ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-28503/20 от 02.11.2020 Московского областного суда (Московская область)

Судья: Захаренко Ю.В. Дело <данные изъяты>а-28503/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Курлаевой И.В.,

судей Редченко Е.В., Мертехина М.В.,

при помощнике судьи Харламове К.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании <данные изъяты> апелляционную жалобу ФИО1 на решение Мытищинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Росреестра по <данные изъяты> о признании незаконными и отмене решений от <данные изъяты>, от <данные изъяты>, от <данные изъяты> об отказе во включении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, об обязании поставить жилой дом на кадастровый учет как ранее учтенный объект недвижимости,

заслушав доклад судьи Редченко Е.В.,

объяснения представителя Управления Росреестра по <данные изъяты>ФИО2,

установила:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Управлению Росреестра по <данные изъяты> о признании незаконными и отмене решений от <данные изъяты>, от <данные изъяты>, от <данные изъяты> об отказе во включении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости. Просил обязать поставить на кадастровый учет как ранее учтенный объект недвижимости жилой дом, принадлежащий ему на праве собственности.

В обоснование требований указывалось, что административный истец является законным наследником умершего собственника спорного жилого дома, постоянно зарегистрирован в данном жилом доме. Жилой дом был принят в эксплуатацию решением исполкома Мытищинского городского совета народных депутатов <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>, и на дом составлен технический паспорт <данные изъяты>.

Считая необходимым внести в ЕГРН сведения о данном доме как о ранее учтенном объекте недвижимости, административный истец неоднократно обращался в регистрирующий орган с соответствующими заявлениями.

Оспариваемыми решениями ему было отказано ввиду несоответствия заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или необходимых для государственного учета документов по форме либо содержанию, требованиям действующего законодательства, а также на основании того, что в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным. Кроме того, в отношении площади спорного дома был направлен межведомственный запрос, ответ на который не поступил.

Данные решения административный истец считал незаконными и нарушающими его права, поскольку дом по всем признакам является ранее учтенным, административный истец представил в регистрирующий орган все необходимые сведения и документы для проведения кадастрового учета жилого дома как ранее учтенного, а непредставление органом или организацией в порядке межведомственного взаимодействия документов и информации, запрошенных органом кадастрового учета, само по себе не может повлечь отказ в осуществлении государственного кадастрового учета.

В судебном заседании суда первой инстанции административный истец ФИО1 требования поддержал.

Административный ответчик – Управление Росреестра по <данные изъяты> своего представителя не направил, был извещен, представил письменные возражения.

Решением Мытищинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> в удовлетворении требований было отказано.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.

Административный истец не явился, был извещен по месту своего проживания, но получение почтовой корреспонденции по этому адресу не обеспечил.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившегося лица, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со статьей 69 Федерального закона от <данные изъяты> N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от <данные изъяты> N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей (часть 1).

Права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами (часть 2).

Государственная регистрация прав на объекты недвижимости, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, в Едином государственном реестре недвижимости обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, или совершенной после дня вступления в силу Федерального закона от <данные изъяты> N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» сделки с указанным объектом недвижимости, если иное не установлено Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Заявление о государственной регистрации указанных в настоящей части прав на объект недвижимости может быть представлено нотариусом, удостоверившим сделку, на основании которой осуществляется государственная регистрация перехода таких прав, их ограничение и обременение указанных объектов недвижимости (часть 3).

Технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от <данные изъяты> N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от <данные изъяты> N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», также считаются ранее учтенными объектами недвижимости (часть 4).

В случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьей 62 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании:

1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;

2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от <данные изъяты> N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав;

3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости (часть 5).

Порядок и сроки направления органом регистрации прав указанных в пункте 3 части 5 настоящей статьи запросов устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы (организации) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации бесплатно представляют в орган регистрации прав по его запросам, указанным в пункте 3 части 5 настоящей статьи, все имеющиеся у них сведения и копии документов о соответствующем объекте недвижимого имущества в течение трех рабочих дней со дня получения такого запроса (часть 6).

В течение пяти рабочих дней со дня включения в Единый государственный реестр недвижимости документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости орган регистрации прав выдает или направляет лицу, обратившемуся с запросом о предоставлении сведений, без взимания дополнительной платы или лицу, обратившемуся с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, выписку из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости:

1) в форме документа, указанного в запросе о предоставлении сведений или межведомственном запросе, если ранее на основании этих запросов органом регистрации прав выданы или направлены уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений об объекте недвижимости;

2) в форме документа, указанного в соответствующем заявлении, если сведения в отношении такого объекта недвижимости внесены при рассмотрении заявления о внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;

3) в форме документа, указанного в соответствующем заявлении, если ранее на основании заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости принято решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в связи с отсутствием в представленных заявителем документах необходимых сведений и если сведения в отношении такого объекта недвижимости внесены при поступлении в орган регистрации прав по его запросам документов, представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами или организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации (часть 7).

Орган регистрации прав принимает решение об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если:

1) имеются несоответствия представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания;

2) в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи;

3) сведения об объекте недвижимости содержатся в Едином государственном реестре недвижимости;

4) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи, свидетельствует об отсутствии необходимых документа и (или) сведений и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе (часть 8).

Сведения об объектах недвижимости, права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона от <данные изъяты> N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и не прекращены и государственный кадастровый учет которых не осуществлен, вносятся в Единый государственный реестр недвижимости по правилам, предусмотренным настоящей статьей для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости (часть 9).

В случае, если в Едином государственном реестре недвижимости в течение пяти лет с даты присвоения кадастровых номеров ранее учтенным зданиям, сооружениям, помещениям, объектам незавершенного строительства отсутствуют сведения о правах на такие объекты недвижимости или о вещных правах на земельные участки, на которых расположены такие объекты недвижимости, орган регистрации прав в течение десяти рабочих дней по истечении указанного срока направляет сведения о таких объектах недвижимости в уполномоченные органы местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а если такие объекты недвижимости находятся на межселенных территориях, - в органы местного самоуправления муниципальных районов или, если такие объекты недвижимости находятся на территориях субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, - в уполномоченные органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации - города федерального значения. Правила настоящей части не применяются к зданиям, сооружениям, если осуществлена государственная регистрация права собственности хотя бы на одно помещение, расположенное в таком здании, сооружении, к многоквартирным домам, а также помещениям, расположенным в многоквартирном доме и составляющим общее имущество в этом многоквартирном доме (часть 10).

Судом установлено и из материалов дела усматривается, что в ЕГРН содержатся сведения о жилом доме с кадастровым номером 50:12:0100906:60 (ранее присвоенный инвентарный <данные изъяты>), площадью 50.6кв.м по вновь присвоенному адресу: <данные изъяты> (предыдущий адрес: <данные изъяты>). В отношении данного жилого было зарегистрировано право собственности ФИО3 (номер регистрации 50-50-12/028/2010-381 от <данные изъяты>) на основании договора купли-продажи целого жилого дома от <данные изъяты>, удостоверенного государственным нотариусом Мытищинской государственной нотариальной конторы <данные изъяты>ФИО4<данные изъяты>, реестровый <данные изъяты>.

<данные изъяты>ФИО1 (сын ФИО3) было выдано свидетельство о праве на наследство по закону на 1/2 доли жилого дома, расположенного по адресу: <данные изъяты>, состоящего из основного строения, общей площадью 50,6 кв.м., с указанным кадастровым номером 50:12:0100906:60.

<данные изъяты>ФИО1 обратился в регистрирующий орган с заявлением <данные изъяты> о включении в ЕГРН сведений как о ранее учтенном объекте недвижимости - жилом доме, площадью 50.6 кв.м, по адресу: <данные изъяты>. К заявлению были приложены технический паспорт от <данные изъяты> (без инвентарного номера), составленный по состоянию на <данные изъяты>, на индивидуальный жилой дом площадью 50.6 кв.м, в котором указан собственником ФИО3 на основании Договора купли-продажи целого жилого дома от <данные изъяты>, удостоверенного государственным нотариусом Мытищинской государственной нотариальной конторы <данные изъяты><данные изъяты>, реестровый <данные изъяты>.

<данные изъяты> Управлением Росреестра по <данные изъяты> был направлен запрос в орган (организацию) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации - подразделение ГУП МО «МОБТИ» о предоставлении копии инвентарного дела в качестве документа, подтверждающего ранее осуществленный государственный учет объекта недвижимости (жилого дома площадью 50.6 кв.м по адресу: <данные изъяты>) для принятия решения о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в ГКН.

<данные изъяты> по итогам правовой экспертизы документов было принято первое оспариваемое решение <данные изъяты> об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости (жилом доме площадью 50.6кв.м. по адресу: <данные изъяты>) на основании пункта 2 части 8 статьи 69 Федерального закона «О регистрации недвижимости», поскольку представленные документы не дают основания считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а по межведомственному запросу документов не поступало.

<данные изъяты>ФИО1 повторно представил в орган регистрации прав заявление <данные изъяты> для включения сведений как о ранее учтенном объекте недвижимости в ЕГРН - об указанном жилом доме, площадью 50.6 кв.м. К заявлению были приложены аналогичный технический паспорт от <данные изъяты>, копия обращения ФИО1 от <данные изъяты> в адрес руководителя Управления ФИО5 о включении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в ЕГРН.

18 апреля Управление Росреестра по <данные изъяты> вновь направило запрос в подразделение ГУП МО «МОБТИ» о предоставлении копии инвентарного дела в качестве документа, подтверждающего ранее осуществленный государственный учет объекта недвижимости (жилого дома площадью 50.6кв.м по адресу: <данные изъяты>) для принятия решения о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в ГКН.

<данные изъяты> по итогам проведения правовой экспертизы документов принято второе оспариваемое решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости (жилом доме площадью 50.6 кв.м по адресу: <данные изъяты>) на основании пункта 2 части 8 статьи 69 указанного выше Федерального закона, поскольку представленные документы не дают основания считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а по межведомственному запросу документов не поступало.

<данные изъяты>ФИО1 вновь представил в орган регистрации прав заявление <данные изъяты> о включении сведений как о ранее учтенном объекте недвижимости в ЕГРН - жилом доме площадью 50.6 кв.м. К заявлению ФИО1 прилагал тот же технический паспорт от <данные изъяты>.

<данные изъяты> по результатам проведения правовой экспертизы документов было принято третье оспариваемое решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости (жилом доме площадью 50.6 кв.м) на основании пункта 2 части 8 статьи 69 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» ввиду того, что представленные документы не дают основания считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а по межведомственному запросу документов не поступало.

Отказывая в удовлетворении требований об оспаривании указанных решений, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые решения приняты уполномоченным должностным лицом, в пределах своих полномочий, в соответствии с законом, права административного истца Управлением Росреестра по <данные изъяты> не нарушены, основания для принятия оспариваемого решения имелись, поскольку с учетом вышеприведенных сведений спорный жилой дом не может быть отнесен к объектам недвижимости, в отношении которых должен осуществляться кадастровый учет как в отношении ранее учтенных объектов недвижимости.

Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, поскольку из материалов дела следует, что по крайней мере, с <данные изъяты> в ЕГРН уже содержатся сведения о спорном жилом доме, площадью 50,6 кв.м, по адресу: <данные изъяты>; данному жилому дому присвоен кадастровый <данные изъяты>; права на него по состоянию на <данные изъяты> были зарегистрированы за наследодателем ФИО3

Следовательно, спорный жилой дом не отвечает условиям, чтобы сведения о нем были бы внесены как о ранее учтенном в порядке статьи 69 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».

Повторное внесение в ЕГРН сведений о том же самом объекте действующим законодательством не предусмотрено.

При таких обстоятельствах нет оснований считать оспариваемые решения незаконными.

Оспариваемое решение принято в пределах полномочий регистрирующего органа и в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество (утвержден приказом Минэкономразвития России от <данные изъяты> N 278), Порядком ведения ЕГРН (утвержден приказом Минэкономразвития России от <данные изъяты>г. <данные изъяты>).

Права административного истца не могут считаться нарушенными.

В случае, если административный истец имеет намерение зарегистрировать свои права на жилой дом, ему нужно подавать соответствующее заявление о регистрации права с подтверждающими документами.

Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда по данному делу не установлено. Доводы в апелляционное жалобе о нарушении правил извещения подлежат отклонению, поскольку все лица надлежаще извещались и присутствовали в судебном заседании суда первой инстанции, что следует из протокола судебного заседания (л.д.51-53 т.2). Иные указанные в апелляционной жалобе нарушения (неразрешение ходатайства, неприобщение документа) также не указывают на такие процессуальные нарушения. Вопреки утверждения в апелляционной жалобе содержание решения суда первой инстанции не противоречит положениям главы 15 КАС РФ.

С учетом изложенного, оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Мытищинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи