ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2835/2022 от 30.08.2022 Тульского областного суда (Тульская область)

дело 33а-2835/2022 судья Невмержицкая А.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 августа 2022 года город Тула

Судебная коллегия по административным делам Тульского областного суда в составе:

председательствующего Епихиной О.М.,

судей Исаковской Э.Л., Голомидовой И.В.,

при секретаре Кузнецовой Н.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Кузнецова Е.Ю. на решение Центрального районного суда г.Тулы от 11 ноября 2021 года по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы России по Тульской области к Кузнецову Е.Ю. о взыскании недоимки по налогу, пеней.

Заслушав доклад судьи Исаковской Э.Л., судебная коллегия

установила:

Управление Федеральной налоговой службы по Тульской области обратилось в суд с административным иском к Кузнецову Е.Ю. о взыскании земельного налога и пени. В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что Кузнецов Е.Ю., как налогоплательщик, состоит на учете в Управлении Федеральной налоговой службе по Тульской области.

Согласно ст. 388, 391 Налогового кодекса РФ административный ответчик является плательщиком земельного налога на основании сведений, предоставляемых государственными органами, осуществляющими кадастровый учёт и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и об их владельцах в налоговые органы в соответствии с п. 4 ст. 85 Налогового кодекса РФ. В соответствии с данными Росреестра по Тульской области за налогоплательщиком зарегистрированы земельные участки, перечень которых указан в уведомлении от 03.08.2020 об уплате земельного налога за 2019 год, выставленном налоговым органом в соответствии со ст. 52 Налогового кодекса РФ и направленном через личный кабинет налогоплательщика.

В связи с обнаружением арифметических ошибок в расчете земельного налога по земельным участкам с кадастровыми номерами ; земельный налог за 2019 год уменьшен на сумму 34 819,00 руб. Налоговым органом осуществлен перерасчет земельного налога по земельным участкам с кадастровыми номерами ; за 2018, 2019 годы; по земельному участку с кадастровым номером - за 2018 год и направлено налоговое уведомление от 20.10.2020 на сумму земельного налога- 105 515 руб. по сроку уплаты не позднее 01.12.2020.

Для добровольного исполнения обязанности по уплате налогов и пени, установленной на основании п.1 ст.23, п.1 ст.45, ст.69, ст.75 Налогового кодекса РФ, налогоплательщику направлено требование по состоянию на 18.12.2020 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа на сумму задолженности по земельному налогу в размере 269 726,00 руб., пени по земельному налогу в размере 239,16 руб. сроком исполнения до 19.01.2021. В установленный срок требование не исполнено.

Налоговым органом предпринимались меры по взысканию задолженности в порядке приказного производства. Определением мирового судьи судебного участка № 76 Центрального судебного района г.Тулы от 12.03.2021 в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании налогов и пени с Кузнецова Е.Ю. отказано в связи с тем, что до вынесения судебного приказа от него поступили возражения, в связи с чем требование не является бесспорным.

В возражениях налогоплательщик указал на то, что в январе 2021 года им произведена оплата недоимки, представив платежные документы на суммы: 265 000 руб., 93 268 руб. и 55 795 руб. При анализе представленных платежных документов налоговым органом было установлено, что суммами 265 000 руб. и 93 268 руб. частично погашена недоимка по земельному налогу за 2017, 2018 годы. Платежным документом на сумму 55795 руб. оплачены пени по земельному налогу. Задолженность по пени по земельному налогу на момент осуществления платежа (29.01.2021) составляла 60 663,68 руб.

На основании изложенного, административный истец с учетом уточнений исковых требований просил взыскать с Кузнецова Е.Ю. в пользу Управления Федеральной налоговой службы России по Тульской области задолженность по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, в размере 269 726 руб. за 2019 год, пени - 239,16 руб., а всего – 269 965,16 руб.

Представитель административного истца Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причину неявки не сообщил и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административный ответчик Кузнецов Е.Ю., в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причину неявки не сообщил.

Решением Центрального районного суда г.Тулы от 11 ноября 2021 года административное исковое заявление Управления Федеральной налоговой службы России по Тульской области к Кузнецову Е.Ю. удовлетворено.

Постановлено взыскать с Кузнецова Е.Ю. в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области задолженность по земельному налогу и пени за 2019 год в размере 269 726 руб. и пени в сумме 239 руб. 16 коп., всего – 269 965 руб. 16 коп.

Взыскать с Кузнецова Е.Ю. в доход бюджета муниципального образования г. Тула государственную пошлину в размере 5 899 руб. 65 коп.

В апелляционной жалобе Кузнецов Е.Ю. просит решение суда отменить в части взыскания земельного налога по земельным участкам с кадастровыми номерами: , , , расположенным по адресу: <адрес>, поскольку они не являются объектами налогообложения, ввиду их фактического изъятия из оборота.

Судебная коллегия в соответствии со ст.150 КАС РФ рассмотрела административное дело по апелляционной жалобе в отсутствие извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом и не просившего об отложении судебного разбирательства административного ответчика Кузнецов Е.Ю.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области по доверенности Сергиенко О.С., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ, конкретизировано в подпункте 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ.

Согласно ст. 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

Статьей 23 Налогового кодекса РФ установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.

В силу п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно п.1 ст.57 Налогового кодекса РФ сроки уплаты налогов, сборов, страховых взносов устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору, страховому взносу.

Пунктом 2 ст.57 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно п.1 ст.69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п.2 ст.69 Налогового кодекса РФ).

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах (п.4 ст.69 Налогового кодекса РФ).

С направлением предусмотренного ст. 69 Налогового кодекса РФ требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пени.

Из положений ст.75 Налогового кодекса РФ следует, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Согласно п. 5 ст. 75 Налогового кодекса РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме, однако данные положения не исключают самостоятельного (отдельно от взыскания налога) взыскания пени посредством выставления требования и обращения в суд с заявлением о взыскании.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007 № 381-О-П обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.

В силу ч. 4 ст. 52, ч. 6 ст. 69 Налогового кодекса РФ в случае направления налогового уведомления, требования об уплате налога, по почте заказным письмом налоговое уведомление и требование об уплате налога считаются полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии с положениями ч. 3 п. 1 ст. 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке, предусмотренном статьями 69 и 70 Налогового кодекса РФ.

Как следует из материалов дела, Кузнецов Е.Ю. является плательщиком земельного налога, как собственник земельных участков, перечень которых указан в уведомлении от 03.08.2020, выставленном налоговым органом в соответствии со ст. 52 Налогового кодекса РФ и направленном через личный кабинет налогоплательщика.

В связи с обнаружением арифметических ошибок в расчете земельного налога по земельным участкам с кадастровыми номерами ; земельный налог за 2019 год уменьшен на сумму 34 819,00 руб. Налоговым органом осуществлен перерасчет земельного налога по земельным участкам с кадастровыми номерами ; за 2018, 2019 годы; по земельному участку с кадастровым номером - за 2018 год и направлено налоговое уведомление от 20.10.2020 на сумму земельного налога- 105 515 руб. по сроку уплаты не позднее 01.12.2020.

Для добровольного исполнения обязанности по уплате налогов и пени, установленной на основании п.1 ст.23, п.1 ст.45, ст.69, ст.75 Налогового кодекса РФ, налогоплательщику направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа по состоянию на 18.12.2020 на сумму задолженности по земельному налогу в размере 269 726,00 руб., пени по земельному налогу в размере 239,16 руб. сроком исполнения до 19.01.2021. В установленный срок требование не исполнено.

В требовании содержатся разъяснения обязанности уплатить указанные суммы, а также указано на то, что при наличии разногласий в части начисления соответствующих пеней, предложено провести сверку расчетов начисленных пеней до наступления срока исполнения настоящего требования.

Обстоятельства направления указанных уведомлений и требования об уплате налогов в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика подтверждаются представленными в дело соответствующими скрин-шотами страниц из личного кабинета.

Данные требования Кузнецовым Е.Ю. были исполнены не в полном объеме, в связи с чем, 09.03.2021 мировому судье судебного участка №76 Центрального судебного района г. Тулы поступило заявление Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области о выдаче судебного приказа о взыскании с Кузнецова Е.Ю. земельного налога и пени в общей сумме 269 965,16 руб.

Определением мирового судьи судебного участка № 76 Центрального судебного района г.Тулы от 12.03.2021 в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании налогов и пени с Кузнецова Е.Ю. отказано в связи с тем, что до вынесения судебного приказа от Кузнецова Е.Ю. поступили возражения, в связи с чем требование не является бесспорным.

В возражениях налогоплательщик указал на то, что в январе 2021 года им произведена оплата недоимки, представив платежные документы на суммы: 265 000 руб., 93 268 руб. и 55 795 руб. При анализе представленных платежных документов налоговым органом было установлено, что суммами 265 000 руб. и 93 268 руб. частично погашена недоимка по земельному налогу за 2017, 2018 годы. Платежным документом на сумму 55795 руб. оплачены пени по земельному налогу. Задолженность по пени по земельному налогу на момент осуществления платежа (29.01.2021) составляла 60 663,68 руб.

В уточненном исковом заявлении административный истец просил взыскать с Кузнецова Е.Ю. в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области задолженность по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, в размере 269 726 руб. за 2019 год, пени - 239,16 руб., а всего – 269 965,16 руб.

Разрешая заявленные налоговым органом требования, суд первой инстанции пришел к выводу об их удовлетворении в полном объеме.

Согласно ст. 31 Налогового кодекса РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.

Проверяя соблюдение порядка принудительного взыскания исчисленных налоговым органом сумм недоимок и пеней по соответствующим видам страховых взносов, судебная коллегия полагает, что он не нарушен.

Согласно п. 1 ст. 399 Налогового кодекса РФ, налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Данный налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения (п. 1 и п. 2 ст. 409 Налогового кодекса РФ).

В соответствии с положениями п. 1 ст. 402 Налогового кодекса РФ, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.

На основании п. 1 ст. 403 Налогового кодекса РФ, налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В силу п. 1 ст. 406 Налогового кодекса РФ (в подлежащей применению редакции), налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

С учетом изложенного, имея в собственности объекты недвижимости, Кузнецов Е.Ю. на основании ст.ст. 400, 408 Налогового кодекса РФ является налогоплательщиком налога на имущество физических лиц за 2019 год.

Доводы административного ответчика о том, что по трем земельным участкам, расположенным в <адрес> земельный налог начислен неправомерно, ввиду их фактического изъятия из оборота, поскольку использовать по назначению их невозможно в связи с утверждением Постановлением Правительства Тульской области от 02.07.2015 № 306 границ территории и зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Усадьба писателя Хомякова А.С. «Богучарово», судебная коллегия полагает несостоятельными.

По сведениям филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области за налогоплательщиком зарегистрировано право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами: , , , в <адрес> Тульской категории земли «земли населенных пунктов», в 2019 году имевшими вид разрешенного использования «для размещения объектов предпринимательской деятельности».

В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса РФ не признаются объектом налогообложения земельным налогом земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками.

Из положений подпункта 4 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ следует, что ограничиваются в обороте земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками.

В силу ст.3 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом (ст.5).

На основании подпункта 1 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса РФ не признаются объектом налогообложения земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Земельные участки, находящиеся в собственности административного ответчика, из оборота не изъяты. Постановлением Правительства Тульской области от 02.07.2015 № 306 утверждены границы территории и зоны охраны объекта культурного наследия федерального значения «Усадьба писателя Хомякова А.С. «Богучарово», предусматривающие режимы использования земель, в том числе земельных участков Кузнецова Е.Ю., и градостроительные регламенты в границах данных зон.

Факт нахождения в собственности административного ответчика земельных участков, расположенных на территории объекта культурного наследия федерального значения «Усадьба писателя Хомякова А.С. «Богучарово», вопреки позиции Кузнецова Е.Ю., не относится к основанию, освобождающему его от уплаты земельного налога.

В ходе рассмотрения дела в апелляционной инстанции административным истцом произведена корректировка расчета земельного налога, изложенного в налоговом уведомлении от 20.10.2020, в котором изложен перерасчет земельного налога по трем земельным участкам за 2018, 2019 годы. В результате чего принято решение об аннулировании указанного расчета, налоговое уведомление от 20.10.2020 признано неактуальным.

С учетом данных обстоятельств, представитель Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области по доверенности Сергиенко О.С. заявила об отказе от иска в части взыскания с Кузнецова Е.Ю. земельного налога в размере 70 696,00 руб., пени - 239,16 руб.

При разрешении вопроса о возможности принять отказ Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области от части административного иска, судебная коллегия исходит из следующего.

Административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично. Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц (части 2 и 5 ст. 46 КАС РФ).

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 194 КАС РФ суд вправе прекратить производство по административному делу в случае, если административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом.

В данном случае отказ административного истца от административного иска заявлен им добровольно, в пределах полномочий, не противоречит КАС РФ или иным федеральным законам, не нарушает прав других лиц.

Последствия отказа от административного иска, предусмотренные статьей 195 КАС РФ, представителю административного истца известны. Публичные интересы, нарушение которых препятствовало бы принятию судом данного отказа, отсутствуют.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия принимает отказ административного истца от административных исковых требований на основании ст. 46 КАС РФ.

Согласно пункта 4 статьи 309 КАС РФ суд апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы вправе отменить решение суда первой инстанции и прекратить производство по административному делу по основаниям указанным в статье 194 настоящего Кодекса.

В силу ч. 2 ст. 304 КАС РФ в связи с принятием судом апелляционной инстанции отказа административного истца от части исковых требований, решение Центрального районного суда г.Тулы от 11 ноября 2021 года в части взыскания с Кузнецова Е.Ю. земельного налога за период 2018, 2019 годы в размере 70 696 руб., пеней - 239,16 руб. подлежит отмене, а производство по делу в указанной части – прекращению.

Также решение Центрального районного суда г.Тулы от 11 ноября 2021 года в части взыскания с Кузнецова Е.Ю. государственной пошлины надлежит изменить, указав о взыскании с Кузнецова Е.Ю. государственной пошлины в доход бюджета муниципального образования г.Тула в размере 5180,60 руб.

Руководствуясь ст. ст. 46, 194, 308, 309, 310 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Центрального районного суда г.Тулы от 11 ноября 2021 года оставить без изменения в части взыскания с Кузнецова Е.Ю. в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области земельного налога за 2019 год в размере 199 030 руб., апелляционную жалобу Кузнецова Е.Ю. в данной части –без удовлетворения.

Принять отказ Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области от административного иска к Кузнецову Е.Ю. в части взыскания земельного налога за период 2018, 2019 годы задолженности в размере 70 696 руб., пеней - 239,16 руб.

Решение Центрального районного суда г.Тулы от 11 ноября 2021 года в указанной части отменить, производство по делу прекратить.

Взыскать с Кузнецова Е.Ю. государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования г.Тула в размере 5180,60 руб.

В соответствии с частью 2 статьи 318, частью 1 статьи 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи