Судья: Васина Д.К. Дело № 33а-28414/2021 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе: председательствующего Брыкова И.И., судей Редченко Е.В., Климовского Р.В., при секретаре Кехтер А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании 22 сентября 2021 года апелляционную жалобу ФИО1 ча на решение Одинцовского городского суда Московской области от 28 июня 2021 года по делу по административному исковому заявлению ФИО1 ча к УВД РФ по Одинцовскому городскому округу о признании незаконными действий (бездействия), о признании паспорта поддельным, об обязании возвратить паспорт СССР, заслушав доклад судьи Редченко Е.В., объяснения ФИО1, представителя УВД РФ по Одинцовскому городскому округу – ФИО2, установила: ФИО1 обратился в суд с административным иском к УМВД по Одинцовскому г.о. и (с учетом уточнения в ходе рассмотрения дела) просил: признать незаконными действия (бездействия) административного ответчика и заинтересованного лица (МВД России) в части изъятия у административного истца 08 июня 2021г. в здании Юдинского Одинцовского УВД МО принадлежащего административного истцу паспорта <данные изъяты> Заокским Райисполком Тульской области; признать незаконными действия (бездействие) административного ответчика и заинтересованного лица в части выдачи административному истцу 08 июня 2021г. в ФИО3 Одинцовского УВД МО паспорта РФ <данные изъяты>; признать поддельным паспорт <данные изъяты> выданный административным ответчиком 08 июня 2021г. код подразделения 503-069; признать незаконными действия (бездействие) административного ответчика и заинтересованного лица в части отказа в удовлетворении требований истца по возврату ему паспорта СССР <...> выданного 19 апреля 1991г. Заокским Райисполком Тульской области; обязать административного ответчика и заинтересованного лица вернуть административному истцу ранее незаконно изъятый у административного истца паспорт <данные изъяты> выданного 19 апреля 1991г. Заокским Райисполком Тульской области, оформив его надлежащим образом, внеся в него изменения и соответствующие записи, поставив печати соответствующие ГОСТ, оттиски, фотографии; взыскать с РФ в лице УМВД РФ по Одинцовскому городскому округу в пользу ФИО1 понесенные им судебные расходы в виде почтовых отправлений в адрес суда, административного ответчика и заинтересованного лица в размере 1 394 руб. 00 коп. В обосновании требований указывалось, что 08 июня 2001г. в здании ФИО3 Одинцовского УВД у административного истца был принудительно изъят паспорт СССР <...>, выданный 19 апреля 1991г. Заокским Райисполком Тульской области, а взамен - ФИО3 Одинцовского УВД Московской области выдан паспорт РФ <данные изъяты>, от 08 июня 2001г. Административный истец считал, что административный ответчик и заинтересованное лицо грубо нарушили нормы законодательства, действующего на тот момент, намеренно вели административного истца в заблуждение, предоставив ему заведомо ложную информацию, несоответствующую действительному положению дел, что впоследствии привело к нарушению прав и законных интересов административного истца. Административный истец ссылался, что при посещении им в 2019г. административного ответчика по вопросу ненадлежащего оформления его паспорта <данные изъяты>., административный ответчик указал административному истцу на поддельную (несоответствующую) печать в его паспорте РФ, при этом, пояснив, что цвет и оттиск данной печати не соответствует нормам и законодательству и на основании этого паспорт административного истца является поддельным. По данному факту, административный истец обратится к заинтересованному лицу с заявлением от 21 июня 2019г. №3/197709502222 на имя министра МВД РФ ФИО4 с требованием выдать (вернуть) ему паспорт СССР, незаконно изъятый у него 08 июня 2001г. административным ответчиком в ФИО3 Одинцовского УМВ Московской области. Ответом №30/197709502222 от 18 июля 2019г. от имени заинтересованного лица ГУ МВД РФ по Московской области сообщило административному истцу, что обращение по вопросу возврата паспорта гражданина СССР рассмотрено, для решения поставленных в обращении вопросов административному истцу необходимо обратиться к административному ответчику в отдел по вопросам миграции МУ МВД РФ «Одинцовское». 12 августа 2019г. административный истец обратился с заявлением КУСП-10966 к административному ответчику с требованием предоставить ему информацию, напрямую затрагивающую его права и законные интересы, касательно подачи им заявления в органы СССР/РСФСР или УФМС РФ о выходе его из гражданства СССР. Ответом №3/197712661954 от 11 сентября 2019г. административный ответчик, используя свое служебное положение, в нарушении №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» отказался предоставить информацию по существу поставленных в заявлении вопросов, введя административного истца в заблуждение, предоставил ему заведомо ложную и искаженную информацию. Административный истец отмечал, что был намеренно введен в заблуждение средствами массовой информации РФ, действующими по указанию заинтересованного лица, предоставлявшими в течение длительного времени населению РФ посредством СМИ заведомо ложную информацию, о прекращении срока действия паспортов СССР, об обязательной его замене на паспорт РФ и об административной ответственности за отказ или нарушения срока по его замене. Решением Одинцовского городского суда Московской области от 28 июня 2021 года в удовлетворении требований было отказано. В апелляционной жалобе ФИО1 просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему. Согласно пункту 1 статьи 67.1 Конституции РФ Российская Федерация является правопреемником Союза ССР на своей территории, а также правопреемником (правопродолжателем) Союза ССР в отношении членства в международных организациях, их органах, участия в международных договорах, а также в отношении предусмотренных международными договорами обязательств и активов Союза ССР за пределами территории Российской Федерации. В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства. 13 марта 1997г. был издан указ Президента РФ №232 «Об основном документе, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории РФ», согласно пункту 3 которого паспорт гражданина СССР, удостоверяющий личность гражданина РФ, действителен до замены его в установленные сроки на паспорта гражданина РФ. В силу статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 1991 года №1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» (действовал при приобретении ФИО1 гражданства РФ) гражданами РФ признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории РФ на день вступления в силу названного закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве РФ (пункт 1). Лица, родившиеся ДД.ММ.ГГГГ года и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению, если родились на территории Российской Федерации или если хотя бы один из родителей на момент рождения ребенка был гражданином СССР и постоянно проживал на территории Российской Федерации. Под территорией Российской Федерации в данном случае понимается территория Российской Федерации по состоянию на дату их рождения (пункт 2). Статьей 18 данного Федерального закона предусмотрено, что в порядке регистрации гражданство Российской Федерации приобретают граждане бывшего СССР, проживающие на территориях государств, входящих в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на территорию Российской Федерации после 6 февраля 1992 года, если они до 31 декабря 2000 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации (подпункт «г» пункта 1). Как ранее действовавшим законодательством, так и законодательством, действующим в настоящее время, предусмотрено, что гражданство приобретается также по рождению, в порядке регистрации, в результате приема гражданства или восстановления в гражданстве. Гражданство РФ прекращается вследствие выхода из гражданства, вследствие отмены решения о приеме в гражданство, путем выбора гражданства при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренными международными договорами РФ. Из материалов дела усматривается, что на основании соответствующего заявления по форме 1П гражданин ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был документирован паспортом гражданина РФ <данные изъяты> ФИО3 Одинцовского УВД Московской области, в связи с обменом паспорта гражданина СССР на основании паспорта <данные изъяты>, выданного 19 апреля 1991г. ОВД Заокского Райисполкома Тульской области, к которому был выдан вкладыш о гражданстве РФ. Факты обращения за заменой паспорта СССР и подачи соответствующего заявления, ФИО1 не отрицал. Ввиду ликвидации ФИО3 Одинцовского УВД Московской области соответствующие архивные карточки не были представлены в материалы дела, что следует из соответствующего ответа. По вопросам неправомерного, по мнению ФИО1, изъятия паспорта гражданина СССР и выдачи паспорта гражданина РФ, он неоднократно обращался в органы МВД, начиная с 2019 года (то есть через 18 лет после выдачи паспорта гражданина РФ). В ответе ГУ МВД РФ по Московской области №30/197709502222 от 18 июля 2019г. (на заявление административного истца от 21 июня 2019г.) административному истцу было сообщено, что обращение по вопросу возврата паспорта гражданина СССР рассмотрено. Отмечено, что для решения поставленных в обращении вопросов административному истцу необходимо обратиться к административному ответчику в отдел по вопросам миграции МУ МВД РФ «Одинцовское». В ответе МУ МВД России «Одинцовское» №3/197712661954 от 11 сентября 2019г. (по обращению от 13 августа 2019 года) отмечалось, что административный истец был документирован паспортом гражданина РФ на основании личного заявления по форме 1П о выдаче паспорта, данный паспорт был выдан в связи с обменом паспорта гражданина СССР, к паспорту был выдан вкладыш о гражданстве РФ. По сведениям действующих учетов административный истец является гражданином РФ, со сведениями о наличии иного гражданства, либо о выходе из гражданства РФ, административный истец не обращался. Разъяснено, что в случае сомнения в принадлежности к гражданству РФ, необходимо обратиться по месту выдачи паспорта гражданина РФ, к которому был выдан вкладыш о гражданстве РФ. В ответе УМВД России по Одинцовскому г.о. №3/197715539410 от 31 октября 2019г. (на обращение административного истца от 02 октября 2019 года) сообщено, в том числе, что в связи с ликвидацией ФИО3 Одинцовского района Московской области, предоставить сведения об уничтожении паспорта гражданина СССР, выданного административному истцу, не представляется возможным. По обращению административного истца, 17 апреля 2020 года ГУВМ МВД России был дан ответ №3/207705363212, в котором отмечено, что на основании добровольного обращения административного истца с заявлением о выдаче паспорта гражданина РФ, в 2001 году Юдинским ПОМ Одинцовского района Московской области он был документирован паспортом гражданина РФ на основании паспорта гражданина СССР. После получения паспорта гражданина РФ замененные паспорта подлежали уничтожению по акту в порядке, установленном МВД России; уничтожение паспорта, признанного недействительным в связи с заменой, производится в течение месяца после вручения владельцу нового паспорта. Рассматривая требования, суд первой инстанции указал, что при обращении в суд 12 апреля 2021 года административным истцом пропущен трехмесячный срок для оспаривания указанных выше действий (бездействия). Отказывая в удовлетворении требований об оспаривании действий (бездействия), суд первой инстанции исходил, в том числе из того, что на все обращения административного истца ему давались ответы от 18 июля 2019г., 11 сентября 2019г., 31 октября 2019г., и 17 апреля 2020г. Судом первой инстанции отмечено, что паспорт гражданина <данные изъяты>, выданный 19 апреля 1991г. Заокским Райисполком Тульской области на имя ФИО1, был заменен в связи с обменом на паспорт гражданина РФ серии <данные изъяты>. Юдинским отделением милиции Одинцовского УВД Московской области. Вышеуказанный паспорт гражданина СССР был уничтожен в соответствии с приказом МВД России от 15 сентября 1997 года №605 «Об утверждении инструкции о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина РФ», акты об уничтожении недействительных паспортов хранятся 5 лет. По учетам УВМ ГУ МВД России по Московской области сведения о выходе из гражданства СССР/РСФСР, а также прекращения ФИО1 гражданства РФ отсутствуют. Отказывая в удовлетворении требований об обязании административного ответчика и заинтересованного лица выдать паспорт гражданина СССР, суд первой инстанции сослался, что паспорт гражданина СССР был уничтожен согласно Закону РФ «О гражданстве РФ». Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, которым отказано в удовлетворении административного иска. При наличии у ФИО1 гражданства РФ, подтвержденного наличием паспорта СССР с вкладышем о гражданстве РФ, отсутствовали основания для признания незаконными действий, связанных с заменой паспорта гражданина СССР на паспорт гражданина РФ. Сведения о выходе из гражданства СССР/РСФСР, а также о прекращении гражданства РФ в отношении ФИО1 в учетных данных отсутствуют. Кроме того, выданный ФИО1 паспорт гражданина Российской Федерации отвечал установленным законодательством Российской Федерации требованиям и мог быть использован административным истцом в качестве основного документа, удостоверяющим его личность. В случае обнаружения неточности или ошибочности произведенных в паспорте записей он вправе был обратиться в установленном порядке за заменой паспорта РФ. Какие-либо права, свободы и законные интересы ФИО1 оспариваемыми действиями (бездействием) УМВД России по Одинцовскому г.о. нарушены не были, оспариваемые действия были совершены административным ответчиком в пределах его полномочий, с соблюдением нормативных правовых актов, регулирующих спорные отношения. Необходимо также учесть, что в случае нежелания состоять в гражданстве РФ административный истец не лишен права обратиться в установленном порядке за прекращением гражданства РФ. Доводы в апелляционной жалобе о том, что по состоянию на 06 февраля 1992 года административный истец не проживал на территории РФ, не опровергают вышеприведенные выводы и не опровергают факт приема его в гражданство РФ, с выдачей соответствующих документов. Утверждения в апелляционной жалобе о необходимости исчисления сроков для обращения в суд с 31 декабря 2019 года, являются надуманными. Каких-либо нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену решения суда, по данному делу не установлено. Ссылки на неточности при ведении протокола судебного заседания в суде первой инстанции (на что указывается в апелляционной жалобе) не указывают на наличие таких нарушений, кроме того, право на подачу замечаний на протокол судебного заседания административным истцом было реализовано (л.д.81-84, 86). С учетом изложенного, оснований для отмены или изменения решения суда не имеется. Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия определила: решение Одинцовского городского суда Московской области от 28 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 ча – без удовлетворения. Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения. Председательствующий Судьи |