Дело № 33а-2814/2017 Председательствующий в первой
Категория 019а инстанции Прохорчук О.В.
докладчик в апелляционной
инстанции Дудкина Т.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05 сентября 2017 года г. Севастополь
Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:
Председательствующего: Дудкиной Т.Н.,
судей: Артамоновой Т.А., Кондрак Н.И.
при секретаре: Кондратовой Е.В.
при участии:
представителей административного истца ФИО1, ФИО2,
представителя административного ответчика ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального государственного унитарного предприятия «771 ремонтный завод средств связи Черноморского флота» Министерства обороны Российской Федерации к Государственной инспекции труда города Севастополя о признании незаконным и отмене предписания, по апелляционной жалобе Федерального государственного унитарного предприятия «771 ремонтный завод средств связи Черноморского флота» Министерства обороны Российской Федерации на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 29 мая 2017 года.
Заслушав доклад судьи Дудкиной Т.Н., выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Федеральное государственное унитарное предприятие «771 ремонтный завод средств связи Черноморского флота» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГУП «771 РЗСС ЧФ» Минобороны России) обратилось в суд с иском к Государственной инспекции труда города Севастополя о признании незаконным предписания № от 02.09.2017 года.
Исковые требования мотивированы следующим.
В период с 29.08.2016 по 02.09.2016 главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда города Севастополя проведена внеплановая документарная проверка административного истца с целью проверки фактов, изложенных в обращении гражданина в части соблюдения трудового законодательства.
По результатам проверки составлен акт № и вынесено предписание № от 02.09.2016 об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В ходе проверки установлено, что в нарушение части 6 статьи 136 Трудового кодекса РФ выплата заработной платы в ФГУП «771 РЗСС ЧФ» Минобороны России проводилась с нарушением сроков, установленных пунктом 5.1.6 Коллективного договора. В нарушение положений статьи 140 Трудового кодекса РФ выплата окончательного расчета уволенным работникам не проводилась в день увольнения. На 31.08.2016 сумма задолженности по заработной плате перед работниками составила 13357042,73 руб.
С указанным предписанием административный истец не согласен, поскольку в данном случае имеет место индивидуальный трудовой спор, который должен разрешаться между работником и работодателем.
Также, по мнению истца, сроки выполнения требований, указанных в предписании, заведомо нереальны и неисполнимы, поскольку в 2016 году на предприятии сложилось тяжелое финансово-экономическое положение, что выразилось в несвоевременной выплате заработной платы сотрудникам предприятия, образованию задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами, задолженности перед другими кредиторами по независящим от предприятия обстоятельствам.
ФГУП «771 РЗСС ЧФ» Минобороны России не является бюджетным предприятием Министерства обороны РФ и осуществляет свою деятельность за счет государственных контрактов, доводимых Министерством обороны РФ в рамках выполнения государственного оборонного заказа.
Значительное падение объемов производства на предприятии привело к тяжелому финансовому положению предприятия, нормативы собственных оборотных средств предприятия снизились до нуля, что привело к возникновению задолженности по заработной плате в начале 2016 года.
Технико-экономические показатели ФГУП «771 РЗСС ЧФ» Минобороны России за последние 4 года характеризуются явным снижением объемов производства по причине неуклонного снижения объемов заказов. Малые объемы и позднее заключение контрактов на выполнение гособоронзаказов не позволяют в полном объеме использовать производственные мощности предприятия, не дают ритмично работать в течение всего года, а также не позволяют своевременно проводить закупку необходимых материальных средств, что существенно затрудняет выполнение работ по гособоронзаказам.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 29 мая 2017 года в удовлетворении административного искового заявления Федерального государственного унитарного предприятия «771 ремонтный завод средств связи Черноморского флота» Министерства обороны Российской Федерации к Государственной инспекции труда города Севастополя о признании незаконным и отмене предписания, - отказано.
На данное решение представителем административного истца подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене состоявшегося решения, принятие нового об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Апелляционная жалоба мотивирована нарушением судом первой инстанции норм материального и процессуального права. Доводы апелляционной жалобы аналогичны обоснованию исковых требований, при этом апеллянт настаивает на наличии индивидуального трудового спора, связанного с выплатой работнику заработной платы, что не относится к компетенции административного ответчика.
В судебном заседании представители административного истца апелляционную жалобу поддержали, просили удовлетворить по основаниям, изложенным в ней.
Представитель административного ответчика в удовлетворении апелляционной жалобы возражала, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Заслушав судью-докладчика, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, проверив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается и установлено судом, что на основании заявления работника ФГУП «771 РЗСС ЧФ» Минобороны России ФИО4№ от 05.08.2016, с целью проверки изложенных в нем фактов в части соблюдения трудового законодательства, Государственной инспекцией труда города Севастополя было издано распоряжение о проведении внеплановой документарной проверки от 10.08.2016 № по соблюдению обязательных требований трудового законодательства в отношении ФГУП «771 РЗСС ЧФ» Минобороны России.
В период с 29.08.2016 по 02.09.2016 главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда города Севастополя ФИО5 проведена проверка истца, в ходе которой установлены нарушения ФГУП «771 РЗСС ЧФ» Минобороны России трудового законодательства, в частности, наличие задолженности по выплате заработной платы на общую сумму 13357042,73 руб. Выборочной проверкой установлено, что за июнь 2016 года не выплачена заработная плата на общую сумму 1901867,65 руб., за июль 2016 года – на сумму 3096846,60 руб., за август 2016 года – на сумму 561930,54 руб. В нарушение статьи 140 Трудового кодекса РФ выплата окончательного расчета уволенным работникам не производится в день увольнения. В нарушение части 6 статьи 136 Трудового кодекса РФ выплата заработной платы работникам ФГУП «771 РЗСС ЧФ» Минобороны России в 2016 году производилась с нарушением сроков, установленных пунктом 5.1.6 коллективного договора.
По результатам проверки составлен акт проверки №, в отношении директора ФГУП «771 РЗСС ЧФ» Минобороны России и ФГУП «771 РЗСС ЧФ» Минобороны России составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 5.27, частью 4 статьи 5.27 КоАП РФ.
Постановлением заместителя начальника государственной инспекции труда города Севастополя – заместителем главного государственного инспектора труда города Севастополя ФИО6 ФГУП «771 РЗСС ЧФ» Минобороны России признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного предупреждения.
Постановлением начальника государственной инспекции труда города Севастополя – заместителем главного государственного инспектора труда города Севастополя ФИО6 директор ФГУП «771 РЗСС ЧФ» Минобороны России признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа.
По результатам проверки 02.09.2016 истцу вынесено предписание № об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в котором предписано в срок до 03.10.2017: произвести погашение задолженности по заработной плате перед работниками ФГУП «771 РЗСС ЧФ» Минобороны России за май-август 2016 года в полном объеме, в том числе произвести выплату окончательного расчета уволенным работникам предприятия; одновременно с выплатой задолженности по заработной плате произвести выплату процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка РФ от невыплаченных в срок сумму всем работникам ФГУП «771 РЗСС ЧФ» Минобороны России за каждый день задержки выплаты заработной платы за май-август 2016 года, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты, по день фактического расчета включительно.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из правомерности оспариваемого предписания, которое вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства, в пределах своих полномочий и компетенции, правомерно установлены нарушения трудового законодательства, сроки выполнения мероприятий, содержащихся в предписании, установлены уполномоченным должностным лицом, исходя из характера нарушений, важности их устранения для обеспечения безопасности работников, их жизни и здоровья.
Коллегия судей соглашается с решением суда первой инстанции и, проверяя его на соответствие требованиям части 1 статьи 176 КАС РФ, указывает следующее.
В силу п. 1 ст. 1 Трудового кодекса Российской Федерации целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защиты прав и свобод работников и работодателей.
Одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (абз.7 ст.2).
Факт нарушения административным истцом законодательства о труде в части невыплаты работникам заработной платы истцом признается.
Согласно статье 353 Трудового кодекса РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статьей 356 Трудового кодекса РФ предусмотрены полномочия, которые реализует федеральная инспекция труда в соответствии с возложенными на нее задачами.
В соответствии со статьей 357 Трудового кодекса РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
Согласно статье 360 Трудового кодекса РФ государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.
Согласно п.4 "Положению о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права", утвержденному постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875, предметом федерального государственного надзора в сфере труда является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - обязательные требования), в том числе полноты и своевременности выплаты заработной платы, соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, а также выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе осуществления федерального государственного надзора в сфере труда нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений обязательных требований и по защите трудовых прав работников.
Согласно пункту 2.1.1 Положения «О Государственной инспекции труда города Севастополя», утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 25.08.2014 № 243, инспекция осуществляет федеральный государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проведения проверок, в том числе в организациях, учреждениях, предприятиях по выплате заработной платы, ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав, осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (статья 356 Трудового кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 7 Административного регламента исполнения Государственной инспекции труда города Севастополя государственных функций по осуществлению государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного приказом Государственной инспекции труда города Севастополя от 27.07.2016 № 39 (далее - Регламент), государственные инспекторы вправе предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований, о восстановлении нарушенных «прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
При выявлении в результате проведения надзорных мероприятий допущенных работодателем нарушений обязательных требований уполномоченные должностные лица Государственной инспекции труда города Севастополя в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в каждом конкретном случае непосредственно по завершению надзорных мероприятий обязаны: выдать работодателю предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований с указанием сроков их устранения: принять исчерпывающие меры по контролю за устранением выявленных нарушений обязательных требований, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности в соответствии с действующим законодательством (п. 82 Регламента).
В предписании излагаются необходимые мероприятия по устранению выявленных нарушений обязательных требований со ссылками на конкретные статьи и пункты законодательных и нормативных правовых актов, требования которых нарушены.
Сроки выполнения мероприятий, содержащихся в предписании, устанавливаются уполномоченными должностными лицами Государственной инспекции труда города Севастополя, проводивших надзорные мероприятия, и определяются исходя из характера нарушений, важности мероприятия для обеспечения безопасности работников и оборудования.
На основании аргументированного обращения работодателя о продлении указанных в предписании сроков устранения выявленных нарушений уполномоченным должностным лицом Государственной инспекции труда города Севастополя может быть принято решение о продлении установленных сроков.
При этом, Регламент не предусматривает возможности отмены или изменения сроков исполнения предписания по инициативе государственного инспектора по труду, следовательно, изменение сроков исполнения предписания возможно только в сторону их увеличения и по инициативе работодателя.
Как следует из пояснений представителей истца, что также является доводами апелляционной жалобы, причиной возникновения задолженности по заработной плате перед работниками явилось существенное снижение объемов заказов, что повлекло недостаточность средств для выплаты заработной платы работникам.
Данный довод судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку исходя из положения статей 17, 18, части 1 ст.45 Конституции Российской Федерации, абз.5 ч.1 ст. 21, абз.8 ст.130 Трудового кодекса Российской Федерации, оплата труда работнику гарантируется государством, а потому, административный ответчик, осуществляя федеральный государственный надзор за соблюдением административным истцом трудового законодательства, включающим в себя проведение проверки относительно полноты и своевременности выплаты заработной платы и реализуя государственные гарантии по оплате труда, правомерно выдал предписание об устранении выявленных нарушений, которое является обязательным для исполнения. При этом, учитывая характер нарушений, об устранении которых выдано предписание (невыплата заработной платы работникам), важность такой выплаты для работника, не принятие работодателем всех зависящих от него мер по соблюдению прав работников, судебная коллегия соглашается со сроком устранения нарушений, установленных надзорным органом.
Не заслуживают внимания доводы апеллянта о наличии индивидуального трудового спора между работодателем и работниками в силу вышеуказанных положений нормативных правовых актов.
Доводы апелляционной жалобы правильность выводов суда первой инстанции не опровергают, были предметом исследования суда первой инстанции, основаны на ошибочном толковании закона и не влекут отмену решения, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 308, 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда города Севастополя от 29 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия «771 ремонтный завод средств связи Черноморского флота» Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: