ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2813/2022 от 20.04.2022 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья Баханова Л.М. УИД 38RS0026-01-2021-000427-62

Судья-докладчик Исакова Н.Н. 33а-2813/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 апреля 2022 г. г. Иркутск

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Каракич Л.Л.,

судей Исаковой Н.Н., Махмудовой О.С.,

при секретаре судебного заседания Шаракшановой И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-249/2021 по административному исковому заявлению прокурора Усть-Удинского района Иркутской области в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Территориальному управлению министерства лесного комплекса Иркутской области по Усть-Удинскому лесничеству о признании незаконными актов несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию, возложении обязанности устранить допущенные нарушения

по апелляционной жалобе Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области на решение Усть-Удинского районного суда Иркутской области от 18 ноября 2021 г.,

установила:

в обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой проанализирована деятельность территориального подразделения (управления) министерства лесного комплекса Иркутской области по осуществлению полномочий по ведению государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, по результатам проведенного анализа в деятельности территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Усть-Удинскому лесничеству выявлены нарушения при составлении и утверждении актов несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию, внесении информации в государственный лесной реестр.

Просил признать незаконными акты несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию и возложить обязанность устранить допущенные нарушения путем исключения из государственного лесного реестра недостоверной информации.

Решением Усть-Удинского районного суда Иркутской области от 18 ноября 2021 г. требования удовлетворены.

Суд признал незаконными акты несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию: № 96-28/20 от 12 августа 2020 г.; № 12-28/21 от 4 марта 2021 г.; № 13-28/21 от 4 марта 2021 г.; № 10-28/21 от 4 марта 2021 г.; № 11-28/21 от 4 марта 2021 г.; № 9-28-21 от 4 марта 2021 г.; № 74-28/20 от 12 августа 2020 г., утвержденные начальником территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Усть-Удинскому лесничеству. Обязал территориальное управление министерства лесного комплекса Иркутской области по Усть-Удинскому лесничеству исключить из государственного лесного реестра недостоверную информацию об основных таксационных показателях (состав, возраст, бонитет, полнота, запас):

- выдела № 13 квартала № 131 Технического участка № 1 Усть-Удинского участкового лесничества Усть-Удинского лесничества, внесенную на основании акта несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию № 96-28/20 от 12 августа 2020 г.;

- выделов № 23, 26 квартала № 132 Технического участка № 1 Усть-Удинского участкового лесничества Усть-Удинского лесничества, внесенную на основании акта несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию № 12-28/21 от 4 марта 2021 г.;

- выделов № 16, 23 квартала № 132 Технического участка № 1 Усть-Удинского участкового лесничества Усть-Удинского лесничества, внесенную на основании акта несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию № 13-28/21 от 4 марта 2021 г.;

- выдела № 9 квартала № 125 Технического участка № 1 Усть-Удинского участкового лесничества Усть-Удинского лесничества, внесенную на основании акта несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию № 10-28/21 от 4 марта 2021 г;.

- выдела № 9 квартала № 132 Технического участка № 1 Усть-Удинского участкового лесничества Усть-Удинского лесничества, внесенную на основании акта несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию № 11-28/21 от 4 марта 2021 г.;

- выдела № 12 квартала № 25 Усть-Удинской дачи Усть-Удинского участкового лесничества Усть-Удинского лесничества, внесенную на основании акта несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию № 9-28/21 от 4 марта 2021 г.;

- выделов №№ 11, 17, 23, 24 квартала № 4 Усть-Удинской дачи Усть-Удинского участкового лесничества Усть-Удинского лесничества, внесенную на основании акта несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию № 74-28/20 от 12 августа 2020 г.

В апелляционной жалобе Территориальное управление министерства лесного комплекса Иркутской области просит решение суда отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указало, что при составлении акта несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию учитывается давность лесоустройства и размер выдела, указывается таксационное описание в разрезе его частей (подвергшихся изменению и оставшихся без изменения). Указанное отражено во всех актах несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию, поскольку при суммировании площади частей выделов, общая площадь выдела отражена в целом. Составление акта несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию на часть выдела допустимо, если часть выдела является лесным участком. Проведение таксации всего лесотаксационного выдела и составление акта несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию на весь выдел нецелесообразно и противоречит правилам проведения таксации, ввиду вышеуказанных оснований, в связи с чем, обследование части лесотаксационного выдела на котором предполагается рубка лесных насаждений является более объективной и соответствующей натурному обследованию. Решение суда в части возложения обязанности на Усть-Удинское лесничество исключить из государственного лесного реестра недостоверную информацию незаконно, поскольку в лесных участках, по которым составлены акты несоответствия, лесничеством будут внесены соответствующие изменения.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу Усть-Удинский прокурор просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Руководствуясь частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Заслушав доклад судьи Исаковой Н.Н., объяснения прокурора Нарижняк О.Н., полагавшей жалобу не подлежащей удовлетворению, представителя заинтересованного лица ИП Хасанова М.Р. – Эгго В.Н., оставившего разрешение жалобы на усмотрение судебной коллегии, проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого судебного акта, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 310 КАС РФ.

Статьями 42 и 58 Конституции РФ гарантировано право на благоприятную окружающую среду и установлена обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Лесной фонд, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов, представляет собой публичное достояние многонационального народа России, как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (постановления от 09 января 1998 г. № 1-П и от 07 июня 2000 г. № 10- П; определения от 27 июня 2000 г. № 92-0, от 03 февраля 2010 г. № 238-О-О).

Целью обеспечения благополучия и процветания России и исходя из ответственности перед нынешним и будущим поколениями, во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство, ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публичные обязательства по восполнению части лесного фонда, утраченной в результате хозяйственной деятельности.

Лесное законодательство согласно пункту «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно с п. 4 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов РФ осуществление полномочий по организации использования лесов, их охраны.

В соответствии с п. 1 Положения о министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 27 февраля 2018 г. № 155-пп, действовавшим на момент рассмотрения дела судом первой инстанции, министерство лесного комплекса Иркутской области (далее - министерство) является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного хозяйства, лесопромышленного комплекса на территории Иркутской области, а также по управлению в сфере охраны и использования объектов животного мира, в том числе в сфере охоты, сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания в Иркутской области, государственному управлению и контролю в области организации и функционирования государственных природных заказников регионального значения, осуществляющим полномочия Российской Федерации в области охраны и использования животного мира, в том числе в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Министерство является специально уполномоченным государственным органом по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, а также исполнительным органом государственной власти Иркутской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора.

В соответствии с п. 8 ч. 8 Положения о министерстве лесного комплекса Иркутской области, министерство осуществляет функции по ведению государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных на территории Иркутской области.

Согласно пункту 1 Положения о территориальном управлении министерства лесного комплекса Иркутской области по Усть-Удинскому лесничеству утвержденного приказом министерства лесного комплекса Иркутской области от 6 октября 2017 г. номер 90-мпр, Управление является территориальным подразделением министерства лесного комплекса Иркутской области по управлению в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

В соответствии с пп. 12, 13 п. 8 Положения Управление в соответствии с возложенной на него задачей в пределах земель лесного фонда Усть-Удинского лесничества осуществляет следующие функции: ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда; утверждение актов несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию.

Таким образом, Управление является отраслевым органом по ведению государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, утверждению актов несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию в пределах земель лесного фонда Усть-Удинского лесничества.

Разрешая административный иск и удовлетворяя его, суд первой инстанции пришел к выводу, что при имеющихся в актах несоответствиях данных государственного лесного реестра натурному обследованию, оснований для их утверждения и внесения документированной информации в государственный лесной реестр не имелось. Действия, выразившиеся в утверждении актов несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию повлекли за собой внесение недостоверных сведений в государственный лесной реестр о количественных и качественных характеристиках лесных насаждений.

Судебная коллегия с такими выводами суда соглашается.

В соответствии со статьей 69.1 ЛК РФ таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов. При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков и лесничеств, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.

Согласно частям первой и второй статьи 91 ЛК РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах. В государственном лесном реестре содержится документированная информация: 1) о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; 2) о лесничествах, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; 3) о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах; 4) об особо защитных участках лесов, об их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий; 5) о лесных участках и об их границах; 6) о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов; 7) об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, в том числе о лесном семеноводстве; 8) о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам.

В соответствии с частью 2.1 статьи 91 Лесного кодекса РФ внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункту 2.1 Приказа Минприроды от 11 ноября 2013 г. № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» одним из документов, являющихся основаниями для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения, являются Акты несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию (Форма 3).

Основанием для оформления указанных Актов и внесения в них документированной информации является различная первичная документация, перечень которой приведен в пункте 2.2 данного приказа, к которой относятся: распоряжения Правительства Российской Федерации о переводе земель лесного фонда в земли иных категорий; решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти Российской Федерации в области лесных отношений: а) об установлении границ лесничеств, а также определении их количества; б) об отнесении лесов к защитным лесам, установлении и изменении их границ; в) об отнесении лесов к эксплуатационным лесам, установлении и изменении их границ; г) об отнесении лесов к резервным лесам, установлении и изменении их границ; о выделении особо защитных участков лесов и установлении их границ; д) об определении лесорастительных зон и лесных районов; решения органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления: а) об определении площади лесопарковых зон, зеленых зон; б) об установлении границ зон с особыми условиями использования территорий; в) об установлении или изменении границ населенных пунктов на основании утверждения или изменения генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, утверждения или изменения схем территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских набеленных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях); г) о предоставлении лесного участка в аренду без проведения аукциона; д) о предоставлении лесного участка в безвозмездное срочное пользование; е) о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование; ж) об утверждении лесохозяйственного регламента лесничества; данные государственного учета лесных участков; лесохозяйственные регламенты лесничеств; заключение экспертизы проекта освоения лесов; договоры купли-продажи лесных насаждений; лесные декларации; лесоустроительная документация; судебные акты; свидетельства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество; выписка из Единого государственного реестра недвижимости; договоры аренды лесных участков; договоры безвозмездного срочного пользования лесными участками; государственные контракты на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов; акты сдачи-приемки выполненных работ; разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка; первичные документы о лесных пожарах; первичные документы о нарушениях лесного законодательства; первичные документы о списании погибших лесных культур; первичные документы по инвентаризации лесных культур; первичные документы о переводе лесных культур (молодняков) в покрытые лесной растительностью земли; первичные документы технической приемки лесных культур; акты осмотра мест рубок; акты осмотра лесного участка; первичные документы перевода лесного участка в покрытую лесом площадь при мерах содействия естественному возобновлению; первичные документы перевода лесного участка в покрытую лесом площадь при естественном заращивании; отчеты об использовании лесов; отчеты об охране и о защите лесов; отчеты о воспроизводстве лесов и лесоразведении; отчеты о государственной инвентаризации лесов; первичные документы лесопатологического обследования насаждений; первичные документы радиационного обследования насаждений; первичные документы специальных видов обследований насаждений.

В соответствии с пунктом 4.3 Приказа Минприроды № 496 (в редакции, действовавшей на момент составления оспариваемых актов) акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию составляется в случае выявления несоответствия документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре, о количественных, качественных и иных характеристиках лесов и лесных ресурсов в границах лесных участков их фактическому состоянию.

Акт составляется в случае выявления несоответствия основных таксационных показателей выдела нормативам точности, установленным лесоустроительной инструкцией, должностными лицами органов государственной власти, осуществляющих ведение государственного лесного реестра, или лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, и утверждается руководителем органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия, или уполномоченным им лицом, не позднее 10 дней с момента проведения натурного обследования.

Как разъяснено в письме министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27 февраля 2015 г. № ПК-06-54/1896 «О применении Приказа № 496» акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию должен составляться в случае выявления несоответствия документированной информации, содержащейся в ГЛР, о количественных, качественных и иных характеристиках лесов и лесных ресурсов в границах лесных участков их фактическому состоянию. Акт составляется в случае выявления несоответствия (ошибок) основных таксационных показателей выдела нормативам точности, установленным Лесоустроительной инструкцией.

Согласно статье 41 ЛК РФ таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов. При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков и лесничеств, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.

В силу пункта 37 Приказа Минприроды России от 29 марта 2018 г. № 122 «Об утверждении Лесоустроительной инструкции» таксация лесов проводится методом классов возраста. Метод классов возраста заключается в образовании хозяйств (хвойное, твердолиственное, мягколиственное), хозяйственных секций, состоящих из совокупностей однородных по породному составу, возрасту и продуктивности лесных насаждений.

Первичной учетной единицей таксации лесов по методу класса возраста является лесотаксационный выдел.

В соответствии с пунктом 51 Наставлений по отводу и таксации лесосек в лесах Российской Федерации, утвержденных Приказом Рослесхоза от 15 июня 1993 г. № 155 (далее - Наставления) таксационная характеристика выдела по материалам лесоустройства считается правильной, если в процессе проверки не выявлено отклонений от данных лесоустройства: по возрасту - соответствие отнесения к спелым древостоям, по запасу - не более 10 %, по составу - не более двух единиц, по товарности - ошибка не допускается. При наличии не допускаемых отклонений хотя бы в одном из этих показателей материалы лесоустройства для целей таксации лесосек не используются, а таксация лесосек производится другими, указанными в Наставлении методами.

Согласно пункту 49 Наставлений контроль за соответствием таксационной характеристики намеченного к отводу насаждения данным лесоустройства осуществляется по выделам путем закладки в них круговых реласкопических площадок или площадок постоянного радиуса и определения средней характеристики выделов по основным таксационным показателям: составу, возрасту, высоте, диаметру, видовой высоте, сумме площадей сечений, запасу и классу товарности. При этом состав древостоя определяется по доле участия составляющих пород в общем запасе, а возраст древостоя путем подсчета числа годичных слоев на пнях срубленных модельных деревьев или кернах, взятых возрастным буравом.

Таким образом, акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию составляется при выявлении несоответствия документированной информации, содержащейся в ГЛР, о количественных, качественных и иных характеристиках лесов (состав, возраст, бонитет, полнота) их фактическому состоянию и последующего внесения этих сведений в государственный лесной реестр, при этом составление акта несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию по части выдела не предусмотрено.

Установлено, что 17 августа 2020 г. начальником Управления утвержден акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию № 96-28/20 от 12 августа 2020 г., составленный старшим специалистом 1 разряда Подволоченского участкового лесничества Усть-Удинского лесничества Долгаловым В.В., в котором таксационные показатели лесных насаждений выдела № 13 квартала № 131 Технического участка №1 Усть-Удинского участкового лесничества Усть-Удинского лесничества указаны не по выделу, а по его части (площадь выдела № 135 обозначена в размере 1,3 га.).

Однако, в таксационном описании квартала № 131 Технического участка №1 Усть-Удинского участкового лесничества Усть-Удинского лесничества приведена следующая площадь (га) выдела № 13 – 115 га.

Учитывая имеющиеся в акте несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию от 12 августа 2020 г. № 96-28/20, оснований для его утверждения и внесения документированной информации в государственный лесной реестр не имелось.

Утверждение акта несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию от 12 августа 2020 г.№ 96-28/20, повлекли за собой внесение недостоверных сведений в государственный лесной реестр о количественных и качественных характеристиках лесных насаждений, а, в последующем, рубку лесных насаждений в объеме 326 м3 по договору купли-продажи лесных насаждений от 16 декабря 2020 № 1205, заключенного между министерством лесного комплекса Иркутской области в лице начальника Управления и индивидуальным предпринимателем главой крестьянского (фермерского) хозяйства Хасановым М.Р.

17 августа 2020 г. начальником Управления утвержден акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию № 74-28/20 от 12 августа 2020 г., в котором таксационные показатели лесных насаждений выделов №№ 11, 17, 23, 24 квартала № 4 Усть-Удинской дачи Усть-Удинского участкового лесничества сть-Удинского лесничества указаны не по выделу, а по его части (площадь выдела №11 обозначена в размере 1,8 га., выдела № 17 – 0,5 га., выдела № 23 – 5,5 га., выдела № 24 – 9 га.).

В таксационном описании квартала № 4 Усть-Удинской дачи Усть-Удинского участкового лесничества Усть-Удинского лесничества приведены следующие площади (га) выдела № 11 – 6 га., № 17 – 10 га., № 23 – 13 га., № 24 – 10.

Учитывая имеющиеся в акте несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию от 12 августа 2020 г. № 74-28/20, оснований для его утверждения и внесения документированной информации в государственный лесной реестр не имелось.

Утверждение акта несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию от 12 августа 2020 г. № 74-28/20, повлекли за собой внесение недостоверных сведений в государственный лесной реестр о количественных и качественных характеристиках лесных насаждений, а, в последующем, рубку лесных насаждений в объеме 4656 м3 по договору купли-продажи лесных насаждений от 16.12.2020 №1218, заключенного между министерством лесного комплекса Иркутской области в лице начальника Управления и индивидуальным предпринимателем Константиновым А.А.

5 марта 2021 г. начальником Управления утверждены:

- акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию №12-28/21 от 4 марта 2021 г., в котором таксационные показатели лесных насаждений в выделах № № 23, 26 квартала № 132 Технического участка №1 Усть-Удинского участкового лесничества Усть-Удинского лесничества указаны не по выделам, а по их частям (площадь выдела № 23 обозначена в размере 2,1 га, тогда как фактическая площадь данного участка 24 га.; площадь выдела № 26 обозначена в размере 3,8 га, фактическая – 9 га.);

- акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию № 13-28/21 от 4 марта 2021 г., в котором таксационные показатели лесных насаждений в выделах №№ 16, 23 квартала №132 Технического участка №1 Усть-Удинского участкового лесничества Усть-Удинского лесничества указаны не по выделам, а по их частям (площадь выдела № 23 обозначена в размере 0,9 га, тогда как фактическая площадь данного участка 24 га.; площадь выдела № 16 обозначена в размере 1,6 га, фактическая – 92 га.);

- акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию № 10-28/21 от 4 марта 2021 г., в котором таксационные показатели лесных насаждений в выделе № 9 квартала № 125 Технического участка №1 Усть-Удинского участкового лесничества Усть-Удинского лесничества указаны не по выделу, а по его части (площадь выдела № 9 обозначена в размере 4,1 га, тогда как фактическая площадь данного участка 45 га.);

- акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию № 1-28/21 от 4 марта 2021 г., в котором таксационные показатели лесных насаждений в выделе № 9 квартала № 132 Технического участка № 1 Усть-Удинского участкового лесничества Усть-Удинского лесничества указаны не по выделу, а по его части (площадь выдела № 9 обозначена в размере 3,9 га, тогда как фактическая площадь данного участка 53 га.);

- акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию № 9-28/21 от 4 марта 2021 г., в котором таксационные показатели лесных насаждений в выделе № 12 квартала № 25 Усть-Удинской дачи Усть-Удинского участкового лесничества Усть-Удинского лесничества указаны не по выделу, а по его части (площадь выдела № 12 обозначена в размере 3,1 га, тогда как фактическая площадь данного участка 145 га.).

Административным ответчиком вышеуказанные обстоятельства не оспорены.

Таким образом, таксационные показатели лесных насаждений выделов, в нарушение требований, установленных ст.91 ЛК РФ, п.4.3 Приказа Минприроды № 496 указаны не по выделу, а по его части.

Поскольку акты несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию утверждены с нарушением установленного порядка, составлены в нарушение требований Лесного кодекса Российской Федерации и пункта 4.3 Приказа Минприроды № 496, и без фактического натурного обследования лесных участков, на их основании сведения внесены в государственный лесной реестр, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии оснований для возложения обязанности на административного ответчика по исключению из государственного лесного реестра недостоверной информации об основных таксационных показателях, внесенных из актов несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию.

Поскольку вопросы ведения государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда и утверждения актов несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию в пределах земель лесного фонда Усть-Удинского лесничества в соответствии с пп. 12, 13 п. 8 Положения о Территориальном управлении относятся к полномочиям Территориального управления, суд первой инстанции правомерно возложил вышеуказанную обязанность на Территориальное управление.

Выводы суда первой инстанции судебная коллегия находит правильными и обоснованными, основанными на верном толковании норм материального права, которые подтверждаются совокупностью собранных и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств.

Доводы жалобы о нецелесообразности составления акта несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию на весь выдел судебной коллегией не принимаются, поскольку составления акта на весь выдел предусмотрено законом и не ставится в зависимость от целесообразности его составления.

Поскольку суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, правильно применил закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, выводы суда мотивированы и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда, в связи с чем, основания для его отмены в апелляционном порядке отсутствуют.

Процессуальных нарушений влекущих безусловную отмену обжалуемого решения суда также не установлено.

Руководствуясь п. 1 ст. 309, ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Усть-Удинский районный суд Иркутской области от 18 ноября 2021 г. по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Судья-председательствующий

Л.Л. Каракич

Судьи

Н.Н. Исакова

О.С. Махмудова