ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-28323/19 от 28.08.2019 Московского областного суда (Московская область)

Судья: Коняхина Е.Н. Дело <данные изъяты>а-28323/2019

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Брыкова И.И.,

судей Соколовой Н.М., Мертехина М.В.,

с участием прокурора Ищенко Е.И.,

при секретаре Подкопаевой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 28 августа 2019 года апелляционную жалобу Молчанова А. И. на решение Волоколамского городского суда <данные изъяты><данные изъяты> по административному делу по административному исковому заявлению Филатова А. Л. к территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> о признании незаконным и отмене решения от <данные изъяты><данные изъяты> «О регистрации Молчанова А. И. кандидатом в депутаты Совета депутатов Волоколамского городского округа <данные изъяты> по многомандатному избирательному округу <данные изъяты>»,

заслушав доклад судьи Брыкова И.И., объяснения представителя Молчанова А.И.Елисеевой И.Ш., представителя Филатова А.Л.Козырева Д.Е., представителя ТИК <данные изъяты>Моисеева Р.Е.,

у с т а н о в и л а :

Административный истец Филатов А.Л. обратился в суд с административным иском к административному ответчику ТИК <данные изъяты> о признании незаконным и отмене решения от <данные изъяты><данные изъяты> «О регистрации Молчанова А. И. кандидатом в депутаты Совета депутатов Волоколамского городского округа <данные изъяты> по многомандатному избирательному округу <данные изъяты>». Свой административный иск мотивировал теми обстоятельствами, что оспариваемое решение было принято с нарушением требований п. 4 ст. 25 Федерального закона «О политических партиях», п. 14.1 ст. 35 Федерального закона № 67-ФЗ, п. 1.2 ст. <данные изъяты> «О муниципальных выборах в <данные изъяты>». Избирательным объединением «Московское областное отделение политической партии КПРФ» <данные изъяты> в избирательную комиссию была представлена выписка из протокола конференции по отдельным вопросам, а не само постановление конференции. Согласно указанной выписке, голосование за кандидатов как по каждому, так и по списку всех кандидатов не было тайным. Также в избирательную комиссию не было представлено приложение к решению конференции о выдвижении кандидатов – список кандидатов, как это указано в решении конференции. В отношении уполномоченных представителей избирательного объединения в избирательную комиссию были представлены заявления Федоровой Н.М. и Михайлова В.В. о их согласии на назначение уполномоченными представителями избирательного объединения по финансовым вопросам; при этом эти заявления были адресованы <данные изъяты>ному отделению <данные изъяты> отделения политической партии КПРФ. В избирательную комиссию вместе с заявлениями кандидатов о согласии баллотироваться не были представлены документы, подтверждающие их членство в партии, копии их паспортов, и, если кандидат менял фамилию, имя, отчество, копии соответствующих документов. Не были соблюдены требования ст. <данные изъяты> «О муниципальных выборах в <данные изъяты>», поскольку заявление кандидата о согласии баллотироваться было адресовано в ТИК <данные изъяты>, а не в окружную избирательную комиссию многомандатного избирательного округа <данные изъяты>. В заявлении кандидата о согласии баллотироваться также не был указан год окончания организации, осуществляющей образовательную деятельность; указанное место работы не подтверждается представленной копией трудовой книжки, где указано о работе в филиале, что противоречит представленному трудовому договору. Просил признать незаконным и отменить решение ТИК <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> «О регистрации Молчанова А. И. кандидатом в депутаты Совета депутатов Волоколамского городского округа <данные изъяты> по многомандатному избирательному округу <данные изъяты>».

Представитель административного ответчика ТИК <данные изъяты> считал доводы административного истца обоснованными, а административный иск подлежащим удовлетворению.

Заинтересованное лицо Молчанов А.И. и его представитель административный иск не поддержали.

Заинтересованное лицо избирательное объединение «Московское областное отделение политической партии Коммунистическая партия Российской Федерации» своего представителя в суд не направило.

Решением Волоколамского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> административный иск удовлетворен.

