АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33А-2855/2014
12 ноября 2014 г. г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего – Потапченко И.Н.,
судей Патланя В.А. и Давыдова Д.А.,
при секретаре Федотове Е.А.
рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе представителя заявителя ФИО1 на решение Краснодарского гарнизонного военного суда от 11 августа 2014 г., которым отказано в удовлетворении заявления <данные изъяты> ФИО2 об оспаривании действий начальника федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ (далее - ФГКУ «Югрегионжилье»), связанных со снятием заявителя и членов его семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Давыдова Д.А., объяснения представителя заявителя – ФИО8 в обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия
установила:
Приказом командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № № ФИО2 досрочно уволен с военной службы в связи с проведением организационно-штатных мероприятий.
ДД.ММ.ГГГГ командир этой же воинской части издал приказ № №, которым внес изменения в приказ от ДД.ММ.ГГГГ № № об исключении заявителя из списков личного состав воинской части с ДД.ММ.ГГГГ того же года, указав, что заявитель уволен с военной службы с оставлением на жилищном учете.
Решением начальника ФГКУ «Югрегионжилье» от ДД.ММ.ГГГГ № № ФИО2 и члены его семьи (супруга и два сына) на основании ст. 53 и п. 6 ч.1 ст. 56 ЖК РФ сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В обоснование данного решения указано, что заявитель в ДД.ММ.ГГГГ г. намеренно ухудшил свои жилищные условия, распорядившись принадлежащим ему жилым помещением по адресу: <адрес> (общей площадью <данные изъяты> кв.м).
Данное решение заявитель оспорил в судебном порядке.
Гарнизонным военным судом в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе представитель заявителя просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявления по следующим основаниям. Решение о принятии ФИО2 на жилищный учет в ДД.ММ.ГГГГ является законным. Сведения о продаже им жилого помещения в ДД.ММ.ГГГГ заявитель не скрывал, не соответствующих действительности сведений в ФГКУ «Югрегионжилье» не представлял. Заявитель сдал занимаемое служебное жилое помещение в <адрес>, а его право на предоставление жилого помещения в избранном после увольнения месте жительства в <адрес> реализовано не было. Наличие жилого помещения не по месту службы и не по избранному месту жительства не препятствует предоставлению военнослужащему жилого помещения в избранном после увольнения месте жительства. Общая площадь жилого помещения, находящегося в собственности военнослужащего и соответствующая сделка по ее отчуждению, влияет только на размер предоставляемого жилья. Норма предоставления жилья военнослужащему установлена ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», а учетная норма, установленная в <адрес>, не имеет отношения к предмету спора.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение законным и обоснованным.
Судебное разбирательство по данному делу проведено всесторонне, полно и объективно, с выяснением всех обстоятельств, имеющих значение для дела, которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
В соответствии с редакцией п.1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», действовавшей в период спорных правоотношений, военнослужащие признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ. Согласно ч.1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, не признаются собственники жилых помещений, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы.
Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. № 1054.
В указанных Правилах учета урегулирован порядок учета соответствующих категорий граждан, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, то есть тех лиц, которым законодательством Российской Федерации уже предоставлено право на получение жилья.
Согласно подп. «и» п.7 Правил учета избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.
Вместе с тем наличие у таких граждан в собственности индивидуального жилого дома (квартиры), в соответствии с подп. «а» п.10 Правил учета, является препятствием для признания их нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.
В системном толковании с действующими нормами жилищного законодательства подп. «а» п.10 Правил учета допускает возможность улучшения гражданами жилищных условий, независимо от наличия у них в собственности жилых помещений, но с учетом общих требований - предоставления жилой площади в пределах социальной нормы общей площади жилого помещения, установленной субъектами Российской Федерации.
В соответствии с п.16.2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153, в случае отчуждения гражданином, участником подпрограммы жилого помещения, принадлежащего им на праве собственности, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам настоящих Правил, и общей площадью отчужденного жилого помещения. Указанные гражданско-правовые сделки учитываются за период, предшествующий выдаче ему сертификата, установленный законом субъекта Российской Федерации в соответствии с ч.8 ст.57 ЖК РФ, но не менее чем за 5 лет. Право на получение сертификата предоставляется гражданину - участнику подпрограммы только в случае, если определенный в указанном порядке размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, составляет не менее 18 кв. метров.
В силу ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых они могли быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на соответствующий учет не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В соответствии со ст. 9 ГК РФ граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Совершая юридически значимые действия, в результате которых ухудшаются жилищные условия, лица должны действовать разумно и добросовестно, оценивая последствия своего поведения, в том числе и возможность уменьшения обеспеченности общей площадью жилого помещения.
Таким образом, действующее законодательство не предусматривает права на получение жилья военнослужащими в избранном месте постоянного жительства после увольнения с военной службы, распорядившимися жилыми помещениями по установленным нормам, до истечения пяти лет после намеренного ухудшения жилищных условий, за исключением реализации ими права на жилище путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
В связи с изложенным ФИО2, не изъявивший желания реализовать право на жилище в период военной службы путем выдачи государственного жилищного сертификата, мог быть принят на жилищный учет для предоставления жилого помещения в <адрес> не ранее чем через пять лет со дня отчуждения им в ДД.ММ.ГГГГ г. жилого помещения, соответствующего учетной норме, как по избранному месту жительства, так и по месту расположения этого жилого помещении.
В настоящее время действуют также Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 г. № 512.
Согласно п.2 указанных Правил в целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации по избранному постоянному месту жительства. В силу п.6 указанных Правил военнослужащие, ухудшившие жилищные условия с целью принятия на жилищный учет, принимаются на соответствующий учет не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно п.14 Правил военнослужащие (граждане, уволенные с военной службы) состоят на учете до предоставления им жилых помещений или до выявления предусмотренных п.п. 1, 2 и 4 -6 ч.1 ст. 56 ЖК РФ оснований для снятия их с учета.
При таких обстоятельствах ФИО2, неправомерно принятый в ДД.ММ.ГГГГ г. на жилищный учет, подлежал снятию с такового в силу п.6 ч.1 ст. 56 ЖК РФ, независимо от того представил ли заявитель сам сведения, не соответствующие действительности, или же нарушения при принятии его на жилищный учет были допущены должностными лицами ФГКУ «Югрегионжилье».
Таким образом, вопреки доводам представителя заявителя, ФИО2 при увольнении с военной службы правом состоять на жилищном учете не обладал. При этом обеспечение заявителя жильем по истечении пяти лет после отчуждения жилого помещения возможно на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 ЖК РФ, то есть, по решению органа местного самоуправления по месту жительства (избранного места жительства после увольнения в запас) военнослужащего.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327.1, 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Краснодарского гарнизонного военного суда от 11 августа 2014 г. по заявлению ФИО2 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя заявителя – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи