования в адрес Васильевой Ю.А. подтверждается сведениями из личного кабинета налогоплательщика (л.д. 15).

Согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3 статьи 48 НК РФ).

Требования налогового органа административным ответчиком в добровольном порядке в установленный срок исполнены не были, что послужило основанием для обращения налогового органа в пределах установленного законом срока (01.06.2021) к мировому судье с заявлением, (датированным 12.05.2021), о выдаче судебного приказа о взыскании указанной задолженности.

07.06.2021 мировым судьей судебного участка № 9 Калининского судебного района г. Тюмени выдан судебный приказ о взыскании указанной задолженности, который определением от 09.07.2021 отменен в связи с поступившими от должника возражениями (л.д. 42).

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ИФНС по г. Тюмени № 1 в суд 28.12.2021 с административным исковым заявлением по настоящему делу.

В силу пункта 1 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции, относятся к числу исполнительных документов.

Такие акты могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу со дня их вынесения (часть 1 статьи 21 Закона об исполнительном производстве), в случае пропуска данного срока, он может восстановлен по заявлению взыскателя (часть 1 ст. 23 Закона об исполнительном производстве).

Учитывая, что исполнительное производство № 11101/15/72027-ИП от 21.04.2015 в отношении Васильевой Ю.А. окончено на основании п.4 ч.1 ст. 46 Закона об исполнительном производстве с возвращением исполнительного документа взыскателю 24.12.2019, в настоящее время сроки его предъявления ко взысканию не истекли (до 24.12.2022), возможность взыскания недоимки по НДФЛ за 2012 год не утрачена.

Из материалов дела, а также постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения по особым исполнительным производствам УФССП России по Тюменской области от 24.12.2019 об окончании исполнительного производства следует, что в настоящее время задолженность по НДФЛ Васильевой Ю.А. не погашена.

Выводы суда о том, что налоговым органом нарушен порядок принудительного взыскания пени по НДФЛ в связи с нарушением срока направления требования, установленного абз.3 ч.1 ст. 70 НК РФ, (в редакции, действовавшей на период направления и окончания срока исполнения требования от 29.03.2021), не могут быть признаны обоснованными, поскольку основаны на неверном понимании и толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения.

По общему правилу, в соответствии с пунктом 1 статьи 75 НК РФ пеня начисляется в случае любой просрочки уплаты налога.

В силу пунктов 3 и 4 статьи 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно в процентах от неуплаченной суммы налога.

Согласно пункту 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате задолженности по пеням, начисленным на недоимку после дня формирования требования об уплате такой недоимки, должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее одного года со дня уплаты такой недоимки либо со дня, когда сумма указанных пеней превысила 3 000 рублей.

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в постановления от 30 июля 2013 года № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (пункт 51) указал, что при проверке соблюдения налоговым органом сроков направления требования об уплате пеней судам надлежит учитывать положения пункта 5 статьи 75 НК РФ, согласно которым пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Таким образом, требование об уплате пеней, начисленных на сумму недоимки, возникшей по итогам конкретного налогового (отчетного) периода, направляется названным органом на основании пункта 1 статьи 70 НК РФ с момента уплаты налогоплательщиком всей суммы недоимки (в случае погашения недоимки частями - с момента уплаты последней ее части).

Учитывая, что по состоянию на март 2021 года недоимка по НДФЛ Васильевой Ю.А. уплачена не была, последняя часть недоимки уплачена 04.12.2020 (л.д. 26), требование направлено в адрес ответчика правомерно, сроки его направления не нарушены, сроки для обращения налогового органа в суд за взысканием пени, установленные статьей 48 НК РФ соблюдены.

Таким образом, с учетом неутраты инспекцией права на принудительное взыскание недоимки, на суммы которой были начислены предъявленные к взысканию в рамках настоящего дела пени, а равно с учетом неуплаты Васильевой Ю.А. до настоящего времени указанной недоимки, установленной в судебном порядке, инспекция была вправе выставить административному ответчику требование об уплате рассчитанных за период с 26.01.2019 по 28.03.2021 пени, а после неисполнения такого требования в указанный в нем срок - обратиться за взысканием пени в судебном порядке.

Судебная коллегия находит обоснованными требования о взыскании пени по НДФЛ за 2012 год, поскольку они подтверждены имеющейся в деле совокупностью доказательств, включая подготовленные инспекцией расчеты пени, не опровергнутые административным ответчиком и основанные на положениях пунктов 3 и 4 статьи 75 НК РФ.

При таких данных, у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении требований о взыскании с Васильевой Ю.А. пени по НДФЛ за 2012 год в размере 752 484,58 рублей.

Указанные выше обстоятельства не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и принятии решения.

Представленные административным ответчиком копии чек-ордеров от 26.02.2015, 27.03.2015, 28.04.2015, 27.01.2015 об уплате суммы штрафа по НДФЛ за 2012 год, НДФЛ за 2012 год не влияют на выводы судебной коллегии, поскольку указанные суммы учтены ранее и не относятся к задолженности по пени, образованной за период с 26.01.2019 по 28.03.2021.

В силу пунктов 3, 4 части 2 статьи 310 КАС РФ несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права является основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.

С учетом изложенного, решение Калининского районного суда г. Тюмени от 24.02.2022 подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований в части взыскания с Васильевой Ю.А. пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017, 2018 г.г., на обязательное пенсионное страхование за 2017, 2018 г.г., взыскания штрафа на основании п.1 ст. 119 НК РФ в размере 500 рублей, взыскания пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, в размере 4 864,03 рублей, и об удовлетворении административного иска о взыскании с Васильевой Ю.А. пени по НДФЛ за 2012 год за период с 26.01.2019 по 28.03.2021 в размере 752 484,58 рублей.

В силу положений ст. 114 КАС РФ государственная пошлина в размере 10 725 рублей подлежит взысканию с Васильевой Ю.А. в доход бюджета муниципального образования г. Тюмень.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Калининского районного суда г. Тюмени от 24 февраля 2022 года отменить, принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Тюмени № 1 удовлетворить частично.

Взыскать с Васильевой Юлии Анатольевны, 24.02.1982 года рождения, в пользу ИФНС России по г.Тюмени № 1 пени по налогу на доходы физических лиц за 2012 год в размере 752 484,58 рублей.

В удовлетворении остальной части административного искового заявления отказать.

Взыскать с Васильевой Ю.А. государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования г. Тюмень в размере 10 725 рублей.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения настоящего апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи коллегии