Не согласившись с решением суда, заинтересованное лицо Молчанов А.И. подал на него апелляционную жалобу, в которой просит его отменить.

Заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, проверив материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.

Разбирательством по административному делу установлено, что на <данные изъяты> назначены выборы депутатов Совета депутатов Волоколамского городского округа <данные изъяты>.

Решением ТИК <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>Филатов А.Л. зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов Волоколамского городского округа <данные изъяты> по многомандатному избирательному округу <данные изъяты>.

Решением ТИК <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> заверен список-кандидатов в депутаты Совета депутатов Волоколамского городского округа <данные изъяты> по многомандатным избирательным округам, выдвинутых избирательным объединением «Московское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».

Решением ТИК <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>Молчанов А.И., выдвинутый избирательным объединением «Московское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов Волоколамского городского округа <данные изъяты> по многомандатному избирательному округу <данные изъяты>.

Основаниями для отказа в заверении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам являются отсутствие документов, предусмотренных подп. «а», «в»-«ж» п. 14.1 ст. 35 Федерального закона от <данные изъяты> № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; несоблюдение требований к выдвижению кандидатов, предусмотренных Федеральным законом от <данные изъяты> № 95-ФЗ «О политических партиях», Федеральным законом от <данные изъяты> № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ( п. 14.2 ст. 35).

В соответствии с п.п. 2, 14 ст. 35 Федерального закона от <данные изъяты> № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» выдвижение кандидатов, списков кандидатов избирательными объединениями представляет собой инициативу избирательного объединения. Такая инициатива осуществляется политическими партиями в соответствии с Федеральным законом от <данные изъяты> № 95-ФЗ «О политических партиях». При этом выдвижение кандидатов, списков кандидатов осуществляется тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых законом к выдвижению кандидатов для политических партий. После представления списка кандидатов в избирательную комиссию его состав и порядок размещения в нем кандидатов не могут быть изменены, за исключением изменений, вызванных выбытием кандидатов. Одновременно со списком кандидатов в указанную избирательную комиссию представляются и иные документы, связанные с выдвижением списка кандидатов.

Аналогичные положения установлены и ст. <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ «О муниципальных выборах в <данные изъяты>».

Федеральный закон от <данные изъяты> № 95-ФЗ «О политических партиях», предусмотрев в п.п. 2, 4 ст. 25 обязанность принимать решение о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии тайным голосованием, в п. 7 предоставил право в уставе политической партии устанавливать дополнительные условия принятия таких решений.

В соответствии с п. 6.3 Устава КПРФ к компетенции Конференции регионального отделения КПРФ относится выдвижение кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления. В соответствии с п. 6.4 Устава КПРФ решения о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются тайным голосованием.

Из системного анализа указанных норм права и Устава КПРФ следует, что решение о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) принимается тайным голосованием.

Политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны в своей деятельности наряду с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ соблюдать устав политической партии, на основании которого и в соответствии с которым политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны осуществлять свою деятельность (подп. «а» п. 1 ст. 27, п. 1 ст. 21 Федерального закона от <данные изъяты> № 95-ФЗ «О политических партиях»).

<данные изъяты> на 48 отчетно-выборной конференции (третий этап) избирательного объединения «Московское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» состоялось выдвижение списка кандидатов в депутаты Совета депутатов Волоколамского городского округа <данные изъяты> по многомандатным избирательным округам на выборах, назначенных на <данные изъяты> (вопрос <данные изъяты>).

Как следует из текста представленного в избирательную комиссию текста постановления третьего этапа 48 отчетно-выборной конференции избирательного объединения «Московское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» от <данные изъяты> (на 20 листах), на конференции был выдвинут список кандидатов по многомандатным избирательным округам, который был включен в бюллетень для тайного голосования, было проведено тайное голосование персонально по каждому включенному в бюллетень кандидату, после чего был выдвинут список кандидатов по многомандатным избирательным округам, за который проводилось открытое голосование.

О такой процедуре принятия решения выдвижения списка кандидатов по многомандатным избирательным округам указывает как содержание текста указанного постановления, так и то обстоятельство, что председателем счетной комиссии до членов конференции было доведено о результатах тайного голосования только по каждому включенному в бюллетень кандидату.

Сведений о тайном голосовании за список кандидатов по многомандатным избирательным округам и о результатах такого голосования указанное постановление не содержит.

Фактически имело место тайного голосования по каждому включенному в бюллетень кандидату, а позиция избирательного объединения о том, что положительное голосование за каждого кандидата означает его включение в список кандидатов, не имеет правовой основы, поскольку действующее законодательство устанавливает обязательность тайного голосования за список кандидатов, в связи с чем, если на конференции имело место тайное голосование за каждого включенного в список кандидата, то после этого обязательно необходимо было проводить тайное голосование за список кандидатов в целом в независимости от количества кандидатов, за которых проводилось тайное голосование.

Все другие документы, на которые ссылались представители избирательного объединения, не имеют правового значения, поскольку они не были представлены в избирательную комиссию и не были предметом ее проверки.

Таким образом, на конференции <данные изъяты> отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» тайное голосование за список кандидатов в депутаты Совета депутатов Волоколамского городского округа <данные изъяты> по многомандатным избирательным округам не проводилось.

В соответствии с подп. «а» п. 25 ст. 38 Федерального закона от <данные изъяты> № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», подп. 1 п. 25 ст. <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ «О муниципальных выборах в <данные изъяты>» данное обстоятельство являлось основанием для отказа в заверении списка избирательного объединения «Московское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» кандидатов в депутаты Совета депутатов Волоколамского городского округа <данные изъяты> по многомандатным избирательным округам, а в соответствии с подп. «б» п. 24 ст. 38 указанного Федерального закона, подп. 3 п. 24 ст. 30 указанного <данные изъяты> – для отказа в регистрации кандидата.

Документы, представленные в избирательную комиссию и заверенные неуполномоченным лицом избирательного объединения, не могут быть признаны оформленными в соответствии с требованиями закона.

В соответствии с п. 12 ст. <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ «О муниципальных выборах в <данные изъяты>» список назначенных уполномоченных представителей избирательного объединения представляется в организующую выборы избирательную комиссию. К данному списку прилагается также письменное согласие каждого из перечисленных лиц осуществлять указанную деятельность.

В ТИК <данные изъяты> от избирательного объединения «Московское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» были представлены следующие документы: решение конференции избирательного объединения, решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения, копия документа о государственной регистрации избирательного объединения, список уполномоченных представителей избирательного объединения, заявления уполномоченных представителей избирательного объединения, эмблема партии, уведомление, свидетельство, список кандидатов от избирательного объединения, заявления кандидатов от избирательного объединения.

При этом документы были заверены уполномоченным представителем избирательного объединение и в качестве уполномоченного представителя избирательного объединения действовала Федорова Н.М., которая не может быть признана таковой, поскольку в избирательную комиссию было представлено ее заявление о согласии на назначение ее уполномоченным представителем избирательного объединения по финансовым вопросам.

Избирательное законодательство предусматривает возможность назначения избирательным объединением двух разных представителей: уполномоченного представителя и уполномоченного представителя по финансовым вопросам, которые имеют различный правовой статус и наделены различными полномочиями.

Четко выраженная Федоровой Н.М. в своем заявлении воля о согласии на назначение ее только уполномоченным представителем избирательного объединения по финансовым вопросам вне зависимости от принятого избирательным объединением решения о назначении ее своим уполномоченным представителем не может быть расценена, как техническая ошибка в ее заявлении.

Кроме того, заявление Федоровой Н.М. о согласии на назначение ее уполномоченным представителем избирательного объединения по финансовым вопросам было адресовано местному отделению политической партии – <данные изъяты>ному отделению <данные изъяты> отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации». Избирательному объединению «Московское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» согласия о назначении уполномоченным представителем этого избирательного объединения Федорова Н.М. не давала.

Таким образом, представленные Федоровой Н.М. в ТИК <данные изъяты> заверенные ею документы от избирательного объединения «Московское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» для заверения списка кандидатов в депутаты Совета депутатов Волоколамского городского округа <данные изъяты> по многомандатным избирательным округам нельзя признать оформленными в соответствии с требованиями закона.

В соответствии с подп. «б1» п. 25 ст. 38 Федерального закона от <данные изъяты> № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», подп. 3 п. 25 ст. <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ «О муниципальных выборах в <данные изъяты>» данное обстоятельство также являлось основанием для отказа в заверении списка избирательного объединения «Московское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» кандидатов в депутаты Совета депутатов Волоколамского городского округа <данные изъяты> по многомандатным избирательным округам, а в соответствии с подп. «б» п. 24 ст. 38 указанного Федерального закона, подп. 3 п. 24 ст. 30 указанного <данные изъяты> – для отказа в регистрации кандидата.

В соответствии с п. 14.1 ст. 35 Федерального закона от <данные изъяты> № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, в случае выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком и необходимости в соответствии с законом субъекта РФ его заверения организующей выборы избирательной комиссией уполномоченный представитель избирательного объединения вместе с заявлением каждого кандидата о согласии баллотироваться представляет в организующую выборы избирательную комиссию наряду с другими документами, перечисленными в названном пункте, список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, в котором указываются фамилия, имя и отчество каждого включенного в него кандидата и предусмотренные законом сведения о нем, а также номер и (или) наименование одномандатного (многомандатного) избирательного округа, по которому выдвигается кандидат (подп. «а»); соответствующее решение уполномоченного органа избирательного объединения о выдвижении кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком (подп. «е»).

Аналогичные правовые положения установлены и подп. 6 п. 1 ст. <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ «О муниципальных выборах в <данные изъяты>».

Из содержания выписки из протокола 48 отчетно-выборной конференции (третий этап) избирательного объединения «Московское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» следует, что к решению о выдвижении списка кандидатов в депутаты Совета депутатов Волоколамского городского округа <данные изъяты> по многомандатным избирательным округам прилагается список кандидатов по форме ТИК. Следовательно, такой список является неотъемлемой частью указанного решения о выдвижении списка кандидатов.

В ТИК <данные изъяты> была представлена указанная выписка из протокола в объеме 20 листов без приложения к нему списка кандидатов по форме ТИК (л.д. 118).

Поскольку в избирательную комиссию была представлена только часть решения избирательного объединения о выдвижении списка кандидатов в депутаты Совета депутатов Волоколамского городского округа <данные изъяты> по многомандатным избирательным округам, то следует исходить из того, что такой документ не был представлен.

Представленный в избирательную комиссию список кандидатов в депутаты Совета депутатов Волоколамского городского округа <данные изъяты> по многомандатным избирательным округам является самостоятельным документом, подлежащим представлению при выдвижении избирательным объединением кандидатов, и не может расцениваться в качестве части решения избирательного объединения о выдвижении кандидатов.

В соответствии с подп. «б» п. 25 ст. 38 Федерального закона от <данные изъяты> № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», подп. 2 п. 25 ст. <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ «О муниципальных выборах в <данные изъяты>» данное обстоятельство являлось основанием для отказа в заверении списка избирательного объединения «Московское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» кандидатов в депутаты Совета депутатов Волоколамского городского округа <данные изъяты> по многомандатным избирательным округам, а в соответствии с подп. «б» п. 24 ст. 38 указанного Федерального закона, подп. 3 п. 24 ст. 30 указанного <данные изъяты> – для отказа в регистрации кандидата.

Другим доводам административного истца судом была дана правовая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.

С учетом изложенного, у судебной коллегии нет оснований для отмены решения суда.

При рассмотрении административного дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.

Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, не ставят под сомнение законность решения, сводятся к переоценке выводов суда и не опровергают указанных выводов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Волоколамского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу Молчанова А. И. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: