РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Дело № 33а-2861
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего Бузыновской Е.А.
судей Романовой И.А., Герасимовой О.В.
с участием прокурора Доськовой Т.Ю.
при секретаре Афанасьевой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Хабаровске 22 мая 2019 года дело по административному иску прокурора города Комсомольска-на-Амуре, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконными действий администрации города Комсомольска-на-Амуре по нарушению сроков предоставления муниципальных услуг в отношении юридических и физических лиц,
по апелляционной жалобе представителя администрации г.Комсомольска-на-Амуре – ФИО1 на решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 22 января 2019 года.
Заслушав доклад судьи Герасимовой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Комсомольска-на-Амуре, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском о признании незаконными действий администрации города Комсомольска-на-Амуре по нарушению сроков предоставления муниципальных услуг в отношении юридических и физических лиц, мотивируя свои требовании тем, что истцом проведена проверка соблюдения органом местного самоуправления законодательства, обеспечивающего защиту прав инвесторов и резидентов ТОР «Комсомольск» при предоставлении им муниципальных услуг в градостроительной и земельных сферах, в том числе при создании инфраструктуры ТОСЭР, а также проверка исполнения требований земельного и градостроительного законодательства при осуществлении администрацией города административных процедур по выдаче разрешений на строительство, ввод объектов в эксплуатацию, продление сроков действия разрешений на строительство, в ходе которых выявлены нарушения законодательства. В силу требований ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами. Во исполнение указанных требований закона, администрацией города принято несколько административных регламентов, регулирующие порядок предоставления муниципальных услуг в сфере земельного и градостроительного законодательства. Также во исполнение требований Постановления Правительства РФ от 27.09.2011 № 797 установлен порядок взаимодействия администрации города и КГКУ «ОСЭП Хабаровского края», а также перечень муниципальных услуг, предоставляемых МФЦ на основании соглашения № от 08.08.2013 о взаимодействии между КГКУ «ОСЭП Хабаровского края» и администрацией города Комсомольска-на-Амуре». Пунктом 3.2.10 указанного Соглашения установлена обязанность администрации города Комсомольска-на-Амуре направлять в МФЦ в течение 1 рабочего дня, следующего за днем принятия решения, письменное уведомление о результате рассмотрения (мотивированном отказе в предоставлении) муниципальной услуги и сам результат для выдачи заявителю, но не позднее срока, установленного соответствующим административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги. Вместе с тем, установлено, что в отношении нескольких субъектов физических и юридических лиц были допущены нарушения сроков предоставления муниципальный услуг по выдаче разрешения на строительство (16 субъектов); по выдаче разрешений на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства (7 субъектов); по выдаче градостроительство плана (5 субъекта); по предоставлению земельного участка в аренду или безвозмездное пользование (24 субъекта); по выдаче разрешения на использование земель (1 субъект); по выдаче решение о предоставлении земельного участка для строительства (2 субъекта). По выявленным нарушениям, в адрес ответчика направлено представление, которое в части исчисления сроков и предоставления муниципальных услуг, отклонено, что явилось основанием для обращения в суд с названным иском.
Решением Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 22 января 2019 года требования прокурора удовлетворены частично.
Признаны незаконными действия администрации города Комсомольска-на-Амуре по нарушению сроков предоставления муниципальных услуг по следующим обращениям юридических и физических лиц:
По оказанию муниципальной услуги по выдаче разрешения на строительство по заявлению: ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть», АНО «Водно-спортивный комплекс города Комсомольск-на-Амуре», ГСК «Железнодорожник», МУП «Горводоканал», КГКУ «Служба заказчика министерства строительства Хабаровского края», ООО «АвтоДом», ООО «Владимир», ООО «АРЕС», ПАО «Компания Сухой», ПАО «Компания «Сухой» «КНААЗ им. Ю.А. Гагарина», ПАО «НК Роснефть», МКУ «Управление капитального строительства города Комсомольска-на-Амуре», ООО «Росинмонолитстрой», ООО «Взлет», ООО «Ремстрой», ООО «Славянский стиль»;
По оказанию муниципальной услуги по выдаче разрешения на вод в эксплуатацию объекта капитального строительства: ИП ФИО2, ПАО «Компания «Сухой», ПАК «Севастопольский-2», ООО Производственно-торговое предприятие «Прайд», ООО «ЧМП-Плюс», ООО «Автоком»,
По оказанию муниципальной услуги по выдаче градостроительного плана: АО «Корпорация развития Дальнего Востока», ООО «ДВ-Актив», ООО «СВ-Трейд»,
По оказанию муниципальной услуги по предоставлению в аренду или безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности…: МУП «Теплоцентраль», Кооператив «Новинка», Потребительский автокооператив «КООПЕРАТОР», Потребительский кооператив по эксплуатации погребов «Романтик», МУП «ППЭС», Автокооператив «Восток», Кооператив «Погребок – 2» по строительству подземных секционных погребов, Местная религиозная организация христиан веры евангельской (пятидесятников) «Церковь Бога живого» города Комсомольска-на-Амуре, ООО «Дальневосточная генерирующая компания», ПАК «Восточный М», ПАК «Шанс», Потребительский автокооператив «Фестивальный 4-5», Потребительский кооператив «Автокооператив «Символ», Автокооператив «Аско-Мед», ООО «СК Север», Потребительский кооператив «Парижская Коммуна», Потребительский автокооператив «Монтажник», Кооператив по строительству и эксплуатации кооперативных погребков при ЖЭУ «Юбилейная-2», Потребительский кооператив «Березка», МУП «ППТС», Потребительский кооператив «АИД», Кооператив «Погребок – 1» по строительству подземных секционных погребков, Потребительский кооператив Автокооператив «Каскад»,
по оказанию муниципальной услуги по выдаче разрешения на о предоставлении земельных участков для строительства: ООО «Дальневосточная ремонтно-строительная компания»,
по оказанию муниципальных слуг «Присвоение, изменение, аннулирование адресов зданиям, сооружениям и строениям капитального характера, объектам незавершенного строительства и земельным участкам на территории городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» и Прием документов и регистрация информационных конструкций на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» - Потребительский автокооператив «Новый», ООО «Машенька».
В апелляционной жалобе представитель администрации г.Комсомольска-на-Амуре – ФИО1 с постановленным по делу решением не согласен, считает его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм процессуального права. Указывает, что прокурор обратился в суд с настоящим исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, что не соответствует материалам дела, так как круг лиц, чьи, по мнению прокурора, права нарушены, четко определен в тексте административного искового заявления. Вывод суда о том, что заключенное между администрацией г. Комсомольска-на-Амуре и КГКУ «Оператор системы электронного Правительства Хабаровского края» соглашение № от 08.08.2013 является нормативно-правовым актом, противоречит действующему законодательству, так как указанное соглашение не является нормативным правовым актом, не распространяется на неопределенный круг лиц, а регулирует только взаимоотношения между сторонами соглашения. Просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора г.Комсомольска-на-Амуре А.В. Ерукова просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Согласно ч.1 ст.308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения прокурора Доськовой Т.Ю., с доводами апелляционной жалобы не согласившейся, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
В соответствии с ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Из содержания п.1 ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Из материалов дела следует, что 08.08.2018 и.о. заместителя прокурора г.Комсомольска-на-Амуре принято решение о проведении проверки в отношении администрации г.Комсомольска-на-Амуре, в том числе, на предмет соблюдения законодательства, обеспечивающего защиту прав инвесторов и резидентов ТОСЭР при предоставлении им муниципальных услуг и градостроительный и земельных сферах, в том числе при создании инфраструктуры ТОСЭР.
По факту проверки и выявленных нарушений, 05.09.2018 в адрес главы города Комсомольска-на-Амуре прокуратурой города направлено представление, в котором требуют исключить факты нарушения сроков оказания муниципальных услуг и разместить актуальную информацию о предоставляемых муниципальных услугах в сети «Интернет» на едином портале государственных и муниципальных услуг.
В ответ на представление, глава города указывает, что на данный момент идет разработка проектов по внесению изменений в административные регламенты.
В силу ч.1 ст.15 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», предоставление государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами по принципу «одного окна».
Постановлением администрации города Комсомольска-на-Амуре от 05.06.2013 №-па утвержден «Перечень муниципальных услуг муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», предоставление которых организуется по принципу «одного окна» в филиале МФЦ Хабаровского края.
Порядок взаимодействия администрации города и КГКУ «ОСЭП Хабаровского края», а также перечень муниципальных услуг, предоставляемых МФЦ, установлен соглашением № от 08.08.2013 о взаимодействии между КГКУ «ОСЭП Хабаровского края» и администрацией города Комсомольска-на-Амуре».
Пунктом 3.2.10 Соглашения о взаимодействии между КГКУ «Оператор систем электронного правительства Хабаровского края и администрацией городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» № от 08.08.2013 установлена обязанность администрации города Комсомольска-на-Амуре направлять в МФЦ в течение 1 рабочего дня, следующего за днем принятия решения, письменное уведомление о результате рассмотрения (мотивированном отказе в предоставлении) муниципальной услуги и сам результат для выдачи заявителю, но не позднее срока, установленного соответствующим административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги.
Согласно п.2.4.1 Постановления Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 23.04.2012 N 1232-па (ред. от 13.06.2018) «Об утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также на ввод объектов в эксплуатацию», а также положениям п.3 ч.11 ст.51 Градостроительного кодекса РФ, срок для принятия решения о выдаче разрешения на строительство составляет семь рабочих дней со дня получения администрацией города Комсомольска-на-Амуре заявления о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства, заявления о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) индивидуального жилого дома.
В соответствии с ч.5 ст.55 ГрК РФ срок предоставления муниципальной услуги по выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства установлен 7 рабочих дней и исчисляется со дня поступления заявления до выдачи заявителю разрешения на ввод объекта в эксплуатацию или отказа в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В соответствии с п.2.4.1. Постановления Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 23.04.2012 № 1232-па (ред. от 13.06.2018) «Об утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также на ввод объектов в эксплуатацию», срок для принятия решения о выдаче разрешения на строительство составляет семь рабочих дней со дня получения администрацией города Комсомольска-на-Амуре заявления о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства, заявления о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) индивидуального жилого дома.
В соответствии с ч.6 ст.57.3. ГрК РФ, орган местного самоуправления в течение двадцати рабочих дней после получения заявления, указанного в части 5 настоящей статьи, осуществляет подготовку, регистрацию градостроительного плана земельного участка и выдает его заявителю. Градостроительный план земельного участка выдается заявителю без взимания платы.
В соответствии с п.2.4 Постановления Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 17.10.2011 № 3018-па (ред. от 24.10.2017) «Об утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача градостроительного плана земельного участка», срок предоставления муниципальной услуги составляет двадцать рабочих дней с даты регистрации заявления о предоставлении муниципальной услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка.
В соответствии с п.6 ст.39.20 Земельного кодекса РФ, любой из заинтересованных правообладателей здания, сооружения или помещений в них вправе обратиться самостоятельно в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду. В течение тридцати дней со дня получения указанного заявления от одного из правообладателей здания, сооружения или помещений в них уполномоченный орган направляет иным правообладателям здания, сооружения или помещений в них, имеющим право на заключение договора аренды земельного участка, подписанный проект договора аренды с множественностью лиц на стороне арендатора.
В соответствии с п.п.2.3 и 2.4. Постановление Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 16.06.2015 № 1857-па (ред. от 13.04.2018) «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление в аренду или в безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», общий срок рассмотрения заявления и прилагаемых документов, подготовки проекта договора аренды земельного участка или проекта договора безвозмездного пользования земельным участком либо решения об отказе в предоставлении земельного участка составляет не более тридцати дней с даты регистрации заявления.
В соответствии с п.п.2.3, 2.4 Постановления Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 12.08.2016 № 2124-па (ред. от 29.06.2018) «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории муниципального образования городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре», срок предоставления муниципальной услуги составляет не более 25 календарных дней с даты регистрации заявления о ее предоставлении в муниципальной автоматизированной информационной системе «Взаимодействие муниципальных служащих» (АИС ВМС).
В соответствии с п.2.4 Постановления Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 01.12.2014 № 4214-па (ред. от 03.11.2016, действующей на момент оказания муниципальной услуги) «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства» Срок принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства составляет 2 недели со дня регистрации заявления о предоставлении муниципальной услуги в МФЦ г.Комсомольска-на-Амуре.
Суд первой инстанции, руководствуясь указанными положениями, регулирующими данные правоотношения, установив моменты исчисления сроков по оказанию муниципальных услуг, срок их предоставления, пришел к выводу о том, что в большей части административным ответчиком соблюдены сроки оказания муниципальных услуг, в связи с чем, частично удовлетворил заявленные требования прокурора.
Выводы суда, изложенные в решении, подробно мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным сторонами доказательствам, нормам материального и процессуального права, подлежащим применению к спорным правоотношениям.
Довод апелляционной жалобы о незаконности судебного акта, постановленного без учета того, что прокурор обратился в интересах определенного круга лиц, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку в данном случае следует признать, что прокурор действовал в рамках предоставленных ему во взаимосвязи со статьей 39 Кодекса административного судопроизводства РФ, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» полномочий в целях защиты прав лиц, на предоставление органом местного самоуправления муниципальных услуг в градостроительной и земельных сферах.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, решение суда не содержит выводом о том, что соглашение № 18 от 08.08.2013 заключенное между администрацией г.Комсомольска-на-Амуре и КГКУ «Оператор системы электронного Правительства Хабаровского края» является нормативно-правовым актом. Указанное соглашение о взаимодействии, по своей правовой природе, является административным договором, регулирующим механизмы взаимодействия с органами местного самоуправления в отношении услуг, включенных в перечни муниципальных услуг, предоставляемых в МФЦ органами местного самоуправления, утвержденные муниципальными правовыми актами.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции следует признать законным, обоснованным, по существу правильным, в связи с чем, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не усматривает.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 22 января 2019 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации г.Комсомольска-на-Амуре – ФИО1, без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий Е.А. Бузыновская
Судьи И.А. Романова
О.В. Герасимова