ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2822/2016 от 24.11.2016 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Судья Седых Н.А. Дело № 33а-2822/2016

Докладчик Неволина Е.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 ноября 2016 года город Южно-Сахалинск

Судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего – Крылова Н.А.,

судей – Лихачевой С.А. и Неволиной Е.В.,

при секретаре – С.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению С. Д.В., Ш. А.Е., Б. И.А. к Сахалинской таможне о признании незаконными решений об отказе в выдаче паспортов транспортных средств

по апелляционной жалобе Сахалинской таможни на решение Южно-Сахалинского городского суда от 07 июня 2016 года, которым административное исковое заявление С. Д.В., Ш. А.Е., Б. И.А. удовлетворено:

признаны незаконными решения Сахалинской таможни об отказе в выдаче паспортов транспортных средств, содержащиеся в письмах Сахалинской таможни от 10 декабря 2015 года, от 10 декабря 2015 года и от 24 декабря 2015 года;

на Сахалинскую таможню возложена обязанность выдать:

С. Д.В. паспорт транспортного средства на автомобиль <данные изъяты>, 2013 года выпуска, кузов , двигатель .;

Ш. А.Е. паспорт транспортного средства на автомобиль <данные изъяты>, 2014 года выпуска, кузов , двигатель ;

Б. И.А. паспорт транспортного средства на автомобиль <данные изъяты>, 2015 года выпуска, кузов , двигатель .

Заслушав доклад судьи Неволиной Е.В., выслушав представителя Сахалинской таможни М. Г.Е., поддержавшую апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, представителя административных истцов К. Е.Ю., полагавшего решение суда законным и обоснованным, а жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия

установила:

18 февраля 2016 года С. Д.В., Ш. А.Е. и Б. И.А. через своего представителя К. Е.Ю. обратились в суд с административным исковым заявлением к Сахалинской таможне о признании незаконными решений об отказе в выдаче им паспортов транспортных средств.

В обоснование заявленных требований указали, что для личных потребностей приобрели бывшие в эксплуатации транспортные средства на территории Японии: С. Д.В. - <данные изъяты> февраль 2013 года выпуска, кузов , двигатель .; Ш. А.Е. - <данные изъяты>, март 2014 года выпуска, кузов , двигатель ; Б. И.А. - <данные изъяты>, апрель 2015 года выпуска, кузов , двигатель .

Для целей таможенного оформления автомобилей истцы через таможенного брокера подали в электронном виде декларации на товары, одновременно представив необходимые документы, в том числе свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС).

По результатам изучения деклараций и приложенных документов таможенный орган осуществил выпуск автомобилей С. Д.В. и Ш. А.Е. 26 октября 2015 года, Б. И.А. – 27 октября 2015 года. Впоследствии истцы произвели уплату утилизационного сбора за автомобили и обратились в таможенный орган за выдачей паспортов транспортных средств (далее ­– ПТС), в чем им отказано: С. Д.А. решением от 10 декабря 2015 года, Ш. А.Е. решением от 10 декабря 2015 года и Б. И.А. решением от 24 декабря 2015 года.

Причиной отказа в выдаче ПТС административный ответчик указал ввоз автомобилей в Российскую Федерацию не для личных целей, в связи с чем, истцы должны представить в таможенный орган не СБКТС, а иной документ – одобрение типа транспортного средства (ОТТС).

Считая решения об отказе в выдаче ПТС незаконными, истцы заявляют, что ввезли автомобили исключительно для собственных нужд, просят учесть, что обстоятельств, свидетельствующих о ввозе автомобилей для иных целей, ответчиком установлено не было, в связи с чем, полагают ошибочным требование таможенного органа представить в отношении автомобилей ОТТС.

Указывая, что принятые решения об отказе в выдаче ПТС нарушают их права и законные интересы, истцы просили признать вышеназванные решения Сахалинской таможни незаконными и обязать ответчика оформить паспорта транспортных средств в отношении принадлежащих им автомобилей.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель административных истцов К. Е.Ю. заявленные требования поддержал. Представитель Сахалинской таможни М. Г.Е. возражала против удовлетворения иска.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Сахалинская таможня считает решение незаконным, ввиду неправильного определения судом обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильного применения норм материального права. Не соглашается с выводом суда о том, что ввезенные истцами автомобили являются единичными транспортными средствами и указывает, что подтверждением цели ввоза является именно способ декларирования. Поскольку спорные транспортные средства были задекларированы физическими лицами в общем порядке, применяемом при перемещении товаров для предпринимательских и иных экономических целей, с использованием деклараций на товары, а не в порядке главы 49 Таможенного кодекса Таможенного союза, которая регулирует перемещение товаров для личного пользования, постольку для выдачи паспорта транспортного средства необходимо представление ОТТС, а не СБКТС. Кроме этого, просит учесть, что из анализа документов, представленных при таможенном декларировании следует неоднократность поставки, а не ввоз транспортных средств для личного пользования. В связи с изложенным просит решение суда отменить и принять новое об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В письменных возражениях и дополнениях к ним представитель административных истцов К. Е.Ю., полагая законным и обоснованным решение суда, просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, выслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене, в связи со следующим.

Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденным приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23 июня 2005 года определены особенности оформления паспортов таможенными органами.

В соответствии с пунктом 55 названного Положения паспорта транспортных средств выдаются таможенными органами на полнокомплектные транспортные средства, классифицируемые в следующих позициях единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза: из 8703 - автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки людей (кроме автомобилей товарной позиции 8702), включая грузопассажирские автомобили-фургоны, за исключением гоночных автомобилей.

Паспорта выдаются таможенными органами: после помещения транспортных средств и (или) шасси под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, свободной таможенной зоны, отказа в пользу государства или на транспортные средства и (или) шасси для личного пользования после выпуска их в свободное обращение на таможенной территории Таможенного союза.

Выдача паспортов таможенными органами производится на основании сведений, указываемых лицами, перемещающими транспортные средства, и декларантами при представлении таможенным органам деклараций на ввозимые транспортные средства или шасси, сведений о наличии ОТТС, ОТШ или Свидетельств, заявлений на выдачу паспорта (на товары Таможенного союза), данных товаросопроводительных документов, заключения экспертиз и результатов досмотра транспортных средств или шасси (пункт 57 Положения).

Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

В силу статьи 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» технический регламент – документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Решением Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 года № 877 принят Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) (далее – Технический регламент), который устанавливает требования к колесным транспортным средствам в соответствии с пунктом 16, независимо от места их изготовления, при их выпуске в обращение и нахождении в эксплуатации на единой таможенной территории Таможенного союза.

Согласно пункту 8 Технического регламента документами, удостоверяющими соответствие требованиям настоящего технического регламента при выпуске в обращение, являются:

для транспортных средств, оценка соответствия которых проводилась в форме одобрения типа, - одобрение типа транспортного средства;

для шасси - одобрение типа шасси;

для единичных транспортных средств - свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства;

для компонентов транспортных средств - декларация о соответствии или сертификат соответствия.

Применительно к ввозимым на единую таможенную территорию Таможенного союза транспортным средствам, единичными транспортными средствами считаются ввозимые физическим лицом для собственных нужд или ранее участвовавшие в дорожном движении в государствах, не являющихся членами Таможенного союза, при условии, что с момента изготовления транспортного средства прошло более 3 лет (пункт 6 Технического регламента).

Из анализа приведенных выше норм следует, что для получения в таможенном органе паспорта транспортного средства необходимо представить в числе прочих, сведения о наличии документов: одобрение типа транспортного средства (ОТТС), одобрение типа шасси (ОТШ) или свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС).

При этом свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства является документом, удостоверяющим соответствие требованиям Технического регламента (ТР ТС 018/2011) при выпуске в обращение транспортного средства, ввезенного физическим лицом для собственных нужд.

В соответствии с пунктом 1 статьи 203 Таможенного кодекса Таможенного союза по выбору лица товары, перемещаемые через таможенную границу, помещаются под определенную таможенную процедуру в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Кодексом и законодательством государств - членов таможенного союза.

Положениями пункта 2 статьи 153 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что пользование и (или) распоряжение товарами после их выпуска таможенным органом осуществляется в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры или, в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры.

Пунктом 4 статьи 351 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что транспортное средство для личного пользования это авто-, мототранспортное средство, находящееся в собственности или владении физического лица, перемещающего это транспортное средство через таможенную границу исключительно в личных целях, а не для транспортировки лиц за вознаграждение, промышленной или коммерческой транспортировки товаров за вознаграждение или бесплатно.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, административные истцы в Японии приобрели бывшие в эксплуатации автомобили, которые в октябре 2015 года ввезли на территорию России: С. Д.В.<данные изъяты>, февраль 2013 года выпуска, кузов , двигатель .; Ш. А.Е.<данные изъяты>, март 2014 года выпуска, кузов , двигатель ; Б. И.А., апрель 2015 года выпуска, кузов , двигатель .

При перемещении через таможенную границу названных транспортных средств каждый из истцов произвел таможенное декларирование, представив декларацию на товары и поместив автомобили под таможенную процедуру, предусмотренную пунктом 1 части 1 статьи 202 ТК ТС – выпуск для внутреннего потребления.

Б. И.А. представлена декларация на товары , С. Д.В. ­– , Ш. А.Е. (л.д. <данные изъяты>, <данные изъяты>). В качестве документа, удостоверяющего соответствие транспортных средств требованиям Технического регламента каждый из истцов представил свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (л.д. <данные изъяты>).

По результатам рассмотрения таможенных деклараций и на основании представленных документов таможенный орган принял решения о выпуске товаров в обращение: автомобили С. Д.В. и Ш. А.Е. выпущены 26 октября 2015 года, автомобиль Б. И.А.– 27 октября 2015 года.

На заявления административных истцов в таможенный орган о выдаче паспортов транспортных средств на указанные автомобили Сахалинская таможня сообщила каждому о невозможности выдать паспорт, со ссылкой на непредставление ими ОТТС – документа, удостоверяющего соответствие товара требованиям Технического регламента при выпуске в обращение на территорию Таможенного союза: в адрес С. Д.В.Ш. А.Е. ответы направлены 10 декабря 2015 года за и соответственно, в адрес Б. И.А. – 24 декабря 2015 года (л.д. <данные изъяты>).

При проведении таможенным органом ведомственного контроля решений Южно-Сахалинского таможенного поста о выпуске принадлежащих истцам автомобилей, выдано заключение, утвержденное начальником таможни 20 февраля 2016 года, из которого следует, что условия выпуска товара, предусмотренное подпунктом 1 части 1 статьи 195 ТК ТС, при таможенном декларировании по ДТ , , не были соблюдены, поскольку в целях подтверждения соответствия товаров требованиям Технического регламента таможенному органу должны были представляться одобрения типа транспортного средства, которые при таможенном декларировании названных выше автомобилей не представлены (л.д. <данные изъяты>).

Разрешая спор и признавая незаконными решения Сахалинской таможни об отказе в выдаче паспортов транспортных средств, суд первой инстанции исходил из того, что истцы ввезли автомобили для собственных нужд, а поэтому представленные ими свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства являются надлежащими документами, удостоверяющими соответствие автомобилей требованиям технического регламента. При этом суд пришел к выводу, что имеющиеся в таможенном законодательстве понятия ввоза товара «для собственных нужд» и «для личного пользования» не являются сходными.

Судебная коллегия считает такой вывод суда ошибочным, основанным на неправильном применении норм материального права.

Так, из системного анализа приведенных выше законоположений следует, что применительно к таможенным правоотношениям, понятие «единичное транспортное средство», как транспортное средство, ввозимое на единую таможенную территорию Таможенного союза физическим лицом для собственных нужд, имеет смысловую нагрузку идентичную понятию «транспортное средство для личного пользования», которое определяется как перемещение физическим лицом транспортного средства через таможенную границу исключительно в личных целях.

Частью 3 статьи 317 Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» определено, что ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров для личного пользования физическими лицами осуществляются в соответствии с главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза и международными договорами государств - членов Таможенного союза о перемещении через таможенную границу Таможенного союза товаров физическими лицами.

В соответствии с пунктом 4 статьи 354 Таможенного кодекса Таможенного союза товары для личного пользования при перемещении через таможенную границу подлежат таможенному декларированию в соответствии со статьей 355 настоящего Кодекса и выпуску для личного пользования без помещения под таможенные процедуры, предусмотренные настоящим Кодексом. Порядок совершения таможенных операций, связанных с выпуском товаров для личного пользования, определяется таможенным законодательством таможенного союза.

Пунктом 3 статьи 352 Таможенного кодекса Таможенного союза закреплено, что критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу, к товарам для личного пользования, стоимостные, количественные и весовые нормы перемещения товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей, случаи освобождения от уплаты таможенных платежей отдельных категорий товаров для личного пользования, а также порядок применения таможенных пошлин, налогов устанавливаются международным договором государств - членов Таможенного союза.

18 июня 2010 года между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан заключено Соглашение «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском», согласно пункту 1 статьи 3 которого отнесение товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом с применением системы управления рисками исходя из:

заявления физического лица о перемещаемых товарах (в устной или письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации) в случаях, установленных настоящим Соглашением;

характера и количества товаров;

частоты пересечения физического лица и (или) перемещения им товаров через таможенную границу.

Таким образом, автомобиль, ввозимый физическим лицом для собственных нужд, может быть отнесен к единичному транспортному средству только при его декларировании путем подачи пассажирской таможенной декларации.

Между тем, как следует из имеющихся в деле доказательств, при перемещении автомобилей через таможенную границу, административными истцами не было в установленном порядке заявлено о ввозе автомобилей для личного пользования, а выбрана таможенную процедура – выпуск для внутреннего потребления, что не исключает право истцов использовать ввезенный товар в любых правомерных целях. В соответствии со статьей 204 Таможенного кодекса Таможенного союза именно под эту таможенную процедуру автомобили были помещены при их выпуске.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении заявлений истцов о выдаче им паспортов транспортных средств у таможенного органа не имелось правовых оснований считать, что ввезенные автомобили являются единичными транспортными средствами. Следовательно, отказ в выдаче ПТС исходя из того, что, заявителями не представлены таможенному органу сведения о наличии одобрения типа транспортного средства, является правомерным.

Тот факт, что в нарушение условий выпуска товара, автомобили выпущены в обращение по представленным свидетельствам о безопасности транспортного средства, вместо необходимого одобрения типа транспортного средства, не может являться основанием для возложения на таможенный орган обязанности выдать паспорта транспортных средств в отсутствие сведений, требуемых Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств.

При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований С. Д.В., Ш. А.Е. и Б. И.А.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Южно-Сахалинского городского суда от 07 июня 2016 года отменить.

Принять новое решение, которым в удовлетворении требований С. Д.В., Ш. А.Е., Б. И.А. к Сахалинской таможне о признании незаконными решений об отказе в выдаче паспортов транспортных средств и возложении обязанности оформить паспорта в отношении транспортных средств отказать.

Председательствующий Н.А. Крылов

Судьи С.А. Лихачева

Е.В. Неволина